В. Христианство и отрицательная критика.
Один из актуальных вопросов апологетики — вопрос об истинности и Божественном происхождении христианства. Ответ на этот вопрос каждый верный последователь Христа находит прежде всего в своем внутреннем и религиозном опыте. И малограмотная старушка, и высокообразованный ученый в глубине своей души носят свидетельство истинности своей веры, Божественности ее спасительных истоков. Однако это внутреннее свидетельство не исключает необходимости свидетельств исторических, внешних, утверждающих истинность христианства перед лицом всего мира.
К таким свидетельствам необходимо отнести прежде всего саму историю распространения в мире веры Христовой, которая являет характер необычайности и чудесности. Появившись в не большой римской провинции Иудее, христианство в непродолжительное время покорило огромную Римскую империю, а затем, выйдя за ее пределы, стало мировой религией. Чудесность распространения христианства заключается в том, что дело это, по словам святителя Иоанна Златоуста, совершили 12 беззащитных простолюдинов, которых гнали, бичевали, заключали в темницы. Однако апостолы Христовы победили мир. И победа эта далась не силой человеческой, а Божественной силой Духа. Святитель об этом говорит так: «Если язычник спросит: откуда видно, что Христос есть Бог? то я для доказательства не укажу на небо или на что-либо другое подобное. ...Если я наперед скажу, что Христос сотворил небо и прочее, то он не скоро согласится поверить. Что же это такое, что и язычник признает делом Христа
* Шипунов Ф.Я.Мир подошел к своему концу.М.1992, №11-12, СС.203-204.
и чему он никогда не станет противоречить? То, что Христос насадил христианство; и язычник, конечно, не будет противоречить тому, что Христос основал церкви по всей вселенной. Отсюда мы и заимствуем доказательство силы Его и покажем, что Он есть Бог, и скажем, что для простого человека невозможно в краткое время обойти столь обширную вселенную, и землю и море, и привлечь к христианству столько людей»*.
В пользу Божественного происхождения христианства говорит не только чудесность его распространения в мире, но и высота, надмирность его догматического и нравственного учения. Это учение не могло быть изобретением человеческим хотя бы потому, что «много превышает наше естество». Чего некогда языческие мудрецы не могли и во сне представить, говорит святитель Иоанн Златоуст, о том апостолы проповедовали с великой уверенностью и убедительностью. «Оставив земное, — говорит Святитель, — они говорят только о небесном, предлагают нам другую жизнь и новый образ жизни, иное богатство и иную бедность, иную свободу и иное рабство, иную жизнь и смерть, иной мир, иной устав жизни — все иное»**.
Сила христианства — в Божественной Личности его Основателя Господа Иисуса Христа. Христос — самая выдающаяся, замечательная и могучая Личность в истории человечества. Факты совершенных Им чудес. Его смерть,
воскресение и вознесение на небо указывают, что Он не только человек, но и истинный Бог. На протяжении тысячелетий Божественный лик Спасителя покоряет и привлекает к Себе сердца миллионов людей.
Исключительность личности Иисуса Христа необъяснима с позиций рационализма и неверия. Для имеющих предубеждение против христианства остался один выход — отвергнуть историческое существование Самого Христа Спасителя. По этому пути пошли представители так называемой «мифологической школы». Все доводы в защиту христианства, основанные на Евангельских повествованиях, на преданиях Церкви, представителями этой школы стали отвергаться. В этом случае лучшими доказательствами становятся нехристианские свидетельства о Христе. Обратимся к подобного рода историческим свидетельствам.
В сочинениях иудейского историка Иосифа Флавия, римских писателей Светония, Плиния Младшего и Тацита мы находим первые по времени нехристианские свидетельства о Христе и Его последователях. Эти авторы жили в I — начале II века и были современниками нарождавшегося христианства.
Иудейский историк Иосиф Флавий (37—100 н.э.) В своих «Иудейских древностях» три раза говорит о событиях и лицах из Евангельской истории. Он упоминает о Иоанне Крестителе, называет его «добродетельным мужем», к которому стекался народ, в другом месте касается смерти Иакова, брата Господня, и, наконец, сообщает о Самом Христе. В дошедшей до нас греческой редакции XVIII книги Иосифа Флавия «Иудейские древности» о
*Св. Иоанн Златоуст., т.1.СПб., 1898, с.617. **Св. Иоанн Златоуст. т.7.СПб.1911.с.11.
Спасителе пишется так: «В это время жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершал чудесные дела и был учителем людей, жадно воспринимающих истину. Он привлек к Себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Мессией. И когда Пилат по обвинению наших первенствующих лиц приговорил Его к распятию, те, кто с самого начала возлюбили Его, остались Ему верны. На третий день Он явился им снова живой, как о том и о многих других чудесных Его деяниях предвозвестили боговдохновенные пророки. И род христиан, получивших от Него свое имя, существует и по сей день».
В этом кратком высказывании, как видим, настолько ярко представлен Богочеловеческий облик Христа, что отрицательная критика никак не соглашалась принять этот текст за подлинный, назвав его интерполяцией, т.е. позднейшей вставкой. Однако истина восторжествовала. В начале XX века в руки ученых попала рукопись забытого в исторической литературе грека Агапия, епископа города Манбиджа на Евфрате (X век). Среди вошедших в этот труд извлечений из сочинений других авторов оказалось и указанное выше свидетельство о Иисусе Христе Иосифа Флавия. Относительно этой исторической находки один из современных исследователей заключает: не остается никаких доводов для того, чтобы считать ее подложной .
Обратимся теперь к языческим свидетельствам о Христе. Первые точные сведения о христианах находим у римского историка Светония, который написал о первых христианах две фразы. Первая — в жизнеописании Нерона. «Наказаны христиане, — говорится там, — приверженцы нового зловредного суеверия». Вторая фраза содержится в описании деяний императора Клавдия, предшественника Нерона: «Иудеев, которые по подстрекательству Хреста заводили некие смуты, он (Клавдий, А.Ф.) изгнал из Рима»*. Подтверждение этому историческому факту мы находим также в Деяниях святых апостолов (Деян. 18,2).
Автором еще одного исторического свидетельства о Христе является Плиний Младший, известный римский писатель, аристократ, одно время бывший правителем в Малой Азии (110—113 гг.). По долгу своего служебного положения он вел обширную деловую переписку с императором Траяном. Одно из писем посвящено судебному дознанию относительно вифинских христиан. Среди обвиняемых оказались люди разного возраста, пола и социального положения: дети и взрослые, мужчины и женщины, рабы и свободные. «Вся их вина или заблуждение состояли в том, — пишет Плиний, — что они обычно, по определенным дням собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа, как бога... После этого они обыкновенно расходились и приходили опять для принятия пищи обыкновенной и невинной». Обращает на себя внимание свидетельство правителя о
* Светониевское «Хрестос» - результат передачи греческих звуков в народной латыни, это латинская калька греческого «Христос».
«множестве» людей разного звания — не только в городах, но и в деревнях, — усвоивших новую веру. Ответ императора — еще одно свидетельство о христианах. Он пишет, что выискивать христиан незачем; но если поступит донос — наказывать.
Наконец, упоминание о христианах можно найти в «Анналах» знаменитого римского историка Корнелия Тацита, писавшего в те же годы, что и Плиний Младший. Упоминание о христианах связано с грандиозным пожаром в Риме, уничтожившим две трети города. После пожара в столице стали распространяться слухи, что город подожгли по повелению самого императора Нерона, замыслившего его перестроить. Чтобы побороть слухи, Нерон приискал виноватых, именно тех, кого толпа называла христианами. «Христа, — пишет Тацит, — от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат». Далее следует рассказ о чудовищных жестокостях Нерона по отношению к схваченным. Когда происходили описываемые события, автору «Анналов» было около 10 лет, и, несомненно, он был их очевидцем.
Свидетельства исторических памятников древности образно можно назвать «камнями», которые вопиют о Христе (Лк. 19,40). Однако в нашу секулярную эпоху о Христе вопиют уже не образные, а действительные камни. В 1961 году при раскопках Кесарии Иудейской был найден обломок каменной плиты с латинской надписью I века, где упоминается имя Понтия Пилата, предавшего Христа Спасителя на распятие.
Итак, все доводы противников христианства, последователей «мифологической школы», рухнули, показав свою полную несостоятельность. Однако и теперь, когда на основании достоверных исторических данных можно говорить о Христе как о реальной Личности, противники Божественной истины не успокоились. Все их усилия в настоящее время направлены на то, чтобы вопрос о реальности Личности Христа свести к его человеческой природе и тем самым подорвать Евангельское учение о Божественной природе Спасителя. Но и в этом случае усилия противников христианства не достигают цели.
Сущность христианства, его исключительность, несравнимость ни с какой другой религией мира заключается в том, что оно исторично и сверхисторично, оно и духовно и в то же время материально осязаемо, ибо «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3,16). Ни оторвать эту религию от реальной истории, назвав ее мифом, ни полностью связать ее с законами естества одинаково не удается, ибо во Христе и в христианстве сверхисторическое — Божественное, — и историческое — человеческое, — неотделимы. Свидетельство тому — Евангелие, где в каждом событии, отдельном факте, чуде видна дивная гармония небесного и земного, духовных и материальных начал. Особенное значение для доказательства Божественного происхождения веры Христовой имеют чудесные явления и знамения, которые, начиная с земной жизни Спасителя и до наших дней, являются неотъемлемой принадлежностью христианства.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 1092;