Нравственное и безнравственное в современной семье Трудовое действие 3 страница

Удивительно, что при пробужденной матери часто бывает пробужденным и отец. Пробужденное состояние отцовства в мужчине зрит, что нельзя в это время позволять себе интимность. Более того, зрение мудрости, которое открывается в мужчине или женщине, гасит силу влечения, и супруги естественно не имеют потребности в частоте общения. И поэтому, пока мать кормит или пока мать носит, интимные отношения отсутствуют.

Есть еще одна мудрость материнского сердца, которую прозревает каждая проснувшаяся мать. В ней пробуждается потребность покрывать свои волосы платком. Эротически пробужденным женщинам и девушкам известна привлекающая сила своих волос. Мать, пробужденная в материнстве, родив ребенка, волосы свои убирает так, чтобы ни один волосок не коснулся лица ребенка, и чтобы малыш до семи лет не касался женских волос, особенно в тот период ее жизни, когда мать имеет интимные отношения.

Современная мать, не зная этого (поскольку пробуждения материнского сегодня почти не происходит), получает особое наслаждение, купая малыша в своих волосах. Особенно любят это занятие мальчики, потому что материнские волосы именно в них вызывают какую-то особую сладость переживания, отчета в которой они себе не отдают, потому что они еще младенцы, но которая дает им возможность пробудиться эротично и уже в семь лет проявлять эротическое поведение.

Где и когда пробуждается материнское в матери? Оказывается, такое пробуждение начинается не с первым ребенком, особенно при нынешнем состоянии матери, когда работает Закон оскудения Душевных Сил. Один-два ребенка — это тоже еще не пробужденное состояние материнской мудрости. Значит, для пробуждения материнства требуется рождение не менее трех детей. И только к третьему ребенку, отчасти, мать пробуждается как мать. Она начинает чувствовать, что же такое материнство на самом деле и как надо относиться к ребенку действительно по-матерински.

Первый ребенок в современной семье является «экспериментальным». Мать не знает, что с ним делать, не умеет с ним обращаться, внутренне не имеет никакого опыта, никаких запечатлений, а самое главное: нет пробужденности, т.е. нет Душевных Сил открытого материнства к ребенку. И отсюда мать часто проявляет не любовь, а привязанность к ребенку, и из-за этого возникает острый Психопатический Круг, который сегодня происходит практически в семидесяти, а может быть даже и в девяноста процентах отношений детей и родителей.

Намаявшись с первым ребенком, мать так и не узнает, что на самом деле она с ним должна была делать. И потому этот метод проб и ошибок отношений с первым ребенком так и остается у большинства семей единственным способом обращения с детьми. В этих пробах и ошибках проходит возраст трехлетний, двенадцатилетний, двадцатичетырехлетний. В пух и прах разругавшись со своим двадцатичетырехлетним сыном или дочерью, мать в конечном итоге пытается понять и осознать, что же произошло. И — нечем осознать, нечем понять, потому что нечем услышать события, происходящие между ней и детьми. Мать не пробудилась, нет мудрости. Мудрость начинает обретаться только с третьим, на еще большей глубине обретается с пятым, и в полноте — с седьмым ребенком.

Традиция сегодняшней семьи в основном противоположна нравственным традициям, существовавшим в прежних поколениях. Поскольку работает Закон опережения способностей, сегодняшняя мать обращена на то, чтобы состояться по способностям, а вовсе не в мудрости материнской. И потому движение чувства нужды в матери не работает, ведь по способностям можно состояться только тогда, когда детей мало, ибо тогда есть много времени для того, чтобы заниматься чем-то своим. Поэтому сегодняшняя культурная традиция, естественно, ведет к однодетной или двухдетной семье. И чем более развивается в современных людях овладение знаниями о внешней культуре, тем более теряется в человеке его внутренняя культура.

Структурирование времени

Горизонтальное и вертикальное время

Существует различное субъективное измерение времени. Есть время горизонтальное, а есть время вертикальное. Мы живем в горизонтальном времени. Самая яркая характеристика этого горизонтального времени: «Три часа пролетели как миг». Это характеристика занятий по способностям; человек отдан своим способностям и занимается по ним два, три часа, а то и двенадцать часов подряд. Время пролетает как одно мгновение.

При горизонтальном течении времени предмет способностей находится вне человека. К примеру, предмет способностей — тема дискуссии. Люди много обсуждают, дискутируют. В этих дискуссиях могут пролетать ночи. Ночь пролетела — не заметили. Предметом способностей может быть шитье, например, по рукодельным способностям. Пока шьет — не замечает, как время летит. Предметом может быть математика, которой занимается человек, и, пока занимается, времени не замечает. Предметом может быть другой человек, пока занимаешься с ним, как предметом своих способностей, не заметил, как пролетело время. Когда человек является предметом Эго-влечений другого, например, сексуальных, время тоже не замечается. Итак человек, окунающийся в удовлетворение любых своих Эго-влечений, течения времени не замечает. Сидя за праздничным столом, мы часто не замечаем, как пролетело время, пока мы ели. То же самое происходит и в интимных отношениях.

Все это — время горизонтальное, оно действительно пролетает, как миг. А если не удовлетворены наши способности, не удовлетворены наши Эго-влечения? Тогда это горизонтальное время начинает тянуться, тогда оно наполняется вязкостью, тянется как негодное, нудное, скучное. И возникает острая внутренняя потребность, опять найти дело, чтобы часы были как миг, недели — как мгновение. И если внешнего предмета приложения способностей нет, то тогда начинается скука. Это все — горизонтальное время.

Но существует время вертикальное, когда несколько прожитых часов ощущаются как месяц или месяцы. Когда человек прожил два-три дня, а ощущение, будто бы прожил два-три года.

Вертикальное время обладает наполненностью. Горизонтальное обладает яркостью. Вертикальное время измеряется глубиной, и при этом глубинной исполненностью, насыщенностью событиями, причем, не внешними, а внутренними — в самом человеке. Поэтому, если в горизонтальном времени предмет занятий — вне человека, то в вертикальном — во внутреннем человеке. При этом человек погружается в движение по уровням самого себя. Это межуровневое движение человека в себе самом, когда он из Эмоциональности переходит в состояние наполненности Душевных Сил. Когда он обретает в себе силы откликаться на нужду других, и уже не занимается эмоциональным проживанием сиюминутной ситуации. Когда он из Эго-влечений делает смещение в движение Совести и начинает исполнять потребности других. И вот момент этого смещения, перехода из уровня в уровень воспринимается человеком как полнота события и глубина события. Это действительно обретение глубины. И тогда, если действие происходило в двухминутном или десятиминутном разговоре, у человека появляется ощущение, будто бы он прожил целый день.

Такие моменты люди имели возможность проживать на семинарах, которые организовывались в нашем Семейно-Педагогическом объединении в Москве. На семинарах участвовало около ста тридцати человек: студентами были педагоги курсов повышения квалификации, люди с высшим образованием.

Семь дней, проведенных в вертикальном времени, каждый день по восемь часов подряд. Каково было ощущение людей? Один из обучающихся, преподаватель, делится своими впечатлениями: — Пролетело семь дней, а у меня ощущение, будто бы пролетела целая вечность. И теперь не знаю, как мне быть дальше, потому что обрелось что-то такое богатое, но не нашло формы и оно во мне глубоко, а я не знаю, как мне дальше действовать, как дальше быть? Со своими, что здесь на кафедре — знаю, а как с другими — не знаю...

Еще одно впечатление о моменте, когда идет работа с конкретным отдельным человеком. Все совершается всего лишь за десять минут. Задаются вопросы, человек отвечает на эти вопросы. Ему трудно, пот льется, он краснеет, он бледнеет, в какие-то моменты он ожесточается, потом он оттаивает, потом раздражается, потом начинает отвечать на вопросы, не раздражаясь, и, наконец, вдруг приходит в состояние, когда он слышит себя глубокого, когда это глубокое в нем происходит. Всего десять минут вопросно-ответного разговора, а у него ощущение, как будто бы прошел целый месяц. И за этот месяц он столько сумел пережить... а это, оказывается, — постепенное преодоление тех преград, которые не позволяют человеку перейти из уровня поверхностного в более глубокий. Работают защитные механизмы Эго. Преодоление защитных механизмов Эго — это и есть выход в вертикальное время. Попадая в вертикальное время, человек переживает его как большую глубину и исполненность содержанием.

Практически сейчас в своей семье, и в особенности в отношении к детям мы не имеем никаких способов, традиций, систем, которые выводили бы ребенка, да и нас самих, в вертикальное время. Поэтому, отдаваясь своим внутренним Эго-влечениям, своим хотениям, мы живем во времени горизонтальном. Это и есть еще одна, самая фундаментальная и самая страшная трагедия современной семьи.

Психопатический круг: родители и дети

В предыдущих главах мы коснулись структуры человека, и особенный акцент сделали на Эго-структуре, а в ней на третьем уровне — Эго-влечениях человека, потому что именно отсюда происходит вся неправда человеческих отношений.

Через Эго-влечения возникает психопатическая зависимость людей друг от друга — психопатические круги. Сначала между родителями и детьми, а затем у взрослых детей они переходят на их собственные супружеские отношения и продолжаются уже между взрослыми детьми и их родителями.

В этой главе мы попытаемся вглядеться в первопричины: откуда начинается сам Психопатический Круг, в чем причины душевного бессилия человека, каким образом еще в младенческом, даже утробном или родовом состоянии, ребенок недополучает полного резерва Душевных Сил.

Итак, начнем с того, что Нравственная Психология в структуре человеческого «Я» выделяет пять уровней.

Первый уровень — это Способностичеловека. Второй — Эмоциональность, благодаря которой происходит субъективизация жизни, в том числе — по Способностям. Третий — Эго-влечения человека, среди которых веделены восемь, которые подразделяются на два и шесть: два царственных и шесть глубоко натурных.

Помимо этих трех уровней, которые вместе составляют Триаду Эго, существует более глубокий уровень бытия человека в мире — это Душевные Силы, важнейшая из которых нравственная, т.е. чуткость, внимание, отзывчивость к людям, доброта к ним. И если Душевные Силы в человеке свободны и развиты, тогда он слышит свое стратегическое состояние на данный момент, т.е. куда он идет в своем внутреннем становлении: то ли склоняется в сторону Эго становления, то ли происходит его становление в Совести.

Пятый уровень — это Совесть.[1] Если Душевными Силами мы слышим состояние другого человека, его нужду, то прямой отклик на эту нужду идет от Совести. Именно по импульсу Совести, человек совершает поступок выполнения или же покрытия нужды людей.

Способности, включенные в Душевные Силы и исполняющие веления Совести, составляют вместе Триаду Совести. Получается, что Способности могут быть как в Триаде Эго, так и в Триаде Совести. И в зависимости от того, чье веление Способности мастерски исполняют, можно выявить природу человека.

Когда Душевные Силы не высвобождены и не развиты, тогда человек не реализуется в своем бытии. Он не живет в полноте. Тогда, естественно, властно и сильно в человеке действует Эго-уровень, Эго-влечения.

Возникновение
психопатических
отношений Всякие психопатические отношения возникают с того момента, как эгоистическое в человеке обладает или берет силу, власть над ним. И в связи с этим для нас очень важно исследовать те моменты младенческого становления, те ситуации, в которых ребенок обретает малый запас Душевных Сил. Если душевное тепло в детстве недополучено, четвертый и пятый уровень, т.е. уровень Совестливости и Душевных Сил, состояться не могут, и тогда Эго-влечений свободно и властно действуют в человеке на все лады. Восемь Эго раздирают его изнутри.

Психопатическая зависимость бывает явная и скрытая. Сегодня мне хотелось бы подробнее разобрать эти два явления.

Явная психопатическая зависимость

В явном Психопатическом Круге отчетливо видна зависимость родителей от детей и детей от родителей. Причем, внутренние реакции их настолько задействованы друг на друга, что мать не может не реагировать. Если ребенок начинает ее провоцировать, она не может не гневаться, не раздражаться, или не обижаться, поскольку ребенок начинает ее выводить из себя. Раздражение ребенка, упрямство, обидчивость ребенка, или еще какое-нибудь негативное свойство немедленно находит отклик в матери, и она включается в привычный для нее круг отношений, которые заканчиваются тем или иным срывом. В зависимости от ее собственных Эго-доминант, она срывается в озлобление, или во властное желание побить ребенка, или в печаль, или в обидчивость.

Ребенок, имея такую мать, естественно, тоже упирается в «свое», как только мать начинает дергать его своими внутренними претензиями. Если ей не хватает какой-то негативной реакции ребенка, она подсознательно ищет ее, а внешне — сознательно создает условия для того, чтобы он перестал ее слушаться. И чем более он не будет ее слушаться, тем более она будет его раскручивать, провоцируя на непослушание до тех пор, пока не сорвется... И только сорвавшись из-за его непослушания, она успокоится. Срыв всегда происходит в Эго. Это и есть явная психопатия, открытая, со стороны она видна даже самим родителям и детям.

Скрытая психопатия

Скрытую же психопатию практически трудно обнаружить изнутри, хотя со стороны люди могут видеть ее, могут говорить: «Ваши отношения в чем-то неправильны». Разглядеть, в чем же, бывает чрезвычайно сложно. Надо иметь в виду, что скрытые психопатические отношения свойственны сегодня 30% детей и родителей. В чем же смысл скрытой психопатии?

Скрытая психопатия происходит чаще всего в якобы благополучной семье. В семье хорошие отношения, добрая забота друг о друге и в целом материально она состоявшаяся. Профессиональное место для каждого члена семьи достаточно отчетливо определилось. Дети неплохо учатся, ходят в какие-то кружки и секции, здоровы, душевно и эмоционально достаточно богаты. И возникает впечатление, что здесь все хорошо. Одно только не замечается: это благополучие происходит от Эго-состояния, от полной отданности во власть влечений Эго.

Эго-влечение к пище формирует богатые столы, устраивает обильные трапезы, приглашает гостей раз в месяц. Рядом с этим обязательно присутствует Эго-влечение к тщеславию, т.е. влечение к положительному вниманию окружающих людей. И там, где богатый стол, там неизменно богатые, роскошные одежды; там, естественно, дорогая мебель, добротное состояние в доме вообще: ковры, хрустальные вазы, иномарки, музыкальные центры, радиотелефоны, компьютеры, дачи и прочее. Это все составляет определенный уровень Эго-благополучия, основанного на Эго-влечениях: или влечение к пище, создающее столы; или влечение к вниманию окружающих людей, создающее уникальные библиотеки (которые, кстати, не читаются, и, в основном, не знакомы ни одному из членов семьи); или же это влечение к вещам, деньгам, плюс к этому добавляется влечение к самоощущению, т.е. к чувству самодостаточности, влечение гордости. Эти четыре фундаментальных влечения составляют фактически уровень ценностей и материального благополучия нынешней семьи.

Богатые столы, богатое убранство дома, добротные хорошие отношения окружающих дома, на работе, друзей и родни, и в целом чувство, что я состоялся и все члены моей семьи состоялись благодаря той или иной способности: один у нас — музыкант, другой — художник, третий — поэт и т.д., практически все мы являемся профессионально состоявшимися людьми. Все это составляет ценностный мир современной благополучной семьи, ценностное основание благополучия в сегодняшнем мире.

Итак, благополучная семья имеет детей. Отношения между родителями тоже достаточно благополучные, потому что оба родителя имеют одинаковые Эго-влечения, в этом понимают друг друга: оба хотели дачу, и оба активно на нее работали (причем, у обоих достаточно сил, чтобы это делать); оба хотели иномарку, и оба откладывали деньги для того, чтобы ее приобрести; оба хотели библиотеку, и оба много вложили, чтобы ее собрать, достать, разыскать или приобрести через знакомых. И вот в этом совместном действии они, естественно, чувствуют общность. И это чувство общности, которое их соединяет вместе, создает внутреннее ощущение достаточного благополучия в нынешнее время.

Возникнет вопрос: где же в таком случае Душевные Силы и Совесть? При активной доминанте Эго-состояний, четвертый и пятый уровни, уровни Совести и Душевных Сил могут либо вовсе отсутствовать, либо человек держится за них ради оправдания Эго.

Однако, нравственное чувство — это настолько жертвенное слышание другого человека, настолько тонкая отзывчивость на нужду другого, что с таким явным перечисленным ценностным Эго-багажом ужиться в человеке оно просто не может. Может быть чувство общности, потому что мы заняты одним делом, живем одними ценностями. Но это вовсе не значит, что мы слышим нужду другого, т.е. ту глубинную душевную потребность другого, которая рождается его внутренним пробуждением.

Нравственное становление и действие Закона оскудения Душевных Сил

Человек формируется либо в нравственном становлении, либо в становлении Эго. Но эта разница, в чем человек живет, чаще всего не слышится. И поэтому в семье со скрытой психопатией оба родителя не живут друг в друге по глубине, они не слышат нравственного становления друг друга, и поэтому оба меркантильны и оба увлечены, допустим, накоплением на квартиру в центре крупного города, оба увлечены иномаркой, дачей, карьерой и в этом взаимно друг другу очень помогают. Эта взаимная помощь на самом деле происходит в Триаде Эго, все отношения сильно подкрепляются Эмоциональностью и ничем более. Душевные Силы здесь не включены.

При таком состоянии матери и отца естественно, что дети еще в утробе матери не берут полноты душевного тепла для развития Совести и Душевных Сил. Они рождаются с явно выраженным третьим уровнем, т.е. выраженным Эго-состоянием. Воспринимая от родителей эти ценности, они утверждаются в своем Эго-состоянии. Через пример родителей, через авторитет родителей те же самые Эго-влечения становятся оправданными и ценностно-значимыми.

То, что родителями не слышится в четвертом и пятом уровнях, т.е. в Совести и Душевных Силах, еще менее будет слышаться их собственными детьми. И вот в этих собственных благополучных детях, в благополучной, с этой позиции, семье, начинается формирование скрытой психопатической зависимости, характеризующейся недостатком Душевных Сил. В такой семье ребенок, состоявшийся во всем этом благополучии, уже в девятом классе показывает отчетливую позицию самоутверждения. Заботы о других в нем нет. Там, где ему нужно — он услышит другого человека, но это в том случае, если тот, другой, необходим ему. И тогда видно, что его Эмоциональность будет настолько утончена, что он явственно услышит, что вам надо, и через это возьмет свое. И порою бывает, что не поймешь, где и когда он сумел свое взять, где сумел поймать нас; где и на чем, исходя из наших требований, он подыграл и сыграл на нашей открытости и доверии, а где просто обманул или просто украл, или просто взял.

Посмотрим, что происходит, когда вся эта масса самоутверждающихся ребят, подростков, выходит в возраст 21–24 года. Начинается активное проявление младенческих запечатлений. То, что запечатлено от родителей в возрасте до трех лет, начинает проявляется с двадцати одного года до двадцати четырех. Этот период называют «периодом юношеского младенчества».

В этот момент у многих сегодняшних юношей и девушек создается собственная семья, и, находясь глубоко в состоянии Эго, очень слабо слыша в себе голос Душевных Сил и Совести, они рожают детей. Появляются дети второго поколения детей. Оскудение Душевных Сил усиливается, хотя у самих родителей (теперь уже бабушек и дедушек) их благополучное состояние все-таки еще как-то скорректировано Совестью. У родителей еще есть чувство порядочности, правды, доброты, хотя центральная доминанта их жизни все-таки дачи, машины и прочие символы Эго-благополучия. У их детей уже этого много меньше, а меркантильные интересы значительно больше. Душевных Сил у этих детей очень мало, им не хватает сил слышать голос правды, заботу о другом человеке, сыновний долг.

При этом неизбежными будут ссоры. Супружеские ссоры у детей более часты, более возможны, нежели у их родителей. В родительском поколении все более-менее благополучно, а у детей — ссоры. На сохранение благополучия у детей не хватает сил.

Но вот рождаются внуки, психопатическая зависимость разворачивается у них уже во всей полноте. При этом именно родители, ставшие бабушками и дедушками, ситуацию психопатии закручивают со всей остротой, какую только можно придумать. Чем? Бабушкиным вниманием, бабушкиной или дедушкиной любовью к своему внуку, благодаря которому человек и превращается вдруг в бабушку или дедушку.

Состояние, когда вдруг происходитпереносвнутренних ощущений и открывается любовь к внукам — совершенно новое состояние, ранее не известное человеку, открывается именно в том возрасте, когда рождаются внуки. И вот это любвеобилие (это не любовь, это именно любвеобильное отношение к внуку или к внучке) превращает бабушку в ту, которая всему потакает, все дозволяет и во всем первая ублажает. Ребенок это чувствует, и уже не обращается к родителям, он идет мимо них, и идет сразу к бабушке и дедушке, потому что он знает, что их властью он добьется своего или получит свое. И тогда скудость Душевных Сил при активной энергетической зарядке Эго-состояний проявляется в ребенке в полной силе.

Внук становится тем, кто властно требует для себя по потребностям Эго, по всем Эго-влечениям. И если внук рождается с доминантным Эго-влечением печали, то он устраивает истерики буквально с полуоборота. Малейшая фраза со стороны родителей, препятствующая его желаниям и хотениям, немедленно бросает его в истерику. Он ложится на пол, бьет по нему руками и ногами, и бабушка — тут как тут. Она устраивает аналогичную «головомойку» своим детям и в конечном счете заставляет их сделать так, как внук того хочет.

В результате в третьем поколении внуки оказываются уже в состоянии явной психопатии. Скрытое состояние слабости Душевных Сил обнаружилось здесь явственно, потому что во внуках их резерв уже настолько мал, что идет просто открытое действие Эго-уровня, всех Эго-влечений. И тогда дети, родившиеся в четвертом поколении, т.е. уже дети внуков, дают Эго-состоянию крайнюю вольность. Именно благодаря скудости Душевных Сил, родители не знают, что с ними делать. Третье поколение мучается с детьми четвертого поколения. И тогда четвертое становится как бы задающим ситуацию возмездия.

Однако мы не хотим соглашаться с этим, нам кажется, что сегодняшнее благополучие, которое создается нами, является благополучием на самом деле, поскольку оно внешнее, видимое, способное приумножаться дальше. Но не будет этого умножения, если сегодня не услышать, что Эго-уровень и благополучие с позиции Эго Триады является на самом деле наказующим, и что это — ситуация скрытой психопатии. Скрытая психопатия явно обнаруживается в четвертом поколении. Присутствующая сегодня во многих людях явная психопатия и есть проявление четвертого поколения.

В результате в каждом поколении в любой семье происходит своя ситуация. Первое поколение — благополучное, во втором благополучие дает крен, в третьем между людьми складываются открыто неблагополучные отношения, в четвертом идет разгул Эго, приносящий страшные бедствия для родителей третьего поколения.

Откуда происходит недостаток Душевных Сил?

В книге «Обрести себя» мы подробно разбирали следующие положения Нравственной Психологии: Способности, Эмоциональность и Эго-влечения составляют Триаду Эго. Те же самые Способности, Душевные Силы и Совесть человека составляют Триаду Совести. Ребенок сызмальства, особенно в младенческом возрасте, живет в открытости к Триаде Совести. Но по мере того, как Эго-ядро начинает в нем постепенно восстанавливаться, обретаться и заявлять о самом себе, начинается напластование Триады Эго и она, энергетически мощно поддерживаемая, постепенно становится ведущей в жизни человека и определяет его поведение. Совесть пригашенная, как эхо, присутствует только в отдельных случаях. Начиная встречаться с окружающей жизнью, ребенок ищет любви окружающих, потому что проявление Триады Совести у ребенка — это потребность любить. Если ответною любовью родителей поддерживается в ребенке потребность любить их, тогда он получает изобилие Душевных Сил, тогда он чувствует, что окормлен любовью, дома ему хорошо, дома ему благодатно.

В структуре человеческого «Я» мы отдельно рассматривали ситуацию, когда мать, нося ребенка в утробе, переживает много трудностей в окружающей жизни. По слабости Душевных Сил она немножко терпит, а потом силы иссякают, начинаются неврозы, падения настроения, она не может дальше терпеть. Она впадает в злобу, в обиду, или же отдается работе, общественной деятельности. Она убегает из дома, потому что здесь ей тяжело, или убегает с работы, потому что ей там тяжело. Сил, Душевных Сил, не хватает. Они в ней не раскрыты, не поддержаны, не воспитаны. И вот эту скудость запечатлевает младенец, который рождается со скудостью Душевных Сил. И тогда у него тоже не хватает сил, и он тоже впадает в обиду, каприз, в истерику, в упрямство, т.е. в эмоции Эго-влечений. Такой малыш на самом деле очень ищет развития Душевных Сил и материнской любви, которой не досталось ему, пока он был в утробе. Если эта любовь приходит к нему, он открывается навстречу Душевными Силами и удовлетворяется. Глубинный слой человеческой души, Совестливые и Душевные Силы расправляются навстречу людям и ребенок ровно проживает ситуации, не впадает в каприз. Но если мать не дает этой любви, если мать занята своими заботами, если ее собственные Душевные Силы закрыты, подавлены и потому она не может стерпеть, простить ребенка, более того, любить ребенка и покрыть его каприз, покрыть его упрямство. Тогда он, ища этой любви, будет действовать от Эго через каприз.

Если же в структуре Эго находится влечение к пище, ребенок будет действовать через пищу. Дети при недостаче любви начинают сильно много есть, потому что начинает просыпаться Эго-влечение к пище, потому что Душевные Силы не раскрыты, напряжение Эго-состояния не ослабляется. Происходит становление, развитие Эго-состояния в полноте, оно изо дня в день растет, из месяца в месяц увеличивается, и потому такие дети постепенно начинают есть много, есть во всяком беспорядке, в любую минуту, везде и всюду «кусочничать», таскать со стола. Как только мы это видим, мы сразу можем поставить точный диагноз: ребенку не достает тепла в доме и правильного направления его деятельных сил, которое и может дать только любовь. И если начать давать это тепло и любовь, то вы увидите, что ребенок перестает есть много сладкого. Оказывается, дети пристращаются к сладкому в семьях, где не хватает душевного тепла и любви. Если же душевное тепло и любовь дети получают, то сладкое может спокойно лежать на столе, и они не будут трогать его без особой нужды. Возьмут ровно столько, сколько надо для того, что бы покрыть ту недостачу, которую недодает ребенку родитель.

Сознательный и подсознательный планы психопатических действий

Всякое психопатическое состояние имеет два плана действия — подсознательный и сознательный. Вся психопатия происходит в пределах Эго-влечений, т.е. в Триаде Эго, при этом на подсознательном плане действует одно Эго-влечение, а на сознательном — другое. И вот эта пара Эго-влечений, как бы помогающих одно другому, составляют главное основание Психопатического Круга. Какая пара развивается в родителях, такая развивается и в ребенке. При этом пары детские и родительские, взаимно дополняют друг друга. Они не обязательно синхронны, т.е. это не значит, что одно и то же Эго-влечение действует и в ребенке и в родителях.

В чем же проявляется эта взаимодополняемость? Например, ребенок пережил асфиксию во время родов, Душевные Силы слабые, доминантное влечение в ребенке — упрямство. Второе скрытое доминантное влечение в ребенке — печаль. Пока ребенку год или два года, подсознательная работа практически не происходит. В сознании же напротив — доминантные влечения выходят наружу, и ребенок проявляет упрямство сразу и немедленно. Мать на это упрямство отвечает своим Эго-влечением — гневом. В ней растет раздражение. Но, помимо него, у матери существует еще одно доминантное Эго-влечение — печаль. Печаль является скрыто, а раздражение, гнев — явно. Ребенок до года откровенно выдает то, что потом уйдет в подсознание. Он упрямится. На упрямство идет раздражение матери. Сила материнского раздражения настолько велика, что ребенок через упрямство ничего не достигает. Тогда он своим вторым доминантным Эго-влечением — печалью, вдруг однажды, случайным для себя образом, находит выход, переключившись на вторую доминанту — на печаль. Он впадает в истерику. Мать тут же истерически реагирует на эту истерику. Затем она приходит в отчаяние, а от отчаяния она тут же исполняет то, что ребенок хочет. Такой поворот дела ребенком схватывается очень быстро. С этой минуты два Эго-влечения ребенка начинают дружно помогать друг другу добиваться своего.








Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 569;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.