Возникновение психологических воззрений в эпоху античности
Год выделения психологических знаний в самостоятельную науку – 1879, но психологические знания накапливались в рамках других наук и были известны еще в древности. В первобытном обществе человек щедро одаривал предметы сознанием такого рода, как его собственное. Душа на этой стадии понималась как эфирная сущность, в противоположность телу – сущности грубой и тяжелой. Древних мыслителей занимали вопросы местоположения души, ее связи с телом, бессмертия души, одушевленности тех или иных предметов, а также механизмы возникновения эмоций и восприятий. Вот наиболее известные воззрения о душе. В основном древние мыслители придерживались двух течений: анимизм – наделение душой всего окружающего и гилозоизм – оживление всего окружающего, его сторонники считали жизнь имманентным свойством материи.
Демокрит(около 460-370 до н.э.) понимал душу, как разновидность материи, как образование, состоящее из наиболее подвижных атомов. Он считал, что эти атомы движутся в пространстве и, сталкиваясь друг с другом создают картину нашего восприятия. Душа - совокупность атомов огня – наиболее подвижных. Душа смертна и погибает вместе с телом. После гибели тела душа рассеивается в пространстве. Демокрит делил душу на три части, и в зависимости от предназначения помещал их в разные органы: разумная часть в голове, мужественная в груди, жаждущая чувственного вожделения - в печени.
Пифагорейцы также делили душу на три части, но придерживались мнения о бессмертии души и переселении ее после смерти человека в другое тело.
Платон (около 428-347 до н.э.) считал, что состояние тела отражает состояние души. Душа является жизненным источником для тела. Местоположение рассудка – рациональной души – в голове – месте, наиболее близком к небу. Иррациональная душа пребывает в теле, ее верхние составляющие – смелость, честолюбие и энергия – располагаются в сердце, нижние – желания, наклонности и аппетит – под диафрагмой. Все тело в целом управляется рациональной душой. Души внутри тела сообщаются между собой посредством внутренних органов. Платон во многом предвосхитил Фрейда, говоря, что во время сна контроль рациональной души ослабляется, и желания, которые во время бодрствования не определялись, выходят наружу. На конфликте между рациональными и иррациональными побуждениями строится психология Платона.
Аристотель(около 384-322 до н.э.) - впервые выдвинул идею о неделимости души и живого тела. Душа (психика) проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших, на их основе. Первичная познавательная функция человека – ощущение. Аристотель считал, что душой может обладать только естественное тело. Различал три вида душ: человеческая душа – критерий ее существования - способность к размышлению, животная душа – способность к осязанию, растительная душа – способность к питанию. К обладателям высшей души Аристотель относил людей и бога. Бог обладает лишь разумной душой, а человек еще и растительной и животной. Он отвергал учение о переселении душ, но считал, что в душе есть часть, не возникающая и не подвергающаяся гибели – ум. За исключением ума, все части души подлежат разрушению, так же как и тело. Вопрос о местоположении души Аристотель решил в пользу внеположенности: душа акт тела – «если бы глаз имел душу – это было бы зрение».
Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1196;