ВНУТРЕННЯЯ МИССИЯ
Миссионерство и церковный приход. В нашей стране в настоящее время средоточием внутренней миссии должен стать церковный приход, окормляемый благочестивым и образованным пастырем Церкви. Первая задача пастыря в миссионерском плане — предохранение паствы от лжеучений религиозного характера. Лучшим средством решения этой задачи является слово пастыря, которое весьма полезно не только для ограждения своих, но и для обличения заблуждающихся.
Прежде всего пастырю-миссионеру следует заботиться об усвоении пасомыми спасительных истин православной веры, ибо всякий знающий истину становится хранителем и защитником ее. «Чем более ведущих истину, — пишет святитель Феофан Затворник, — тем сильнее защита ее, тем безопаснее сама она, — не сама в себе, а в среде людей. Напротив, чем менее ведущих истину, тем менее оплотов против лжи, — тем опаснее положение истины среди нас. Ибо в этом случае, явись какое ложное учение, незнающий истину пропустит ее, потому что нечем ему распознать и обличить ее. От него она перейдет к другому — незнающему, от другого к третьему, - и так далее. Ложь войдет и вытеснит истину. — Прав ли тот, кто пропустил ее? Никак. В этом отношении, стало быть, всякий незнающий истины есть уже изменник ее и изменник общества верующих или св. Церкви»*.
В случае реальной угрозы совращения православных в какие-либо секты или расколы пастырю необходимо усилить проповедническую деятельность. Это может выражаться как в увеличении количества произносимых проповедей, так и в их содержании. Проповедь миссионерской направленности можно произносить за утренним богослужением, за Литургией, при совершении треб, а также в форме внебогослужебных бесед. За утренним богослужением в содержание проповеди должно входить систематическое чтение библейских текстов с кратким изъяснением их. За Божественной Литургией после чтения Евангелия необходимо изъяснять соответствующее Апостольское или Евангельское зачало, избирая необходимые для укрепления слушателей в православной вере темы. После запричастного стиха или заамвонной молитвы проповедник может излагать догматическое учение Церкви, выделяя предметы, искажаемые сектантами. При этом необходимо раскрывать только положительную сторону предмета, совсем не касаясь сектантских возражений и разбора их. Разбор и обличение сектантских заблуждений должны быть предметом особой проповеди, произносимой во внебогослужебное время. При этом необходимо разрешать недоумения и разъяснять вопросы, которые могут возникать у слушателей.
Не следует, однако, думать, что одних теоретических обоснований православного вероучения вполне достаточно для утверждения истинной веры среди прихожан. Твердость хранения православной веры зависит не только от степени ее познания, но и от жизни по этой вере. Относительно этой истины замечательные мысли содержат наставления святителя Феофана Затворника. Он учит о том, что православное мировоззрение должно основываться, прежде всего, на благочестивой христианской жизни. Если же мы только мыслим по-православному, но не живем, то ложные мысли о вере
*Еп. Феофан. О православии с предостережением от погрешений против него. М., 1991, с.53.
легко могут вытеснить истинные. Ибо истинная мысль, не подкрепленная делом, является в нас «слабой, беззащитной и безопорной, — и мы легко изменяем ей... Ведь христианство все есть дело, — и в нас начинает зреть и достигает совершенства тоже делом. Чем больше переходит оно в дело и жизнь, тем глубже и шире постигается, тем крепче и сердечнее исповедуется. Можно сказать — знает христианство только тот, кто самым делом христианин. И такого никакая уже ложь одолеть не может. При самом сильном наплыве ложных учений сердце, делом ощутившее истину, отразит их, какими бы софизмами они ни вооружались. Ибо тогда истина будет в существе нашем, а софизмы в мысли. — Ветер не поколеблет храмины, основанной на камне, — как говорит Спаситель» (Мф. 7, 24).
Высоконравственная и добродетельная христианская жизнь имеет значение не только для пастыря и паствы, но и для обращения на путь спасения заблудших. Жизнь пасомых, достойная подражанию, всегда содействовала православной миссии. В еще большей мере должна быть образцовой и благочестивой жизнь самого пастыря-миссионера, поскольку именно нравственные недостатки православных пастырей чаще всего являются причиной соблазна и поводом для хулы на саму Церковь.
Только добродетельная жизнь пастыря, его благочестие, милосердие и любовь к ближним могут снискать ему доверие и уважение окружающих людей, сделать действенным его пастырское слово. Немалое значение в деле обращения заблудших имеет и внешнее благолепие храма, а также хорошая организация приходской жизни.
Подготовка к проповеди. Пастырю-миссионеру необходимо систематически заниматься изучением Священного Писания, ибо сектанты все свои доводы пытаются обосновать только на библейских текстах. Кроме этого, он должен знать особенности вероучения тех сект, которые имеют распространение в местности данного прихода. Этим вопросам необходимо уделять особенное внимание по той причине, что искажения догматического характера, как правило, отражаются на всех сторонах жизни заблуждающихся. Следующими по значимости являются вопросы, связанные с историей сект, которые в отличие от Церкви не имеют непрерывного исторического бытия и своим возникновением обязаны человеческому произволу, а не планам Божественного домостроительства. С этой проблемой неразрывно связан вопрос о священной иерархии, Таинствах и богослужении, которые немыслимы вне Соборной и Апостольской Церкви. Большое внимание необходимо уделять также разбору тех пагубных последствий в области нравственной и духовной жизни сектантов, к которым приводит отступление от Церкви и от Богоустановленных норм церковной жизни. Особенную ценность для пастыря-миссионера имеют свидетельства тех, кто, будучи рожден в иноверии, стал впоследствии православным. Эти свидетельства могут оказать большую помощь пастырю в выявлении слабых мест в мировоззрении сектантов. Приведем несколько выдержек из открытого письма бывшего баптиста, американца, ставшего православным. Первый наболевший вопрос у сектантов — вопрос о единой Истине. «Особенно трудно мне было попять, — пишет обращенный, — как при наличии единого Бога и единой Истины могло возникнуть такое количество протестантских сект». Следующее сомнение возникает у сектантов в связи с произвольным толкованием Священного Писания: «Я стал постепенно замечать, что протестантизм неправильно трактует Библию, так как в нем нет последовательности и внутренней логики. Протестанты не могут правильно и всесторонне толковать Писание по той простой причине, что не обладают богатой сокровищницей Священного Предания, — самым надежным путеводителем и ключом к пониманию слова Божия». В то же время обращенный свидетельствует, что «ничто в Библии не противоречит учению и верованиям Православной Церкви и нет ничего в Новом Завете, чего не разделяла и не исполняла бы Церковь». Но не только истинность вероучения и полное соответствие библейскому духу норм церковной жизни являются отличительной особенностью Православия. Душеполезной, спасительной является и внешняя обрядовая сторона церковной жизни. «Благодатность и красота Божественной Литургии понятны на любом языке, — пишет бывший баптист. — Я удостоился стать православным десять лет назад, и с той поры Церковь стала для меня главным источником удовлетворения и радости». В заключение приведем еще одно, обобщающее, высказывание обращенного. «Православная Церковь — Истинная Церковь, основанная Самим Христом, Его апостолами и их преемниками, — пишет он. — Только в ней неизменно хранится христианская Истина. Только Православная Церковь существует со времен Христа и хранит вероучение, предание и благочестие Семи Вселенских Соборов... Только Православная Церковь обладает полнотой Истины, чего не может сказать о себе никакая другая церковь». Так может сказать каждый, кто умом и сердцем воспринял истины православной веры, кто душой ощутил ее жизненность и благодатность. Ибо Православие — это не только вероучение, обряды и церковные установления. Православие — это сама жизнь во Христе.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 819;