Осознание своего предназначения придаёт жизни смысл. 5 страница
Если посредством всех этих духовных упражнений вы хотите добиться некоего переживания Божьего присутствия, то вы ищете совсем не того, что надо. Нельзя контролировать Бога или пытаться манипулировать Им ради собственного удовольствия. Мы славим Бога не ради приятных ощущений, а ради совершения истинного блага, и стремимся не к чувству, а к постоянному осознанию подлинной реальности того, что Бог всегда рядом.
Постоянные размышления:Второй способ установить и развить дружеские отношения с Богом — это думать о Его Слове на протяжении всего дня. Библия называет это «размышлением» и снова и снова заповедует нам размышлять о том, каков наш Бог, что Он сделал ччто сказал (Пс. 22:4, Пс. 142:5,144:5, Нав. 1:8, Пс. 1:2). Невозможно быть другом Богу, если не знаешь того, что Он говорит. Нельзя любить Бога, если не знаешь Его, а знать Его можно только в том случае, если знаешь Его Слово. В Библии написано, что Бог «открыл Себя Самуилу... чрез слово Господне» (1 Цар. 3:21). И сейчас Бог открывает нам Себя точно таким же способом.
Хотя мы не в силах проводить весь день за изучением Библии, мы можем целый день размышлять о том, что в ней сказано, вспоминая прочитанные или выученные наизусть стихи и как следует их обдумывая.
• Некоторым кажется, что размышление (или медитация, как его иногда называют) — это некий сложный, таинственный обряд, который практикуют лишь отдельные монахи и мистики. Однако на самом деле это всего лишь умение сосредоточенно думать, и ему вполне может научиться каждый.
Когда мы снова и снова прокручиваем ту или иную проблему у себя в голове, это называется беспокойством. А когда мы снова и снова возвращаемся мыслями к Божьему Слову, это называется размышлением. Если вы умеете беспокоиться, значит, умеете и размышлять! Надо просто переключить внимание с проблем на библейские стихи. Чем больше мы будем раздумывать над Божьим Словом, тем меньше у нас будет поводов для беспокойства.
Бог считал Иова и Давида Своими близкими друзьями потому, что они превыше всего иного ценили и почитали Его Слово и постоянно размышляли о нём в течение всего дня. Это доставляет Богу огромное удовольствие (Пс. 103:34), «От заповеди уст Его [я] не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23:12) — говорил Иов, а Давид восклицал: «Как люблю я закон. Твой! весь день размышляю о нём» (Пс. 118:97).
Друзья делятся друг с другом тайнами, и Бог тоже будет раскрывать вам Свои секреты, если вы разовьёте в себе привычку на протяжении дня размышлять о Его Слове. Бог открывал Свои тайны Аврааму, Давиду, Павлу, двенадцати ученикам и другим людям, которых считал друзьями (Быт. 18:17, Дан. 2:19, 1 Кор. 2:7-10).
Когда вы читаете Библию, слушаете проповедь в церкви или на кассете, не надо выбрасывать из головы услышанное и прочитанное сразу после того, как вы закрыли книгу, выключили магнитофон или вышли из церкви. Приучите себя к тому, чтобы возвращаться к усвоенной истине, снова и снова о ней размышлять. Чем больше времени вы будете раздумывать над тем, что сказал Господь, тем лучше начнёте понимать те жизненные «секреты», которые большинство людей, к сожалению, упускает. «Тайна Господня ~ боящимся Его, — говорится в Библии, —и завет Свой Он открывает им» (Пс. 24:14).
В следующей главе мы рассмотрим ещё четыре принципа, позволяющих нам развивать дружеские взаимоотношения с Богом, но вам не нужно ждать до завтра. Начните уже сегодня и попробуйте постоянно беседовать с Богом на протяжении дня и непрерывно размышлять о Его Слове. Молитва позволяет нам разговаривать с Богом, а размышление даёт Ему возможность поговорить с нами. И то, и другое совершенно необходимо для того, чтобы стать Богу близким другом.
«...С праведными у Него общение» Прит. 3:326
«Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» Иак. 4:8
Степень вашей близости к Богу зависит от вашего желания и решения.
Тесная дружба с Богом, как и любая другая дружба, требует усилий и труда. Она не возникает случайно. Для неё необходимо желание, силы и время. Если вы действительно стремитесь к более глубоким и близким отношениям с Богом, вам нужно научиться честно рассказывать Ему о своих чувствах, доверяться Ему, когда Он о чём-нибудь вас просит, разделять Его заботы и интересы, а также желать Его дружбы больше всего на свете.
Мне нужно твёрдо решить оставаться перед Богом предельно честным.Первый кирпичик для построения по-настоящему глубокой дружбы с Богом — это полная честность относительно всего, что касается наших ощущений и наших грехов. Бог не требует от нас безукоризненного совершенства, но упорно настаивает на полной правдивости. Ни один из Божьих друзей, описанных в Библии, не был безгрешным человеком. Если бы условием для дружбы с Богом было совершенство, ни один из нас не мог бы к Нему приблизиться. К счастью, Иисус и сейчас остаётся «другом грешни-кое»(Мф. 11:19).
В Библии друзья Бога честно говорили о своих чувствах, нередко жаловались, задним числом меняли своё мнение, пытались предугадать Божью реакцию, даже обвиняли своего Творца и спорили с Ним. Однако Бога, по всей видимости, не слишком беспокоила такая вот откровенность. Более того, Он всячески её поощрял.
Бог позволил Аврааму расспрашивать Его и спорить с Ним насчёт разрушения Содома. Авраам так и этак выспрашивал у Бога, что нужно сделать для спасения города, и даже торговался с Ним до тех пор, пока не свёл требуемое число праведников с пятидесяти до десяти.
Так же терпеливо Бог выслушивал Давида, когда тот раз за разом обвинял Его в несправедливости и предательстве, сетуя на то, что Бог покинул его. Он не поразил Иеремию за его слова о том, что Бог перехитрил его. Иову было позволено свободно изливать горькие жалобы во время своих страданий, и в конце концов Бог оправдал Иова благодаря его честности, а друзей его обличил за то, что они не были столь же правдивы. Он сказал: «Принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42:86).
В одном поразительном примере откровенного и близкого общения (Исх. 33:1-17) Бог честно выразил Своё отвращение непослушанием израильтян. Он сказал Моисею, что сдержит Своё обещание дать им Обетованную Землю, но Сам больше не сделает вместе с ними ни единого шага! Богу всё это надоело, и Он прямо сказал Моисею о Своих чувствах. Моисей, обращаясь к Богу, «как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33:11), отвечает Ему с такой же откровенностью: «Вот, Ты говоришь мне: веди народ сей, а не открыл мне, кого пошлёшь со мною, хотя Ты сказал: "Я знаю тебя
по имени, и ты приобрёл благоволение в очах. Моих,"; итак, если я приобрёл благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ... Если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда, ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? Не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? Тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле. Исказил Господь Моисею: и то, о чём ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрёл благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени» (Исх. 33:12-17).
Способен ли Бог вынести такую же неприкрытую, страстную честность из ваших уст? Конечно! Истинная дружба строится на откровенности. То, что кажется нам дерзостью или даже наглостью, Бог расценивает как подлинность, правдивость. Бог слушает пылкие речи Своих друзей, а от привычных набожных формул Ему становится скучно. Чтобы стать Ему другом, вы должны говорить с Ним честно, раскрывать Ему свои реальные чувства, а не то, что, как вам кажется, вы должны ощущать или произносить.
Возможно, вам придётся признаться в тайном гневе или обиде на Бога за какие-то аспекты своей жизни, из-за которых вы чувствуете себя обделёнными и обманутыми. Пока мы не станем воистину зрелыми и не осознаем, что всё в нашей жизни Бог использует во благо, мы будем продолжать втайне злиться на Него из-за своей внешности или того, где и как мы родились, из-за молитв, которые остались без ответа, из-за прошлых обид или каких-то иных вещей, которые мы непременно изменили бы, будь мы на Его месте. Люди нередко обвиняют Бога за обиды, нанесённые им другими людьми. В результате всего этого появляется то, что Уильям Бакус22 называет «скрытым разрывом с Богом».
Обида — самая серьёзная помеха в наших отношениях с Богом. Как я могу с Ним дружить, если Он допустил в моей жизни такое? Конечно же, противоядием для подобных настроений будет осознание того, что Бог всегда действует в наших самых лучших интересах, даже если при этом мы испытываем дикую боль и никак не можем понять, что происходит. Но если вы изольёте Богу свою обиду и от-
22Уильям Бакус — современный американский психолог-христианин, приверженец когнитивной психологии.
кроете Ему свои чувства, это станет первым шагом к исцелению. Прямо скажите Богу, что вы думаете и чувствуете (Иов [Иов 7:17-21], Асаф [Пс. 72:13], Иеремия [Иер. 20:7], Ноеминь [Руфь 1:20]).
Чтобы научить нас откровенной правдивости, Бог дал нам Псалтирь — этакое пособие по поклонению, в котором нет счёта громким воплям, жалобам, сомнениям, страхам, обидам и другим глубоким страстям вперемешку с благодарением, хвалой и исповеданиями веры. В псалмах можно отыскать, пожалуй, все известные человечеству эмоции. Читая горячие признания Давида и других псалмопевцев, помните, что именно такого поклонения Бог ждёт и от вас. Он хочет, чтобы вы не утаивали от Него ни своих мыслей, ни своих чувств. Вы можете молиться, как молился Давид: «Излил пред Ним моление моё; печаль мою открыл Ему, когда изнемогал во мне дух мой» (Пс. 141:2-За).
Мне весьма утешительно думать, что всем ближайшим друзьям Бога — Моисею, Давиду, Аврааму, Иову и другим — приходилось сражаться с сомнениями. Однако вместо того, чтобы прикрывать свои сомнения набожными фразами, они искренне и при всех высказывали их вслух. Выражение своих сомнений часто становится следующим шагом к растущей близости с Богом.
Мне нужно твёрдо решить, что я буду в вере повиноваться Богу.Всякий раз, когда вы доверяетесь Божьей мудрости и исполняете то, что Он говорит, даже не вполне понимая, зачем это нужно, вы тем самым укрепляете и углубляете свои отношения с Богом. Обычно мы не рассматриваем послушание как признак дружбы, потому что для нас оно является частью взаимоотношений не с друзьями, а с родителями, начальством или старшими коллегами по работе. Однако Иисус недвусмысленно дал нам понять, что послушание является непременным условием дружеской близости с Богом. Он сказал: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14).
В предыдущей главе я уже говорил, что тем словом «друзья», которое употребил Иисус по отношению к Своим ученикам, можно обозначить внутренний круг царских придворных. Хотя эти приближённые обладают особыми привилегиями, они всё равно остаются подданными царя и должны повиноваться его приказам. Мы друзья Богу, но не являемся Ему равными. Он с любовью ведёт нас за Собой, и мы следуем за Ним.
Мы повинуемся Богу не из чувства долга, не из страха или принуждения, а потому что любим Его и верим, что Он лучше знает, как дать нам наивысшее благо. Мы хотим следовать за Христом из благодарности за всё, что Он для нас сделал. И чем неотступнее мы следуем за Ним, тем теснее становится наша с Ним дружба.
Неверующие часто полагают, что христиане повинуются Богу по велению долга, из чувства вины или из страха перед наказанием, однако дело обстоит совершенно иначе. Поскольку Бог простил нас и освободил от наказания, мы исполняем Его волю по любви, и наше послушание приносит Ему великую радость! Иисус сказал: «Как возлюбил Меня Отец, и Я воз любил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюде те, пребудете в любви Моей, как. и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:9-11).
Обратите внимание: Иисус ожидает от нас только того, что Сам исполнил по отношению к Отцу. Его взаимоотношения с Богом-Отцом наглядно показывают, какой должна быть наша с Ним дружба. Иисус исполнял всё, что заповедал Ему Отец, повинуясь Ему из любви.
Истинная дружба не бывает пассивной. Она действует. Когда Иисус просит нас любить ближнего, помогать неимущим, делиться своим добром, хранить свою жизнь в чистоте, прощать обидчиков и приводить к Нему новых людей, любовь побуждает нас немедленно Ему повиноваться.
Нас часто призывают творить для Бога «великие дела». Но в реальности Богу гораздо приятнее видеть, как из побуждений любви и послушания мы совершаем ради Него малые дела благочестия. Возможно, их не замечают окружающие, но они известны Богу, и Он принимает их как наше поклонение Ему.
Грандиозные возможности могут открыться перед нами лишь раз в жизни, но удобные случаи сделать что-то небольшое предоставляются нам каждый день. Даже такие простые вещи, как правдивые слова, оказанная милость или попытка подбодрить другого человека, вызывают у Бога радостную улыбку. Простые дела послушания значат для Бога больше, чем наши молитвы, хвала или пожертвования.
В Библии сказано: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1 Цар. 15:22).
Иисус начал Своё служение в возрасте 30 лет, придя к Иоанну для крещения. В тот момент Бог проговорил с Небес: «Это Мой любимый Сын, в Нём Моя отрада» (Мф. 3:17 [РВ]). Чем же Иисус занимался все эти тридцать лет, что Бог был так Им доволен? В Библии ничего не сказано об этих неизвестных годах кроме единственной фразы в Евангелии от Луки: «Иисус пошёл с ними,, Он вернулся в Назарет и во всём их слушался» (Лк. 2:51 [РВ]). Тридцать лет жизни, угодной Богу, подытожены простыми словами: «во всём их слушался»\
Мне нужно твёрдо решить, что я буду разделять Божьи ценности.Ведь именно так ведут себя друзья: одному важно то, что важно другому. Чем крепче становится наша дружба с Богом, тем больше мы интересуемся тем, что небезразлично Ему, огорчаемся тому, что печалит Его, и радуемся тому, что доставляет Ему удовольствие.
Лучшим примером тому является апостол Павел. Божьи планы стали Его планами, и он сполна разделял Божьи устремления и желания. «Я ревную вас Божьей ревностью» (2 Кор. 11:2 [РВ]), — писал он коринфским христианам. Давид чувствовал и говорил то же самое: «Ревность по доме Твоём снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня» (Пс. 68:10).
О чём Бог печётся больше всего? Он хочет, чтобы все Его заблудшие дети были найдены и вернулись, наконец, домой! Именно ради этого пришёл на землю Иисус. Нет ничего дороже сердцу Бога, чем смерть Его Сына. Кроме этого, Ему важнее всего, пожалуй, то, чтобы Его дети делились этой благой вестью с другими людьми. Чтобы быть Богу другом, вы должны любить заблудший мир так, как любит его Бог. Друзья Бога рассказывают о Нём своим друзьям.
Я должен стремиться к Божьей дружбе больше всего на свете.Наилучший пример такого горячего стремления мы увидим в псалмах. Давид страстно выражал своё всепоглощающее желание познать Бога. Он называл это желание голодом, жаждой, томлением, тоской. Он неудержимо и пылко искал Бога. Он писал: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его» (Пс. 26:4). Ещё водном псалме он сказал: «Милость Твоя лучше, нежели жизнь» (Пс. 62:4).
Стремление Иакова получить Божье благоволение на свою жизнь было настолько неудержимым, что он всю ночь боролся в грязи и пыли с Богом, говоря: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт. 32:266). Самое удивительное в этой истории то, что всемогущий Бог позволил Иакову победить, превозмочь! Бог не обижается, когда мы «боремся» с Ним, потому что борьба подразумевает непосредственный контакт, тесную близость! Кроме того, борьба никогда не бывает равнодушной, холодной, а Богу очень нравится, когда мы приходим к Нему со всем пылом своей души.
Ещё одним человеком, горячо жаждавшим дружбы с Богом, был Павел. Для него в мире не было ничего важнее. Отношения с Богом были его первым приоритетом, на них он устремлял все свои силы, ибо они являлись высшей и конечной целью его жизни. Именно поэтому Бог творил его руками такие могущественные дела. Расширенный перевод Библии прекрасно отражает всю силу его страсти: «Моя твёрдая цель состоит в том, чтобы познать Его, постоянно узнавать Его всё больше, глубже и теснее, всё чётче и сильнее улавливая, узнавая и понимая чудеса Его личности и характера» (Фил. 3:10).
Дело в том, что степень вашей близости с Богом зависит от вашего желания и решения. Близкая дружба с Богом не возникает сама собой, она требует сознательного выбора. Мы должны намеренно и осознанно к ней стремиться. Можно ли сказать, что вы действительно желаете её больше всего на свете? Чем вы готовы для неё пожертвовать? Готовы ли отказаться ради неё от каких-то других вещей? Готовы ли приложить все усилия, чтобы развить в себе необходимые для этого привычки и умения?
Возможно, раньше вы действительно страстно искали Бога, но сейчас утратили это желание. То же самое произошло с ефесскими христианами: они потеряли свою первую любовь. Они исполняли всё, что от них требовалось, но не из любви, а из чувства долга. Если последнее время вы тоже выполняете привычные духовные действия почти механически, «потому что так надо», не удивляйтесь, если Бог допустит в вашу жизнь боль и страдания.
Страдания порождают в нас страстные желания. Они возгревают в нас небывалую силу и жгучее стремление изменяться, которых в обычное время у нас просто нет. С их помощью Бог пробуждает нас от ду-"совной летаргии. Кл. Льюис называл страдания «Божьим мегафоном». Проблемы в вашей жизни— это вовсе не наказание, это любящий Бог призывает вас пробудиться. Он не сердится на вас, Он просто безумно вас любит и поэтому сделает всё необходимое для того, чтобы вы снова начали с Ним общаться. Правда, есть и менее болезненный способ возродить в душе страстное искание Бога. Начните просить Бога о том, чтобы Он вернул вам первую любовь, и продолжайте просить, пока этого не произойдёт. На протяжении дня повторяйте про себя вот такую молитву: «Дорогой Иисус, больше всего на свете мне хочется близко узнатьТебя». Обращаясь к израильтянам, уведённым в вавилонское пленение, Бог сказал: «И взыщете Меня и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13).
Самые важные отношения в вашей жизни
Нет ничего — абсолютно ничего! — более важного, чем дружеские отношения с Богом. Они будут длиться вечно. Павел писал Тимофею: «Некоторые из них упустили самое важное в жизни — они не знают Бога» (1 Тим. 6:21а [«Living Bible»]). Подумайте, не упускаете ли и вы самое важное, что только может быть в человеческой жизни? В любом случае, сейчас у вас есть возможность это исправить. Помните: выбор за вами. То, насколько близки вы будете с Богом, зависит от вас.
Бог хочет, чтобы вы принадлежали Ему целиком, без остатка.
Бог не довольствуется лишь частью нашей жизни. Он просит нас отдать Ему всё сердце, всю душу, всё разумение и всю крепость. Ему не нужны равнодушные последователи, повинующиеся лишь отчасти и отдающие ему жалкие остатки своего времени и денег. Ему мало отдельных аспектов нашей жизни. Он жаждет, чтобы всё наше существо было посвящено и предано Ему.
Как-то раз одна самарянка попыталась поспорить с Иисусом о том, в каком месте, в какое время и в каком стиле лучше поклоняться Богу. Иисус ответил ей, что все эти внешние факторы не играют никакой роли. Где мы поклоняемся далеко не так важно, как то, почему мы это делаем и насколько отдаём себя Богу во время поклонения. Однако поклоняться тоже можно правильно или неправильно. В Библии сказано: «Мы... должны быть благодарны Богу а в благодарности поклоняться Ему так, как Ему приятно» (Евр. 12:28 [РВ]). Поклонение, угодное Богу, отличается четырьмя особенностями:
Богу приятно, когда наше поклонение точно следует истине.Люди часто говорят: «Мне нравится представлять себе Бога в виде...» и потом описывают, какому именно Богу им хотелось бы поклоняться. Но ведь нельзя взять и придумать себе свой собственный, удобный и политически корректный образ Бога, чтобы потом ему поклоняться! Это уже идолопоклонство.
Поклонение должно быть основано на библейской истине, а не на наших личных мнениях о Боге. Иисус сказал самарянке, что «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23).
«Поклоняться в истине» — значит поклоняться Богу, как Он открыт для нас в Библии.
Богу приятно, когда мы поклоняемсяЕму искренне.Говоря о «поклонении в духе», Иисус имел в виду не Святого Духа, а наш, человеческий дух. Будучи сотворённым по образу и подобию Божьему, вы являетесь духом, живущим в теле, и дух ваш создан так, чтобы общаться с Богом. Поклонение — это отклик нашего духа на голос Духа Божьего.
Заповедуя нам «любить Бога всем сердцем и всей душой», Иисус хотел сказать, что поклонение должно быть искренним, идущим от самого сердца. Дело не в том, чтобы произносить правильные
слова; главное, произносить их со смыслом, нелицемерно. Неискренняя похвала — это уже не похвала! Она пуста, бесполезна и наносит Богу настоящее оскорбление.
Когда мы поклоняемся, Бог смотрит не на произносимые нами слова, а на состояние наших сердец. В Библии сказано: «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:76).
Поскольку поклонение — это выражение радости и удовольствия, в нём участвуют наши чувства и эмоции. Бог наделил нас эмоциями, чтобы мы могли поклоняться Ему от глубины своей души, однако эти душевные порывы должны быть подлинными, а не притворными. Бог ненавидит лицемерие. В поклонении Ему совсем не нужны показуха, наигранность или притворство. Он жаждет вашей честной, настоящей любви. Наше поклонение может быть далёким от совершенства, но неискренним оно быть не должно.
Конечно, одной искренности тоже недостаточно: человек может быть очень искренним, но при этом глубоко заблуждаться. Именно поэтому Бог хочет поклонения и в духе, и в истине. Оно должно быть
одновременно и верным, и настоящим. Приятное Богу поклонение исполнено глубокого чувства и крепко укоренено в библейском учении. В нём участвуют и разум, и чувства.
К сожалению, сегодня многие люди принимают душевную и эмоциональную реакцию на приятную музыку за отклик своего сердца на голос Святого Духа. Однако это вовсе не одно и то же. Подлинное поклонение начинается, когда ваш дух откликается на образ и голос Бога, а не на какую-то мелодию. Более того, некоторые сентиментальные песни о наших чувствах и ощущениях даже мешают поклоняться, потому что направляют наше внимание не на Бога, а на собственное состояние. Больше всего от поклонения нас отвлекает именно собственное «я» — наши заботы и беспокойство о том, кто и что о нас подумает. Среди христиан часто возникают разногласия насчёт того, как именно подобает возносить Богу хвалу. Однако подобные споры чаще всего выражают личные вкусы и предпочтения. В Библии упомянуто множество самых разных способов славить Бога: исповедь, пение, возгласы, почтительное вставание, коленопреклонение, танец, радостный шум, свидетельство, игра на музыкальных инструментах и вознесение рук к небу (Евр. 13:15, Пс. 7:18, Езд. 3:11, Пс. 149:3, Пс. 150:3, Неем. 8:6). Наилучшим стилем восхваления будет тот, с помощью которого вы можете наиболее полно и искренне выразить свою любовь к Богу, исходя из особенностей вашей личности и духовного опыта.
Мой друг Гэри Томас заметил, что вместо того, чтобы радоваться живым и реальным отношениям с Богом, многие христиане относятся к поклонению как к необходимой, но тоскливой рутине, не приносящей им никакого удовлетворения. Он выяснил, что отчасти это происходит потому, что многие из нас насильно заставляют себя пользоваться теми формами молитвы и стилями поклонения, которые никак не соответствуют уникальным особенностям их личности.
«Если Бог намеренно сотворил нас всех разными, то почему мы полагаем, что должны любить Бога одинаково?» — спросил себя Гэри. По мере чтения классических христианских трудов и бесед с самыми разными верующими он обнаружил, что за две тысячи лет христиане нашли великое множество разных путей к тому, чтобы почувствовать близость к Богу и возрадоваться ей. Кто-то лучше всего ощущает Его близость на природе, кто-то изучает богословские труды, кто-то читает. Другие люди поют, танцуют, пишут картины или стихи, занимаются скульптурой, служат ближним. Некоторые ищут уединения, другие — общения. Можно перечислить ещё не один десяток подобных занятий.
В своей книге «Священные тропы» Гэри выделяет девять основных способов, с помощью которых люди приближаются к Богу. Натуралисты черпают больше всего вдохновения для общения с Богом в естественном, природном окружении. Сенсоры любят Бога своими пятью чувствами и очень ценят хорошо и красиво выстроенные богослужения, в которых участвует не только слух, но и зрение, обоняние, осязание и вкус. Традиционалистам легче всего приблизиться к Богу с помощью сакральных обрядов, литургии, символов и постоянной, неизменной структуры служения. Аскеты предпочитают приходить к Богу в простоте и уединении. Активисты выражают свою любовь к Богу тем, что противостоят злу, сражаются с несправедливостью или трудятся ради того, чтобы сделать мир лучше. Служители любят Бога, неся любовь другим людям и восполняя их потребности. Энтузиасты выражают свои чувства к Богу посредством ликующего восхваления и празднества. Созерцатели преклоняются перед Богом в восхищении и обожании, а интеллектуалы любят Бога, прилагая свой разум к изучению того или иного предмета23.
Одного «безразмерного» подхода к поклонению и взаимоотношениям с Богом просто не существует. Ясно одно: мы никогда не сможем воздать Богу славу, если будем пытаться быть такими, какими Он нас не создавал. Бог хочет, чтобы мы оставались самими собой. «Отец ищет Себе таких поклонников, которые в честности и
23 Gary Thomas, «Sacred Pathways», Zondervan, Grand Rapids, 2000.
простоте оставались бы самими собой, представая пред Ним в поклонении» (Ин. 4:23 [«The Message»]).
Богу приятно вдумчивое поклонение.В Новом Завете Иисус четыре раза повторил заповедь о том, чтобы мы «возлюбили Господа Бога всем разумением своим». Богу неугодно бессознательное поклонение: механически исполняемые песни, невнимательные или бездумно заученные молитвы, поминутные и легковесные возгласы «Слава Богу!», которые мы изрекаем только потому, что не можем сказать ничего другого. Если в поклонении не участвует ваш разум, оно становится бессмысленным.
Иисус назвал бездумное поклонение языческим «многословием» (Мф. 6:7). Из-за чрезмерного употребления даже библейские термины могут превратиться в избитые клише; мы просто перестаём размышлять об их значении. Во время поклонения гораздо легче повторять знакомые и привычные фразы вместо того, чтобы прилагать свежие усилия и прославлять Бога как-то иначе, : по-новому. Именно поэтому я призываю вас читать Писание в разных переводах и переложениях. Это существенно расширит диапазон вашего поклонения.
Попробуйте воздавать Богу хвалу, не используя привычных слов и фраз типа «аллилуйя», «слава Богу», «благодарим Тебя, Господь» или «аминь». Вместо того, чтобы сказать: «Слава Тебе, Господь!», составьте список синонимов слова «славить» и попробуйте выразить своё отношение к Богу с помощью новых глаголов, например: «восхищаться», «уважать», «ценить», «высоко ставить», «почитать», «любоваться», «обожать» и т.п.
Кроме того, говорите как можно конкретнее. Если кто-то подойдёт к вам и десять раз повторит: «Хочу тебя похвалить!», вы наверное подумаете: «За что?» Любому из нас приятнее услышать два комплимента за что-то конкретное, нежели двадцать самых общих восторженных фраз. Богу, кстати, тоже.
Вот ещё одна идея: запишите на листе бумаги разные имена Бога и поразмышляйте о них. Имена Бога появляются в Писании не случайно. Все они отражают разные грани Его характера. В Ветхом Завете Бог постепенно и последовательно открывал Себя израильтянам, называя всё новые и новые Свои имена. И потом, Он Сам заповедует нам прославлять Его имя24.
Бог хочет, чтобы наши совместные богослужения тоже были вдумчивыми. Павел посвящает этому целую 14 главу в 1 Послании к коринфянам, завершая её так: «Всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 564;