ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО АМПИР: ЩЕГОЛИ И ЩЕГОЛИХИ
Годы
После французской революции моды, диктуемые двором, уступили место внешне единообразным буржуазным модам. Мужской костюм все больше становится деловым костюмом. Если в прежние века костюм подчеркивал безделье его обладателя, то теперь он выражает энергию, деловитость человека новой эпохи.
Хозяевами жизни стали коммерсанты, промышленники, банкиры и фабриканты. Их образу жизни, роду деятельности, характеру развлечений начинают подчиняться представления о мужской красоте. Понятие мужественности наполняется новым смыслом. Предприимчивость, инициатива, умение приобретать, деловой размах выступают в нем на первый план. Перед ними теряют свое значение внешний облик и физические качества, которые на протяжении веков определяли мужскую красоту.
В XIX в. ведущая роль в модах перешла к женскому костюму. Мужской же костюм мог отличаться только качеством ткани, белизной белья. Выделяться яркостью одежды или обилием украшений считалось для мужчин дурным тоном. Женщина в XIX столетии постепенно становится как бы рекламой-выставкой благосостояния и положения в обществе своего мужа, вывеской, символом процветания его дел. Она - дорогая игрушка, удел которой светские развлечения и искусство. Если мужской костюм на протяжении века изменяется лишь в деталях, то женский костюм стремительно и безоглядно откликается на все новые направления в искусстве и подчиняется им. Роскошные, богатые ткани, нагромождение отделки и украшений, быстрая смена моды, рассчитанная на стремление поразить окружающих, броские эффекты - таков женский костюм XIX в. Первенство в области женской моды по-прежнему остается за раскрепощенной и сексуальной Францией, мужской - за строгой и выдержанной Англией.
Французская мода эпохи империи Наполеона I - это яркая страница в истории европейской моды. Европа той блистательной и героической эпохи напоминала огромный военный лагерь. Это время настоящего царства мужчины, и влияние военного духа на все стороны жизни было огромно, но «царицей» бала все равно оставалась женщина, дама. Поэтому не удивительно, что ампир (от фр. empire - империя) в моде во многом связан с именем Жозефины Богарнэ - одной из «мервейез», большой поклонницы тонких платьев из прозрачного муслина или газа на голом теле. Именно она оказала покровительство талантливому портному Леруа, который с ее легкой руки стал одевать по последней моде весь императорский двор.
Леруа по праву считался лучшим парижским портным - крупнейшим представителем парижской моды XIX в., творцом моды ампир. Он не только создавал модели для своих заказчиц, но и предлагал к ним специальные шляпки (то есть создавал как бы целый костюмный ансамбль), кроме того, особую парфюмерию, что позже стало обычным делом больших французских салонов моды. У модных портных появляются собственные мастерские, - что-то среднее между ателье и мануфактурой, где работало несколько сот швей, - и «собственные» модельеры, например Огюст Жарнери, работавший на Леруа.
Наполеон I, стремясь придать столь желанный и крайне необходимый для его молодого двора блеск, старался следовать старым традициям королевского двора с тем, чтобы в дальнейшем ввести собственную парадную одежду. Поэтому сначала французская мода ориентировалась па вкусы венского двора - туда эмигрировали после революции за приверженцами короля и все модные портные времен Людовика XVI и Марии-Антуанетты, в частности знаменитая Роз Бертэн, бывшая модистка королевы Франции.
На первых порах двор Наполеона довольствовался не только «привозной модой, но и импортными товарами. Модны были английское сукно, индийский муслин, шелк из Турина, полотно из Голландии, обувь из Ирландии, привозные кружева и т.д.
После кратковременного возврата моды рококо, по поручению Наполеона придворный художник Ж.-Л. Давид и оформитель церемоний (церимониалмейстер) Ж.-Б. Изабе сделали роскошные эскизы, а затем по ним были изготовлены столь же роскошные костюмы для императорского двора. Но, то была парадная одежда узкого круга придворных. В повседневной моде все было несколько иначе.
Мужская мода ампира: господин в костюме для верховой езды
Еще во времена революции начался «выход» моды «в народ»: отмена старых цеховых правил привела к массовому пошиву одежды. Упрощенный покрой платьев и массовое производство тканей дали возможность продавать одежду за приемлемую цену средним слоям населения.
Огромную поддержку популяризации моды оказывают издания модных журналов, причем, не только в Париже, но и по всей Европе. Но именно в Париже они достигнут наибольшего расцвета и в дальнейшем удержат свое первенство среди европейских журналов моды.
Мужская мода ампира: щеголь во фраке
Мужской костюм значительно упростился - он стал строгим. Из него исчезают шелк и бархат, кружева и дорогие украшения. Теперь главным требованием стали, прежде всего, хороший покрой и элегантность, а не великолепие и роскошь. Фрак или сюртук - только темных тонов; узорчатым мог быть цветной жилет. У рубашек - очень высокие воротники и галстук, подпирающие голову; эти детали придавали внешности мужчины солидность и уверенность. Панталоны удлинились до щиколоток, держались на подтяжках - модное новшество, внизу имелись штрипки. Согласно этикету панталоны должны были быть светлее верхней одежды. Сюртук надевали поверх фрака или мундира. Он заменял современное пальто. (Позднее его начнут носить не сверху фрака, а вместо него.)
Волосы, как бы естественно завитые, прикрывали лоб и виски. Лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полоски волос - «фаворит». Дневной костюм дополнялся треугольной шляпой либо вытеснявшей ее высокой английской шляпой с полями цилиндром и высокими черными сапогами с желтыми отворотами.
В 1804 г. в женском костюме исчезает шлейф, в орнаменте преобладают мотивы, навеянные романтикой Египетского похода Бонапарта, позднее их сменяют готические. Декольте значительно уменьшилось, особенно у дневных платьев - они становятся закрытыми до шеи (лишь у бальных платьев оно по-прежнему глубокое), ниже спустился пояс. В последующие годы длина Шмида сократилась настолько, что сначала стали видны туфли, а после 1810 г., когда юбка приобрела вид неширокого колокола с пышно украшенным подолом, - щиколотки.
Летние платья шили из светлых легких тканей - кисеи, бархата, парадные - из атласа, тафты; даже для визитов и уличные из легкой шерсти, независимо от времени года. Дамы жили по поговорке: «Чтобы быть красивой, можно и пострадать».
Во времена расцвета империи Наполеона среди парижских дам спросом пользовались русские шубки и особенно кашемировые шалииз Египта, стоившие огромных денег. Модницы умело драпировались в шарфы и шали, ставшие теперь необходимой принадлежностью гардероба. Законодательницей мод естественно была супруга императора Наполеона I Жозефина Богарнэ. Страстная поклонница шалей (у нее их было не менее 400 штук!), она стала объектом подражания всех дам империи.
О женщинах этого времени чаще говорили, что они «хорошо задрапированы», чем «хорошо одеты». Домашней одеждой служил кружевной пеньюар. В течение дня женский туалет сменялся по нескольку раз. Так, считалось, что модная дама должна иметь 365 шляпок и столько же пар обуви, зато всего ... 12 рубашек.
Женские прически отличались простотой и легкостью исполнения: гладко причесанные волосы, разделенные посередине пробором, укладывались в сеточку или заплетались в косы, «греческий узел» и др. Единственным украшением были локоны, свободно падающие на лоб.
Женский костюм в стиле ампир начала 19 века
Женская обувь, как и прежде, с оттенком античного влияния: низкая, плоская, без каблука, часто это сандалии с переплетением из ремешков. Зато чепец вытесняется шляпой различных форм и фасонов. Женщина все больше и больше эмансипируется, и шляпа для нее становится как бы признаком общественного положения. Поэтому среди женских головных уборов того времени можно встретить все, хоть как-то напоминающее мужской головной убор, - цилиндр, берет, тюрбан, даже военный кивер и т.д.
С 1806 по 1809 год в особой моде драгоценности, в частности оригинальные античные камеи (или их имитации) и искусственный жемчуг. Большой популярностью пользуются браслеты на руках и ногах, а также перстни, колье и ожерелья, несколько раз обернутые вокруг шеи, серьги с богатыми подвесками и диадемы. Все эти украшения носят в огромном количестве: на всех пальцах обязательно надеты кольца и перстни; вокруг шеи обязательно обвита золотая цепочка ... от часов и т.д.
Изобилие украшений превращало модниц как бы в витрину ювелирного магазина. Но мода переменчива, и уже в 1810 г. признаком хорошего тона стало... отсутствие золотых вещей в нарядах. Дополнением к дамскому туалету служили изящные небольшие beepa, маленькие зонтики и последний «писк» моды - длинные узкие выше локтя лайковые перчатки без пальцев.
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 2105;