Возникновение Казахского ханства 6 страница
В Акмолинской области более половины военнопленных, около 14 тыс. человек, были заняты в сельском хозяйстве. Многие из них начиная с 1915 г. работали на Экибастузских, Кум-Гульских каменноугольных копях и Риддерском руднике.
Культура Казахстана в начале ХХ века
В начале ХХ в. книгоиздание получило развитие в как Семипалатинске, Уральске, Омске, Оренбурге. Семипалатинский и Оренбургский подотделы, Туркестанский и Западно-Сибирский отделы Русского географического общества содействовали организации издательских центров в Казахстане. Начали издаваться книги на казахском языке (арабским шрифтом). Казахские книги выпускались в Петербурге, Ташкенте и особенно в Казани. Книги проходили правительственную цензуру относительно политической лояльности к существующему строю.
Первые книги выдающихся представителей национально-демократической культуры (Ш. Кудайбердиев, М. Дулатов, С. Донентаев, А. Байтурсынов) впервые были изданы после революции 1905-1907 гг.
В 1909 г. изданы избранные произведения Абая. Предисловие написал племянник Какитай Исхаков. Творчество Султанмахмута Торайгырова, Сабита Донентаева, Турмаганбета Изтлеуова, Машхур-Жусуп Копеева было известно в кругах передовой российской общественности. Произведения Султанмахмута Торайгырова отражали перемены в жизни казахского аула. Его стихи и поэмы: «Шакирт ойы» (Мысль ученика), «Алты Лик» (Шесть ног), «Бир адамга» (Одному другу), «Адаскан омир» (Заблудшая жизнь) создавали правдивую картину жизни казахов. Произведения «Шуганын белгiсi» (Знак Шуги) Беимбета Майлина, «Калын мал» (Калым)Спандияра Кубеева, «Камар сулу» (Красавица Камар) Султанмахмута Торайгырова затронули тяжелую судьбу народа.
В развитии казахского языка и литературы особое место занимает наследие Ахмета Байтурсынова (1873-1937 гг.). Первый сборник его произведений «Маса» (Комар) вышел в 1911 г. в Оренбурге. А. Байтурсынов был редактором еженедельной газеты «Казах», издававшейся с1913 г. С июля 1917 г. газета «Казах» стала официальным печатным органом организации «Алаш», но была закрыта по решению Торгайского областного съезда Советов.
Крупным представителем казахской литературы начала ХХ в. являлся Шакарим Кудайбердиев (1858-1931 гг.). Его отец Кудайберды - сын старшего султана Каркаралинского округа Кунанбая Оскенбаева. Кудайбердиев был наиболее талантливым учеником великого Абая. Владел арабским, персидским, турецким и русским языками. Взгляды Шакарима получили отражение в произведениях: «Летопись турецких, киргизских, казахских ханов», «Условия мусульманства», поэмах «Калкаман-мамыр», «Енлик-Кебек».
Закон о развитии просвещения 1906 г., положил начало открытию смешанных русско-казахских школ, создавая препятствия для мусульманских школ: мектебов и медресе.
В пропаганде идей просвещения и образования сыграли роль органы печати: журнал «Айкап», «Киргизская степная газета», «Степной край», газета «Казах», «Семипалатинский листок». «Областные ведомости» - официальный печатный орган областных губернаторов, также затрагивали проблемы просвещения. Михаэлис, Обручев, Пантусов, Коншин, даже губернатор Туркестанского края Куропаткин и другие чиновники публиковали немало исследований по истории, экономике, культуре Казахстана.
В учебных заведениях не хватало учителей. Из 254 выпускников Туркестанской учительской семинарии за1883-1904 гг. казахов всего 38 человек (и 1 узбек) -11,4%. В Оренбургской казахской учительской школе в 1901 г. обучалось 28 казахов.
С детства принимая участие в айтысах, Жамбыл Жабаев совершенствовал талант импровизатора. Выдающийся поэт Нурпеис Байганин - страстный пропагандист народных сказаний - дастанов и героических преданий о славных казахских батырах.
Среди кюйши (виртуозов-домбристов) и народных композиторов особо выделяются Кенен Азербаев, Балуан Шолак Баймурзин, Казангап Тлепбергенов, Дина Нурпеисова, Укили Ыбрай Сандыбаев, знаменитый композитор Сугур, казахский «соловей»Майра Шамсутдинова. Исполнительское искусство Калия Байжанов, Манарбека Ержанова, покорившего ПарижАмреКашаубаева сложилось в начале ХХ в. Песни народных композиторов Естая«Майдаконы», УкилиЫбрая«Гакку», кюй ДиныНурпеисовой«Конил ашар» - казахская музыкальная классика.
Национально-освободительная война 1916 г.
Назревание общенационального кризиса
В начале ХХ в. форсированными темпами шла дальнейшая колонизация Казахстана. В 1907-1912 гг. было переселено из европейской части страны 2 млн. 400 тыс. человек. Царизм создал переселенческий фонд, лишив казахов к 1916 г. 40 млн. га лучших земель. К 1917 г. было изъято 45 147 765 дес. В конце XIX - начале ХХ вв. в границах бывш. Туркестана возник 941 переселенческий поселок. На каждого едока приходилось по русским поселкам до 3,17 дес. земли, а на каждого едока коренного населения - 0,21 дес. Т. Рыскулов, писал: «Конфликты между казахами и русскими стали характерной чертой жизни». Академик АН России П.В.Волобуев: «Переселенческая политика привела к столкновению мигрантов с коренным населением. Аграрная напряженность из центра страны распространилась на окраины».
Еще более интенсивным стало ограбление края в годы первой мировой войны. По принудительным ценам выкачивали скот. Реквизировали кибитки и кошмы для армии. В 1916 г. из Туркестана на нужды армии были изъяты 40 899 244 пудов хлопкового масла, 229 тыс. пудов мыла, 300 тыс. пудов мяса, 473 928 пудов рыбы, 70 тыс. лошадей, 12 797 верблюдов. Резко увеличились поборы местных чиновников. «Само существование казахской нации стало острой проблемой», - писал в 1913 г. А. Байтурсынов.
Война вызвала в стране развал промышленности, упадок сельского хозяйства, транспортный кризис, голод. К 1917 г. Россия потеряла убитыми 2 млн. человек. Назревал экономический, социальный и политический кризис. Усилилось революционное, аграрное, антивоенное движение, национально-освободительное движение на окраинах. В июне 1915г. бастовали рабочие Экибастузских копей, Спасского медного рудника и Оренбургско - Ташкентской железной дороги. Против войны, дороговизны и голода выступили жены солдат в январе 1916 г. в Верном, Семипалатинске. Солдатки пос. Ак-Булак (Оренбургская обл.) и сел Лепсинского уезда разгромили магазины.
Начало антиколониальной войны
Первопричиной национально-освободительной войны явился колониализм, массовое изъятие земель, русификаторская политика царизма, империалистическая война.
Поводом к выступлению стал указ царя от 25 июня 1916 г. о реквизиции инородцев «для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии». Правительство хотело заменить русских солдат и рабочих на тыловых работах «реквизированными инородцами», как более покорной и дешевой рабочей силой. Набору подлежали мужчины в возрасте от 19 до 43 лет. Предполагалась реквизиция из Туркестана и Степного края более 500 тыс. джигитов.
В ответ на указ восстали народы Казахстана и Туркестана. Движение 1916 г. охватило весь Казахстан, Среднюю Азию, часть Сибири и Кавказа.
Основной движущей силой стало национальное крестьянство, казахские рабочие и ремесленники. Общенациональная идея независимости объединила шаруа, рабочих, нарождающуюся национальную буржуазию, традиционную знать, стремившуюся законсервировать феодальные отношения. Принимали участие казахские рабочие угольных копей, нефтяных промыслов, Иртышского пароходства, Омской, Оренбургско - Ташкентской железной дороги. На стороне восставших оказались дунгане, уйгуры, узбеки, киргизы.
Противоречивой оказалась позиция национальной интеллигенции. Ее элитная часть - выходцы из состоятельных слоев казахского общества, служащие колониального аппарата - агитировала джигитов к повиновению указу. Радикальная часть интеллигенции - выходцы из низших слоев народа - примкнула к восставшим (Т. Рыскулов, Т. Бокин, А. Майкутов, С. Сейфуллин, С. Мендешев, Б. Алманов, А. Джангильдин).
Лидеры алашской, революционно- демократической интеллигенции (А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и др.) придерживались тактики компромисса: предлагали правительству отсрочить мобилизацию, призывали народ не сопротивляться, выдвигая на первый план идею выживания народа.
Мусульманское духовенство в категорической форме дало «фатву» (разъяснение): джигитов не давать. Нужно умереть, сражаясь с войсками царя, а на фронт не идти. Убитые мусульмане будут «шеиты» (праведники), - так гласит «белый шариат».
Царизм прибегнул к тактике «разделяй и властвуй». 23 августа 1916 г. секретным приказом генерал-губернатора Туркестанского края Куропаткина были освобождены от набора: 1. Должностные лица 2. полицейские чины 3. Имамы, муллы 4. Счетоводы и бухгалтера 5. Обучающиеся в высших и средних учебных заведениях. 6. Занимающие должности в правительственных учреждениях. 7. Пользующиеся правами дворян и почетных граждан. Царизму удалось отколоть от движения туземную администрацию, часть байства и духовенства, которые помогали проведению мобилизации на тыловые работы. Зачастую их сыновья освобождались от мобилизации, чем открыто возмущались бедняки.
Повсеместно создавались повстанческие отряды. Повстанцы отбирали и уничтожали списки молодежи призывного возраста, нападали на байские аулы, уничтожали долговые расписки, документы на продажу земли, громили волостные правления, аулы волостных управителей.
Восставший народ восстановил традиционные доколониальные институты государственного управления. Избирались ханы. В Иргизском, Тургайском уездах 9 представителей знати были провозглашены ханами. В Эрексайской и Аельдинской волостях Акмолинской области были избраны хан и 4 советника (казы). В Чурубай-Нуринской волости ханом провозглашен Нурлан Кияшев, Карачагской - Оспан Чонов. В Жайылмысской волости Верненского уезда ханом стал волостной Бекболат Ашекеев. Была воссоздана структура власти: елбегі - глава администрации, жасақшы - судейская коллегия, казнашы - казначейство, сардарбек - командующий повстанческой армией. По признанию военного губернатора Семиречья Фольбаума повстанцы имеют все признаки организации, имеют знамена, в горах кузницы и оружейные мастерские.
Семиреченский центр движения
Движение мятежного народа нарастало особенно в зонах, находившихся вдали от железных дорог и административных центров. В Акмолинской, Семипалатинской и Уральской областях, находившихся под контролем Сибирского и Уральского казачьих войск, движение повстанцев было парализовано.
Стремительно развивались события в Семиречье. Восставшие уничтожали телеграфные линии, нападали на почтовые станции, на аулы волостных управителей. Более 10 тысяч повстанцев осаждали Токмак. В горах близ Узунагача произошли бои с повстанцами Жайылмысской волости.
20 июля 1916 г. генерал А. Куропаткин был назначен генерал-губернатором Туркестанского края, он дал приказ «привести в покорность восставших, не стесняясь никакими средствами», использовать «родовую или племенную рознь».
Военный губернатор Семиречья генерал М. Фольбаум рассылал в казачьи станицы винтовки для организации карательных отрядов. По установке Куропаткина от 12 августа было вооружено кулачество переселенческих сел. При карательных отрядах, уездных городах были созданы военно-полевые суды. 12 августа Фольбаум потребовал от уездных начальников Капала, Лепсинска, Джаркента, Пржевальска организовать погромы коренного населения. 15-го же августа он дал установку начальникам карательных отрядов: «считайте малейшие группировки киргиз кучами уже за мятеж, арестуйте главарей, предавайте полевому суду и немедленно повесьте».
12 августа под Шамсинским перевалом истребили 300 человек за то, что они находились в сборе. 13 августа под Пишпеком 138 казахов вокруг застрявшего автомобиля были арестованы и уничтожены. 14 августа 600 родственников арестованных были перебиты во дворе волостного управления.
11 июля 1916 г. на «Мятежной горе» джигиты 14 албанских волостей приняли предложение 78- летнего лидера Каркаринского региона волостного управителя Жаменке Мамбетова: «Если дадим в солдаты - потеряем сыновей, если не дадим - потеряем стариков, спасем детей. Умереть, но не сдаваться!» 11 августа 1916 г. более 5 тыс. повстанцев овладели Каркаринской ярмаркой.
Во главе повстанцев оказались волостной управитель Бекболат Ашекеев, Токаш Бокин (Верненский уезд), Жаменке Мамбетов, Узак Саурыков (Каркары), Аккоз Кошанов. (бывш. волостной управитель Кургатинской волости Меркенского района).
Для подавления движения в Семиречье правительство снарядило карательную экспедицию в составе 141/2 батальона, 33 сотен, 42 орудий и 97 пулеметных команд.
В октябре 1916 г. царской администрацией было принято решение «о выселении киргиз», в результате захвачено 2,5 млн. десятин земли. Более 273 тыс. населения Семиречья карателями было загнано в Китай. В результате карательных мер в Джетысуйской губернии убыло 53 тысячи хозяйств (30%). 37 тыс. казахских семей было загнано в горные районы или пустынные зоны.
Тургайский центр движения
Борьба здесь была особенно упорной и длительной. Восставшие Тургайского уездаизбрали ханом внука влиятельного бия Среднего жуза Нияза - Абдулгафара Джанбосынова. Он не принадлежал к чингизидам и объявил себя эмиром. Сардарбеком (командующим) избран Амангельды Иманов, внук соратника Кенесары батыра Имана.
Тургайский очаг восстания отличался централизацией власти, слаженной системой управления повстанческим движением. Вопросы военной учебы находились в центре внимания Военного Совета - Кенеса.
В сентябре 1916 г. в Тургайском уезде Амангельды создал большой повстанческий отряд, организовал производство оружия и обучал повстанцев военному делу. К этому времени их общее число дошло до 20 тыс. Ряды восставших пополнялись рабочими из Иргиза, Кустаная, Актюбинска, Байконурского рудника, Чокпаркульских каменноугольных копей, Оренбургско-Ташкентской железной дороги. А. Иманов объединил ряды восставших казахов Тургайского, Кустанайского, Иргизского, Актюбинского уездов, частично Сырдарьинской, Акмолинской и Семипалатинской областей. Численность повстанцев Тургайского очага 26 ноября 1916 года доходила до 50 тыс. аскеров.
Сардарбек восстания А. Иманов расставлял мергенов (снайперов) в барханах, бросал конницу на коммуникации карательных отрядов.
В конце октября 1916 г. 15 тысяч повстанцев Амангельды осадили Тургай. Для их разгрома направлен десятитысячный карательный экспедиционный корпус генерала Лаврентьева. Каратели истребляли казахские аулы.
Основная часть повстанцев близ урочища Батпак-Кара и в песках Аккум перешла к партизанской борьбе. Конные налеты джигитов батыра Кейки, соратника Амангельды, наводили ужас на карателей. Упорное сопротивление карателям оказали сарбазы Амангельды в боях под Татыром, Шошкалы копа, Куюк копа, Догал-Урпеком, при осаде Тургая. При Догал-Урпеке 40 сарбазов были окружены карателями, отстреливались до последнего патрона, а затем вступили в рукопашный бой.
Всенародное сопротивление было подавлено. Горели сотни аулов, много безвинных было расстреляно в степи. Обозы карателей были до отказа завалены награбленным в аулах добром.
Характер движения, причины поражения и историческое значение
Национально-освободительная война 1916 г. носила антиколониальный, антиимпериалистический характер. Она явилась частью революционного кризиса, охватившего Восток. Народно-освободительное движение 1916 года, включавшее в себя стихийные выступления джигитов против царского призыва, боевые операции против карателей, протесты интеллигенции, забастовки рабочих, голодные бунты солдаток в городах, переросло в национально-освободительную войну колониального Востока против империи.
В регионах переселенческой колонизации движение принимало антирусский характер. В Семиреченской области подверглись нападению 94 переселенческих села, погибло 1905, ранено 684 русских и украинцев. Царские чиновники, переселенцы, казачество принимали участие в карательных отрядах, погромах казахских аулов.
В защиту повстанцев выступили кадетская и эсеровскаяфракции IV Государственной Думы. IV Государственная Дума 1-3 декабря 1916 г. обсудила доклад А.Ф. Керенского о поездке в Туркестан после подавления восстания. Керенский подверг резкой критике царское правительство и колониальную администрацию Туркестана и Степного края. Осудила политику царского правительства и российская социал-демократия.
Демократическая часть русского крестьянства с сочувствием относилась к восставшим. Крестьяне Иван Долматов и Дермидон Федосов призывали не давать составлять список призываемых. Демко, Павел Аркадьев скрывали повстанцев от карателей. Никита Кротов обучал повстанцев военному делу, погиб в одном из сражений. Одним из организаторов Каркаринского очага восстания был Курев. На стороне восставших сражалась дочь предпринимателя Софья Вербицкая.
Главными причинами поражения народно-освободительной войны были: стихийность, недостаточная организованность, перевес сил правительства, использование им национальных противоречий и межродовой борьбы, малочисленность местного пролетариата, отсутствие единого руководящего и организационного центра.
Не было единства в рядах национальной демократической интеллигенции. Одни призывали идти на военную службу, другие вступили в переговоры с царским правительством. Степная элита (батыры, ханы, казы), оказавшаяся во главе движения, не была последовательной, решительной, предала интересы восставших.
Царскому правительству удалось быстро обезглавить движение. Публично повешен на сопке Бурундай один из лидеров восстания в Семиречье Бекболат Ашекеев. В самом начале восстания в Каркары в тюрьме был отравлен Жаменке Мамбетов, растерзаны 12 других руководителей.
Народно-освободительная война продемонстрировала рост революционного классового самосознания казахского народа, тысячи ее участников прошли школу вооруженной борьбы против самодержавия. Она послужила мощным толчком к росту национального самосознания народов Казахстана. Они осознали общность национальных интересов, пробудились к активной политической деятельности, осознали себя силой, способной к вооруженной борьбе. Народное движение, в ходе которого были созданы структура власти, вооруженные силы, аппарат управления представляло апогей освободительного движения.
О восстании 1916 г. писали: Ж. Аймаутов «Қартқожа», М. Ауэзов «Қилы заман», С. Сейфуллин«Тар жол, тайғақ кешу», С. Муканов «Ботагоз».
ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ЖИЗНИ КАЗАХСТАНА
Образование Советов и органов Временного правительства в Казахстане
После расправы с восстанием на тыловые работы мобилизовано 110 тысяч человек и 10 тысяч оставлено для работы в Туркестана. В Степном крае «реквизировано» более 150 тыс. казахов.
27 февраля 1917 года в России свершилась Февральская буржуазно-демократическая революция, пала монархия. Из кадетов и октябристов было сформировано Временное правительство (оно должно было действовать до созыва Всероссийского Учредительного собрания). В те же дни в Петрограде был создан Временный исполнительный комитетСоветов рабочих депутатов. В подчинении Советов находилась рабочая милиция - Красная гвардия. Советы установили контроль над распределением продуктов, финансов, над железными дорогами и типографиями. В России утвердилось двоевластие - переплетение двух властей: либерально-буржуазной (Временное правительство) и революционно-демократической (Советы).
Население Казахстана приветствовало свержение самодержавия, видя в этом достижение целей национально-освободительного движения 1916 года. Лидеры национально-освободительного движения считали, что настал час для создания национальной автономии, для решения общенациональных проблем. Руководитель Киргизского отдела при штабе фронта А. Букейханов телеграфировал из Минска: «Взошло солнце Братства, Равенства и Свободы. Надо готовиться к выборам в Учредительное собрание».
Февральская революция быстро распространилась по всей стране. В марте-апреле 1917 г. были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов, казахские Советы (киргизские национальные комитеты), Советы крестьянских депутатов, Совет казачьих депутатов (Семипалатинск). В Букеевской орде образован Центральный Исполнительный комитет.
Областные, уездные, волостные казахские комитеты действовали параллельно с Советами, претендовали на власть, защиту национальных интересов. Председателем Семипалатинского областного казахского комитета стал видный деятель алашского движения Р. Марсеков, Уральского - Д. Досмухамедов, Семиреченского - И. Жайнаков. Уездными казахскими комитетами руководили С. Сейфуллин, М. Айтпенов, Х. Досмухамедов, Ж.Алдонгаров. Председателем Туркестанского казахско-киргизского комитета стал МустафаЧокай. Казахские комитеты помогали беженцам, возвратившимся из Китая. Семипалатинский областной казахский комитет помог семьям фронтовиков из русских сел.
Под руководством комитетчиков в аулах шли выборы в Учредительное собрание. Казахские комитеты в основном были единомышленниками алашского движения. По мере развития революции среди них произошел раскол: Одни стали активно консолидироваться под знаменем Алаш, другие - полевели и примкнули к большевикам.
Одновременно с Советами действовали органы Временного правительства, например, Туркестанскийкомитет. В его состав вошли А. Букейханов (комиссар Временного правительства в Тургайской области), М. Тынышпаев (комиссар Семиреченской области).
В Казахстане, как и во всей стране, установилось двоевластие, а по сути, многовластие.
Началась борьба за выбор пути общественного развития. Временное правительство считало необходимым идти реформистским путем к развитому капитализму, однако не смогло представить цельную альтернативную программу возрождения России.
7 марта 1917 г. на совместном заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и членов Государственной Думы выступил А. Джангильдин: «В Тургайской области карательные отряды продолжают творить насилия и погромы». Совет принял решение немедленно отозвать карательную экспедицию.
Временное правительство пересмотрело имперскую национальную политику. 20 марта 1917 г. отменены всякие ограничения в правах российских граждан по вероисповеданию или национальности. 18 марта 1917 года Временное правительство разъяснило, что подлежат амнистии русские и инородцы виновные в насилии во время восстания 1916 г. 7 сентября 1917 г.Временное правительство выделило 11 150 000 рублей для помощи населению Семиреченской области, пострадавшему в1916 г. Из них 5 000 000 руб. - коренному населению, 6 150 000 руб. - русскому. На кибитку полагалось по 100 рублей (предполагалось, что из Китая вернутся 50 000 беженцев). Русскому населению - по 500 руб. на каждый разрушенный двор для восстановления хозяйства и по 500 руб. каждому двору, потерявшему от пожаров жилые и хозяйственные постройки». В апреле-мае 1917 г. Временное правительство рассмотрело вопрос, а 5 мая приняло решение о возвращении на родину «реквизированных для работ на фронте инородческих рабочих дружин».
Февральская революция 1917 г. приостановила политику геноцида, заявила о приверженности общечеловеческим ценностям - свободе, равенству народов, но воздержалась от предоставления народам окраин национально-территориального самоопределения, не ликвидировала институты колониального управления.
Возвращение тыловиков и их влияние на революционный процесс
Огромное влияние на рост политического сознания тыловиков оказывало их общение с русскими рабочими, солдатами, участие в митингах, забастовках. Они революционизировались. Некоторые тыловики вернулись в родные края членами различных политических партий. В июле 1917 г. в Верном бывшие «реквизированные рабочие» создали «Союз чернорабочих». Его возглавил Юсуп Бабаев. В Сергиополе (Аягуз) была организована «русско-мусульманская солдатская организация». Тыловики из Петропавловска организовали союз молодых извозчиков. Тыловики были в рядах борцов за власть Советов. Обездоленная, оскорбленная, обнищавшая, озлобленная масса тыловиков стала социальной опорой оппозиции Временному правительству.
Политические партии и течения в период от Февраля до Октября 1917 года
Носителем идеи национального освобождения выступила национальная демократическая интеллигенция. Во главе ее стал чингизид, высокообразованный деятель российского либерального демократического движения, член ЦК кадетской партии в прошлом Алихан Букейханов. Его единомышленники: А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Ермеков, Ж.и Х. Досмухамедовы, Ж. Акбаев и другие.
Социальную основу алашского движения составляли интеллигенты, отражавшие интересы степной элиты - биев, батыров, баев-полуфеодалов, взявшие ориентацию на капиталистический путь развития. Они отражали также интересы широких оппозиционных демократических масс - шаруа, рабочих, городской демократии. Лейтмотивом движения стала идея освобождения казахского народа от колониального ига, создания суверенного автономного национального государства.
После Февральской революции алашское движение, ведущее свое начало с 1905 года, вновь активизировалось. В апреле - мае 1917 г. состоялись областные съезды партии «Алаш».
В Оренбурге 21-26 июля 1917 г. Состоялся Общеказахский съезд, на котором присутствовали делегаты от Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Семиреченской, Сырдарьинской, Ферганской областей и Букеевской Орды. Казахскую демократическую общественность волновала проблема казахской государственности, демократических реформ, создание предпосылок для самоопределения нации. Съезд признал необходимым образовать казахскую политическую партию «Алаш» и выработать ее программу. Съезд записал: «В России должна быть демократическая федеративная парламентская республика», казахские области «должны получить территориально-национальную автономию».
Активизировалось мусульманское движение. В апреле 1917 г. мусульманский съезд Туркестана решительно защитил идею федерализма. Было избрано Центральное шуро, (Совет) мусульман Туркестана, председатель - Мустафа Чокай.
В мае 1917 г. состоялся Всероссийский съезд мусульман. Съезд заявил: «мир без аннексий и контрибуций на основах самоопределения народностей». Съезд признал формой государственного устройства России демократическую республику на национально-территориально-федеративных началах. Вопреки протестам 250 мулл была принята резолюция: «мусульманки в политических и гражданских правах должны быть равноправны с мужчинами». Съезд высказался против многоженства и калыма, записал: необходимо ввести 8-часовой рабочий день, еженедельный непрерывный отдых в 42 часа, обучение в начальных школах должно происходить на материнском языке, всеобщее начальное обучение, обязательное и бесплатное. Заки Валидов (Тоган) выдвинул идею независимости вceгo Typкeстана. В Центральное шуро мусульман России от Казахстана вошли Ж. Досмухамедов и Аккагаз Досжанова.
Второй Всероссийский съезд мусульман, состоявшийся после июльских событий 1917 г., выработал платформу к выборам в Учредительное собрание.
В сентябре 1917 г. образована первая мусульманская партия - партия туркестанских федералистов. Съезд туркестанских и казахских мусульман - «улема» (17-20 сентября 1917 г.) создал партию «Иттифок-и-муслимин» (Союз мусульман), которая выдвинула идею Туркестанской автономии в составе Российской республики. «Улема» и «Шуро-и-исламия» были далеки от сепаратистских идей отделения Туркестана от России. Эти политические течения наряду с защитой устоев шариата и адата отстаивали демократические нормы.
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1150;