Характер методические особенности миссионерских бесед.
Прежде чем приступить к миссионерской проповеди среди иноверцев, пастырь должен быть хорошо осведомлен о том, к какой секте они принадлежат, давно ли они уклонились в иноверие или же были рождены в нем. Большое значение для успеха миссионерской проповеди имеют также сведения о чертах характера заблуждающихся, степени их фанатичности и об отношении их к православным. На основании наблюдений опытных миссионеров, всех отступников от истинной веры можно условно разделить на несколько категорий. В каждой секте или раскольническом толке есть свои предводители, пользующиеся авторитетом среди заблуждающихся и оказывающие на них большое влияние. Как правило, эти лица тверды в своих заблуждениях и, по сравнению с другими, более сведущи в вопросах вероучения секты или толка. К следующей категории принадлежат лица, малосведущие в вопросах вероучения, но фанатично преданные заблуждению и слепо следующие за наставниками. Есть среди иноверцев люди, равнодушно относящиеся к религиозным вопросам и безразлично относящееся как к своей, так и к православной вере. Наконец, среди иноверцев можно встретить людей благоразумных, рассудительных, не питающих ненависти и вражды к Православию. Все эти индивидуальные особенности иноверцев должны быть учтены пастырем при проведении миссионерских бесед .
Свою миссионерскую деятельность пастырь должен начинать беседами с вожаками иноверческих общин, людьми авторитетными в своей среде. Обращение таких людей дело весьма трудное, но в случае успеха приносит великий плод, ибо вслед за вожаками легко осознают свои заблуждения и остальные члены иноверческих общин. Если даже и не произойдет обращение заблуждающихся, то сам диспут с ними покажет несостоятельность лжеучения и подорвет авторитет его рьяных последователей. Должное внимание в своих беседах миссионер должен уделять и тем, кто проявляет благоразумие и рассудительность и не питает вражды к православной вере.
Беседы с иноверцами должны вестись весьма обдуманно. Необходимо наметить какой-либо предмет беседы и вести его рассмотрение по заранее намеченному плану. Нельзя допускать больших уклонений от главного предмета беседы, ибо иноверцы, видя свое бессилие и несостоятельность проповедуемого ими учения, часто пытаются увести беседу в сторону от намеченной миссионером цели. В этом случае необходимо остановить собеседника и напомнить ему о главном предмете беседы. В противном случае беседа может затянуться на неопределенное время и ни к чему не привести.
Во время беседы пастырь-миссионер должен стремиться находить точки соприкосновения со своими собеседниками — такие положения и факты, которые признают и сами заблуждающиеся. Хорошо в беседе пользоваться сравнениями, примерами из жизни, ставить собеседникам вопросы, которые могли бы помочь им осознать свое заблуждение. Речь проповедника истины при этом должна иметь характер мудрой приспособленности: необходимо учитывать степень образованности, образ жизни собеседников.
Большое значение в деле миссионерства имеет характер речи проповедника — живое, искреннее слово пастыря, произнесенное с большим убеждением и верой, способно проникнуть в сердца слушателей и произвести в них спасительное действие. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу пишет: «Человека нельзя ни силою влечь, ни страхом принуждать, но должно убеждением опять приводить к истине, от которой он раньше отпал». Поэтому миссионер должен быть терпеливым и снисходительным учителем. Цель его бесед должна быть не столько полемическая, сколько просветительная. Он должен научать, убеждать в истине, а не укорять и осуждать заблуждающихся. Доброе, истинно пастырское отношение к заблуждающимся может возбудить в их сердцах ответное чувство. В своей миссионерской деятельности пастырю необходимо действовать не столько на ум, сколько на сердце слушателя, ибо пока сердце человека упорствует в своих заблуждениях, ум не будет расположен к принятию истины. Именно поэтому миссионер должен всячески избегать резких обличений и укоров в адрес своих собеседников. Повелительный тон речи, обличения с пристрастием, суровые упреки не способны убедить в предлагаемой истине, а чаще всего вызывают раздражение и неприязнь.
Пастырь-миссионер должен уметь владеть собой, господствовать над своими страстями и несдержанностью. Ему необходимо всегда быть ровным и спокойным, иметь большое терпение. В одном из миссионерских наставлений священнику говорится: «Вооружайся божественным терпением, чтобы кротко выслушивать все возражения заблуждающих, даже глупые и ребяческие извороты. Знай, что выходя из терпения, ты вредишь не противнику, но себе и своему делу, потому что теряешь ясность спокойного рассматривания предметов и удобство спокойного распоряжения твоими способами». Проповедник истины должен быть внутренне готов к принятию клеветы и различного рода поношений от наиболее фанатично настроенных собеседников. Эти скорби он должен сносить с христианским терпением и благодушием.В заключение обратимся к святоотеческим наставлениям относительно миссионерской проповеди. Весьма полезные советы для пастыря и всякого православного христианина содержат наставления преподобного Феодосия Киево-Печерского. «Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за святую веру, —учит Преподобный, — с дерзновением иди на смерть. Так и святые умирали за веру, а ныне живут во Христе. Ты же, чадо, если увидишь иноверных с верными спорящих, лестью хотящих отвестиихот правой веры, — помоги православным. Этим как бы овцу избавишь от пасти льва. А если смолчишь и оставишь их без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане». Предостерегает Преподобный и от экуменических тенденций в разделенном христианском обществе: «Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: «Един Бог, едина вера, едино Крещение» (Еф. 4, 5). Ревность о православной вере, согласно учению преп. Феодосия, должна сочетаться с милосердием к каждому человеку. Он призывает творить милость по отношению не только к своим по вере, но и к иноверным: «Ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога. Ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ»*.
* Папство и его борьба с Православием. М.,1993, с.46.
Согласно учению св. Иоанна Златоуста, беседы с заблуждающимися по вопросам веры должны проводить только сильные и твердые в вере, которые не получат вреда от общения с ними. «А кто более слаб, — наставляет Святитель, — тот пусть избегает их сообщества, пусть удаляется от разговоров с ними, чтобы дружественное отношение не послужило поводом к нечестию».
Православие — это не только правое учение, но, как учит святитель Феофан Затворник, единственное строительство спасения, пересоздающее каждого человека и целые народы. Таким образом, через все проповеди данного вида красной нитью должна проходить мысль о Православии как единственном хранилище Божественной истины и апостольской веры, которому вверено все необходимое для жизни и благочестия (2 Петр. 1,3).
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 812;