СЕМИОТИКА И КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 2 страница

Отсутствие этой улыбки, как правило, свидетельствует о том, что ребенок развивается ненормально, что развитие запоздалое или возникли отклонения. — Затем такие "встречи" происходят все чаще. У родителей растет радостная уверенность, что сознание ребенка проснется. Это пробуждение в первые месяцы жизни идет рука об руку с другим явлением: вначале ребенок фактически бодрствовал лишь во время приема пищи и вскоре после этого снова засыпал. Непродолжительное время бодрствования чередовалось с более продолжительным глубоким сном. Когда ребенок становится сознательнее, время сна уменьшается, а период бодрствования увеличивается. Это могла бы пояснить следующая схема.

Редко задумываются о том, каких огромных достижений добивается человек в первые месяцы своей жизни. За 5 месяцев ребенок может удвоить свой вес! Представьте, каково пришлось бы нам, получи мы как взрослые задание за 5 месяцев удвоить свой вес. Нам пришлось бы пройти курс усиленного питания в состоянии покоя, во время которого мы не смели бы ни ходить, ни о чем-либо думать, а должны были бы только есть и спать. Это была бы гигантская концентрация физических сил, сравнимая лишь с тренировкой перед мировым первенством в беге на длинную дистанцию. Однако это происходит у новорожденного ребенка. Все его еще внешне невидимые свойства сконцентрированы на одном: на росте. Этому подчинено все остальное.

Это огромное физическое достижение за такое короткое время удается человеку только раз в жизни. Последующие периоды удвоения веса требуют уже гораздо больше времени, а именно, до двух лет, потом до восьми лет, а позже до 16 лет. Мы видим в этом резкое уменьшение интенсивности роста после первых месяцев жизни.

Второй и последующие периоды удвоения веса человек осуществляет при совершенно иных обстоятельствах. Увеличился объем бодрствования. Его функции больше не направлены исключительно на телесное. Возникли различные инициативы в области сознательной жизни.

Важнейшая функция сознания грудного ребенка — восприятие. Она основана на безусловной отдаче ребенка своему окружению. Ребенок весь является органом восприятия; можно было бы сказать, он весь орган чувств. Вся его психическая активность направлена на то, чтобы изучать мир вокруг себя. Восприятие ни в коем случае не является только пассивным процессом, когда внешний мир вливается в организм и задерживается в местах ощущений, как это охотно представляют себе по аналогии с фотоаппаратом. Восприятие есть активный процесс, причем активность коренится в интересе к окружающему миру. Чтобы впечатление стало восприятием, должно быть активизировано нечто изнутри, что будет встречать это внешнее впечатление. Отстающий в развитии ребенок получает столько же впечатлений извне, как и всякий другой. Но отстающий ребенок не образует восприятий, так как в нем отсутствует или недостаточен интерес к внешнему миру. Этот активный интерес у маленького ребенка связан еще со страстным желанием, стремлением, а не с сознательной волей, как это станет возможным в более старшем возрасте. Но стремление есть предшественник воли, или, выражаясь иначе, воля есть устремление, направляемое "Я". ( См. Цильманс ван Эммиховен "Человеческая душа")

Таким образом, можно сказать: малыш есть совершенный орган чувств; но орган чувств, в котором действует желание (воля).

Маленький ребенок совершенно открыт для мира и доверчиво впускает его в свою пробуждающуюся душу, встречая этот вторгающийся мир с активным интересом.

Отдача миру происходит с силой, которую в последующей жизни можно сравнить лишь со всепроникающей преданностью религиозного человека. То, что в области религии обращено на божественное существо, у ребенка разыгрывается в телесной сфере. Рудольф Штайнер в своих педагогических докладах говорил о "религиозной" преданности окружающему миру и называл это "телесной религиозностью"!

Следствием такой активной преданности внешнему миру является подражательность ребенка. То, что он изучает в первую фазу жизни, является следствием подражания. Это подражание может быть более или менее интенсивным. Оно зависит от различий в характере, типе и темпераменте, то есть определяется внутренними факторами. Душевная жизнь ребенка развивается в этот первый период благодаря подражанию.

Подражание идет гораздо дальше, чем просто подражание речи или подражание в игре деятельности окружающего мира. Прежде чем ребенок достаточно разовьется, он уже многое возьмет из своего окружения. Отсюда можно прийти к выводу, кажущемуся парадоксальным, что чем менее сознательно ребенок относится к восприятию, тем глубже оно проникает в его душу. Там, где ребенок еще не может сознательно противопоставлять себя восприятию и перерабатывать его, прежде чем оно станет его собственным, там интенсивнее всего продолжает действовать впечатление и может проникать в глубочайшие, бессознательные слои души. Там эти впечатления остаются и образуют основу будущего сознательного опыта.

Несомненно, это большая заслуга в целом одностороннего психоанализа, что оно открыло нам глаза на эту связь подсознательного с первым детским опытом.

В этот первый период развития ребенка на родителях лежит большая ответственность. Как раз то, что не доходит до сознания и не перерабатывается, проникает в глубочайшие слои души и остается там, чтобы позднее стать причиной определенных настроений, чувств или образа действий.

Ребенок, чья душа так открыта для мира, воспринимает не только движения отца, который раздраженно отворачивается и выбегает в дверь, моральное содержание этого жеста также воспринимается душой ребенка и покоится там на дне будущего подсознания. Пройдет ли человек по жизни, сохраняя несокрушимую веру в добро этого мира как фундамент своей душевной жизни, несмотря на неудачи, или же, несмотря на то, что ему многое удается, основным его настроением будет недоверие и недостаток радости, во многом определяется родительским окружением в первые годы жизни.

В первые годы жизни воспитательное воздействие осуществляется благодаря тому, чем мы сами являемся, благодаря приобретенному доверию, благодаря нравственности, выражающейся в поступках.

Совершенно бессмысленно в отношении грудного ребенка такое поведение взрослого, когда он глупо-детским тоном говорит несколько любезностей, и тут же отворачивается, чтобы поговорить о других, "более важных" вещах. Те, кто занимаются с маленькими детьми, должны с подлинным интересом и сердечным чувством стараться помочь этому человеческому существу на его жизненном пути, относясь к нему с полным благоговением и моральной волей. В этот период ребенок, кажущийся "еще не понимающим", наиболее интенсивно воспринимает глубочайшее душевное содержание своего окружения.

 

Переходное состояние к младшему детскому возрасту

 

Внутренняя активность ребенка, которая открывается уже в его интересе к внешнему миру, позволяет ребенку находить и свою собственную телесность. Если внимательно проследить за этим процессом, можно увидеть, что собственное тело вначале тоже еще является незнакомым "внешним миром". Ручки, попадающие в поле зрения, ребенок открывает и применяют как первую игрушку. За этим следует открытие собственных ножек, которые можно схватить и которые вдруг исчезают, и найти их оказывается невозможно. Это такой же забавный спектакль, как и котенок, следящий за своим собственным хвостом.

Став освоенной частью мира, собственная телесность может быть постепенно использована для завоевания других областей мира. — Ребенок с трудом поднимается из горизонтального положения и должен найти для этого новую ориентацию в пространстве.

Мы должны немного остановиться на этом процессе выпрямления, потому что он после умения улыбаться является одним из первых подлинно человеческих проявлений ребенка.

Все высшие млекопитающие в течение всей своей жизни остаются в горизонтальном положении. Они не выпрямляются по вертикали. Это относится также и к кенгуру и горилле. Это доказывает скелет. Процесс выпрямления человека связан с дифференциацией функций рук и ног. Только ноги сохраняют функцию перемещения. Руки, напротив, освобождаются от этой задачи и находятся в распоряжении человека как инструмент душевной жизни. Они становятся органом выражения и исполнения высших задач. У животного все четыре конечности связаны с перемещением; даже у четырехруких обезьян. У человека дифференциация рук и ног заходит так далеко, что руки во время развития следуют ритмам роста туловища, а не ног.

Процесс выпрямления обычно начинается во второй половине первого года жизни, когда ребенок начинает сидеть, затем ползать и, наконец, вставать на ножки. Заканчивается он на втором году жизни, когда ребенок выучивается ходить. Только когда ребенок уже быстро бегает, он теряет облик грудного младенца с жировыми складками на бедрах и подушечками на руках.

Будем рассматривать овладение ходьбой как завершение периода грудного младенца и овладение речью как начало перехода к стадии младшего детского возраста. В определенных случаях эти периоды могут частично накладываться друг на друга.

Во время первой стадии процесса выпрямления, при ползании и подтягивании, ребенок еще использует свои руки для перемещения. Только при первом свободном шаге ситуация меняется.

По тому, как именно ребенок выпрямляется, можно узнать уже очень многое о его внутреннем существе, проявляющемся затем в течение всей жизни. Это первые проявления его биографической потенции.

Процессы выпрямления у всех детей происходят по-разному. Вот ребенок, который уже может долго сидеть и стоять, но он все же поднимается медленно, ухватившись за перекладины своего манежа, затем, крепко держась за перила манежа, пробирается вперед, и только через месяцы решается осторожно сократить угол. И тут же снова крепко хватается за перила. Мы видим ребенка, который охотнее остается сидеть и ползать, если не получает помощи. Другой ребенок пытается подняться посреди комнаты из сидячего положения, качается взад и вперед, ловит руками воздух и падает, чтобы в десятый раз начать все с начала. В конце концов он останавливается как дерево на ветру, клонящееся то туда, то сюда, но все же стоит. Тотчас же он пытается самостоятельно поднять ногу и падает. Так происходит много раз, пока, наконец, не удается первый шаг. Первые слова такого ребенка — "Я сам".

Если проследить дальнейшее развитие этих двух типов детей, то можно увидеть, что индивидуальный характер процесса выпрямления проявляется и дальше во всем жизненном поведении.

Только когда ребенок уже бегает, фаза грудного возраста бывает завершена. В этот период времени пробуждается жизнь восприятий.

Ребенок завоевывает часть пространства внешнего мира. Пробудилась самая первая форма воспоминания (смотри главу о трех видах воспоминаний). Благодаря ритмическому повторению образовались определенные рефлексы и привычки. Мышление, сознательное взаимосвязывание, обобщение и комбинация восприятий, пока еще не проявилось. Оно может развиться только в связи с развитием речи в следующей фазе.

 

Переход к фазе маленького ребенка

Ходьба — речь — мышление

 

Уже в процессе выпрямления развилась новая, чисто человеческая способность: речь.

До этого ребенок воспроизводил различные звуки: плач при неудовольствии, крик, смех и бормотание как выражение удовольствия.

Вначале ребенок ориентирован на звук "А". Этот гласный, при котором воздух беспрепятственно устремляется наружу, является также выражением общей направленности внутренней активности ребенка в духе "восхищенной отдачи себя внешнему миру".

Мама, папа, дядя — первые понятные слова. Речь начинается лишь в сопровождении определенных чувств. Она не связана с определенными представлениями. Только когда выпрямление дошло до стадии высвобождения рук от задач перемещения, поток звуков становится более оформленным. Целые слова начинают звучать лишь тогда, когда вовсю идет овладение ходьбой.

Овладение речью есть сложный процесс, как физиологически, так и психологически. Физиологически лишь теперь в мозгу образуется речевой центр, а именно, во взаимосвязи с центром руки, от природы предрасположенной к хватанию (у правшей — в левой, у левшей — в правой половине головного мозга).

Психологически мы констатируем, что в процессе овладения языком закладывается основа сознательной душевной жизни человека.

Жизнь души, как мы пытались это схематически показать во вступлении, имеет два источника, из которых она черпает свое содержание. Один источник это область материального, из которой в душевную жизнь проникают желания и инстинкты и вызывают в ней чувства и импульсы к действию. Все, что на первом году жизни появилось в виде чувств удовольствия и неудовольствия, и деятельности в виде приема пиши и стремления к движению, происходит из этого физического источника. Другой источник — это духовные потенции, которые у взрослого фокусируются в "Я". От него может исходить активность, противостоящая жизненным инстинктам. Это силы, связанные с нашей нравственной жизнью и делающие нас нравственными существами.

При овладении речью в душевную жизнь принимается определенный духовный порядок, но он определяется еще не индивидуальным "Я". Его можно было бы скорее назвать коллективно-человеческим духовным порядком.

В языке живет то, что человечество завоевало в определенную эпоху как духовные ценности. Это содержание приходит к ребенку из человеческого окружения. Он воспринимает его путем подражания. Прежде чем в ребенке заработает индивидуальное "Я", он воспримет что-то от "коллективного Я" своего окружения. Это "коллективное Я" выступает пока направляющим внутри детской душевной жизни и формирует первый противовес жизненным инстинктам.

В языке, как было сказано, живет то, что завоевали люди определенного региона Земли и определенной эпохи как духовные ценности.

Язык есть коллективно-духовное достояние одной группы людей, чувствующей благодаря ему свою особую связь. Но язык не "выдуман" людьми. В нем живут ценности, выходящие далеко за пределы индивидуального или коллективного умения народа, говорящего на этом языке. Понятиям "дух языка" и "дух народа" в настоящее время не придают больше конкретного содержания. Более того, их рассматривают как совокупность определенного набора свойств одного языка или одного народа. Но язык причастен не только человеческому духа, а в той же мере принадлежит духовному космосу.

В гласных и согласных живут принципы творения: в А — диастола, открытие себя внешнему миру; в У — систола, самообособление от внешнего мира, и т. д. Гласные и согласные являются аспектами тех сил, которые действуют при сотворении мира. Вместе они образуют "Логос", "Слово", которое в Евангелии от Иоанна стоит в начале мира. Языком современной терминологии здесь сказали бы о "моделях", о системообразующей информации.

Язык определенного народа стремится назвать и выразить с помощью гласных и согласных Творение. Если различные народы один и тот же предмет называют по-разному, то это указывает на различное переживание одного и того же содержания из-за различной предрасположенности.

В восприятии определенного языка как родного способ переживания внешнею мира направляется в совершенно определенное русло.

Ребенок не только привыкает к общеупотребительному языку, пригодному для того, чтобы как можно удобнее и быстрее обменяться определенным опытом, но и к очень тонко дифференцированному духовному миру. Другими словами: язык не разменная монета в духовном обмене, а структурообразующий созидающий дух. Поэтому столь важно участие родного языка в созидании структуры нашей личности. Мы так сильно срослись с ним, что переживаем его как часть нашего собственного существа, наслаждаемся его красотой, любим его как что-то близкое и чувствуем себя задетыми до глубины души, если возникает угроза лишиться его. Это неудивительно, так как именно он, язык, участвовал в нашем формировании.

Ребенок соприкасается с этим сложным миром, учась говорить. Если рука не является больше органом передвижения, а высвобождается и тем самым обращается к выполнению своей более высокой задачи в человеческой жизни, в мозгу наряду с центром руки формируется речевой центр.

Услышанному извне подражают, постоянно упражняясь. С поразительной энергией ребенок овладевает словарным составом языка и умением говорить. Как в первые пять месяцев жизни он добился огромного успеха, удвоив вес, так на втором и третьем годах жизни он добивается духовного успеха, также достойного восхищения.

В этой фазе можно снова подметить многое в характере ребенка, как и при овладении ходьбой.

Сначала можно наблюдать большее или меньшее усердие, с которым ребенок свыкается с миром языка. Затем видят детей, подражающих более пассивно, более или менее рабски воспринимающих разговорный язык. Другие, напротив, решительно создают свою собственную манеру выражаться. У этих детей наряду с обычными названиями предметов и лиц, усвоенных путем подражания, есть собственные, созданные самостоятельно. Чувствуется, что здесь еще живет способность творчества, даруемая лишь великим поэтам, а именно, создавать слово, исходя из индивидуальной сущности звуков, которое может выражать личный опыт. Другие дети из-за неспособности воспринимать речь долгое время говорят на непонятном языке. Часто это дети, которые позже выделяются своим созерцательным отношением к миру. Но нередко это также является признаком общей отсталости.

Прежде всего ребенок учится называть внешний мир: стол, стул, ребенок, корова, дерево. Он познает предмет и дает ему имя. Это кажущееся простым действие является признаком совершенно другого положения в мире. Это самое начало противопоставления себя внешнему миру, который ребенок более младшего возраста еще воспринимал как неразрывно связанный с собой. Благодаря этому овладение языком становится также началом процесса выделения своего собственного существа из единого мира, завершающегося лишь с наступлением пубертета. Если речь выходит за пределы простого называния и ребенок начинает складывать слова в предложения, развивается первое мышление, проявляющееся и продолжающее развиваться на речи и в речи при образовании первоначальных понятий. Поэтому первые понятия не имеют конкретного содержания, но направлены на целое. Несколько десятилетий тому назад представляли, будто ребенок создает понятие "дерево", видя перед собой предмет, состоящий из ствола, веток и листьев, и позднее предмет, состоящий из тех же частей, но другой формы. Благодаря этому он будто бы понимает, что сочетание ствола, ветвей и листьев является "деревом". Говорили: понятия строятся из элементов. Сегодня известно, что этот взгляд неправилен. Было открыто, что у ребенка есть вначале понятие целого, и лишь немного позже из него выделяются отдельные элементы.

Ребенок воспринимает понятие о дереве как таковое. Он называет деревом и то "дерево", которого он еще никогда ранее не видел и которое имеет совершенно другой облик, чем все деревья, которые он знает. Первые представления еще неопределенны и не имеют четких разграничений. Они всеохватывающи, богаты и полны глубокой тайны. Только позже богатые детские понятия становятся резко очерченными, мертвыми понятиями взрослых, из которых постепенно исчезает богатое переживаниями содержание. В понятиях ребенка еще присутствуют жизнь и краски.

Еще у Платона было другое представление о возникновении человеческих понятий. Понимание "дерева" для него является воспоминанием о божественной пра-идее дерева. Это именно воспоминание, так как человек в своей духовной сути сам происходит из мира божественных пра-идей. На земле он встречается с материальным отражением этих идей. Он снова познает их и может теперь выразить идею "дерева" в человеческих понятиях. Сократ высказал мысль, что тот яляется наилучшим мыслителем, что лучше всех умеет вспоминать.

Это взгляд на возникновение мыслительных образов в человеке через 2000 лет вновь объединяется с новейшими результатами исследований о целостном характере детских понятий.

Мъшшение развивается вместе с речью и через речь. Первые представления поэтому конкретно направлены на внешний мир, благодаря чему вначале возникают "понятия о вещах", таких как стол, стул, дерево, кошка и т. д.

Следующая стадия — это добавление к названиям вещей слов действия: печь горит — кошка прыгает — сестренка плачет и т. д. Внешний мир констатируется не только как существующий, но воспринимается и как мир действующих существ.

С первой функцией ребенок завоевывает мир как пространство, со второй — мир как время, так как действие есть нечто, что происходит во времени. Поэтому только на этой второй стадии в ребенке начинает пробуждаться понятие времени. Начинают дифференцироваться "вчера" и "завтра". Наряду с понятием о времени возникает понимание вначале простых, затем более запутанных отношений, связанных с действиями. Чтобы удержать в комнате двухлетнего ребенка, играющего в ней, но уже умеющего открывать дверь и все время выбегающего в коридор, вполне достаточно повернуть ключ. Тогда он побежит к двери, потрясет ручку, потянет за ключ и не откроет двери. Когда ребенок вступает во вторую половину третьего года жизни, он вдруг прозревает связь: сначала повернуть ключ, потом защелку вниз — и дверь открыта. Поэтому теперь, чтобы удержать ребенка в комнате, необходимо вытащить ключ. Такие мелочи являются симптомами развивающихся ассоциаций. У нормального ребенка они так быстро следуют друг за другом, что их не замечают.

У отстающего ребенка они являются вехами развития. У нормального ребенка сознание "Я" пробуждается на третьем году жизни. Об этом пойдет речь в особой главе.

Окружение ребенка несет большую ответственность за формирование характера ребенка в период овладения речью. Если во время первого года жизни это была больше моральная позиция, воздействовавшая на ребенка, то теперь это правильная речь в окружении ребенка. От того обстоятельства, говорят ли в этот период в окружении ребенка на родном языке правильно или небрежно, зависит очень многое для духовной структуры становящегося человека. Чистая родная речь, не пренебрегающая гласными и согласными звуками, обнаруживающая духовность формы в синтаксисе, выражающая нюансы языка в богатстве выражений и выборе слов, предоставляет ребенку возможность в его глубочайшей сути соединиться со своим "Я" в языке. Она закрепляет в ребенке добрые духовные силы, свойственные народу, и предупреждает таким образом в дальнейшем обращение к фальшивым, преувеличенным национальным страстям в силу душевного голода.

Человек не случайно рождается у определенного народа. Благодаря рождению "Я" имеет возможность идти своим путем под духовным покровом народа, и может начать развитие с определенного исходного пункта. Если этот исходный пункт отчетливо сформирован, это поможет ему, погруженному в собственную народную сущность, научиться понимать и другие народы.

Помимо этого, богатый языковой запас окружения вносит существенный вклад в дифференциацию мышления ребенка.

Это относится как к способности представления, формирующейся в связи с называнием, так и к логическому ходу мышления, образующемуся при построении предложения. Точный выбор слов, при котором четко выступают нюансы, развивает такие представления. Хорошее построение предложения составляет основу динамики мышления.

То, что речь с большим запасом слов дает возможность более тонкой дифференциации мыслительных образов, совершенно ясно. Построение предложения в разных языках дает мышление разного рода. Это становится ясно, если, например, сравнить романские языки с германскими. И внутри одного языкового корня есть значительные различия. Немецкий язык, например, позволяет выразить понятие соединением слов в одном едином слове, в то время как голландский допускает это только через описание с помощью ряда слов. В первом случае понятие фиксируется скорее, в то время как во втором благодаря описанию все более подвижно.

Все это, кажущееся незначительным, в действительности оказывает большое влияние на формирование структуры личности. Основательное изучение различных языков означает поэтому нечто большее, чем просто удобство общения или что-то столь же утилитарное. Это означает серьезное обогащение всей нашей внутренней жизни и дальнейшее развитие и усложнение нашего мышления. — Родной язык, в котором мы живем, будет иметь наибольшее влияние. Он имеет наибольшее значение, если он передается подражающему ребенку со всем его богатством и внутренней созидательной силой.

Доказательством важного значения овладения языковым запасом для мышления служит практика обучения глухонемых. Оказывается, что дети, не изучившие языка в "период ощущений", впоследствии все же могут приобрести "понятия о предметах", однако с трудом постигают абстрактные понятия и высшее мышление.

Если же детей с раннего возраста побуждают осваивать наряду со словами и структуру предложения (метод глобализации), то результаты значительно лучше и обедненность мышления в будущем не столь велика.

В качестве примера мог бы послужить следующий случай.

Глухонемая девушка 18-ти лет работает в швейной мастерской "Дома Солнца" в Цайсте. Ее довольно поздно поместили в школу для глухонемых, и там она научилась читать, писать, читать по губам и говорить. Позже она научилась шить. В один из дней в школе произошло волнующее событие. Подняли знамя, дети получили оранжевые банты для волос и шарфы. Хотя был рабочий день, вся работа замерла. Пришла Вилли и спросила на своем беззвучном языке глухонемых: "Что за праздник?" — "Вилли, сегодня у королевы день рождения, День королевы." — "Что такое королева?". Мы все стояли вокруг нее и пытались объяснить Вилли понятие "королева" всеми возможными способами. "Глава государства." — "Не понимаю." — "Дама на троне." — "Не понимаю." — Мы были вынуждены прекратить, и Вилли просто приняла тот факт, что это был праздничный день. Однако вспомним, как мы можем рассказывать трехлетнему ребенку: "Жила-была королева, и она очень хотела иметь маленькую принцессу..." Королева и принцесса являются понятиями, вначале, быть может, еще примитивными, осененными блеском и величием, но они незаметно углубляются и через несколько лет становятся богатым содержанием детской души.

Воспринять такое содержание абстрактным путем нам не вполне удается.

Этим мы завершим раздел об овладении ходьбой, речью и мышлением. Мы смогли увидеть, как ребенок, направляемый своим внутренним стремлением к движению, ориентируется в пространстве как прямоходящее существо, как он осваивает родной язык из внутреннего стремления к подражанию, благодаря чему создается возможность из неоформленного осознания жизни развить мышление как первую сознательную психологическую функцию. Таким образом, мы можем выделить начало развития мышления на втором-третьем году и при этом заметить, что это мышление главным образом реалистично, так как направлено на упорядочение мира восприятия. Как это мышление изменит свой характер в последующие периоды развития, станет видно из следующих глав.

 

Развитие жизни чувств в фазе до смены зубов

 

Жизнь чувств грудного младенца колеблется между чувствами удовольствия и неудовольствия. Хотя это и является основным признаком жизни чувств, но у грудного младенца эти чувства удовольствия и неудовольствия полностью зависят от жизненных функций телесного организма. Тем самым последние поднимаются снизу в душу — как было рассмотрено в схеме, данной во вступлении.

При переходе к младенческому возрасту, то есть в период обучения хождению, речи и мышлению, окружающий мир во все возрастающей мере участвует в возникновении чувств. Маленький ребенок весел и доволен, если он чувствует себя здоровым и внешний мир предлагает приятные ситуации. Но он вял и плаксив, если здоровье нарушено, или окружающий мир его не устраивает.

Признаком жизни чувств, как и у взрослого, является то, что она менее сознательна, чем мышление. Наше чувствование постоянно разыгрывается в полусознательном состоянии мечты. Если мы захотим исследовать жизнь чувств ребенка, мы должны будем обратить внимание на тот момент, когда жизнь чувств впервые принимает этот полусознательный мечтательный характер. Но для этого необходимо, чтобы чувство было не только реакцией на происходящее в жизненной сфере или в ближайшем окружении, но чтобы сюда проникали и влияния из сферы духовного.

Поэтому пробуждающееся сознание "Я" на третьем году жизни является предварительным условием пробуждения (полусознательной жизни чувств. Этому осознанию "Я" будет посвящена особая глава; но предварительно следует коротко сказать о том, что на третьем году, когда начинает пробуждаться мышление, ребенок приобретает осознание своего собственного "бытия", и что он по-своему выражает это переживание собственного "Я", находящегося вне его и противостоящего остальному миру, оказывая сопротивление миру. Ребенок замечает, что он может сказать миру "нет", и что в силу этого отрицания он сильнее переживает свою собственную сущность. Это начало так называемого "периода упрямства", первой негативной фазы, о которой следует позже рассказать подробнее.

Если переживание собственного "Я" развилось настолько, что оно может присутствовать и без противостояния внешнему миру, эта негативная фаза снова исчезает. И вскоре после этого жизнь чувств может развиваться во взаимодействии влияний "снизу и сверху".








Дата добавления: 2015-03-23; просмотров: 751;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.022 сек.