Нравственное и безнравственное в современной семье Трудовое действие 1 страница

Беседу о нравственном или безнравственном в современной семье мне хочется начать с разговора о навыке к труду.

Подлинное основание жизни человека — труд. Безосновательна жизнь человека, который развлекается. Низменна жизнь человека, который ворует.

Запечатление трудового действия начинается с младенчества, а активно усваивается в возрасте 10–14 лет. Мы выделяем три ступеньки трудового действия: начало, само трудовое действие и завершение.

Ложное и истинное трудовое действие

В возрасте 10–14 лет ребенок усваивает для жизни одно из трех — трудовое действие, праздность или воровство. От того, что он усвоит в этом возрасте, будет зависеть его дальнейшая жизнь. До тридцати лет он будет выполнять или то, или другое, или третье. При этом механизм запечатленного в младенчестве и усвоенного в отрочестве будет подсознательно работать в нем, и изменить, перестроить что-то будет чрезвычайно сложно и часто стоить крови. Лишь после тридцати, когда открывается внутреннее зрение на самого себя, когда появляются переживание чувства жизненной ошибки, внутреннее ощущение необходимости продолжения ученичества у жизни, когда события жизни могут становиться уроком, только после этого человек начинает перестраиваться из тех запечатлений, которые он усвоил, получил в детстве до 14 лет.

Существуют два вида трудового действия: ложное и истинное. Что же есть ложное и что есть истинное трудовое действие?

Ложное трудовое действие начинается с задумки, мечтаний, грез. Отсюда планирование самых различных форм и видов деятельности. После того, как первая ступень преодолена, наступает вторая — выполнение и, наконец, третья ступень ложного трудового действия — это успех, переживание успеха. Педагогика, да и психология отчасти, вот уже около пятидесяти лет трудятся для того, чтобы культивировать предощущение успеха. Сегодня стадия трудового успеха активно обеспечена.

В советской школе это выглядело таким образом. Один из вариантов: ученик ставится перед классом, один стоит — все аплодируют. Более изощренный вариант: ученик ставится перед лицом всей школы, один стоит — целая школа аплодирует. Еще более изощренный вариант: сцена и зрительный зал. Один на сцене — все аплодируют, причем, зрительный зал украшен, звучат фанфары, да не просто аплодируют, а еще вручают грамоту, да не просто грамоту, а еще и ценный подарок, да не просто ценный подарок, а еще и путевку в «Артек» или в «Орленок»...

Для того, чтобы ситуация успеха действительно состоялась, необходимо правильно обеспечить второе действие, т.е. исполнение задумки. И пятьдесят лет было положено на то, чтобы действие-исполнение интенсивно шло на успех, чтобы постоянно подогревалась ситуация соревнования. Поэтому были разработаны самые различные формы соревнований, состязаний, которые позволяют в конце добиться успеха и переживать тем больший успех, чем более были включены люди в сам азарт соревнования.

Долгие годы бытия в ложном трудовом действии привели к тому, что сегодня большинство людей старшего поколения несут в себе эту систему ложного трудового действия и в этом ложном устроении сызмальства воспитывают своих детей. Поэтому ребенок включается в ложное трудовое действие вовсе не в школе и не в детском саду, а еще в домашних условиях.

Трехлетний малыш бежит к маме и говорит: — Ма-ма-а, дай помогу!

Мама отвечает: — Помоги.

Малыш помог, и больше ему ничего не надо. В нем — полнота удовлетворения от того, что он откликнулся на нужду мамы и помог ей.

Детство — это открытое состояние Совести и Душевных Сил. Ребенок слышит потребности окружающих людей и часто правильно реагирует на них, откликаясь в исполнении нужды. Поэтому он, выполнив нужду, внутренне удовлетворен, ему больше ничего не нужно. Но мама поворачивается вдруг к ребенку и говорит: — Молодец!

И нужно видеть, что происходит с ребенком! На мгновение — замешательство, а потом лицо расплывается в счастливой улыбке. Это уже улыбка тщеславия, которая откликнулась на мамино «Молодец!». И с этого времени ребенок будет бросаться к маме, проситься исполнить эту нужду: «Мама, помогу!», но только уже не потому, что Душевные Силы открыты и слышат потребность, а потому, что «Молодец!» работает.

А мама на этом не остановилась. Она взяла, и вечером, когда все пришли домой, сказала: — Вы знаете, что сегодня Катюшка сделала?!!

И надо видеть Катюшку, которая будет переминаться с ноги на ногу, водить плечами, вся внутренне как бы созревая в насаждающемся в этот момент тщеславии, которое происходит от такого активного внимания окружающих взрослых людей. Но мама и на этом не остановится. Она на Катюшкиных именинах, или на ее дне рождения, когда соберется множество гостей, начнет рассказывать, какая Катюшка «Молодец!». А если еще Катюшка занимается в музыкальной школе, мама позовет Катюшку и скажет: — Вы знаете, моя пятилетняя дочка ко всему еще и занимается музыкой! Катюша, сыграй!

Катюша переминается с ноги на ногу, ужимается, стесняется. Тщеславию, которое начинает подниматься в ребенке, которое начинает созревать, необходимы дивиденды наперед. И когда попросят все, когда уже половина дивидендов будет получена, тогда Катюшка согласится, сядет и поиграет с тем, чтобы после этого получить вторую половину причитающегося ее тщеславию.

Истинное трудовое действие тоже состоит из трех этапов, трех ступенек.

Первая ступенька — это отклик на нужду, вторая ступенька — это исполнение нужды другого человека, третья — это переживание благодарности. Может показаться, что это благодарность тех, чья нужда исполнена, благодарность ребенку. Но не об этой благодарности идет речь. Здесь само трудовое действие происходит не вовне, а в самом ребенке, и поэтому переживается благодарность не тех, кто благодарит, а благодарность самого ребенка. Кому же ребенок благодарен, исполнив нужду других людей? Оказывается, если ребенок верующий, он благодарен Богу и тем Небесным Силам, благодаря которым он свершил эту нужду, покрыл ее. Оказывается, ребенок благодарен своим родителям за то, что они его вырастили, за то, что они дали ему жизнь. Он благодарен своим учителям, наставникам, которые развили его способности, развили его мастерство и благодаря этому он исполнил эту нужду качественно. В истинном трудовом действии все происходит совсем по-другому: и другая атмосфера, и другие слова.

Три вида трудового действия

В Нравственной Психологии различаются три вида трудового действия: труд-забота, труд-работа, труд-успех.

Труд-забота —самый полный, самый емкий труд, который по смыслам является фундаментальным и к которому призван каждый человек. Но, увы, не каждый из нас опытно знает, что это такое. Труд-забота начинается с отклика на нужду другого человека. Он представляет собой действие, покрывающее эту нужду и в полноте присутствует в истинном трудовом действии.

Наиболее оптимально обретение такого труда происходит в сельской местности, там, где ребенок явно видит нужду, для кого или для чего он делает конкретное действие. Например, пятилетний малыш присутствовал при посеве семян на огородной грядке. Семена эти начинают прорастать. Оказывается, для того, чтобы они росли, их нужно поливать. Сами семена своей нуждой просят, ищут и ждут, чтобы ребенок трудился над их взращиванием. Проклюнулись ростки. Само растение тоже ждет, заявляет свою нужду. Если его не полить, оно высохнет, если не прополоть, не вырастет, зачахнет.

В сельской местности не только растения, но и всякая живность заявляет свою нужду. Корова мычит, когда голодна. Ягнята кричат, чтобы их покормили и т.д. И ребенок, реагируя на нужду, выполняет трудовое действие.

В городе это сложнее. К примеру, ребенок решил сделать заплатку на одежде куклы или сшить ей платье. Само платье не заявляет этой нужды, и сама кукла не кричит о том, что это ей надо. Лишь ребенок может придумать нужду. А если он забыл про куклу?

Растение, животное напоминают. Вырастив что-то на грядке, ребенок потом вытаскивает это «что-то», моет и несет на стол, и вдруг обнаруживает нужду второго порядка. Если нужда первого порядка касалась самого растения, то теперь — нужда второго порядка, нужда людей, ближних его. Он видит, как взрослые питаются тем, что он вырастил, он видит как вся семья вкушает плоды его трудов, и благодаря этому ребенок осознает нужду второго порядка.

В следующем году, приступая к огороду в шестилетнем возрасте, он уже будет исходить из нужды второго порядка, одновременно выполняя нужду первого порядка, т.е. нужду самих растений.

Но существует еще нужда и третьего порядка. Когда выращенное им попадает на рынок, и с рынка уже приносятся деньги, и становится возможным на эти деньги что-то купить. Ребенок, выполняя все этапы трудового действия, это явственно видит. Нужда третьего порядка включает в себя порядок второй и первый.

Когда это происходит в раннем детстве, по законам запечатления, все происходящее откладывается у ребенка в подсознании. И поэтому его не надо дальше заставлять быть производительным в труде, не надо требовать от него продуктивности, она будет осуществляться сама по себе. Не будет необходимости требовать от ребенка качества труда, потому что оно само по себе проявится. Ибо если некачественно, то все засохнет, или будет вялый и жухлый продукт, который не будут есть люди или же который на рынке не будет продаваться. И ребенок сызмальства запечатлевает необходимость качества как необходимость исполнения в полноте потребности других людей.

Попадая на производство в возрасте юношеском и взрослом, естественно, он работает там без требований внешних поощрений и стимулов. Это та полнота трудового действия, которая происходит как бы сама собой. Отклик на нужду будет происходить независимо от того, есть у него способности или нет. Он обязательно исполнит нужду, несмотря на то, что ввиду отсутствия способностей, мастерского исполнения при этом может и не быть.

Труд-работа совершается не потому, что есть нужда, а потому, что данный труд оплачивается, потому что за этот труд выплачивается вознаграждение. Труд за вознаграждение и есть труд-работа. Кроме того, труд-работа — это труд по способностям, совершение работы по способностям.

Человек имеет математические способности и готов проработать на своем месте двенадцать часов подряд. Совершенно устал. Однако его усталость соединена с чувством глубокого удовлетворения. Он приходит домой, а тут надо плинтус прибить, водопроводный кран сменить... И внутри все падает: «Никаких сил нету!». Почему? Потому что это по нужде, не по способностям. По способностям он только что разрабатывал новый вариант программы для компьютера. А починить краны — это техническая способность, а у него такой нет. Более того, нет запечатления к труду вообще, есть запечатление труда-работы. И у человека опустились руки. Душевных Сил, чтобы исполнить эту работу, нет, и он отказывается, ссылаясь на то, что устал, ссылаясь на то, что «потом...». Но в эту минуту вспоминает, что в какой-то момент в своем математическом проектировании он работу не закончил, подсаживается к столу и еще три часа подряд занимается доработкой этой программы для компьютера. Силы откуда-то взялись. Причем, большие силы, и работается с удовольствием... А потом вдруг вспомнил: кран-то все равно не починен, и опять — упадок сил, опять нежелание, опять «не хочу».

Когда у человека запечатлен труд-забота, то починка крана не вызывает такого состояния, возникает естественное желание исполнить и больше ничего. И это происходит само собой. Если же в детстве, особенно в возрасте пяти-семи лет, происходит фундаментальное запечатление труда-работы, т.е. работа по способностям, тогда любая работа по способностям происходит сколь угодно долго и в сколь угодно больших объемах. Но только в этот момент никто не смей заявлять еще какую-то нужду, помимо труда по способностям. Сил на это у человека не будет.

Пример такого запечатления, проявляющийся в подростковом возрасте. Подросток прибежал домой, снимает торопливо свою одежду и бежит в свою комнату к магнитофону, потому что по его техническим способностям да плюс по музыкально-ритмическим, магнитофон и записи — вот его радость, вот его счастье. В эту минуту вдруг его мама останавливает: — Подожди, Вань! Не раздевайся. Сбегай в магазин, хлеба возьми, к обеду нечего есть.

А он вдруг остановился, как вкопанный, и чувствует, как все силы куда-то ушли, полная прострация. Маме кажется, что он начинает упрямиться, что он капризничает, он не любит родителей, маме много чего кажется... А на самом деле у него действительно нет Душевных Сил на труд-заботу, у него есть только силы на труд-работу по способностям. Вот здесь сил много, он сейчас готов с этим магнитофоном возиться сколь угодно долго, а бежать в магазин, хотя бы даже и на 10 минут — для этого тоже нужны Душевные Силы. А где их взять, если в возрасте пяти-семи лет этот ребенок постоянно находился в состоянии «счастливого детства» (ложный лозунг, который появился в начале тридцатых годов), если все его Душевные Силы запечатлелись в праздном времени. В результате труд-работа обеспечена резервами Душевных Сил, а труд-забота имеет почти нулевое состояние резерва.

И конечно, каждый раз, когда кто-то встает на его пути, просит о чем-то, у него сил никаких нет. Бабушка посреди улицы попросила: «Помоги перейти через дорогу», а у него возмущение, агрессия: «Не могу, я тороплюсь, простите меня», если еще хватит сил сказать: «Простите». И действительно, в душе никаких сил нет. Зато куда он бежит, на то силы есть, и торопливость тоже от сил, только от сил праздных.

Возможно, родители такого ребенка очень много занимались развитием его способностей, водили его в секции, студии. Существует некий общепринятый вариант детских студий: четыре урока в студии для детей: живописи, музыки, пластики и иностранного языка. Дети в поте лица занимаются там и действительно, кажется, обретают способность трудиться, но там ведь труд своеобразный. Это не труд-забота, это не фундаментальный труд, это труд-работа, работа по способностям. И потому эти дети, прожив в своем раннем печатлеющем детстве такое состояние, имеют богатый резерв для любых праздных мероприятий, для любых праздных действий, причем, может быть, очень трудоемких. Например, нужно девочке сшить платье. Способности к шитью очень большие, и девочка с удовольствием возьмется и будет шить. Но если при этом необходимо выполнять еще какие-то хозяйские заботы по дому, допустим, постирать, погладить (а ведь это труд-забота, здесь не способности важны, а отклик на нужду), именно на это отклика и нет. И поэтому девочке очень будет сложно перейти от шитья к стирке, к глаженью.

Если в возрасте пяти-шести лет не произошло запечатления Душевных Сил в труд-заботу, то тогда в шестнадцать лет девочка не будет иметь Душевных Сил для заботы по дому, и всякое требование со стороны родителей позаботиться о чем-то восприниматься не будет.

И, наконец, третий вид труда — это труд-успех, когда ребенок выполняет что-либо ради того, чтобы получить «Молодец!». И тогда это необязательно труд по способностям, и вовсе не по нужде, а только лишь там, где это «Молодец!» может быть заработано. У ребенка никаких способностей к изобразительному искусству нет. Тем не менее, он нарисовал какую-то картинку, прибежал к маме и показывает: «Мама, смотри!». И мама, для того, чтобы поддержать свое любимое чадо, говорит ему: «Молодец! Ах, какой чудный рисунок!». Ребенок бежит обратно, напоенный энергетикой успеха, рисует следующий рисунок и снова несет маме. И на это маме хватает сил сказать: «Молодец!»... Но когда ребенок принесет пятый рисунок, у мамы уже сил не хватит, и она скажет: «Ну вот здесь немножко не то сделал...», потому что если она скажет «Молодец!», то будет и шестой, а у мамы уже нет сил. И тогда она начинает искать, почему на этом рисунке нужно остановиться: «Давай вот здесь поправим. Смотри, вот тут так сделать — будет лучше...». И тут она видит, как блекнет настроение у ребенка. Оказывается ребенок ожидал, что и пятый раз будет «Молодец!», а тут вдруг вместо этого — разбор рисунка с необходимостью переделывать, исправлять.

Дети, ориентированные на ситуацию успеха, особенно часто проявляются при сердобольных бабушках и дедушках, которые делают очень много для того, чтобы независимо от способностей, независимо от действительного результата, обеспечить лишь комфортное душевное состояние внука или внучки. Они не скупятся в комплиментах, не скупятся в оценках «Молодец!», поэтому дети оказываются в состоянии очень больших притязаний, претензий и внутреннего ощущения, что они могут многое. И когда они выходят в детский сад или же появляются в школе, начинаются первые конфликты. Оказывается, что та оценка, которая ставится в школе по предмету, и та, которую он получал всегда дома через бабушку или дедушку, явно не совпадают и начинается внутренний конфликт, который происходит через отторжение. Отвергается тот, кто дает меньший балл. Сегодня большинство конфликтов, происходящих в 1–3 классах, нередко вызваны именно этим диссонансом того, что было дома, и того, что он вдруг получает в школе.

О формировании правильного отношения к пище

Выясняя нравственное и безнравственное в современной семье, остановим наше внимание еще на одном — на отношении к пище.

Эго-влечение к пище имеет два вида: влечение желудочное и влечение вкусовое. Желудочное Эго-влечение стремится к тому, чтобы как можно больше, до отвала, набить желудок и чтобы наступило состояние чувства сытости. Вкусовому Эго-влечению так много не надо. Ему надо дать «понемножку, да от множкого». И при этом желудочное Эго-влечение (а в человеке присутствует всегда оба), всегда сильнее, чем вкусовое. Эго-влечение к пище формирует культуру потребления пищи. Она выливается в следующее: сначала самое тяжелое, самое большое, поэтому первое и второе, т.е. то, что удовлетворяет влечениям желудочным, а затем то, что вкусное, сладкое, то, что удовлетворяет Эго-влечениям вкусовым. Поэтому десерт — третье.

Если же мы посмотрим физиологию человеческого пищеварения, то окажется, что она устроена для совершенно иного порядка усвоения. Сначала идет желудок, который переваривает белки, а растительную пищу не переваривает, а дальше идет тонкий кишечник, в котором переваривается вся растительная пища, и по правильности было бы хорошо, если бы растительное прошло раньше и ушло в кишечник, а все белковое попало потом, осталось в желудке, и продолжало бы дальше перевариваться. Так как мы отданы Эго-влечению к пище, мы сначала наполняем желудок всем белковым, а потом сверху сваливаем все растительное, оно лежит полтора-два часа, пока не попадет в тонкий кишечник, за эти полтора-два часа бродит, в бродильном состоянии попадает в тонкий кишечник, ввиду чего начинается развитие различных заболеваний кишечника. Эти заболевания дают побочный эффект: склонность к простудам. Большинство простуд, особенно сегодняшних детей, вызваны тем, что у них неправильное питание. Расстройство кишечника выливается в простуду от малейшего ветерка.

Питаться правильно означает действовать прямо против Эго-влечения к пище. Сначала вкушается все сладкое, особенно фрукты (при этом сначала питье, потом фрукты сладкие и сладкое) и только после этого пойдет белковая пища. Все наоборот! Но при этом «наоборот», как говорится, перебивается аппетит. Правильнее было бы сказать, что перебивается не сам аппетит, не физиологическая потребность человека, а перебивается аппетит Эго-влечения, и это действительно так. И тогда человек съедает количество пищи, которое ближе к физиологической потребности, потому что на самом деле то, что он съедает по Эго-влечению, намного больше, чем ему физиологически потребно. Когда же он начинает есть правильно, то начинает есть меньше и физиологически потребного. При этом он чувствует себя значительно легче.

Дети, находясь в естественном состоянии естественной открытости импульсу жизни, питаются всегда правильно. Они всегда просят сначала фрукты, потом сладкое, а потом уже все остальное, и этого остального едят мало. И этого, оказывается, достаточно! Никакой дистрофии, никакого ослабления детского организма не происходит, ребенок всегда питается ровно столько, ему сколько надо. Правда, при этом теряется столь любимая бабушками, но в целом вредная, рыхлая упитанность.

День рождения и день ангела Что такое день рождения?

С Эго-влечением к пище связана еще одна очень тяжелая традиция в большинстве современных семей. Она развивает Эго-влечение к пище, добавляя к нему еще несколько: гордость, тщеславие, сребролюбие, праздность. Это дни рождения, которые мы устраиваем сегодня нашим детям, начиная буквально с пятилетнего возраста. В некоторых семьях этот праздник устраивается совсем маленьким малышам, а о двенадцати-пятнадцатилетних детях даже говорить не приходится. Дни рождения подростков и взрослых отмечаются обязательно.

Что же такое день рождения? Оказывается, в жизни нам очень не хватает тепла окружающих людей. А день рождения — это день, в который даже заклятый враг, приглашенный на праздник, вынужден разливаться в комплиментах. Поэтому, ощущая недостаточность внимания окружающих людей, человек устраивает себе день рождения. Для этого он, предвкушая день рождения, заранее формирует список тех, кто будет приглашен. Оказывается, что отбирая тех или других людей, люди испытывают первое удовлетворение от того, что некоторых в этот список не внесли. В результате они уже здесь, сами в себе состоялись над ними, возможно этим отомстили им. Затем некоторые из недоброжелателей в этот список вносятся, хотя нежелательно было бы, потому что с ними не очень-то хорошие отношения. Но они вписываются, потому что им, бедным, деваться будет некуда и они придут с комплиментами.

Знаем ли мы о том, что в это время подсознательно в нас происходит? Часто нет. Дело в том, что такой анализ собственных действий человек, как правило, не производит, мы утратили эту традицию и поэтому часто все это происходит подсознательно. Состав людей, которые приглашаются на день рождения, оказывается очень разношерстным.

После этого наступает следующая фаза обретения себе удовольствий: беготня по магазинам, трата суммы, специально накопленной на продукты для дня рождения. Это особое удовольствие для Эго-влечения гордости — довольство своим состоянием и возможностью не ударить в грязь лицом, накормить ближних.

Наконец, продукты приобретены, причем, не просто какие-то, а особо дефицитные, да не просто дефицитные, а те, что можно достать через значимое лицо, через очень важную персону (речь идет о недавно окончившейся эпохе). И потребность общения с этой важной персоной доставляет нам огромное внутреннее удовлетворение; гордость человеческая, влекомая к самодостаточности, очень серьезно и внимательно относится к кругу своих знакомых.

Почему для человека так значимо иметь автографы именитых людей? Появляется внутренняя причастность к их именитости, к их некоторой значимости в обществе. Значимо иметь знакомство, просто знакомство, неважно какое, но с кем-нибудь из тех, кто в обществе значим: с министром, с директором, с председателем, с лауреатом, еще с кем-то... Помимо этого значимо не просто по гордости, по самодостаточности, но еще и по тщеславию. Особенно значимо — с теми, которые особенно известны, знамениты; не просто значимы, — знамениты. Собираются полные залы — и вдруг у меня автограф этого человека, и вдруг в процессе подготовки ко дню рождения оказывается, что я имею к нему отношение.

Наконец, день рождения подготовлен.

Следующий момент — это приготовление блюд. Чем более разнообразный стол будет у меня, тем больше удовольствия я получу за этот день. И отсюда пища сегодняшнего дня должна быть дорогая — раз (это признак достатка в доме); во-вторых, труднодоступная, дефицитная — два (это признак моих возможностей, некоторой особой социальной ниши, которую я занимаю); в-третьих, пища должна быть прекрасно приготовленной, в-четвертых, она должна быть красиво аранжированной.

И вот, наконец, все готово. Именинник ждет гостей. Первый звонок — и началось. Море разливанное в душе, счастье и удовольствие от поздравлений, от рукоплесканий, от тостов, от этих восклицательных знаков: «Как здорово приготовлено!», «Где достал?», «Наверное, ты имеешь какие-то связи?», «Ах, это через кого?», «А это сколько стоит?» и т.д.

День рождения выявляет такой огромный антураж удовольствий и отвечает на такое большое число человеческих Эго-влечений, что на сегодня представляет собой шедевр удовлетворения всех восьми человеческих Эго-влечений.

Эго-влечение к самодостаточности, гордости — в полноте, Эго-влечение к тщеславию — тут столько комплиментов будет разлито, что потом на целый год хватает, до следующего дня рождения. Эго-влечение к пище — так наедаются и столько всего, что потом неделю можно не есть вовсе. Эго-влечение к гордости — такое удовлетворение получает человек, бегая по магазинам и тратя по нескольку тысяч рублей на то, чтобы накрыть такой стол (особенно, если это свадебный стол, накрывается более чем на тридцать тысяч — это огромное удовольствие потратить такие деньги!). Эго-влечение к печали — неизбежно будет исполнено на дне рождения, потому что найдется какая-нибудь минутка, когда в некотором отдохновении затоскует человек, посидит в одиночку в уголочке или же выйдет на веранду — и потоскует. Особенно если немного пьяненький — тоска получается особенно глубокая, удовлетворенность — особенно сладостная. Эго-влечение гнева тоже обязательно произойдет, ибо если приглашен кто-то из противного лагеря или же обидчик какой-нибудь, или же сам случайно вдруг явился сюда, то обязательно с ним произойдет какая-то перебранка, перепалка, а то и драка. И она произойдет с каким-то особым вкусом, особым удовольствием. Эго-влечение сексуальное, естественно, должно состояться, потому что на дне рождения многие его потребности удовлетворяются в полноте, как открытые, так и закрытые, как явные, так и тайные. И наконец, Эго-влечение к праздности в самой широте происходит на дне рождения. Натанцевались, напелись, наигрались до упаду! Все восемь Эго-влечений концентрируются в дне рождения. Самое печальное, что взрослые, устраивая себе подобный «праздник души», очень озабочены тем, чтобы такое же переживалось и маленькими детьми. И ребенок уже сегодня начинает попадать в аналогичную ситуацию.

День Ангела на Руси

Но существует другой обычай, во многом противоположный дню рождения. Эта традиция имела место на Руси да и сейчас сохраняется среди верующих людей. И хотя для многих современных людей рассказанное покажется практически неприемлемым в нынешних условиях, все же, имеет смысл вглядеться в традицию и увидеть, что же там происходило. Имеется в виду День Ангела.

В старину было принято в день именин в наиболее благочестивой семье, в той, в которой нравственность сохранялась и особенно чтилась, не приглашать гостей. На именины приходили сами те, кто чувствовал, что они по-другому не могут, что их забота, их отклик в день именин должен произойти естественно, поэтому они приходили сами.

Сам день именин начинался не с приготовления ожидания гостей, а с прихода в церковь. Зачем именинник шел в церковь? Оказывается, для того, чтобы в этот день быть со своим святым, выразить почитание своего святого. Не себя чтить, не себя выставлять на место, которое чтимо, а чтить своего святого. И в знак этого почитания он идет в церковь, молится всю службу. При этом он такой не один.

Например, сегодня день памяти преподобной Марины. Сегодня все Марины справляют свой день именин. Они все вдруг встречаются в храме и вместе чтут святую Марину. И нет здесь выделенности ни одной из них.

Затем именинница возвращается из церкви домой. К ней приходят родные, знакомые, чтобы вместе прославить святую Марину, а саму именинницу поздравить с этим праздником. Праздник начинается с величания святой, все гости вместе с именинницей поворачиваются к иконе святой Марины и прославляют ее. Именинницу же поздравляют, высказывают различные пожелания, но не комплименты. Именинница открыто, радушно и просто служит гостям, благодарит их. Кого-то она позвала, чтобы прославить свою святую, а кто-то сам пришел с заботой, с откликом. И нет пожинания лавр, почитания, успеха, ничего этого нет в простой обстановке единодушия. А сердце именинницы переполняет благодарность тем, кто пришел, а еще благодарность своим родителям за то, что они ей дали многое. Эту благодарность она здесь выразит перед всеми, еще и еще раз скажет им. Да, сегодня — ееименины, но в честь святой Марины, и все будут славить ее святую. А трапеза — это одно из проявлений ее любви к пришедшим гостям.Конечно же, есть подарки, конечно же, есть открытки, но это все от заботы, не от чествования.

Ложные ценностные установки современной семьи

О развитии способностей у ребенка В нашей нынешней педагогической среде выражено стремление активно развивать способности ребенка. В этом радении сегодня находится великое множество взрослых людей. Многие родители готовы для развития способностей своих детей платить большие деньги репетиторам. В развитии способностей нет ничего предосудительного, если иметь в виду, что опережающим должно быть нравственное и духовное развитие. Эта закономерность называется в Нравственной Педагогике Законом опережения.

Если ребенок опережающе развивается в своих способностях, а не в нравственном, духовном становлении, он неизбежно по мотивам и смыслам своей жизни вырастает эгоистом. Основными мотивами, бессознательно властвующими в ребенке, становятся мотивы эгоистические, устремленность действовать и развивать способности ради самого себя, ради собственного становления в мире, ради достижения благ, утверждения себя, завоевания положения в обществе, которое оно дарует.








Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 712;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.