ТЕМАТИКА В ПРОПОВЕДИ И ОПЫТ ЕЕ ИЗЛОЖЕНИЯ

Прежде чем приступить к раскрытию той или иной апологетической темы, проповедник должен знать ту истину, что до настоящего времени не существует какой-либо философской или естественнонаучной теории, какого-либо факта или открытия в любой сфере человеческого знания, которые могли бы поколебать или поставить под сомнение истины христианской веры. Более того, открытия в области фундаментальных наук в большинстве случаев не только не противоречат истинам Откровения, но, напротив, подтверждают их.

Рассмотрим круг вопросов, которые в настоящее время могут представлять интерес для проповедника-апологета. К ним следует отнести вопросы взаимоотношения веры и знания, науки и религии, вопросы естест-

веннонаучной и исторической апологетики.

А. Взаимоотношение веры и знания, науки и религии. Прежде чем судить о реальности тех или иных явлений в окружающем мире, прежде чем приступить к поиску истины, каждому интересующемуся данными проблемами следует иметь представление о способах познания Общепризнанными являются эмпирический (основанный на чувственных восприятиях) и рациональный (путем умозаключений) способы познания окружающего мира. Наш разум, основываясь на наблюдениях и экспериментах, всегда стремится познать окружающую природу и самого человека. На этом пути человечеством проделана огромная работа и плоды ее всем известны. Сегодня мы являемся свидетелями огромных достижений науки, чрезвычайного развития техники. Но как известно, кроме мира видимого, материального, существует мир невидимый, духовный, недоступный для вышеуказанных способов познания. Предметы этого мира непознаваемы для человеческого разума, недоступны для наших органов чувств и могут восприниматься только верой. Вера является, таким образом, одним из способов познания особой области бытия — мира духовного. Современный скептик, конечно, может поставить под сомнение авторитетность указанного способа познания, отдавая предпочтение разумному, опытному и ставя под сомнение авторитетность веры. Такому скептику самым слабым местом в вопросе о вере как способе познания может показаться бездоказательность с рациональной точки зрения ее утверждений. Однако бездоказательность как раз и есть то, что делает веру как способ познания тождественной с научным знанием. Дело в том, что большое количество истин в таких науках, как математика, физика, логика и другие, зиждется именно на бездоказательных утверждениях, называемых постулатами.

Таким образом, в отдельных случаях для того, чтобы достигнуть какого-либо знания, познать что-либо рационально или опытно, необходимо прежде всего постулировать определенную истину, т.е. принять ее на веру и только после этого использовать обычные способы познания. Как видим, вера является не только средством постижения тайн особой области бытия — мира духовного, но необходима и при познании предметов материального мира.

С другой стороны, вера не должна игнорировать рациональные способы познания. Разумное осознание религиозных истин веры необходимо всякому христианину. Само христианство может быть названо религией разума. В тропаре праздника Рождества Христова Церковь исповедует, что с пришествием Сына Божия «воссия мирови свет разума». Ничего неразумного в христианстве нет и быть не может. Сама история новозаветного человечества подтверждает разумность христианства. Так, христианское учение о Боге как Творце всего видимого и невидимого утвердило учение о единстве бытия, откуда развилась идея о всеобщем значении принципа причинности, что и определило весь строй современного научного знания*.

Однако христианство ставит вопрос о границах человеческого разума, ввиду его неспособности проникнуть во многие тайны даже видимого мира. При изучении природы ученые нередко наталкиваются на необъяснимые с

* Зеньковский В., прот. Апологетика. Рига. 1992. с.26.

позиции науки явления. Еще в большей степени человеческий разум ограничен в вопросах духовного мира. Однако эта ограниченность не препятствует нам признавать реальность этого мира. В этом случае ограниченность разума в вопросах сверхчувственного бытия должна восполняться верой, религиозным чувством. Христианство не противопоставляет веру рациональному познанию и наоборот, а учит, что разум и вера — не что иное, как проявление жизни человеческого духа. Когда человек живет в Боге, эти его духовные способности находятсяв полном согласии иединстве. Поставленный в законные рамки ум делается «добросовестным и скромным помощником веры, как низший орган для высшего».

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса о религии и науке. Необходимость его продиктована тем, что атеистическая мысль на протяжении последних десятилетий пытается опереться в своей борьбе с христианством на современное знание. Подобные попытки основаны на извращенном понимании задач естественных наук. Как известно, эти науки имеют своей задачей систематическое изучение и анализ явлений и фактов видимого мира, имеют дело с предметами, имеющими относительное значение и условное бытие. Вопрос же о безусловном начале самого видимого мира, о смысле и назначении бытия, его конечной цели не может охватываться естественными науками по самому существу их методов и задач. Только в религии посредством веры осуществляется познание и восприятие абсолютного и безусловного Начала, лежащего в основе всякого бытия. В религии не только утверждается это высшее, абсолютное Начало — Бог, но и осуществляется живая связь с Ним. Таким образом, религия имеет свою область ведения, недоступную для чувственного и рационального восприятия, которым оперирует наука. Поэтому на основании научного познания нельзя отрицать ни религиозного опыта, ни самой области сверхчувственного бытия. При правильном понимании сущности религии и науки делается очевидной невозможность противоречия между ними, потому что каждая из них имеет свою область знания. Эта точка зрения является наиболее распространенной среди современных ученых и может быть выражена так: наука и религия заняты решением разных вопросов. Наука ищет ответы на вопрос, как устроен мир. Религия стремится ответить на вопрос, почему мир вообще существует.

Относительно же исторической ретроспективы этой проблемы надо сказать, что противоречия возникали не между наукой и религией, а между учениями отдельных представителей науки, выходящих в этих учениях за пределы научных методов, и между отдельными богословскими течениями (схоластика), смешивающими научную и богословскую постановку вопроса. Кроме этого, не исключено и умышленное извращение научных методов с целью использования их как средства борьбы с религией. Наиболее авторитетно эта мысль выражена у Макса Планка, основоположника квантовой физики, который в одном из официальных выступлений сказал, что «атеистическое движение... усердно использует естественно-научное познание, продолжая, якобы в союзе с ним, все более быстрыми темпами оказывать разлагающее влияние на все слои народа по всей земле»*.

Мысль о невозможности противоречия между религией и подлинной наукой усиливается внутренней связью между ними. Христианство учит, что весь видимый мир создан Богом. Этот мир своей целесообразностью, разумным устройством в себе самом содержит свидетельство о высочайшем Разуме, устроившем все. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы», — говорит Апостол (Рим.1,20). Премудрость мирового устройства в полной мере открывается при занятиях естественными пауками, ибо во всем, начиная с устройства атома и кончая всем мирозданием, видны разумность, строгий порядок и гармония, свидетельствующие о Творце. Именно поэтому такие выдающиеся личности, как Кеплер, Лейбниц. Ломоносов, Менделеев, Циолковский, Планк, Павлов, Филатов были не только великими учеными, но и глубоко религиозными людьми, подлинная наука не только не противоречит религии, но, напротив, способна углубить религиозное чувство, ибо «научное переживание истины есть в каком-то смысле «видение Бога».

Рассматривание вопроса о взаимоотношении религии и науки уместно будет заключить высказыванием на данную тему одного из классиков современного естествознания, который пишет: «Куда ни кинь взгляд, мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах. Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто ныне думает или опасается, а дополняют и обуславливают друг друга»**.

Б. Вопросы естественнонаучной апологетики.

Библия и современная космология. Согласно библейскому учению, мир получил бытие от Бога посредством творения из ничего. Эта истина явилась камнем преткновения для многих поколений рационалистов и религиозных скептиков. Пожалуй, ни одно из положений христианского вероучения не подвергалось такой резкой критике и нападкам со стороны материалистов, как эта истина. Но в XX веке о ней начинают вопить «камни» мироздания. На основании фундаментальных физических исследований в настоящее время научно доказано, что мир возник практически из ничего. Это явствует из новейшей космологической теории, называемой теорией расширяющейся Вселенной, или «Большим взрывом». Согласно этой теории, в момент рождения Вселенной «все вещество и вся энергия могли образоваться практически «из ничего». Эта же научная теория нанесла удар по важнейшему пункту учения материалистов о том, что материя вечна и бесконечна. Современная физика утверждает: «Начало времени неизбежно». Но неизбежно

* «Вопросы философии».1990, №8, с.26.

** Макс Планк. Религия и естествознание.»Вопросы философии»1990, №8, с.35.

не только начало времени, а, следовательно, и материального мира, но и его конец. По непреложным физическим законам, открытым современной физикой, существующую Вселенную ждет неминуемое разрушение. Вот картина этого разрушения, описанная ученым-астрофизиком. «Достигнув некоторого конечного размера. Вселенная в конце концов начнет сжиматься... Температура излучения при сжатии повышается. Рано или поздно галактики начинают сталкиваться и разрушать друг друга. Столкновения происходят и между звездами. В ходе неудержимого, непрекращающегося сжатия... вся структура Вселенной разрушается». Как здесь не вспомнить слова Священного Писания о том, что день Господень придет, как тать ночью, «и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3,10). До последнего времени в среде ученых господствовало мнение, что изменению подвержены только окружающие нас физические и биологические системы,но Вселенная — в больших масштабах — остается неизменной. Оказывается, это не так. Вселенная в целом — все существующее — также подвержена изменениям . И в этом вопросе современная наука вторит слову Божию: «Все они (земля и небеса), как риза обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» (Пс. 101,27).

Большой интерес представляет сравнение некоторых библейских текстов о творении мира с научной картиной процессов, протекавших в первые мгновения возникновения мира.

Библия: 1. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт. 1,1-2).

Космология: «О часов 00 минут 0,01 секунды с момента «икс». Мир представляет собой однородный хаос».

Библия: 2. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт, 1,3).

Космология: «Человечество ищет решение этой величайшей загадки «первого дня»: как мог из начального хаоса, беспорядка развиться порядок, который мы находим повсюду в природе... Библия, например, усматривает в космическом порядке труд Творца. Его первым делом было создание энергии: «Исказал Бог: да будет свет. И появился свет».

Согласно научным данным, дальнейшее развитие Вселенной совершалось по заданной программе. Физики свидетельствуют, что скорость расширения вещества материи была наилучшей для возникновения мироздания. Если бы космос расширялся быстрее или медленнее этой оптимальной скорости, то не произошло бы возникновения жизни. Однако в действительности реализовалась «золотая середина». Подобные научные факты приводят современных ученых к выводу: скорость расширения материи и плотность пространства были заданы еще до «Большого взрыва», т.е. до появления Вселенной . Возникает вопрос: кем заданы? Когда не было материального мира и самого пространства, кто мог заранее дать программу творения и ее осуществить? Ответ может быть только один — Высший Разум, Бог. К этому ответу подводят нас научные факты. Однако для верующего человека нет необходимости углубляться в проблемы современной физики и космологии: первые главы Библии весьма ясно излагают план Божественного творения.

Нетрудно видеть, что современная наука своими открытиями вышла на рубежи богословия, ибо, проникнув в тайны возникновения материального мира, она остановилась перед последней проблемой естествознания: что было

до начала возникновения Вселенной? «Космология, — пишет один из астрофизиков, — пока не в состоянии дать достоверный ответ на это»*. И это неудивительно, ибо ответ на этот величайший вопрос бытия принадлежит религии.

Как видно из вышесказанного, научное познание природы, основанное на новейших открытиях в области естествознания, приближает, а иногда вплотную подводит к основам религиозного мировоззрения. Это явление в настоящее время приобретает социальную окраску, ибо «в наши дни, как отмечают многочисленные исследователи, ситуация такова, что именно физики наиболее расположены к религии и религиозному пониманию вещей»

Проблема возникновения жизни. Большой интерес с апологетической точки зрения представляют современные научные данные о происхождении жизни на земле. Отвергнув истины Откровения о творении мира и человека, ученые-материалисты с большим энтузиазмом бросились на штурм извечной тайны. К каким же выводам они пришли на исходе XX века? Замечательный комментарий на состояние дел в современной биологии содержится в статье «Наука о жизни в поисках объяснений, что такое жизнь» («Знание — сила», 1982, № 6). Автор статьи пишет, что постоянное крушение надежд на возможность найти «золотой ключик» к двери, за которой находится разгадка

тайн жизни, становится привычным в наше время явлением. «Только-только настроимся на то, что генетика, либо молекулярная биология, либо экология, этнология и т.д. объяснят «саму суть» феномена жизни, как обнаруживается вскоре, что появление новых областей знания породили и новые, ранее не известные проблемы». Кратко остановимся на этих проблемах.

Прошло около 60 лет с того времени, когда академик Опарин и несколько позднее английский биолог Холдейн предложили принципиально новый подход к решению проблемы происхождения жизни на Земле. Они выдвинули гипотезу о постепенной эволюции простых органических соединений под воздействием различных источников энергии, в частности, энергии солнца. Эта гипотеза была принята «на вооружение» многими биологами мира.Однако со временем выяснилось, что данная гипотеза содержит противоречие в себе самой. В настоящее время доказано, что ультрафиолетовая радиация солнца на первозданной Земле могла способствовать не синтезированию, а разрушению органических молекул. Наконец, сам эволюционный принцип этой гипотезы, согласно которому жизнь возникла в результате постепенного усложнения и отбора органических соединений, оказался несостоятельным. Это связано с

* Силк Дж. «Большой взрыв».М.,1982, с.5.

проблемой генетического кода. Во всех живых организмах, начиная с бактерий и кончая человеком, закодирована информация о построении белковых молекул. В настоящее время научно доказано, что генетический код на протяжении огромного промежутка времени не претерпел никаких изменений. «Невозможность построения эволюционной схемы развития генетического кода составляет сегодня главную проблему всей биологии». Конечно, указанная гипотеза не единственная в своем роде. Однако, по утверждению ученых, «ни одна из гипотез, предполагающих самоорганизацию и самовоспроизведение органических соединений, не находится в сколько-нибудь лучшем положении».

Выход из этого «обескураживающего теоретического тупика» некоторые биологи видят в принятии идеи о том, что зачатки жизни прибыли извне, из космоса. Но и «такие поиски обречены на неудачу, поскольку условия в космическом пространстве чрезвычайно неблагоприятны для жизни» . К тому же эта гипотеза не имеет под собой каких-либо серьезных оснований, ибо до сих пор ученые не располагают примерами жизни вне Земли. Итак, выражаясь словами современного биолога, «ни один из подходов к решению проблемы происхождения жизни не обрел достаточного подтверждения», и указанные гипотезы о происхождении жизни оказались несостоятельными.

Почему же так бессильна современная наука перед тайнами жизни? Причина этого — в чрезвычайно сложных процессах, происходящих в любом живом организме. Один из ведущих специалистов в области происхождения жизни говорит об этом так: «Даже самая простая бактерия устроена столь сложно, что невозможно представить себе, как она могла возникнуть». Возникновение жизни граничит с чудом, так как для этого требовалось великое множество условии. Эта научная истина полностью исключает предположение о случайном возникновении жизни. Ибо самопроизвольное появление даже одноклеточного организма имеет такую же вероятность, как сборка ураганом современного самолета: «Скорее ураган, проносящийся по кладбищу старых самолетов, соберет новехонький суперлайнер из кусков лома, чем в результате случайных процессов возникнет из своих компонентов жизнь».

Однако для материалистов феномен жизни представляет неразрешимую загадку не только в плане ее возникновения. Само развитие жизни, наличие жизненных процессов на земле также является маловероятным состоянием с точки зрения науки. Согласно второму закону термодинамики, всякая статистическая система, изолированная от внешних воздействий, деградирует от более упорядоченного состояния к менее упорядоченному до полного выравнивания энергий и наступления термодинамического равновесия. Более популярно эту истину можно изложить так: в материальном мире действует закон, ведущий прямо к деградации и смерти. (В данном случае уместно сравнение с маятником, который всегда стремится к состоянию покоя). Само явление жизни, по мнению ученых, является одним из маловероятных состояний . Однако жизнь на земле преодолевает процессы деградации и смерти. Современные ученые пришли к выводу о существовании целенаправленных сил, движущих природные явления, о действии особых законов, сохраняющих жизнь и бытие всего сущего.

В настоящее время высказывается мысль, что наша планета наделена чудесной способностью контролировать химический состав атмосферы и сохранять температуру, когда внешние условия изменяются. То есть речь идет об общепланетарной регуляции физических условий на Земле, осуществляемой биосферой. «Планетарный же контроль должен требовать существования некоей гигантской «няньки», которая «присматривала» бы за Землей с тех пор, как возникла жизнь» .

Подобные наблюдения привели ученых к установлению антропного принципа, действующего в природе. Суть этого принципа в том, что «наблюдаемое значение всех физических и космологических величин не случайно, но продиктовано требованием обеспечить существование областей, где могла бы возникнуть жизнь». Антропный принцип, лежащий в основе природных явлений, является лучшим доказательством наличия в мире высшего разумного законодательства, без которого нельзя правильно объяснить органическую природу с действующей в ней целесообразностью . В настоящее время познание тайн окружающего нас мира приобретает не только научное, но и мировоззренческое значение. Даже индифферентно настроенные по отношению к религии ученые считают, «что за покровом наличного бытия Вселенной, за ее организацией должен скрываться некий Разум».

При рассмотрении настоящей темы мы умышленно дали слово специалистам соответствующих научных отраслей. Ибо при непредвзятом подходе к решению вопроса о происхождении жизни, только на основании научных данных, со всей очевидностью является истина о бытии Высшего Разума, Который именуется Богом.

Однако для более глубокого и правильного взгляда на окружающий мир необходимо дополнить научные знания истинами Божественного Откровения. «Если кто пожелал бы сказать, — учит Климент Александрийский, — что наука в соединении с разумом все объяснить в состоянии, тот пусть знает, что первоначальные причины не поддаются объяснению... Через веру же... можно дойти до постижения начала всех вещей» . Ибо истоки всего сущего сокрыты в Боге. «Я —Начало», — говорил Христос Своим слушателям (Ин. 8,25). Все вещество и образованный из него мир приведены словом Божиим из небытия в бытие.

Следующим важным моментом в понимании особенностей окружающего мира является тот факт, что Господь повелевает земле действовать своими силами: «Да произрастит земля» (Быт. 1,11), «да произведет земля» (Быт, 1,24). Этим объясняется жизненная активность природы, устремленность всего сущего к жизни и бессилие перед этой устремленностью законов смерти и разрушения (2-й закон термодинамики). Бог повелел земле дать жизнь растениям и различным организмам, и возникло то, что само по себе не могло возникнуть. «Это и эволюция (ибо земля «произвела» растения и простейшие организмы), а в то же время и «скачок к жизни», который произошел по повелению Божью». Именно такой подход вполне объясняет как возникновение самой жизни на Земле,так и особенности ее развития.

Библейское учение и теория эволюции. При рассмотрении проблем возникновения жизни нельзя обойти молчанием вопрос об эволюционной теории, которая часто используется в качестве одного из аргументов «воинствующего атеизма». Эта теория, как правило, противопоставляется религиозному мировоззрению. При этом делается ни на чем не основанное утверждение, что религиозная точка зрения на возникновение жизни исключает возможность эволюции, что развитие от низших форм жизни к высшим противоречит учению Библии.

Ошибочность таких утверждений делается явной при ознакомлении со словом Божиим. Именно в библейском учении открывается идея о необходимости и смысле развития богозданного мира. Разумная тварь создана для свободного восхождения к своему Творцу. Жизнь человека и окружающего его мира, согласно библейскому учению, есть постоянное движение и развитие. Еще до грехопадения первозданному человеку была дана заповедь возделывать и хранить рай (Быт. 2,15). С пришествием в мир Сына Божия человечеству открылся путь бесконечного совершенствования: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48).

Таким образом, сама идея развития и совершенствования, как видим, не противоречит христианскому вероучению. Относительно же эволюционной теории следует сказать, что она не может быть правильно воспринята без религиозного начала. Ведь само понятие эволюции предполагает не хаотическое развитие без направления и смысла, а целесообразное восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному, что говорит о разумном начале, лежащем в основе развития мира. Сам Дарвин в своем основном труде «Происхождение видов» предостерегал от каких-либо попыток делать антирелигиозные выводы из его теории. Теория эта, по утверждению самого автора, совместима с христианским учением о творении так же, как и всякая другая биологическая теория происхождения видов .

Происхождение человека. Исключительное значение для религиозного сознания имеет вопрос о происхождении человека. Библия учит об особом акте творения человека, который предварялся предвечным Советом Святой Троицы (Быт. 1,26). Человек как творение Божие имеет духовно-телесный состав: душа его — образ и подобие Божие. А тело принадлежит к материальному миру —оно есть персть из земли (Быт. 1,26:27). Образ Божий выделяет человека из окружающего материального мира, ставит в царственное положение над всем творением.

Библейский взгляд на происхождение человека господствовал в науке вплоть до XVIII века. В XVIII веке среди ученых появляются мнения, что не все виды живых существ были созданы Богом, но некоторые из них «развились» из других. Наконец, у французского натуралиста Ламарка (XVIII в.) впервые появляется мысль, что и человек «развился» из определенного вида обезьян. Когда же вышли в свет сочинения Дарвина «О происхождении видов», а позже «О происхождении человека», то принцип «естественной эволюции» в мире стал восприниматься как положение, не требующее доказательств. С тех пор все усилия естествоиспытателей были направлены на то, чтобы найти промежуточные звенья между современным человеком и обезьяной. Непосредственно этим стала заниматься палеонтология — наука, исследующая остатки живых существ, обнаруживаемых при раскопках. Однако до сих пор промежуточные звенья не найдены, переходные ступени между обезьяной и человеком не установлены.

Человека отделяют от обезьяны и других живых существ не только количественные различия (абсолютный вес мозга у человека в 4 раза больше, чем у высших обезьян), но прежде всего особенность психических свойств —работа мысли и связанная с ней речь человека. Эти свойства присущи только человеку. Способность производить звуки есть у многих представителей животного мира,нонигде это не ведет к возникновению осознанной речи. Появление речи в бытии мира является необычным явлением и не может рассматриваться как следствие эволюции. Речь как особенное явление в видимом мире может быть правильно осмыслена только в свете библейского повествования: Священное Писание говорит о беседах Бога с первыми людьми, и, безусловно, сама речь является высочайшим Божественным даром (Быт. 3,9-13)

Однако, кроме указанных, есть еще одно существенное отличие человека от мира животных — это возможность духовной жизни, духовного развития. Если психическая жизнь человека всегда замыкается в пределах конкретных событий и связанных с ними переживаний, то духовные его способности в своих высших проявлениях относятся к области сверхчувственного бытия. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Душа, дух человека — творение Божие, это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека. Поэтому дух, как сила от Бога исшедшая, ищет Бога, стремится к Богу и в Нем одном находит покой. Существенные способности человеческого духа — сознание и свобода. Эти способности даны человеку для того, чтобы он сознательно и свободно направлял все свое существо к высшей и единой цели бытия — вечной жизни, подчиняя этой цели все душевные и телесные способности. Ничто вещественное, материальное не может удовлетворить запросов человеческого духа. Эти запросы удовлетворяются только религиозной жизнью. Поэтому подобно другим формам духовной жизни (познавательной, эстетической, моральной) религиозность присуща всему человечеству. И хотя христианское вероучение вполне определенно говорит о причастности человека к миру материальному, главное отличие его от других живых существ — это образ и подобие Божие (Быт. 1,26). Именно с творением человека появляется особый мир, особая сфера бытия на земле, по отношению к которой все видимое творение — минеральный, растительный, животный мир — имеет служебное значение.

Проблема чуда. Рассмотрение данной темы для апологетики христианства имеет немаловажное значение, ибо при рационалистическом подходе к чудесным явлениям всегда возникает вопрос о их возможности и достоверности. Первая причина, порождающая эту проблему, сокрыта в самом рационализме, который ограничивает область познания лишь доступными для ума предметами. При таком подходе все, что не может быть рационально воспринято, отвергается, объявляется фальсификацией, ложью. Вторая причина неприятия чуда коренится в убеждении, что чудесные явления противоречат закономерностям природы, выходят за границы нормального течения естественных процессов.

Рассмотрим указанные причины и покажем их несостоятельность. Прежде всего надо указать на то, что сам факт непостижимости для человеческого ума какого-либо явления не означает его нереальности, фиктивности. И в настоящее время, в эпоху огромных научных достижений, далеко не все явления видимого мира доступны для разумного постижения. Иллюстрацией этому могут быть многочисленные тайны окружающего нас материального мира. Возьмем для примера обычную воду и дадим возможность высказаться относительно ее свойств современным ученым. По их мнению, нет вещества более необыкновенного, удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Свойства воды аномальны, т.е. противоречат естественным законам природы. Все мы привыкли видеть плавающий лед и считаем это обычным природным явлением. Но в действи-тельности мы имеем дело с природным чудом — прямым противоречием законам физики. Дело в том, что плотность всех твердых веществ всегда выше плотности их расплава (жидкого состояния). Следовательно, они тяжелее и всегда тонут в собственном расплаве (кусок твердого олова тонет в расплавленном олове). Но лед — твердое состояние воды — легче ее жидкого состояния и поэтому плавает.

Для обычных химических веществ справедливо утверждение: чем ниже температура, тем больше плотность вещества. Пресная вода, однако, имеет наибольшую плотность не в точке замерзания, а при температуре +4°С.Благодаря атому у дна водоемов температура всегда положительная, они не промерзают до дна, сохраняя жизнь своим обитателям. Причины аномальности воды науке объяснить не удается.

Мы рассмотрели необычное природное явление, которое можно назвать «естественные чудом». Явления такого рода заставили современных ученых по-новому подойти к пониманию подобных фактов. Особенное внимание обращается на то, что аномальность природных явлений является не случайной, а целесообразной и даже необходимой. Так, в случае с водой благодаря аномальности ее свойств сохраняется жизнь обитателей рек и водоемов.

От этого примера легко перейти к христианскому пониманию чуда. Чудеса, так же, как и аномальные явления окружающего нас мира, не являются противоестественными. Они — проявление действий высшего Разума, высшей Силы, и являются обнаружением единого промышления Божия о мире. «Чудо не противоестественно, но сверхъестественно (что далеко не одно и то же), оно выходит лишь за пределы данной ограниченной плоскости, данного ограниченного плана бытия». В чуде явно проявляются действия высших сфер бытия — мира духовного — на низшие, земные сферы. При этом действии не устраняются законы природы, они только преодолеваются и приводятся во взаимодействие с высшей разумностью и целесообразностью, источником которых является Бог.

Именно эта особенность является характерной для евангельских чудес и исцелений. Пораженное грехом, ослабленное духовно и телесно человечество при соприкосновении с Источником жизни — Богочеловеком Христом — исцеляется, преображается духовно и физически. Чудеса в христианстве всегда имеют духовно-нравственное значение, ибо, приоткрывая завесу духовного мира, они направляют сознание и волю человека к Богу, к высшим нравственным ценностям и добру. Этим истинные чудеса отличаютсяотложных.

Чудесные явления всегда имели место в жизни святой Церкви; сколько чудотворных икон, сколько нетленных мощей Божиих угодников, сколько вошедших в историю явлений всемогущего действия Божественной силы Не оскудел Божественными чудесами и наш многоскорбный XX век. Всего лишь малая часть их описана в книге «Православные чудеса в XX веке. Свидетельства очевидцев». И вот уже на исходе XX века множество людей становятся свидетелями обретения мощей святителя Тихона, патриарха Московского (1925 г.), очевидцами мироточения святых икон в Смоленске, Уфе, Риге, Москве и других городах.

Чудеса и знамения совершались и совершаются на протяжении всей истории христианства, однако замечаются и правильно воспринимаются они далеко не всеми людьми. Все зависит от самого человека. Тот, кто проводит бездуховную жизнь, кто во всем полагается только на свой разум, заглушая в себе ростки веры, тот не поймет и не примет Божьего чуда. О таких в Евангелии сказано, что «если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16,31). Воспринять чудо, осознать его как действие высшего. Божественного порядка можно только посредством веры, будучи причастным к истокам истинной духовной жизни.

Из вышесказанного нетрудно видеть, что истины Божественного Откровения, на протяжении тысячелетий воспринимаемые верой, на исходе XX века подтверждаются научными данными и становятся достоянием человеческого разума. Еще совсем недавно задача апологетической проповеди сводилась к тому, чтобы показать непротиворечивость научных данных опыту веры. В настоящее время речь идет уже не об «оправдании» библейского учения, а о прямых доказательствах в его пользу со стороны фундаментальных наук. Один из отечественных ученых на вопрос журналиста, свидетельствуют ли современные научные достижения в пользу бытия Божия, ответил следующее: «Да, современная классическая наука, я имею в виду — квантовая и волновая механика, теория систем, теория биосферы и научная логика — полностью доказала существование духовных творческих сил, то есть Творца — Бога. Если бы сейчас всю эту информацию опубликовать, то мир стал бы иным, все сознание человека изменилось бы коренным образом. Но есть силы, которые тормозят это. И, фактически, классическая наука может сейчас развиваться только в прикладном значении; в фундаментальном она закончила свое существование, доказав бытие Божие»*.

Все это еще раз свидетельствует об истинности христианского вероучения, без которого нельзя правильно понять ни саму разумность и целесообразность в устройстве видимого мира, ни того, каким образом возникли этот видимый мир и человек.








Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 749;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.