Психологическая мысль в Средние века и эпоху Возрождения
Представители средневековья продолжали придерживаться деления души на разумную и неразумную часть, а свободу души понимали как возможность выбора между путями к высшему или телесному миру. Будучи богословами, придерживались мнения о бессмертии души.
Блаженный Августин (354-430 гг.) Считал самонаблюдение источником психологических знаний. Без самосознания психология не может существовать. Эмоции – гнев, надежда, радость, страх – могут быть наблюдаемы только субъективно – человеку, не испытавшему эти эмоции невозможно их описать. Его концепцию можно считать началом психоанализа, без психоаналитика – самоанализа, много позже развитого К. Хорни. Августин отождествлял душу и волю. Мир культуры создал три органа постижения человека и его души: религия – строится на мифе; искусство – строится на художественном образе; наука – строится на организуемом и контролируемом логической мыслью опыте.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Придерживался Аристотелевских принципов – душа не существует от века, а творится богом в тот момент, когда тело становится готовым ее принять. Ум делится на три части: деятельный, возможный и страдательный. Воля свободна и определяет свободу выбора между различными целями. Человеческая душа нематериальна, неуничтожима и бессмертна. Теория отдельных свойств души: вегетативная душа (растения), сенситивная душа (животные) и разумная душа человека, выполняющая и функции двух низших душ. Собственную душу мы познаем не непосредственно, а опосредованно, через интуицию. Смысл жизни сводится к достижению счастья, понимаемого как познание и созерцание Бога. Бог познается не ощущением или интеллектом, а откровением.
Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 885;