ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
Миссионерское проповедничество является продолжением апостольского служения в Церкви Христовой. Уже в апостольское время сообщение людям Евангельского учения разделялось на два вида. Первый вид состоял в кратком предварительном сообщении слушателям неведомого для них учения Христа Спасителя, устрояющего в мире Царство Божие, второй — в подробном изложении и объяснении этого учения для принявших веру Христову. Богословский анализ евангельского текста: «Шедше убо, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф- 28, 19—20), — указывает на неразрывную связь этих двух видов Евангельской проповеди. Миссионерская проповедь возвещающая о Христе, должна предшествовать проповеди внутрицерковной, способствующей духовно-нравственному совершенствованию тех, кто уверовалвоХриста. Заповедь Спасителя о благовестии указывает также на то, что миссионерская проповедь должна продолжаться в мире до самой его кончины, которая последует после того, как Евангелие будет проповедано всем пародам (Мф. 24,14; Мр. 13,10). История Церкви своими фактами подтверждает незыблемость этих обетовании Христовых.
Утвердив христианство в Иерусалиме, Иудее и Самарии, апостолы выступили на всемирную проповедь, став свидетелями о воскресшем Христе даже до края земли (Деян. 1,8). Спасительным плодом миссионерской проповеди апостолов и их преемников было распространение Евангельского учения во всей Римской империи, а также среди варварских народов Востока и Запада. Распространяясь среди народов мира, свет веры Христовой достиг и нашего отечества. Первыми миссионерами-проповедниками в нашей стране были греческие и болгарские пастыри, а также русские князья и княгини, такие, как святые равноапостольные великая княгиня Ольга и великий князь Владимир. Дело миссионерской проповеди на Руси продолжали архипастыри, пастыри и преподобные отцы Русской Православной Церкви. Так, в Ростове Великом миссионерами были святители Леонтий (1070) и Исаия ( 1090), в Вологодской земле — преп. Герасим ( 1178), в Перми — святитель Стефан Пермский ( 1396), инородцев Сибири обратил ко Христу блаженный митрополит Тобольский Филофей(+ 1727). Среди жителей Алтая первым проповедником Евангелия был архимандрит Макарий Глухарев (1847) а среди диких обитателей островов Ситки и Уналашка в Северной Америке — митрополит Иннокентий (Вениаминов) (1879). Наконец, в далекой Японии слово спасительной истины было возвещено архиепископом Николаем (Касаткиным ( 1912). Эти исторические факты свидетельствуют о том, что Сам Господь, когда это необходимо, воздвигает на миссионерское служение великих проповедников, способных насадить слово Божие среди языческих народов.
Спасительные плоды миссионерской проповеди способствовали постановке миссионерского дела в нашей Церкви на систематическую основу: в 1870 году было открыто Православное миссионерское общество, первым председателем которого был назначен выдающийся миссионер митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов). В своей речи, произнесенной при открытии общества, Святитель сказал: «Цель Общества нашего есть содействие к обращению неверных ко Христу Спасителю нашему: то есть мы принимаем па себя, каждый по своим силам и по своему усердию, оказывать содействие обращению к свету Православной веры и истины блуждающих во мраке неверия соотечественников наших. Дело, которому мы хотим содействовать, как видите, великое, святое, апостольское». С открытием Общества активизировалась деятельность православных миссий среди инородцев, возросла численность пастырей-миссионеров.
На исходе XX века в нашей стране вновь с особой остротой встала проблема православной миссии. После десятилетий вынужденной изоляции Русская Православная Церковь вынуждена осуществлять свою деятельность в особых условиях. Первой особенностью нашего времени является всесторонняя секуляризация и бездуховность современного общества, разрушение религиозных устоев общественной жизни — трагические последствия многолетнего господства атеизма. Второй особенностью является засилье в нашей стране псевдохристианских сект, язычества и оккультизма, извращающих правильные представления о Едином и Истинном Боге и о человеке как творении Божием, призванном исполнять волю Его. В связи с создавшимся положением Архиерейский собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 29 ноября — 4 декабря 1994 года в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы, принял постановления, направленные на возобновление деятельности православной миссии в нашей стране.
В Послании Архиерейского собора, обращенном к пастырям, инокам и всем верным чадам Русской Православной Церкви, в частности, говорится: «Обществу как никогда необходим спокойный, чистый голос Православия. Этот голос призван нести свет Евангельского благовестия в каждый дом, в каждую душу, в каждое сердце. Это должен быть голос православной миссии, исполняющей завет Господа нашего Иисуса Христа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28,19).
Мы не должны забывать, что поле миссии каждого из нас сегодня — рядом, близко. Это — наши братья и сестры, живущие во тьме неведения, скептического безверия или покорного следования всевозможным лжеучителям. Мы должны понять, что Церковь наша есть подлинно двое Тело Христово (1 Кор. 12,27), а то, что живо, не живое может не расти, не расширяться. «Ибо слово Божие живо и действенно» (Евр, 4,12).
Миссионерская деятельность только тогда достигает успеха, когда она активна и многообразна по форме. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22), — говорит нам святой апостол Павел, величайший миссионер христианского мира. Формами миссии могут быть и проповедь, и катехизация, и издательская деятельность, и искреннее служение страждущим и обездоленным, и литургическая жизнь, если веяние Духа Святого и огромное богатство богословия, в ней содержимое, будут восприняты людьми в полном объеме, с открытым сердцем и умом. При этом не нужно забывать, что нынешнее общество далеко не однородно: к каждому человеку, как бы ни отличался он от других, православный миссионер должен найти свой подход. Особенно это касается молодежи и детей.
Мы призываем пастырей, монашествующих, всех верных чад Русской Православной Церкви поддержать своими трудами и молитвами дело возрождения православной миссии, равно как и работу вновь создаваемых миссионерских общецерковных структур». Несмотря на предпринимаемые меры общецерковного характера, задачи православной миссии в нашей стране могут быть выполнены только при активном содействии приходских пастырей. Именно на них возложена забота о спасении врученной им паствы, о духовном преображении общества и каждого человека, «о благовести мира Христова дальним и близким» (Еф. 2,17). На необходимость миссионерской деятельности пастырей Церкви указывают также и данные современной статистики. Согласно данным Всероссийского Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Русская Православная Церковь является наиболее уважаемым институтом в обществе. Пятьдесят один процент опрошенных относят себя к православным, но только восемь процентов из них посещают церковь хотя бы раз в месяц и только десять процентов причащаются один раз в году.
Поэтому каждый священник по долгу своего пастырского служения должен быть миссионером хотя бы в пределах своего прихода. Тот факт, что пятьдесят один процент опрошенных относят себя к православным, но только восемь процентов регулярно посещают храм Божий, говорит о необходимости усиления именно миссионерской проповеди. Эта необходимость обусловлена также и тем, что в расположении почти каждого прихода действуют различные секты и раскольники, порвавшие общение с Единой Святой и Апостольской Церковью. Слово Божественной истины должны услышать также и неверующие во Христа — последователи нехристианских религий и атеисты. Как и всякий вид пастырской деятельности, миссионерская проповедь требует соответствующей подготовки. Кроме материала, содержащегося в данной главе, большую помощь в подготовке к миссионерской деятельности могут оказать пособия по Сравнительному богословию, Сектоведению, Истории религий.
В зависимости от того, к кому обращена проповедь, различают внутреннюю и внешнюю миссии. Внутренняя миссия в настоящее время включает миссионерскую проповедь внутри формальных границ Церкви — среди тех, кто крещен, но еще не наставлен, а также среди раскольников и сектантов. Проповедь Христовой Истины в далеких краях среди нехристианских народов носит название внешней миссии.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 748;