Мыслительные действия и их психологическое моделирование

Не существует деятельности без мыслительных действий, одна­ко мы рассмотрим те виды деятельностей, в составе которых мыс­лительные действия занимают главенствующее место, а все осталь­ные подчинены им, как бы обслуживая их. Например, такая про­стейшая психологическая деятельность, как восприятие: человек что-то видит (ощущение зрительное) и увиденное осмысливает. Вот эта осмысленность восприятия делает его восприятием, или, иначе говоря, в факте восприятия уже присутствует мышление. Но никто не скажет, что просыпающийся утром человек, увидев солнце, воспринимает его как таковое, и что в этом проявляется деятельность «с преимущественно мыслительными действиями».

Выделяя деятельность с преимущественно мыслительными действиями, автор хочет сказать, что это особые деятельности, в которых человек от начала до конца деятельности только и делает, что мыслит: осмысливает задачу деятельности, ее цель, размышляет над возможными путями ее решения, выдвигает предположения (гипотезы) о том или ином варианте решения (выборе пути из ряда возможных), приступает к процессу реше­ния способом перебора вариантов, то есть мыслительной их проверки на «пригодность», делает выводы, сопоставляя полу­ченный результат с гипотезой и т.д. Все эти действия являются мыслительными, хотя они, возможно, перемежались другими действиями (речевыми, двигательными, перцептивными), ко­торые играли при этом подчиненную, обслуживающую роль. Если мы выше рассматривали работу на клавиатуре компьюте­ра как двигательные действия и как основную составляющую деятельности буквопечатания, то работу на том же компьютере по выводу (вызову) информации или вводу в него информации (к примеру, текста будущей речи ученого на симпозиуме) с по­мощью той же клавиатуры мы будем рассматривать как дейст-


вия мыслительные и как основной компонент мыслительной деятельности по сочинению текста речи.

По этой причине деятельностям, состоящим из преимуществен­но мыслительных действий, или, проще говоря, мыслительным деятельностям, нужно обучать иначе, чем деятельностям, состоя­щим преимущественно из двигательных и перцептивных действий.

Здесь по-особому выступает задача выделения ориентиро­вочной и исполнительной частей действия. Если в двигатель­ных и перцептивных действиях сразу (или почти сразу) видны места, компоненты, моменты, вызывающие трудности и ошиб­ки, то психолог делает вывод, что эти места надо в методике прописать так, чтобы человек не ошибался, то есть имел бы необходимую и достаточную ориентировочную основу для пра­вильного выполнения этих трудных компонентов действия.

Другое дело мыслительные действия. В них не всегда и не сразу видно, а иногда и вовсе непонятно, почему и где мысль человека «спотыкается», из-за чего конкретно он неверно, не­логично мыслит, а то и вовсе не мыслит, а только путается в причинах и следствиях, в посылках и выводах.

Исходя из положений теории поэтапного формирования ум­ственных действий, нам необходимо провести психологический анализ вначале вообще всякой мыслительной деятельности и составить ее психологическую модель, а затем приступать к раз­работке методик обучения конкретным видам деятельностей.

Если вести речь о мыслительной деятельности вообще и по­пытаться создать ее психологическую модель, то для этого нуж­ны серьезные исследования, чем в настоящее время педагоги­ческая психология не располагает. Поэтому тут можно только высказать некоторые общие соображения, из которых нужно исходить при создании психологической модели конкретной мыслительной деятельности.

Психологическое моделирование является моделированием не самой психики (для обозначения чего есть понятие «модели­рование психики»), а моделированием того или иного вида «че­ловеческой деятельности путем искусственного конструирова­ния среды этой деятельности», то есть «моделирование ситуа­ций» (См. Психологический словарь. / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1996, с. 200). Применительно к созданию методики обучения мыслительная деятельность может быть психологически смоделирована в ви­де мыслительных задач, решая которые обучаемый овладевает общими способами решения задач такого класса.

При таком понимании психологического моделирования вполне правомерно принять за модель осваиваемой деятельно­сти учебные практические ситуационные задачи, при решении которых обучаемый выполняет действия, входящие в деятель­ность. Для мыслительных действий — это мыслительные задачи.

Однако что такое мыслительная задача? Чем она отличается от любой другой задачи? Для ответа на этот вопрос надо исходить из понимания психологической сути мышления. П-Я.Гальперин считал, что под мышлением надо понимать такую форму психи­ческой деятельности, благодаря которой субъект выделяет в объекте существенные связи и отношения, скрытые от его систематическо­го наблюдения1. Если с этим согласиться (а не согласиться трудно, так как множество других определений мышления менее конкрет­ны), то следует дальше рассуждать в этом же русле и о мыслитель­ной задаче. Она заключается в выявлении скрытых от внешнего (непосредственного, систематического) наблюдения внутренних связей и отношений предметов и явлений, с которыми человек имеет дело в процессе деятельности. Эти связи и отношения могут иметь различные конкретные формы: общего и частного, абст­рактного и конкретного, причины и следствия, случайного и зако­номерного, легитимного (законного) и нелегитимного, сущест­венного и несущественного, внутреннего и внешнего, кажущего­ся и истинного (действительного, реального), непосредственного и опосредованного, субъекта и объекта, субъективного и объек­тивного, целого и части и т.п. Решить мыслительную задачу (кон­кретную) — это значит найти (выявить) те связи, те отношения, которые являются существенными для данной деятельности, дан­ного объекта (факта, явления, события) и на которые надо ориен­тироваться для правильного выполнения осваиваемой деятельно­сти, коль мы имеем в виду обучение профессиональной деятель­ности, состоящей из преимущественно мыслительных действий.

В п. 2 главы IV перечислены пять групп методик ускоренного обучения различным профессиональным деятельностям, в которых основным компонентом являются мыслительные действия. Среди названных методик, прошедших апробацию не только в экспери­ментальном обучении, но и в массовой учебной практике, наиболь­ший интерес для современной жизни представляют две: а) мето­дика обучения юридическим и другим нормативным знаниям и правоприменительной деятельности и б) методика безошибочно-

'См.: Л.Я.Гальперин. Психология мышления и учение о поэтапном форми­ровании умственных действий. // Исследования мышления в советской психо­логии. — М., 1966.


го обучения русскому правописанию. Они, пожалуй, сейчас наибо­лее востребованы, так как в быстром правовом всеобуче остро нуждаются почти все категории населения, начиная от пенсионе­ров и рядовых граждан, которые хотят знать и защищать свои законные права как личности, гражданина, работника, потребите­ля, и кончая руководителями всех рангов, которые просто обяза­ны знать все законы. А что касается правописания, то научиться писать без орфографических ошибок желают очень многие школь­ники и не меньшее число взрослых, которые давно вышли из школьного возраста, но остались с тем же неутоленным желанием.

Поэтому я остановлюсь более подробно именно на этих двух деятельностях и методике обучения им.








Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1285;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.