Совет любви и логики № 12
Слова провоцирующие и слова, заставляющие задуматься
Найдите разницу между теми и другими словами.
Ребенок что-то говорит громким и капризным голосом.
ПРОВОЦИРУЮЩИЕ СЛОВА: "Не разговаривай со мной в таком тоне!"
СЛОВА, ЗАСТАВЛЯЮЩИЕ ЗАДУМАТЬСЯ: "Ты чем-то расстроен(а)? Я буду рад выслушать тебя, если ты будешь говорить таким же тихим голосом, как я".
Ребенок никак не садится за уроки.
ПРОВОЦИРУЮЩИЕ СЛОВА: "Немедленно садись за уроки!"
СЛОВА, ЗАСТАВЛЯЮЩИЕ ЗАДУМАТЬСЯ: "Когда сделаешь уроки, сможешь вместе с нами посмотреть телевизор".
Двое мальчиков дерутся.
ПРОВОЦИРУЮЩИЕ СЛОВА: "Перестаньте драться и помиритесь".
СЛОВА, ЗАСТАВЛЯЮЩИЕ ЗАДУМАТЬСЯ: "Мы ждем вас, как только вы выясните ваши отношения".
Ребенок не хочет помогать по дому.
ПРОВОЦИРУЮЩИЕ СЛОВА: "Сейчас же начинай стричь газон!"
СЛОВА, ЗАСТАВЛЯЮЩИЕ ЗАДУМАТЬСЯ: "Я отвезу тебя на тренировку, как только ты подстрижешь газон".
Родители, воспитывающие с помощью любви и логики, так же как и родители-"жандармы", требуют уважения и послушания. Но, разговаривая со своими детьми, они выбирают иной подход. Вместо провоцирующих слов родителей-"жандармов" они используют слова, заставляющие задуматься.
Эти слова, часто облеченные в форму вопроса, - один из ключевых принципов воспитания с помощью любви и логики. Они возлагают ответственность за принятие решений на детей. Они помогают детям сделать именно то, что мы от них хотим, - задуматься.
Дети лучше воспринимают то, что они говорят себе сами, чем то, что говорим им мы. Они могут делать то, что мы от них требуем, но мотивировка послушания при этом подсказана им не собственным разумом, а нами. Дети же больше верят тому, к чему_приходят сами. Выбирая варианты они задумываются над ними, принимают окончательное решение, и полученный урок закрепляется в их сознании.
Вот почему с первых лет жизни ребенка родители должны всегда задавать вопросы, используя слова, заставляющие задуматься: "Ты понесешь свое пальто в руках или наденешь его?"; "Ты наденешь сапоги сейчас или в машине?"; "Ты будешь прыгать перед телевизором или поиграешь в своей комнате?"
Мы не употребляем провоцирующих слов: "Сейчас же надень пальто!"; "Я же сказала тебе, надень ботинки, разве не ясно? На улице идет снег!"; "Я смотрю футбол. Поэтому веди себя тихо".
Разница между теми и другими словами может быть едва заметной - ведь ограничение, которое мы накладываем, в обоих случаях одно и то же, - но реакция ребенка обычно совсем неодинаковая.
Дети протестуют против того, чтобы ими командовали. Они видят в этом скрытую угрозу. Когда мы просим их что-то сделать, они усматривают в наших словах попытку отобрать у них контроль над ситуацией. Чем больше она начинает зависеть от нас, тем меньше возможности ее контролировать остается у детей. И они всячески пытаются восстановить ускользающий из их рук контроль.
Угрозы
Соблазн действительно велик! Мы отчаянно стремимся обрушить на головы наших детей бесчисленное количество команд и угроз, чтобы наложить ограничения на их поведение. Причины, по которым мы это делаем, просты:
1) угрозы помогают нам избежать унизительной роли просителей;
2) они иногда срабатывают.
Когда в молодости я (Джим) работал учителем, то нередко прибегал к угрозам, чтобы заставить учеников работать. Я, например, говорил одному: "Или ты выполнишь это упражнение, или останешься без обеда", - и ребенок начинал яростно строчить в тетради. Однако когда я говорил то же самое другому ученику, то в ответ слышал: "Подумаешь!"
Одни дети реагируют на угрозы, другие - нет. Они могут сделать то, что им говорят, но злятся на того, кто отдал им приказ. Они могут выполнить порученное им задание из рук вон плохо только затем, чтобы хоть частично вновь обрести отобранную у них власть над ситуацией. В обоих случаях они пытаются снять то ограничение, тот запрет, который мы стремились установить.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 561;