Решение матричных игр в смешанных стратегиях

 

Рассмотрим конечные матричные игры, в которых нет седловой точки, т.е. .

Нетрудно доказать, что . Если игра одноходовая, то по принципу минимакса игроку А гарантирован выйгрыш , а игроку В – проигрыш . Таким образом, для цены игры справедливо соотношение

 

(48)

 

Если игра повторяется неоднократно, то постоянный выбор игроками минимаксных стратегий не логичен. Действительно, игрок В, зная что игрок А применяет лишь минимаксную стратегию , выберет иную стратегию – стратегию, соответствующую наименьшему элементу в строке платежной матрицы. Такие же рассуждения имеют место и для поведения игрока А. Следовательно, при неоднократном повторении игры игрокам необходимо менять стратегии. Выясним механизм выбора игроками оптимальных стратегий, а также что принять за стоимость игры.

Рассмотрим матричную игру, заданную таблицей 6.

Таблица 6

 

¼
¼
¼
¼ ¼ ¼ ¼ ¼ ¼
¼
¼  

 

Через и обозначим соответственно вероятности (относительные частоты), согласно которым игроки А и В выбирают стратегии и .

Очевидно, что , , , . Упорядоченные множества и полностью определяет характер игры игроков А и В и называются их смешанными стратегиями. Отметим, что любая их чистая стратегия и может быть описана как смешанная. Действительно, или .

Пусть игроки А и В применяют смешанные стратегии p и q, выбирают их случайно. Тогда вероятность выбора комбинации будет равна .

Игра приобрела случайный характер. Следовательно, случайной становится и величина выигрыша.

Этой величиной является математическое ожидание выигрыша, которое определяется формулой:

Функцию называют платежной функцией игры с заданной матрицей. Как и выше, введем понятие нижней и верхней цены игры, сохраняя при этом обозначения и :

, .

Оптимальными смешанными стратегиями и называют такие стратегии, при которых . Величину называют ценой игрыv.

Для практических целей важны следующие свойства оптимальных смешанных стратегий, выражаемые следующими теоремами.

Сформулируем основную теорему теории игр.

Теорема (Нейман): Любая конечная матричная игра имеет, по крайней мере, одно оптимальное решение, возможно, среди смешанных стратегий.

Теорема 1. Для того чтобы смешанные стратегии и были оптимальными, необходимо и достаточно выполнение неравенств

 

(49)

(50)

 

Теорема 2. Пусть и – оптимальные смешанные стратегии и – цена игры.

Только те вероятности , отличны от нуля, для которых

.

Только те вероятности , отличны от нуля, для которых

.

 

Методы решения матричных игр в смешанных стратегиях.

 

В этой лекции рассматриваются матричные игры, не имеющие седловых точек.

Игры.

Рассмотрим игру с платежной матрицей

Пусть игрок A применяет набор своих оптимальных стратегий . По основной теореме теории игр это обеспечивает ему выигрыш при любых стратегиях игрока В, т.е. выполняются соотношения:

(51)

Дополняя их уравнением

 

(52)

 

получим систему линейных уравнений относительно и . Решая ее найдем

, , , (53)

где .

Повторяя те же рассуждения для игрока В, получим систему линейных уравнений

(54)

Ее решениями будут

, , , (55)

Пример.Молокозавод поставляет в магазин молочную продукцию ( ) и кисломолочную продукцию ( ). Согласно договора между ними продукция поступает в магазин два раза в день: с 10.00 до 11.00 (1-ый срок) и с 17.00 до 18.00 (2-ой срок). Если молокозавод соблюдает сроки поставок, то магазин выплачивает премии по следующей схеме: при поставке продукции в первый срок выплачивает 5 тыс. руб., во второй срок – 3 тыс. руб.; при поставке продукции в первый срок выплачивает 2 тыс. руб., во второй срок – 3 тыс. руб. Определить оптимальные стратегии поставок и получения продукции.

Решение. Примем молокозавод за игрока А, а магазин – за игрока В. Составим платежную матрицу игры:

 

Сроки Продукция 1-ый срок 2-ой срок

 

или

 

Найдем

,

, седловой точки нет. Применим формулы (53) – (55) для определения оптимальных стратегий и цены игры:

 

, , , ,

, ,

Оптимальные стратегии: , , цена игры .

Таким образом, молокозавод поставляет молочную продукцию с вероятностью , а кисломолочную продукцию – с вероятностью , а магазин получает продукцию в 1-ый срок с вероятностью , а во 2-ой срок – с вероятностью и выплачивает 2,6 тыс. руб. премии молокозаводу ежедневно.

Матричная игра допускает простую геометрическую интерпретацию.

Нахождение цены игры и оптимальной стратегии для игрока А равносильно решению уравнения:

(56)

Для нахождения правой части (56) применим графический метод.

Пусть игрок А выбрал смешанную стратегию , , а игрок Вk-ую чистую стратегию, . Тогда средний выигрыш игрока А окажется равным

при стратегии (57)

 

при стратегии (58)

 

Очевидно, , которую называют нижней огибающей прямых I и II.

Нетрудно видеть, что

Таким образом, верхняя точка нижней огибающей – определяет оптимальную стратегию игрока А: и цену игры .

Проиллюстрируем описанный графичексий метод на рассмотренной выше игре с платежной матрицей .

На плоскости pOz построим две прямые, описываемые уравнениями: и или (I) и (II).

Решая систему уравнений

найдем , , .

Таким образом, имеем полученный выше ответ игры: и .

Теперь покажем как графическим методом найти стратегии игрока В.

(59)

 

Пусть игрок В выбрал смешанную стратегию , , а игрок Аi-ую чистую стратегию, . Тогда средний выигрыш игрока В окажется равным

при стратегии (60)

при стратегии (61)

На плоскости qOz уравнения (60) и (61) описывают прямые III и IV

Очевидно, , которую называют верхней огибающей прямых III и IV.

Нетрудно видеть, что

Таким образом, нижняя точка верхней огибающей – определяет оптимальную стратегию игрока В: и цену игры .

Для рассмотренной выше гры с матрицей H найдем стратегии игрока В.

На плоскости qOz построим две прямые, описываемые уравнениями: и или (III) и (IV).

Решая систему уравнений

найдем , , .

Таким образом, имеем и .

 

Замечания. На практике оптимальную стратегию игрока В, если оптимальная стратегия игрока А, следовательно, и цена игры известны, находят приравниванием любого из двух средних выйгрышей игрока В к цене игры:

или .

Для рассмотренного примера такими уравнениями будут

или

Аналогично находят оптимальную стратегию игрока А, если известна оптимальная стратегия игрока В.








Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 1072;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.037 сек.