РАСКРЫТИЯ АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ТЕМ.
Раскрывая указанные темы, проповедник может использовать два метода: апологетический и полемическо-апологетический. При первом методе особенное внимание уделяется положительному раскрытию истин христианства; при втором доказывается ошибочность какого-либо лжеучения, а затем указываются пути нахождения истины. Проповедник должен стремиться находить такие доказательства и мысли, которые воздействовали бы не только на умы, но и на сердца слушателей. Для этой Цели необходимо показывать связь христианского учения с теми истинами, которые являются общепризнанными. Например, истина о том, что совесть является голосом Божиим в душе человека, подтверждается тем, что угрызения совести может испытывать каждый человек.
Проповеднику-апологету должна быть присуща сдержанность и умеренность как в выражениях, так и в самом тоне проповеднической речи. Он должен быть уверен в своих силах, но вести себя спокойно, а не вызывающе. Не следует допускать резких выражений и обличительного тона, а в случае диалога со слушателями не опускаться до спора с ними. Лучший способ раскрытия апологетической темы не критика какого-либо заблуждения, а противопоставление ложным мнениям начал положительных (например, противопоставление положениям атеизма религиозных истин). Руководством для проповедника в этом случае должны быть слова апостола Павла, увещающего исправлять согрешающих «в духе кротости»(Гал. 6,1).
Используя в апологетической проповеди различные доказательства и факты, пастырь должен помнить, что в деле обращения неверующих к Богу они имеют второстепенное значение. Главное в Богопознании — не ум, а сердце и воля человека. Именно поэтому вопросы, связанные с религиозной жизнью, почти никогда не разрешаются теоретическим путем. Ввиду этого цель доказательств христианской апологетики — вызвать личный интерес к христианству, убедить слушателей читать и изучать слово Божие, которое непосредственно действует на сердце человека и способно пробудить его к духовной жизни. Непосредственный религиозный опыт сильнее любых рациональных доказательств. Это видно из Евангельского повествования об апостоле Нафанаиле. Когда апостол Филипп доказывал мессианское достоинство Спасителя на основании закона и пророков, Нафанаил с недоверием спрашивал: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1.46). Послушавшись же совета: «Пойди и посмотри», — и опытно убедившись в Божественности Христа, он воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1,49). Именно опытное познание истин христианства имеет решающее значение в принятии религиозных убеждений, христианского мировоззрения.
Усвоение христианских истин, вопросы веры и неверия имеют прямое отношение к нравственной жизни человека. Очень часто религиозный индифферентизм и скептицизм являются следствием безнравственной жизни,
различных уклонений от нравственных норм. Они — плоды немощной совести и нечистого сердца, плоды отсутствия должного воспитания. Напротив, чистота сердца и высоконравственная жизнь — первое условие истинного Богопознания и христианской веры, ибо только чистые сердцем «Бога узрят» (Мф. 5,8). Поэтому нравственная чистота слушателей имеет немаловажное значение для успеха апологетической проповеди. Как и две тысячи лет назад призыв Христа Спасителя к покаянию обращен ко всем людям. Только покаявшись, т.е. оставив безнравственную жизнь, можно прийти к Богу и уверовать в Евангелие. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», — говорит Господь (Мк. 1,15).
Нередко православному пастырю приходится беседовать с теми, кто относит себя к сомневающимся в вере или находится в состоянии религиозного кризиса. И здесь в большинстве случаев причину надо искать не в истинах христианской веры и возможностях их рассудочного усвоения, а в образе жизни сомневающегося. На любой стадии своего развития религиозная вера каждой личности всегда является плодом деятельного отношения к истинам христианства. Быть христианином — это не значит только веровать в Евангелие и принимать догматы христианства. Христианство — это определенный образ жизни, основанный на молитве, приобщении к Таинствам Церкви, делах благочестия. Уклонение от норм христианской жизни не избежно ведет к оскудению веры, а иногда и к полному отпадению от нее.
В заключение следует сказать, что христианство со своей внешней исторической стороны доступно для изучения и познавания каждому человеку. Но, кроме этой внешней стороны, оно имеет сторону невидимую. Божественную, в познание которой вводит не интеллект человека, а его внутренняя духовная жизнь.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 755;