Методы решения матричных игр в смешанных стратегиях.
В этой лекции рассматриваются матричные игры, не имеющие седловых точек.
Игры.
Рассмотрим игру с платежной матрицей
Пусть игрок A применяет набор своих оптимальных стратегий . По основной теореме теории игр это обеспечивает ему выигрыш при любых стратегиях игрока В, т.е. выполняются соотношения:
(62)
Дополняя их уравнением
(63)
получим систему линейных уравнений относительно и . Решая ее найдем
, , , (64)
где .
Повторяя те же рассуждения для игрока В, получим систему линейных уравнений
(65)
Ее решениями будут
, , , (66)
Пример.Молокозавод поставляет в магазин молочную продукцию ( ) и кисломолочную продукцию ( ). Согласно договора между ними продукция поступает в магазин два раза в день: с 10.00 до 11.00 (1-ый срок) и с 17.00 до 18.00 (2-ой срок). Если молокозавод соблюдает сроки поставок, то магазин выплачивает премии по следующей схеме: при поставке продукции в первый срок выплачивает 5 тыс. руб., во второй срок – 3 тыс. руб.; при поставке продукции в первый срок выплачивает 2 тыс. руб., во второй срок – 3 тыс. руб. Определить оптимальные стратегии поставок и получения продукции.
Решение. Примем молокозавод за игрока А, а магазин – за игрока В. Составим платежную матрицу игры:
Сроки Продукция | 1-ый срок | 2-ой срок |
или
Найдем
,
, седловой точки нет. Применим формулы (63) – (65) для определения оптимальных стратегий и цены игры:
, , , ,
, ,
Оптимальные стратегии: , , цена игры .
Таким образом, молокозавод поставляет молочную продукцию с вероятностью , а кисломолочную продукцию – с вероятностью , а магазин получает продукцию в 1-ый срок с вероятностью , а во 2-ой срок – с вероятностью и выплачивает 2,6 тыс. руб. премии молокозаводу ежедневно.
Матричная игра допускает простую геометрическую интерпретацию.
Нахождение цены игры и оптимальной стратегии для игрока А равносильно решению уравнения:
(66)
Для нахождения правой части (66) применим графический метод.
Пусть игрок А выбрал смешанную стратегию , , а игрок В – k-ую чистую стратегию, . Тогда средний выигрыш игрока А окажется равным
при стратегии (67)
при стратегии (68)
Очевидно, , которую называют нижней огибающей прямых I и II.
Нетрудно видеть, что
Таким образом, верхняя точка нижней огибающей – определяет оптимальную стратегию игрока А: и цену игры .
Проиллюстрируем описанный графичексий метод на рассмотренной выше игре с платежной матрицей .
На плоскости pOz построим две прямые, описываемые уравнениями: и или (I) и (II).
Решая систему уравнений
найдем , , .
Таким образом, имеем полученный выше ответ игры: и .
Теперь покажем как графическим методом найти стратегии игрока В.
(69)
Пусть игрок В выбрал смешанную стратегию , , а игрок А – i-ую чистую стратегию, . Тогда средний выигрыш игрока В окажется равным
при стратегии (70)
при стратегии (71)
Очевидно, , которую называют верхней огибающей прямых III и IV.
Нетрудно видеть, что
Таким образом, нижняя точка верхней огибающей – определяет оптимальную стратегию игрока В: и цену игры .
Для рассмотренной выше гры с матрицей H найдем стратегии игрока В.
На плоскости qOz построим две прямые, описываемые уравнениями: и или (III) и (IV).
Решая систему уравнений
найдем , , .
Таким образом, имеем и .
Замечания. На практике оптимальную стратегию игрока В, если оптимальная стратегия игрока А, следовательно, и цена игры известны, находят приравниванием любого из двух средних выйгрышей игрока В к цене игры:
или .
Для рассмотренного примера такими уравнениями будут
или
Аналогично находят оптимальную стратегию игрока А, если известна оптимальная стратегия игрока В.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 969;