Осознание своего предназначения придаёт жизни смысл. 4 страница. Быть может, в детстве у вас были родители или учителя, которым было просто невозможно угодить
Быть может, в детстве у вас были родители или учителя, которым было просто невозможно угодить. Пожалуйста, не думайте, что Бог такой же. Он знает, что вы неспособны жить безукоризненной, безгрешной жизнью. В Библии сказано: «Он знает состав наш, помнит, что мы — персть» (Пс. 102:14).
Прежде всего, Бог смотрит на настрой и расположение вашего сердца: Живёт ли в вас стремление угодить Ему? Возобладает ли оно над всеми иными желаниями? Именно этого жаждал апостол Павел: «Потому и желаем больше всего — живём ли дома или на чужбине — понравиться Ему» (2 Кор. 5:9 [РВ]). Когда живёшь в свете вечности, то перестаёшь задавать себе вопрос: «Много ли удовольствия я получаю от жизни?» и вместо этого начинаешь спрашивать: «Много ли удовольствия получает от моей жизни Бог?»
В XXI веке Бог ищет людей, подобных Ною: людей, готовых и желающих жить ради Его радости. В Писании говорится: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» (Пс. 13:2).
Будете ли вы жить ради того, чтобы угождать Богу? А уж Бог ничего не пожалеет для человека, полностью поглощённого этой целью.
Сердце поклонения — это полное посвящение, подчинение, своего рода безоговорочная капитуляция.
«Капитулировать», «сдаться» — эти слова и понятия весьма непопулярны и вызывают в нас неприязненные чувства, почти так же, как слово «подчиниться», потому что под ними подразумевается, что мы должны что-то утратить, чего-то лишиться, а это не нравится никому. С ними связаны неприятные ассоциации — признание поражения в битве, проигрыш в спортивном матче или уступка более сильному противнику. Это слово почти всегда используется в негативном контексте. Арестованные преступники тоже сдаются властям.
В мире, где правит конкуренция, нас учат никогда не опускать руки, не оставлять попытки добиться успеха и никогда не уступать, поэтому мы нечасто слышим о том, чтобы сдаваться. Если главное в жизни — побеждать, то вести речь о капитуляции или прекращении борьбы просто немыслимо. Даже христиане предпочитают говорить о победах, успехе, преодолении и завоеваниях, нежели о покорности, уступках, подчинении и послушании. Однако полное подчинение, предоставление себя Богу и есть сердце всякого поклонения. Мы отдаём Ему себя не из страха или чувства долга, но из любви, потому что «Он первым полюбил нас» (1 Ин. 4:9-10, 19 [РВ]).
После того, как на протяжении одиннадцати глав Послания к римлянам апостол Павел объяснял нам невероятную Божью благодать, он начинает призывать нас полностью отдать себя Богу в поклонении Ему: «Представьте тела ваша в жертву живую, святую, благо-угодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1).
Истинное поклонение — то есть угождение Богу — начинается с того момента, когда мы полностью отдаём себя Ему. Обратите внимание, что в этом стихе речь идёт о принесении жертвы,
Принесение себя в жертву Богу и есть настоящее поклонение.
Христиане называют этот шаг по-разному: посвятить себя Богу, сделать Иисуса своим Господом, взять на себя свой крест, умереть для себя, подчиниться Духу. Главное не в том, как мы называем для себя это действие, а в том, чтобы каждый из нас его совершил. Бог хочет, чтобы вся ваша жизнь принадлежала Ему. Вся до конца. Даже девяноста пяти процентов — и то будет мало.
Есть три преграды, которые мешают
нам полностью предать себя Богу: страх, гордыня и невежество. Мы не осознаём, как сильно Бог любит нас, хотим самостоятельно управлять своей жизнью и плохо понимаем сущность такого посвящения.
Можно ли доверять Богу?Для того, чтобы предать, посвятить себя кому-то или чему-то, необходимо доверие. Мы не можем отдать себя Богу, пока не научимся доверять Ему, а доверять Ему не получится, пока не узнаешь Его получше. Страх мешает нам полностью посвятить себя Богу, но «совершенная любовь изгоняет страх,» (1 Ин. 4:18). Чем больше мы понимаем, как сильно Бог любит нас, тем легче нам отдать себя на Его милость.
Как мне увериться в том, что Бог любит меня? Он предоставляет тому множество доказательств. Бог Сам говорит, что относится к нам с любовью (Пс. 144:9). Он никогда не выпускает нас из поля Своего зрения (Пс. 138:3). Ему небезразличны все мелочи нашей жизни (Мф. 10:30). Он наделил нас способностью ощущать самые разные удовольствия (1 Тим. 6:176). У Него самые благие намерения для нашей жизни (Иер. 29:11). Он прощает нас (Пс. 85:5). Он относится к нам с терпением (Пс. 144:8). Бог любит вас неизмеримо больше, чем вы можете себе представить!
Самым великим выражением этой любви стала жертва Божьего Сына ради нас. «Бог Свою любовь к, нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5:8). Если вы хотите узнать, насколько дорожит вами Бог, посмотрите на Христа. Он висит на кресте с распростёртыми руками, словно говоря: «Вот как сильно Я возлюбил тебя! Я лучше умру, чем буду жить без тебя!»
Бог — это не жестокий работорговец и не злобный тиран, добивающийся подчинения грубой силой. Он не стремится сломить нашу волю, но нежно и призывно уговаривает, умоляет нас прийти к Нему, чтобы мы сами, по собственному желанию, принесли Ему своё сердце. Он протягивает нам любовь и освобождение, и, подчинившись Ему, мы не попадаем в рабство, а, напротив, обретаем свободу. Полностью предав себя Иисусу, мы обнаруживаем, что перед нами не деспот, а спаситель, не начальник, а брат, не диктатор, а друг.
Признавая свои слабости.Вторая помеха полной посвящённости Богу — это наша гордыня. Мы не хотим признаваться в своей тварно-сти и неспособности держать бразды правления в своих руках. Это самое древнее искушение: «Ивы будете как боги!» (Быт. 3:5). Это устремление привносит в нашу жизнь неимоверное количество напряжения и стресса. Жизнь— это борьба, но большинство людей не осознаёт, что на самом деле мы, подобно Иакову, боремся с Богом! Мы сами хотим быть Богом, но выиграть эту битву у нас нет никакой возможности.
Э. У. Тозер18 сказал: «Многие из нас всё ещё мечутся, ищут и почти не продвигаются вперёд именно потому, что ещё не исчерпали, не истощили своих собственных ресурсов, не дошли до точки полного отчаяния. Мы всё ещё пытаемся отдавать приказания и вмешиваться в то, что Бог хочет сделать внутри нас».
Мы — не Бог и никогда Им не будем. Мы люди. Именно в те минуты, когда мы пытаемся «играть в Бога», мы более всего похожи на сатану, который тоже пытался вознестись выше всех.
Умом мы понимаем свою тварную человеческую природу, но принять эту истину на уровне эмоций нам нелегко. Натыкаясь на свои слабости и ограничения, мы тут же начинаем сердиться, обижаться, раздражаться. Мы хотим быть выше (или ниже)
18 Эйден Уилсон Тозер (1897 — 1963) — известный американский богослов, писатель, проповедник.
ростом, умнее, сильнее, талантливее, красивее, богаче. Нам хочется владеть всем миром и делать всё на свете, и, когда этого не происходит, нас охватывает злость. А если потом мы замечаем, что других людей Бог наделил именно теми качествами, которых у нас нет, то начинаем ревновать, завидовать им и жалеть себя.
Что такое полное подчинение?Полное подчинение Богу — это не пассивная покорность перед неизбежностью, не фатализм и не повод для лени. Это не безропотное принятие установившегося положения вещей. В некоторых случаях оно требует чего-то совершенно противоположного: например, пожертвовать своей жизнью в борьбе против зла и несправедливости. Или пострадать ради того, чтобы добиться необходимых перемен. Бог часто призывает посвящённых Ему людей вступить в битву от Его имени. Посвящение Богу — вовсе не для трусов или безвольных тюфяков, покорно позволяющих другим вытирать о себя ноги. Для того, чтобы подчиниться, вовсе не обязательно выключать мозги и отказываться от всякого рационального мышления. Зачем Богу выкидывать на ветер разум, который Он Сам же в нас вложил? Он не хочет, чтобы Ему служили механически послушные роботы.
Подчинение не означает подавления личности. Бог хочет действовать именно посредством того уникального сочетания качеств, которым Он наделил вас. Вместо того, чтобы умалять личность, подчинение напротив углубляет её, делает её ещё более полной и настоящей. Кл. Льюис однажды заметил: «Чем больше мы подчиняемся Богу, тем больше становимся похожими на подлинных себя — потому что это Он сотворил нас. Именно Он придумал нас с вами такими разными... И только тогда, когда я обращаюсь ко Христу и отдаю себя Ему, у меня впервые начинает появляться своё собственное лицо».
Подчинение лучше всего проявляется в послушании. В том, чтобы отвечать: «Хорошо, Господи!» всякий раз, когда Он о чём-нибудь нас просит. Вообще, слова «Нет, Господи!» сами по себе являются противоречием. Нельзя называть Иисуса Господом и при этом отказываться Ему повиноваться. Лучше всего мы видим такое подчинение на примере Петра, когда после длинной и бесплодной ночи на
озере Иисус повелел ему снова сесть в лодку и забросить сети: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:5). Люди, посвятившие и подчинившие себя Христу, повинуются Божьему Слову даже тогда, когда это кажется им непонятным и бессмысленным.
Ещё одним аспектом полного подчинения является доверие. Аврааму пришлось последовать Божьему водительству, не понимая, куда оно ведёт. Анна ожидала наступления Божьих сроков, не ведая, когда они исполнятся. Мария ждала чуда, не представляя, как оно произойдёт. Иосиф доверял Божьим замыслам, не зная, почему обстоятельства складываются именно так, а не иначе. Каждый из них полностью отдал себя Богу.
Вы поймёте, что покорились Господу, когда заметите, что уже начали полагаться на Его силу и мудрость и перестали манипулировать другими людьми, навязывать им свои планы и контролировать ситуацию. Вы выпускаете вожжи из рук, чтобы дать Богу возможность Самому совершать Своё дело. Вам уже не нужно непременно удерживать бразды правления при себе. В Библии сказано: «Покорись Господу и надейся на Него» (Пс, 36:7а). Вместо того, чтобы прилагать всё новые усилия и старания, вы начнёте больше доверять Богу. Кроме того, вы поймёте, что покорились Ему, когда перестанете резко реагировать на критику и уже не будете рьяно от неё защищаться. Лучше всего послушное сердце проявляется во взаимоотношениях. Вы перестаёте думать только о себе, не вытесняете других и не настаиваете на своих правах.
Для многих людей труднее всего посвятить Богу свои деньги. Они думают примерно так: «Мне хотелось бы жить для Бога, но кроме этого, я хочу зарабатывать достаточно для того, чтобы жить безбедно и комфортно и в один прекрасный день спокойно уйти на пенсию». Однако, хорошая пенсия не может быть целью жизни, посвящённой Богу, потому что деньги нередко становятся соперником Самого Бога, безраздельно завладевая человеческим вниманием. Иисус сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:246) и «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).
Наивысший пример самоотречения и посвящения — это Иисус. Накануне распятия Он полностью предал Себя ради исполнения Божьего замысла искупления. Он молился так: «Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36).
Иисус не говорил: «Боже, если можешь, избавь Меня от этого страдания!» Он начал Свою молитву именно с утверждения, что Богу всё возможно. И молился так: «Боже, если только это послужит Твоим самым лучшим интересам, прошу, убери от Меня чашу страдания. Но если Моя смерть исполнит Твои замыслы, Я тоже выбираю то, чего желаешь Ты».
Подлинное подчинение говорит: «Отче, если эта проблема, болезнь, страдание или сложившиеся обстоятельства необходимы для того, чтобы исполнить Твои замыслы и принести славу в мою жизнь или в жизнь кого-нибудь другого, прошу Тебя, не забирай это от меня!»
Такой уровень духовной зрелости даётся нелегко. Сам Иисус так мучился, размышляя о смысле и значении Божьего замысла, что на лбу у Него проступил кровавый пот. Подчинение и посвящение — это тяжкий труд. В нашем случае — это упорная, напряжённая борьба против нашей собственной эгоистичной натуры,
Подчинение как благословение.Библия очень ясно говорит о том, какие благословения появляются в нашей жизни, когда мы поклоняемся Богу, посвящая и подчиняя себя Ему. Во-первых, у нас в душе наступает покой: «Не враждуй с Ним, помирись, и тогда придёт к тебе благо» (Иов 22:21 [РБО]). Затем мы обретаем свободу: «Посвятите пути свои Богу, и свобода никогда не покинет вас... Его заповеди освобождают вас для открытой жизни в Его свободе» (Рим. 6:17 [«The Message»]). В-третьих, в нашей жизни начинает проявляться Божья сила. Христос побеждает упрямые искушения и неодолимые трудности, когда мы отдаём всё это в Его руки.
Накануне величайшего сражения своей жизни Иисус Навин пришёл пред лицо Божье (Нав, 5:13-15), пал перед Ним в поклонении и отдал Ему все свои планы и намерения. Это подчинение привело к поразительной победе над Иерихоном. Подчинение не отнимает у нас силы, а напротив, укрепляет нас. Отдав себя Богу, мы можем не бояться, что придется подчиняться кому-то или чему-то еще. Уильям Бут, основатель Армии Спасения, сказал: «Сила человека измеряется степенью его послушания».
Могущественнее всего Бог действует именно через тех людей, что безраздельно предали себя Ему. Бог избрал именно Марию для того, чтобы она стала матерью Иисуса, не потому, что она была как-то особенно талантлива, красива или богата, но потому, что она полностью посвятила, отдала себя Богу. Когда ангел разъяснил ей невероятный Божий замысел, она спокойно ответила: «Я во власти Господа. Пусть всё будет так, как ты сказал» (Лк. 1:38 [РВ]). Нет ничего более могущественного, чем человеческая жизнь, преданная в руки Бога. «Итак, покоритесь Богу!» (Иак. 4:7).
Это самый лучший образ жизни.Каждый из нас отдаёт, посвящает себя кому-то или чему-то. Если вы не предадите себя Богу, то непременно подчинитесь общественному мнению, деньгам, обиде или страху, собственной гордыне, похоти или самолюбию. Мы сотворены для поклонения, и если не преклоняемся перед живым Богом, то обязательно создаём себе иных богов (идолов), которым можно было бы покориться. Вы вольны выбирать, кому покоряться, но не освобождаетесь от последствий своего выбора. Илай Стэнли Джонс19 сказал: «Если не подчинишься Христу, придётся подчиниться хаосу».
Подчинение Богу — это не только самый лучший образ жизни; это единственно возможный жизненный путь. Всё остальное тщетно. Все иные дороги неизбежно закончатся смятением, разочарованием и саморазрушением. В синодальном переводе Библии такое посвящение Богу называется «разумным служением» (Рим. 12:1). В современном переводе «Радостная Весть» эта же мысль передаётся так: «Только такое служение истинно духовно». Посвящение своей жизни Богу— это не бездумный эмоциональный порыв, а рациональный, осмысленный поступок, самое дель-
19 Илай Стэнли Джонс (1884 — 1973) — известный американский миссионер и евангелист.
ное и разумное решение, которое человек способен принять в своей жизни. Вот почему Павел говорил: «Потому и желаем больше всего — живём ли дома или на чужбине ~ понравиться Ему» (2 Кор. 5:9 [РВ]). Наиболее мудрыми моментами вашего земного существования являются именно те, когда вы сознательно подчиняете себя Богу.
Быть может, вам понадобятся на это долгие годы, но однажды вы поймёте, что самое серьёзное препятствие для Божьих благословений в вашей жизни — это не окружающие, а вы сами: ваше своеволие, упрямая гордыня и личные амбиции. Невозможно исполнить Божье предназначение для своей жизни, если постоянно думаешь только о своих собственных намерениях и планах.
Если вы хотите, чтобы Бог совершил в вас по-настоящему глубокие внутренние перемены, начинать придётся именно с этого. Так что отдайте Ему всё: свои сожаления о прошлом, нынешние проблемы и планы на будущее, свои страхи, мечты, слабости, обиды, привычки и комплексы. Уберите руки со штурвала своей жизни, и пусть место капитана займёт Христос. Не бойтесь: если Он берёт что-то в Свои руки, хаоса и бесконтрольности уже точно не будет! Если вас учит и ведёт за собой Сам Христос, вы способны превозмочь всё, что угодно. И тогда, подобно апостолу Павлу, вы сможете сказать: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе!» (Фил. 4:13).
Для апостола Павла момент полной капитуляции и подчинения настал по дороге в Дамаск, после того, как ослепительный свет сбил его с ног. Для того, чтобы завладеть вниманием других людей, хватает и менее драматических событий. Как бы то ни было, такая капитуляция никогда не совершается раз и навсегда. Павел писал: «Я каждый день умираю» (1 Кор. 15:31). Одно дело — момент подчинения и посвящения, а другое — его практика, которая совершается изо дня в день до конца жизни. С живой жертвой нелегко, потому что она всё время норовит сползти с жертвенника, так что, возможно, вам придётся посвящать себя Богу раз по пятьдесят в день. Это должно стать вашей повседневной привычкой. Иисус говорил; «Кто хочет следовать за Мной, пусть забудет о себе и каждый день несёт свой крест — тогда он будет следовать за Мной» (Лк. 9:23 [РВ]).
Позвольте мне предупредить вас: если вы приняли решение жить в полном посвящении и подчинении Богу, ваша решимость не раз будет подвергаться испытаниям. Временами вам надо будет выполнять обременительные, незавидные, трудоёмкие или на первый взгляд невозможные задания. Часто вам придётся поступать совершенно вразрез с собственными желаниями.
Одним из величайших лидеров-христиан двадцатого века был Билл Брайт, основатель международной организации «Кампус для Христа». Благодаря её сотрудникам, небольшой брошюрке «Четыре духовных закона» и фильму «Иисус» (который уже посмотрело более четырёх миллиардов человек) свыше ста пятидесяти миллионов людей пришли ко Христу и, значит, пребудут в вечности с Богом.
Однажды я спросил у Билла: «Скажи, почему Бог так могущественно использовал и благословил твою жизнь?» «Ещё в молодости, — ответил он, — я подписал с Богом один договор. Я в буквальном смысле написал его на листе бумаги и поставил под ним свою подпись. Там было сказано: "С сегодняшнего дня я становлюсь рабом Иисуса Христа"».
А вы подписали такой договор? Или всё ещё препираетесь и боретесь с Богом, не желая признавать Его право распоряжаться вашей жизнью по Его усмотрению? Пришло время отдать, посвятить, подчинить себя — Божьей благодати, любви и мудрости.
Бог хочет стать для вас лучшим Другом.
Наши взаимоотношения с Богом многогранны. Бог — наш Творец и Создатель, Господин и Учитель, Судия, Отец, Спаситель и многое, многое другое (Пс. 94:6, Пс. 135:3, Ин. 13:13, Иуд. 1:4,1 Ин. 3:1, Ис. 33:22, Ис. 47:4, Пс. 88:27). Но самая поразительная и невероятная истина заключается в том, что Всемогущий Бог желает стать нашим Другом!
В Эдемском саду мы видим идеальные взаимоотношения человека с Богом: Адам и Ева были Господу близкими друзьями. Не было никаких обрядов и церемоний, никакой религии, а были просто личные, полные любви отношения Бога и сотворённого Им человека. Не зная вины и страха, люди радовались Богу, а Он радовался им.
Мы созданы для того, чтобы постоянно жить в окружении Божьего присутствия, однако после грехопадения эти ничем не омрачённые взаимоотношения были утрачены. В ветхозаветные времена лишь некоторые люди удостаивались чести близкого общения и дружбы с Богом. Он назвал Своими друзьями Моисея и Авраама. Давида Он назвал «человеком по Своему сердцу». Иов, Енох и Ной тоже общались с Богом в тесной дружеской близости (Исх. 33:11,17,2 Пар. 20:7, Ис. 41:8,Иак. 2:23, Деян. 13:22, Быт. 6:8, Быт. 5:22, Иов 29:4). Однако большая часть их со-временников относилась к Богу не по-дружески, а со страхом.
С приходом Иисуса всё переменилось. Он показал пример иных, обновлённых, близких отношений с Богом. И теперь, благодаря тому, что Иисус приобрёл для нас спасение и вселил нам в сердца Святого Духа, все мы можем стать друзьями Богу. Когда Иисус заплатил за наши грехи на кресте, храмовая завеса, отделявшая человека от Бога, разорвалась сверху донизу, показывая, что отныне люди снова могут приходить к Богу напрямую.
Ветхозаветным священникам нужно было не один час подготавливаться к встрече с Богом, а мы можем подойти к Нему в любое время. В Библии говорится: «Хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» (Рим. 5:11).
Дружба с Богом возможна лишь благодаря Божьей благодати и жертве Иисуса Христа. «Это всё от Бога, Который через Христа примирил нас с Собой...» (2 Кор. 5:18а). В одном старом гимне об Иисусе поётся так: «Что за Друга мы имеем!* Однако на самом деле Бог приглашает нас вступить в дружеские отношения со всей Божественной Троицей: Богом-Отцом (1 Ин. 1:3), Богом-Сыном (1 Кор. 1:9) и Богом-Святым Духом (2 Кор. 13:13).
Иисус сказал: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). В этом стихе слово «друзья» обозначает не случайные приятельские отношения, а близкое, доверительное общение. Этим же самым словом назван друг жениха на свадьбе (Ин. 3:29) и внутренний круг приближённых советников и друзей царя. При дворе слуги должны держаться от самого царя на почтительном расстоянии, но внутренний круг доверенных лиц имеет возможность прямого доступа к своему повелителю, непосредственного с ним общения и обладает сведениями, скрытыми от других.
Мне трудно даже представить, что Бог захотел сделать меня Своим близким другом, членом Своего внутреннего круга, но в Библии сказано: «Имя Его — "ревнитель"; Он — Бог ревнитель» (Исх. 34:14). В одном из английских переводов Писания этот стих передан так: «Бог относится к вашим с Ним взаимоотношениям с подлинной страстностью».
Бог жаждет, чтобы мы узнали Его как можно глубже и ближе. Более того, Он таким образом образовал вселенную и выстроил все мельчайшие аспекты истории, включая подробности каждой отдельной человеческой жизни, чтобы мы могли стать Его близкими друзьями. В Писании сказано: «От одной крови Он. произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26-27).
Высочайшая честь для нас с вами — это познавать и любить Бога, а для Него величайшее в мире удовольствие — ощущать, что мы знаем и любим Его. Бог говорит: «Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня,., ибо только это благоугодно Мне» (Иер. 9:24).
Трудно представить, какие близкие взаимоотношения могут быть между всемогущим, незримым, безгрешным Богом и ограниченным, бренным, грешным человеческим существом. Гораздо легче понять отношения между Господином и слугой, между Творцом и тварью или даже между Отцом и Его ребёнком. Что же это такое — иметь в друзьях Самого Бога? Давайте посмотрим на жизни тех библейских героев, которые были друзьями Бога, и узнаем от них, в чём же состоит секрет дружеских взаимоотношений с Господом. О двух его моментах мы поговорим в этой главе, а об остальных четырёх — в следующей.
Как стать Богу близким другом
Постоянное общение.У вас никогда не будет с Богом близких отношений, если вы будете всего лишь раз в неделю посещать церковь или даже ежедневно проводить с Ним какое-то время. Дружба с Богом строится на том, что мы разделяем с Ним все события и переживания своей жизни.
Конечно, очень важно и необходимо выработать привычку ежедневно проводить время с Богом20, но Господь не хочет оставаться лишь одним из пунктов в вашем расписании. Он хочет, чтобы мы включали Его во все свои дела, в каждый разговор, в каждую проблему и даже в каждую мысль. Можно в течение всего дня вести с Богом постоянный, не-
ад См. главу «Как. со смыслом, проводить ежедневное время с Богом» в книге Рика Уоррена «Методы личного изучения Библии*, 1981. Заказать книгу (на английском языке, «Personal Bible Study Methods» by Rick Warren) можно по адресу: www.pastors.com.
прекращающийся ра^гиьир, иеседун с ним иии ьием, чем вы занимаетесь и о чём размышляете в данную минуту. «Непрестанно молиться»
(1 Фес. 5:17) — значит разговаривать с Богом по мере того, как вы ходите по магазинам, ведёте машину, работаете или выполняете другие повседневные дела. Люди ошибочно полагают, что для общения с Богом непременно нужно остаться с Ним наедине. Конечно, Иисус на Своём примере показал нам необходимость такого вот уединения с Богом, но ведь это занимает лишь малую часть дня. Буквально всё, что мы делаем, может стать «временем, проведённым вместе с Богом», если мы приглашаем Его стать участником этих дел и остаёмся чуткими к Его присутствию. Классическим трудом о том, как научиться постоянно беседовать с Богом, является книга «Опыт Божественного присутствия», написанная в XVII веке братом Лоуренсом (Лаврентием), который был обыкновенным кухонным работником в одном французском монастыре, но сумел превратить даже самые обыденные и незамысловатые дела вроде мытья посуды и чистки картошки в поклонение Богу и общение с Ним. Он говорил, что ключ к дружбе с Богом состоит не в том, чтобы изменить род своей деятельности, а изменить своё отношение к тому, чем занимаешься. Человек начинает делать для Бога то, что раньше он делал только для себя, — неважно, ест он или пьёт, купается или работает, отдыхает или выносит мусор.
Сегодня нам часто кажется, что для поклонения Богу нам надо «отойти» от привычных рутинных дел, но это лишь потому, что мы не приобрели опыт постоянного Божьего присутствия. Брату Лоуренсу было нетрудно поклоняться Богу посреди самых заурядных дел. Для этого ему не нужно было удаляться от мира и искать особого духовного уединения.
Именно это и хочет видеть Бог. В Эдемском саду поклонение было не каким-то отдельным мероприятием, которое надо было посещать, а непрестанным состоянием сердца. Адам и Ева непрерывно общались с Богом. Поскольку Бог всё время находится рядом с нами, невозможно найти такое место, где вы были бы ближе к Нему, чем сейчас. В Библии сказано: «Один Бог и Отец всех, Он. над всем, через всё и во всём» (Еф. 4:6 [РВ]).
Ещё одна весьма полезная мысль брата Лоуренса заключается в том, что лучше постоянно, в течение всего дня, молиться краткими, ! простыми, разговорными молитвами, нежели пытаться посвящать многие часы длинным и сложным молениям. Чтобы удерживать внимание и противостоять рассеянности, он сказал: «Я не советую вам использовать многословие в молитве, многословие и длинные беседы являются часто признаками блуждания»21. В наш век повального распространения синдрома нарушения внимания совет о том, как избежать рассеянности, становится особенно существенным, даже если ему больше 450 лет.
Библия заповедает нам «непрестанно молиться» (1 Фес. 5:17). Как это можно сделать на практике? Многие христиане на протяжении всего дня практикуют так называемые «молитвы одного дыхания». Человек выбирает короткое
предложение или простую фразу, обращённую к Иисусу, которую можно повторить на одном дыхании, например: «Ты со мной», «Я принимаю Твою благодать», «Я полагаюсь на Тебя», «Я хочу познать Тебя», «Я — Твой», «Помоги мне довериться Тебе». Можно также использовать коротенькие отрывки Писания: «Для меня жизнь — Христос», «Ты никогда не оставишь меня», «Ты — Бог мой». Молитесь ими как можно чаще, чтобы они глубоко-глубоко укоренились в вашем сердце. Только следите, чтобы всё это вы делали ради почитания Христа, а не для того, чтобы Им манипулировать.
Опыт Божьего присутствия — это навык, привычка, которую можно выработать. Как музыканты каждый день играют гаммы, что-
21 Цитата из вышеуказанной книги брата Лоуренса, русский перевод которой под названием «Практика Божьего присутствия». Письмо восьмое вы можете заказать в интернет-магазине Украинского Общества Благодати по адресу: http://christ4you.org/shop/. Электронную версию русского текста книги можно найти по адресу: http://www.ccel.org/!/ Iawrence/practice-ru/practice.him.
бы с лёгкостью воспроизводить самую сложную и прекрасную музыку, вы должны понуждать себя думать о Боге в разное время на протяжении дня. Вы должны научить свой разум помнить Бога.
Первое время вам понадобится придумать себе кое-какие напоминания, чтобы регулярно возвращать свои мысли к осознанию сиюминутного Божьего присутствия. Для начала поместите вокруг себя зрительные напоминания. Например, прикрепите на стену листочек бумаги со словами: «В эту самую минуту Бог — со мной и за меня!» Монахи-бенедиктинцы пользуются боем часов, чтобы останавливаться и молиться «ежечасной молитвой». Если у вас на наручных часах или на мобильном телефоне есть будильник, вы тоже можете последовать их примеру. Если мусульмане могут пять раз в день преклонять колени и молиться, то и мы тоже вполне на это способны.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 658;