Культура США первой половины XX в
C появлением и распространением кинов 1920—1940-е гг.классический театр несколько потерял свою популярность. Продолжает развиваться жанр бродвейского мюзикла. В данном жанре возникли % новые направления, среди которых: IIV "Офф-Бродвей" — прогрессивный, реалистический театр. В та-Л кихтеатрах ставили не только мюзиклы, но и классику, включая f Шекспира. Для театров 1920—1940-х гг. были характерны:
• небольшие залы (на 200-500 мест) — эти театры получили название "региональные театры", и были расположены в различных штатах страны. Наиболее известными из них были Пасадена (на окраине Лос-Анджелеса), Арена-Стейдж (в Вашингтоне);
• помощь меценатов как основа существования театров и актеров;
• профессиональные актеры;
Офф-офф~Бродвей" — более радикальное течение,возникшее в 1960-е гг., для которого были характерны:
• небольшие залы (на 40—60 мест);
• мобильность (театры стиля "Офф-офф-Бродвей" часто давали спектакли в гаражах, на складах, в подва/iax, в ресторанах, в сельских клубах);
• острая социальная направленность спектаклей (посвящены антирасистским, антифашистским, антимилитаристским, экологическим проблемам).
Наиболее известными американскими драматургами были: • Юджин О'Нил (O'Neill, Eugene (1888-1953); У Теннесси Уильяме(Williams, Tennessee (1917-1983);
Артур Миллер (Miller, Arthur (1915);
• Эдвард Олби (Albee, Edward Franklin (1928);
• Нил Саймон (Simon, (Marvin) Neil (1927).
Классический театр также продолжал развиваться, но в ос новном за счет привлечения талантов из других стран. В 1930 г. этнический грузин Джордж Баланчивадзе (Баланчин, Balanchine, George) основал Американскую ассоциацию балета, которая и 1940-х гг. превратилась в Нью-Йоркский городской балет.
2. Основным течением, повлиявшим на всю литературу первой половины XX в., был модернизм. Возникновение модернизма было связано с новыми изобретениями, открытиями, достижениями. С этого периода к американским писателям приходит настоящая мировая известность. В XX в. продолжают развиваться старые и появляются некоторые новые направления в литературе.
• психологический реализм. Затрагивает проблемы внутри самого американского социума; мысли, чувства людей, столкнувшихся с этими проблемами. Представитель — Эдит Вартон (Wharton, Edith), автор произведений "Дом Радости"' ("'The House of Mirth") и "Возраст Невинности" ("The Age of Innocence");
социальный реализм и натурализм. Поднимает острые социальные вопросы. Изображает нелегкую жизнь простого народа, раз мышляет о возможных реформах и преобразованиях. Предала вителями соииального реализма были:
• Антон Синклэйр (Sinclair, Upton) — "Джунгли" ('The Jungle". 1906);
» Теодор Драйзер (Dreiser, Theodore) — " Сестра Кэрри" ("Sister Carrie", 1900), "Финансист" ("The Finansisf), "Американская трагедия" ("An American Tragedy", 1925);
• Джек Лондон (London, Jack) — "Зов природы" ("The Call of the fVild', 1903);
• Синклэйр Льюис (Sinclair Lewis) — "Главная улица" ('Main Street', 1920);
• Джозефина Хербст (Herbst, Josephine) — "Жалости не доста точно" ('Pity is Not Enough", 1933).
• литература периода Великой Депрессии. Этому периоду в литер; i туре присуще настроение общего уныния. После первой миро вой войны в период разочарования, цинизма, потери ориенти ров ряд писателей получили общее прозвище "Потерянное Поколение" (The Lost Generation). Самыми заметными писателями, относившимися к этому поколению, были: .. Эрнест Хемингуэй (Hemingway, Ernest Miller (1899-1961) -
"Прощай оружие", 1929; . Ф. Скотт Фицджеральд (Fitzgerald, F(rancis) Scott (Key)
(1896-1940) -"Великий Гэтсби", 1925; Ричард Райт(Wright, Richard(1908-1960) - "Родной сын", 1940; Ральф Эллисон(Ellison, Ralph (1914-1994) ~ "Человек-невидимка", 1953;
экспериментальные стили. Крупный представитель- Джон Дос Пассос (Dos Passos, John Roderigo (1896-1970). Использовал метод "кинохроники", в соответствии с которым в повествование вводятся тексты известных песен, других произведений, заголовки новостей;
ренессанс Гарлема; афроамериканское движение 1920-1930-х гг., которому были свойственны расовая гордость, желание добиться в жизни лучшего. Известные авторы данного стиля: . Джин Тумер (Toomer, Jean) — "Тростник" ('Сапе", 1923); ■'> Зора Нил Херстон (Hurston, Zora Neale (1901-1960) - "Их
глаза наблюдали за Богом" ("Their Eyes Were Watching God',
1937);
• реджионализм. Вэтом направлении продолжают работать огромное количество авторов, использующих региональные традиции и стили.
3. Кино - не американское изобретение. Но оно составляет исключительный вклад Америки в мировую индустрию развлече-! ний. В начале XX в. многие иммигранты нашли себе работу в кинопромышленности США, сумели сделать карьеру в новом бизнесе — показе короткометражек в демонстрационных залах на первых этажах зданий, которые назывались "никельодеонами", потому что входная плата вних составляла один "никель" (пя-тицентовик). Среди них Сэмюэль Голдвин, Карл Лемле; Адольф Зукор, Луис Б. Майер и братья Уорнер. Скоро они уже стояли во главе предприятий нового типа - киностудий. Крупнейшие студии располагались в Голливуде — пригороде Лос-Анджелеса (штат Калифорния).
В начале века уже формируются основные жанры и стандарты Голливуда:
• гангстерские фильмы;
вестерны (об освоении Дикого Запада);
мелодрамы;
• комедии.
На 1930-1940-е гг.пришелся "золотой век" Голливуда. Студии выпускали ежегодно около 400 картин, которые еженедельно смотрели 90 млн американцев. Появилась так называемая сту дийная система.Крупнейшие студии держали на жалованье тысячи людей и владели сотнями кинотеатров. Эти кинотеатры демонстрировали выпускаемые ими фильмы и постоянно нуж дались во все новом киноматериале. В результате столь жестко регламентированного производственного процесса было созда но много высококачественных зрелищных лент. Возникает ус пешная система создания кинозвезд и продвижения кинолент с их помощью.
Личностями, превратившими американскую киноиндустрию в круп нейшую в мире, были:
• Дэвид Гриффит (Griffith, D(avid) Щаг/с) (1875-1948), режиссер, сценарист и композитор, создатель нового языка кино, первы\ фильмов с миллионным бюджетом ("Рождение Нации", 1915);
• Чарли Чаплин (Chaplin, Sir Charles Spencer (1889-1977), актер, режиссер;
• Бестер Китон (Keaton, Bester (1895-1966), актер-комик;
• Гарольд Ллойд (Lloyd, Harold (Clayton) (1893-1971), актер комик.немого кино;
• Эдвард Робинсон (Robinson, Edward G. (1893-1973), актер звуке вого кино;
• Фред Астор (Astaire, Fred (1899-1987), танцор, актер.
В конце 1940-х гг. студийная система рухнула ро двум причинам
• крупный судебный процесс о нарушении антитрестовского :s;i конодательства Голливудом, после которого производство фим мое и их прокат были разделены;
• появление телевидения. Выпуск фильмов резко сократился, и при этом невиданно выросли средние производственные >•</ траты. Голливуд стремился повысить зрелищность, конкурируй с телевидением, но часто проигрывал в этой конкуренции.
4. В начале XX в. появляются оригинальные американские стили и направления в музыке:
• блюз ("мягкая" оркестровая музыка). Классический городской блюз развился в 1920-х и 1930-х гг. в лиие блюзовых музыкантов
. Ма Рэйни Гертруда Мелисса Приджетт (Ma Rainey Gerthm.h М. Pridgett (1886-1939) - самая первая из широко известим блюзовых певиц, "мать блюза" (Ма Рейни — прозвище "Матушка Рейни", урожденная Приджетт);
• Бесси Смит (Smith, Bessie (1894—1937) — ведущая исполнительница блюзов своего времени;
джаз ("жесткая", быстрая, энергичная оркестровая музыка). Родиной джаза считаются города Чикаго и Новый Орлеан. ^Первоначально джаз играли исключительно черные музыкан-;ты. В 1920-е гг.появились первые белые музыканты, играющие джаз. Королями черного джаза были:
• Дюк Эллингтон (Ellington, Duke (1899—1974), пианист, дирижер;
• Уильям Хенди (Handy, William) (1873-1958), в 1914 г. сочинил знаменитый блюз — "Сен-Луи блюз" — это было полностью джазовое произведение.
•Королями белого джаза являлись:
• Джордж Гершвин (Gershwin, George (1898—1937), автор первой негритянской оперы "Порги и Бесс", а также "Рапсодии в стиле блюз" (или "Голубая Рапсодия");
• Пол Уайтман{Whiteman, Paul (1891—1967);
• Глен Миллер (Miller, Glenn (1904-1944) и др.
Современные музыковеды джаз относят к классике. В подавляющем большинстве американских колледжей и даже школ имеется джазовый оркестр.
В 1930—1940 гг. свинг, стиль, когда голос опережает музыку, Бенни Гудмана, братьев Дорси и Глена Миллера соединил в себе особенности джаза, сформировав уникальную американскую музыку, которая была популярна по всей стране.
Главная идея американского изобразительного искусства первой Половины XX в. — ощущение себя частью мирового искусства.
Що по-прежнему очень важными темами являются проблемы американского общества, особенно в период Великой депрессии; чувство одиночества и уныния. Господствующий стиль в
«изобразительном искусстве — реализм. Ведущими американскими художниками того времени были: Эдвард Хоппер(Hopper, Edward (1882-1967);
Джекоб Лоуренс (Lawrence, Jacob (1917--2000).
Культура США второй половины XX в.
1 • Основные литературные жанры и направления в послевоенный период:
• литература о войне. После второй мировой войны авторы ока зались способными оценить конфликт с большей философ ской отрешенностью (в отличие от более жестоких произведе ний первой половины XX в.)- После взрыва первой атомной бомбы Америка и мир вступили в новую эру. Мысль о воз можности массового уничтожения легла тяжелым грузом ни все общество. Эта идея объединила после второй мировой войны таких американских литераторов, как.
• Джеймс Джоунс (Jones, James (1921-1977);
• Джеймс А. Миченер (Michener, James A. (1907—1997);
• Ирвин Шоу — роман"Молодые Львы" (1948);
• битники ('Beat Generation'). Их отличали нетрадиционный стиль письма.. Писатели-битники желали освободить литературу oi формальностей и считали, что писатель может писать что хочет и как хочет (со стороны многих такой стиль изложения казался бессистемным). Кроме того, битники очень часто исполь зовали автобиографический жанр (писатель одновременно ян лялся главным героем произведения). Представителями данного стиля были:
• Джек Керуак (Kerouac, Jack (1922—1969), автор наиболее из вестного полуавтобиографического романа "На дороге" U957);
• Уильям С. Берроуз (Burroughs, William (1914—1997);
• экспериментальная литература. Это экспериментирование со стилем и формой. Авторы данного направления часто обраща лись к темам, ранее считавшимся недозволенными (секс, про блемы подростков, фантастика и др.). К этому направлении' относится творчество:
. Владимира Набокова (1899-1977);
• Джозефа Хеллера(Heller, Joseph (1923-1999);
• Томаса Питона (Pynchon, Thomas (1937);
• Курта Воннегута (Vonnegut, Kurt (1922); % . Дона Делильо (DeLillo, Don (1936); щ? литература определенных этнических групп:
. афроамериканских (Тони Моррисон, Алиса Волкер);
• еврейских (Сол Беллоу);
• латиноамериканских {Рудольфе Аная, Сандра Циснерос).
Важной в литературе всех стилей становится тема протеста Щ. (например против войны во Вьетнаме; расовой, половой дис-■К криминации). ■§, В изобразительном искусстве по-прежнему актуальны идеи про-Щ[ теста, но ярко проявляется отход от традиционных техник и Щ~ стилей: появляются новые направления:
»У абстрактный экспрессионизм. После второй мировой войны Щ группа молодых нью-йоркских художников образовала первое 1 чисто американское движение, оказавшее большое влияние на Ш иностранных художников. Стиль, в котором они работали, Ж стал называться абстрактный экспрессионизм. Среди ведущих Щ представителен этого движения были: Щ • Джексон Поллок(Pollock, Jackson); '# . Биллем де Кунинг (Willem de Kooning); |f . Марк Ротко (Rothko, Mark), родился в России; -ft/ художники следующего поколения предпочитали иную форму абстракции, а именно произведения в смешанной технике Среди них Можно назвать:
. Роберта Раушенберга (Rauschenberg, Robert (1925); . Джаспера Джонса(Johns, Jasper (1930), которые используют в своих композициях фотографии, газеты и выброшенные за ненадобностью предметы. Считаются родоначальниками сле-7; дующего направления;
• поп-искусство (поп-арт). Попытка соединить классическую куль-^ туру с массовой. Поп-художники с сатирическим усердием '~ воспроизводили повседневные предметы и образы американской массовой культуры: бутылки из-под кока-колы, жестянки с супом, комиксы. Сегодня художники в Америке, как правило, стараются не связывать себя рамками школ, стилей или ограничивать себя каким-то одним материалом. Возможно, самый заметный вклад Америки в мировое искусство ■— это насмешливая шаловливость; ощущение того, что одна из главных целей, для которых создается любое новое произведение искусства, — вступить в нескончаемый спор о том, что такое само искусство. Известные представители поп-арта: • Энди Уорхол {Warhol, Andy, настоящее имя — Andrew Warhola {1928?— 1987) (изображения консервных банок с супом, плакатные портреты Мэрилин Монро); . Ларри Риверз (1923 г.р.) и Рой Лихтенстайн (Lichtenstein, Roy {1923-1997).
3.С середины 1970-jc гг.для американского кино начался второй "золотой век". Был преодолен кризис 1950—1960-х гг.. вызванный такими явлениями, как:
• падение посещаемости кинотеатров;
• смена поколений руководства кинокомпаний и популярных ак теров;
• смена культурных ценностей в США в эру музыки рок-н-ролл;
• движение за гражданские права и против вьетнамской войны. Основные темы кино 1970—1980-х гг.:
реалистические жизненные проблемы, жизнь отдельных социальных групп (мафии, армии и др.);
• история;
• боевики; ......
• фантастика.
Лучшие кинокартины тех лет:
• "Разговор" {1974), "Крестный отец" {1972) Фрэнсиса ФордаКоп полы{Coppola, Francis Ford {1939);
• "Китайский квартал" {1974) Романа Полански{Polanski, Roman U 933);
• "Кто-то пролетел над гнездом кукушки" {1975) Милоша Форма на{Forman, Milo {1932);
• "Таксист" {1976) Мартина Скорсезе{Scorsese, Martin {1942).
Ведущей фигурой этого периода был режиссер Роберт Олтмсн{Altman, Robert {1925). Он заново переосмыслил некоторые три диционные жанры, в т. ч, военный, что выразилось в его интсресных работах.
• вестерн "Мак-Кейб и миссис Миллер" {1971);
• детективный триллер "Долгое прощание" {1973);
• киномюзикл "Нэшвилл" {1975).
Разрушая блистательный образ Америки, обычно создаваемым Голливудом, он даже позволил себе насмехаться над самим кинобизнесом в картине "Игрок" {1992).
$1975г. вышел фильм С. Спилберга "Челюсти", отметивший поворотный момент в доходах американских кинопроизводителей (впервые принеся более $100 млн) и наступление эры Новых боевиков.
Кино - главный вид искусства и всей культуры США. Система награды "Оскар" призвана стимулировать кинопроизводства (вручается в 23 категориях), поощрять экспансию Голливуда во всем мире. В Приложении к конспекту приведен список лучших фильмов года, которым присуждалась эта награда. Классическая музыка в США находится на высоком уровне. Имеется более 1500 симфонических оркестров - больше всего в мире (в СССР их было около 50). Многие оркестры непрофессиональные, но выступают на высоком уровне.
Крупнейшими композиторами -классиками в США являются;
А. Копленд; Р. Томпсон; Ч. Айвз.
Тдродные певиы: Jjj/ П. Робсон;
• В. Гатри;
• П. Сигер; j/ Д. Баэс.
Эстрадные певиы:
• Б. Кросби; У Ф.'■■Си-натра;.
• Г. Гейнор;
• Т. Тернер;
• Д. Росс;
• У. Хьюстон;
У Б. Спрингстин; |/ Р. Кларк.
К началу 1950-х гг. джазчастично утратил свою притягательность для массовой аудитории. Из рок-н-ролла выросла новая форма поп-музыки - ритм-энд-блюз - песни с энергичным ритмом и вызывающими словами. Чтобы сделать эту новую музыку | более приемлемой для массовой аудитории, белые исполнители " и аранжировщики стали исполнять ее со смягченным ритмом и переделанными словами. Элвис Пресли {Presley, Elvis) в начале своей карьеры таким образом "адаптировал" чернокожих певцов.
Фолк или народная музыка. Во многом эта музыка выросла из баллад, которые были занесены из Шотландии, Англии и Ирлан duu, и сохранилась в таких анклавах, как горы Северной Каролины и Западной Виргинии. Значительно расширил аудиторию фолка Боб Дилан (Dylan, Bob (1941), заговоривший о современ ных социальных проблемах, особенно на тему отсутствия прав у чернокожих американцев. Дилан привел движение фолк к сплаву рока и фолка. Одна из главных причин, по которой рок остается основным направлением поп-музыки в Америке (и в значительной части остального мира), заключается в том, что он обладает способностью ассимилировать любой другой вид музыки. Диско (Disco). Популярный во второй половине 1970-х гг.стиль танцевальной музыки. Одна из "звезд" диско — Донна Саммер.
Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 4887;