Педагогические воззрения Г. Спенсера.
Значительной популярностью в педагогических кругах Запада во второй половине ХIХ века пользовались сочинения Герберта Спенсера (1820-1903). Его основные философские идеи, отразившиеся и в его педагогической концепции, изложены в десятитомном труде «Система синтетической философии». Г. Спенсер сделал попытку рассмотреть общество как организм, развивающийся не по абстрактным законам эволюции. Именно благодаря ему в научный оборот был введен термин «естественный отбор» для обоснования закона выживания в обществе, по которому выживает тот индивид, который наибольшим образом приспособлен к жизни. Основу этой концепции составляет принцип целесообразности и утилитаризма, по которому человечеству и человеку нужно лишь то, что ему полезно. Нравственность, по Г. Спенсеру, тоже связана с пользой, приобретающей вид наслаждения. Помочь человеку в приспособлении к жизни должно воспитание.
Выделяя в обществе три социальных уровня – низкий, питающий себя и других, средний – распределительный и высший – управленческий, Г. Спенсер утверждал, что разделение труда между этими слоями общества является следствием различий между индивидами. При этом организация государственной системы образования вряд ли способна преодолеть пропасть между представителями разных слоев общества. Любовь родителей к потомству, их интерес к нравственному и умственному развитию своих детей дадут гораздо больше, чем какая-либо избранная сложная система обучения.
Для деятельности по добыванию средств к существованию необходимы знания в области логики, арифметики, геометрии, механики, физики, химии, астрономии, геологии, биологии, обществоведения. Содержание всех предметов должно быть тесно связано с потребностями промышленности и торговли.
Для сохранения рода и воспитания коллектива важными являются знания о характере и привычках человек, о законах жизни человека – о физиологии, педагогике и психологии. Знания методов воспитания, считал Г. Спенсер, должно входить в обязательный курс образования каждого мужчины и каждой женщины.
Для социальной деятельности крайне важно знание истории общества.
Организация разумной деятельности в часы досуга требует эстетической подготовки – ознакомление с искусством, с живописью, музыкой, поэзией.
Выделение этих пяти ведущих видов человеческой деятельности послужило Г. Спенсеру критерием отбора содержания образования в соответствии с социальными целями.
Содержание и методы обучения и воспитания, по Г. Спенсеру, должны, прежде всего соответствовать этапам умственного развития ребенка, способствовать его активизации и отвечать требованиям развивающегося общества.
41. Реформаторская педагогика Запада конца XIX – начала XX в., ее основные течения.
ХIХ век для стран Западной Европы и США – это век поступательного развития экономики, интенсивного роста промышленности, усиления конкуренции между Англией, Германией, Францией, США и другими странами, создания национальных систем народного образования, расширения участия государства в школьном деле, развития женского образования поиска направлений и идей реформирования самой школы.
Своеобразным ответом на это требование времени явилось огромное количество различных педагогических теорий, которые получили общее название «реформаторская педагогика». Педагоги-реформаторы предложили ряд педагогических концепций и идей: свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики, педагогики личности, функциональной педагогики, педагогики «трудовой школы». Реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания. Они выступали, во-первых, за школу, которая не только и не столько сообщает знания, сколько заботится об общем развитии детей, которая вырабатывает у них умения наблюдать факты, делать обобщения, самостоятельно приобретать знания, в которой в интересах развития личности изменены содержание, формы и методы обучения. Во-вторых, за школу, в которой учебный процесс построен в соответствии с принципом природосообразности. В-третьих, за школу, в которой созданы комфортные психологические условия для обучения и воспитания. В-четвертых, за школу, в которой умственная деятельности соединена с трудовой.
Педагогика «свободного воспитания»Манифестом свободного воспитания стала книга шведского педагога Эллен Кей - «Век ребенка». Кей полагала, что воспитатель должен предоставить природе ребенка спокойно и медленно полагать самой себе. Искусство воспитания, заключается в том, чтобы каждый недостаток ребенка претворять в соответственное качество, преодолевая зло добром. Идеал воспитания состоит в том, чтобы детям всегда было весело и чтобы им нечего было бояться. Право ребенка заключается в том, чтобы он мог прожить свою личную детскую жизнь во всей ее силе и полноте, в семье, где отец и мать живут такой полной и здоровой личной жизнью. Э. Кей отстаивала идеалы домашнего воспитания, мечтала об идеальной семье, где мать будет иметь возможность не менее 12 лет посвящать себя исключительно ребенку.
Огромное внимание Э. Кей уделяла игре как средству воспитания. Она ратовала за свободную игру. Э. Кей одна из первых указала на необходимость полового воспитания подрастающего поколения, в которой роль отводила семье.
Обучение в школе должно начинаться не ранее 9-10 лет, а преподавание должно вестись спокойно, наглядно, неторопливо, представляя широкий простор самодеятельности ребенка. При распределении детей на классы следует руководствоваться не только возрастом и знаниями, но учитывать и темперамент, и наклонности ученика. Обучение в такой школе должно заканчиваться в 15-16 годам. Затем молодое поколение вступает в практическую жизнь или продолжает свое образование в высших или специальных учебных заведениях. Э. Кей высказывалась за введение 5-дневной учебной недели за то, что все дети должны разучивать уроки в классе.
Экспериментальная педагогика. А. Лай (основная работа «Экспериментальная дидактика») выдвинули идею о превращении педагогики описательной в науку экспериментальную. Исходя из того, что в основе детских поступков лежат либо врожденные либо приобретенные рефлексы, Лай утверждал, что изучив их как в лабораторных, так и в обычных условиях, педагог получит ориентир, способ воспитания. Исходный принцип его концепции: «Каждая осознанная реакция, каждое инстинктивное и волевое действие складывается из трех функций: воздействия, переработки и ответного действия. При этом рефлекторный акт протекает по одной и той же схеме: восприятие-переработка-выражение (или изображение). Эту схему А. Лай применял и к процессу воспитания и обучения, который складывается, по его мнению, из внешних воздействий на учащихся и ответных реакций. В основе обучения, как писал Лай, должна лежать последовательность таких действий, как восприятие посредством наблюдений, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания рисунка, опытов драматизации и др. средств. Особая роль отводилась Лаем третьему компоненту – выражению или изображению, т.к. именно здесь учащийся имеет возможность проявить свою активность в действиях, направленных на приспособление ребенка к условиям окружающей среды, в том числе и социальным.
Педагогика прагматизма.Ее лидером является американский философ, социолог, психолог, педагог Джон Дьюи (1859-1952). Основными чертами его научной теории были недоцентризм, опора в обучении на интересы и инстинкты детей, широкое применение труда в обучении, проблемный характер обучения, метод учения посредством делания. Дьюи выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребенка, т.е. выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия. Конечным результатом обучения, по Д. Дьюи, должна стать сформулированность навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению.
42. Педагогическая мысль в Беларуси в конце XIX – начале XX в. (Е. Романов, Е. Карский, Э. Пашкевич, Я. Колас и др.).
Клавдий Иванович Тихомиров - видный педагог-методист, психолог, внес весомый вклад как в развитие белорусской педагогической мысли, так и подготовку учителей для народных школ. После окончания Санкт-Петербургской духовной Академии он работал директором Несвижской и Полоцкой учительских семинарий, а с 1910 по 1918 гг. возглавлял Витебский учительский институт.
Важной стороной его творчества явилась обоснованная критика недостатков белорусской системы образования: высокий уровень неграмотности основной массы населения, отрыв школы от жизни, недостаточная роль предметов естественно-научного цикла в курсе школьного образования.
Как наставник учителей, К.И. Тихомиров уделял огромное внимание организации и содержанию педагогического образования: при его непосредственном содействии в учительских семинариях был распространен курс педагогики, предметов естественно-научного цикла (ботаники, зоологии, минералогии), введено преподавание психологии, истории, обращалось особое внимание как на проблемы педагогического образования, так и на вопросы педагогического воспитания будущего учителя. Осознавая высокое назначение учителя в жизни общества и школы К.И. Тихомиров придавал большое значение учительским съездам, курсам, как важнейшему средству повышения уровня подготовки учителей.
Элоиза Пашкевич (Тетка), известная белорусская поэтесса, видный общественно-политический деятель, проводила большую пропагандистскую работу среди народных масс за открытие белорусских школ с обучением на родном языке. После окончания высших педагогических курсов в Петербурге она развернула активную деятельность по созданию народных школ в Гродненской губернии. Открытие белорусских школ потребовало издания учебников и учебных пособий на родном языке. Э. Пашкевич первой взялась за их создание. В 1906 г. в Петербурге она издала «Першае чытанне для дзетак беларусаў», учебник для детей первого года обучения, построенный на широком использовании белорусского фольклора и направленный на развитие фантазии, любознательности, мышления детей. Появление этого учебника было важной вехой в борьбе за школу на родном языке.
Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич), выдающийся белорусский писатель, талантливый педагог начал свою деятельность после окончания Несвижской учительской семинарии как учитель сельской школы. Работу учителя он органично сочетал с общественно-политической деятельностью. Вскоре он открыл частную нелегальную школу, которая по сути была первой школой с обучением на родном языке. В своих педагогических статьях Я. Колас писал о тяжелом состоянии белорусской школы, в которой у детей отнято право читать и обучаться на родном языке, о бесправном положении учителя народной школы, о вмешательстве и влиянии церкви на содержание школьного образования и воспитания.
Янка Купала (Иван Доминикович Луцкевич), известный белорусский поэт, творчество которого несло в народные массы идеи разума, борьбы с темнотой и невежеством. Он отмечал, что знания нужны человеку так же, как и свобода. Исходя из тезиса, что свобода народа напрямую связана с его национальной культурой, душой которой является родной язык, он убежденно отстаивал идею обучения на родном языке.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 3824;