Творчество как психолого-педагогическое явление.

Творчество есть признак совершенства бытия, вид функционирования как форма реализации основополагающих сущностных потребностей и способностей человека. «Творческое движение есть признак совершенства бытия» (Бердяев Н.А.). Мы подходим к исследованию творчества в контексте его личностной обусловленности. Творчество в общем смысле – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придает продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Универсальность личности как важнейшая основа творчества.

В творчестве воплощается потенциальная универсальность человека. Наши исследования позволили выявить связь творческой деятельности, ее особенностей и успешности с типом ценностности. Высшие уровни успешности творческого процесса, проявление творческой потребности характерны для людей с универсальным типом ценностности и прежде всего сочетанием ценностности деятельности, отношений, дознания. Интересно, что люди, у которых в стихийном развитии или при специально направленном воспитании, либо в результате психокоррекционной и психотерапевтической работы формируется универсальность ценностной сферы, как правило, сами «выходят» на творческий уровень, и это иногда их самих удивляет (например, начинают писать стихи, музыку, увлекаются живописью, проявляют творческую направленность или совершенствование творческих возможностей в профессиональной деятельности). Необходимой основой воспитания человека как творческой личности является формирование универсальности ценностной сферы.

Как и игра, творчество не насыщаемо, внутренне спонтанно мотивировано (что не всегда совпадает с профессиональной принадлежностью к творческому виду деятельности). И это обусловлено тем, что в творчестве личность максимально реализует себя, свои сущностные (и потому не насыщаемые) потребности и возможности.

В творчестве находит свое максимальное воплощение неконечность личности. Выход за пределы привычного, знаемого, конечного – главная характеристика творческого процесса. Однако неконечность, способность преодоления привычных представлений о мире и о себе мы рассматриваем как более широкое качество, как свойство личности4, которое воплощается в творческом процессе, но не сводится лишь к операциональной характеристике данного процесса (что типично для большинства исследований творчества). При таком подходе, в частности выявляется связь способности преодоления конечных представлений, знаний, способов, относящихся к внешнему миру с неконечностью своего Я, направленностью на самосовершенствование, саморазвитие5. Полученные нами данные показали, что формирование такой направленности оказывается важнейшей основой и условием творческого развития. «Творчество было для меня погружением в особый иной мир, — пишет Н.А. Бердяев, — в мир, свободный от тяжести, от власти ненавистной обыденщины».

Личностный подход к творчеству делает возможным проникновение в специфические, личные механизмы творчества. Способность «быть собой и другим» опредмечивается в творческом процессе как слияние субъекта и объекта творчества, что является одним из важнейших механизмов инсайта. Наличие в творчестве механизма отождествления, слияния объекта творчества и субъекта подтверждают некоторые данные, которые можно найти в ряде описаний творчества великих творцов. Так, например, мы узнаем, что П.И. Чайковский плакал, ему было страшно, когда он писал известную сцену в «Пиковой даме». Ф.М. Достоевский терял сознание, описывая наиболее тяжелые переживания своих героев.

 








Дата добавления: 2015-03-20; просмотров: 972;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.