Миф о холокосте 1 страница
Либертарная теория права соединяет содержательные характеристики права и его формальность.
Право - это содержательная формальность.
Право - это порядок общественных отношений, который должен гарантировать справедливость, который ищется в справедливости с ее равной выгодностью.
Справедливость связывается с равновыгодностью.
В основе справедливости лежит принцип формального равенства, которое раскрывает сущность и содержание права.
Формальное равенство - это уравнивание людей по какому-либо основанию.
Вся система фактических отношений формализуется и описывается через качества, которые принимаются за основание. Все остальные качества признаются неестественными.
Право формализует всю социальную действительность через некоторые основания - проблема в определении этих оснований.
Свобода - это неотъемлемое качество человека, так как он - живое, разумное существо, так как он действует по своей воле и усмотрению, а это и есть свобода.
Все люди признаются равными в своей свободе.
Свобода каждого члена общества ограничена свободой других членов.
Свобода объективно может служить основанием для уравнивания, так как ее качество обосновывается формальным основанием.
Этот порядок ставит всех членов общества в равные условия.
Сущность права - в триединстве свободы, равенства и справедливости, которые объясняют друг друга через самих себя.
Право - это справедливый порядок общественных отношений, который исходит из формально-равной свободы каждого члена общества.
В этой связи возникает проблема соотношения формального и фактического равенства.
Равенство отрицает свободу, если мы за критерий уравнивания возьмем не свободу, а что-то другое.
Фактическое равенство предполагает учет изначально присущих людям характеристик.
Но по сути мы приходим не к фактическому равенству, а к фактическому неравенству.
«От каждого - по способностям, каждому - по потребностям» -- принцип, основанный на неравенстве.
Проблема соотношения формального равенства и уравниловки.
Уравниловка - это процедура предоставления льгот. По сути, любое равенство может стать формальным равенством при его формализации.
Социальный порядок, который исходит из указанного триединства, объективно по своему содержанию носит всеобщий характер, он должен поддерживаться принудительной властью.
Всеобщность носит содержательный характер.
Принцип формального равенства применяется в отношениях между физическими лицами.
Право упорядочивает отношения между людьми как носителями социальных ролей. Любой человек должен находиться в равном положении с людьми, которые находятся в одной социальной среде.
Гражданин как человек равен Президенту как человеку.
Право устанавливает пределы и ограниченность общественных отношений, которые им регулируются.
Еще Ключевский говорил, что свобода - это одно из оснований общества.
Либертарная теория права вырабатывает свои ценности, которые содержательны и отличны от моральных.
Эта теория преодолевает дуализм естественного и позитивного права.
Право - это реально существующий в обществе порядок, которому присущи определенные качества.
Генезис права рассматривается социально-исторически. Право выводится из развития человеческой социальности.
Возможность социального бытия человека обеспечивается возможностью частной собственности, но эта свобода не абсолютна.
Человек получает возможные альтернативы поведения и определенную степень свободы. В связи с этим возникает проблема согласования различных социальных интересов, которые формируются в обществе.
В обществах, где процесс эмансипации человека от общества шел быстро, свобода признается базовой ценностью, а социальный порядок обеспечивается правовым порядком.
Свобода и право - это некоторая привилегия. По мере развития общества все люди должны получить равную по объему свободу.
Свободный рынок вырабатывает способ эквивалентсности поведения. Чтобы правовой порядок утвердился в обществе, необходима частная собственность и свободные товарно-денежные отношения.
Оболонский утверждал, что персонацентристские цивилизации развиваются более устойчиво.
В этом случае возникновение права объясняется исторически.
С точки зрения генезиса и онтологии права важной становится проблема изучения права на уровне явления - феноменология права.
Право как явление подчиняется тем же закономерностям, что и любое другое явления социальной действительности.
С точки зрения содержания право - это правовая норма и субъективное право человека как его притязание не некоторую свободу.
Субъективное право первично, а норма вырабатывается как форма его признания.
Правовая норма - это абстракция субъективных прав.
Реализация правовой нормы представляет собой вторичные субъективные права.
Право объективируется в трех формах:
В форме юридического текста,
В форме правоотношения,
В форме правосознания.
Первичными формами возникновения права являются правосознание и правоотношение.
12.Формирование равенство как базовый принцип правового регулирования.
Право - мера свободы. Высшая ценность, которая воплощена в праве - свобода.
Свобода - качество, изначально присущее человеку, возможность действовать по собственной воле. Неограниченная свобода невозможно в противном случае социальный порядок не гарантирован. Мерой свободы будет свобода другого человека - принцип формального равенства. Основной регулятивный принцип права. Уравнивание предполагает выделение основного свойства т абстрагирование от незначимых свойств.
Право - формальное равенство участников социальных отношений.
Основные ценности: свобода и формальное равенство - правовая справедливость.
Право - триединство свободы, формального равенства и праведливости.
Соотношение формального равенства со сходными категориями.
Фактическое равенство - в строгом смысле невозможно. Фактическое равенство - уравнивание по другим основаниям, равенство в потреблении, распределении социальных благ, объективно - система привилегий, система определенного потребительского статуса, отрицание равенства.
Формальное равенство признает и гарантирует фактическое неравенство (свобода выбора и организация деятельности).
Правовая справедливость и социальная справедливость.
Социальная справедливость - отсутствие существенных различий в потреблении.
Принцип формального равенства позволяет оценивать конкретное поведение.
13. Специфика, основные концепции и эволюция понимания права и гос-ва в советской юрид. Науке.
Все развитие правовой науки можно выделить в 3 этапа.
до советский период развития права
советский период развития права
постсоветский период развития права
Изучение, рассмотрение права данных периодов было основано на европейской правовой науке.
Более подробно эти периоды можно разбить не 6 этапов:
Дореволюционная отечественная теория права. Она развивалась на основе западной философии и более всего тяготела к германской философии права. Одним из представителей германской философии права был Гойхбарг, он говорил, что «право-это опиум для народа» т.е. уход народа от реальности. Была огромная пропасть между тем, что было прописано и тем, что осуществлялось на самом деле. Ленин - диктатура, власть не связана никакими законами, опирающаяся непосредственно на насилие. Этот период длился не долго, ибо новое общество нуждалось в новом порядке.
До советский период развития теории права с 1917 , 20 по 30 гг.
С 20 по 30 гг. происходит выработка новых понятий права, которые должны соответствовать жизни этого времени. В этот период разрабатывается множественность концепций о праве.
Е. Пашуканис - «меновая концепция». Был учеником Маркса. «Политическое -экономическое учение Маркса-мена является основополагающим для формирования экономики, государства, права. Право там, где существуют отношения товарообмена. Необходимо чтобы были обособленные, самостоятельные производители. Таким образом, в обществе возникают противоположные интересы, и разрешить их может только право. Здесь главным является эгоистически-хозяйственный субъект. Таким образом, право выступает как способ маскировки господства буржуазии над рабочим классом. Он считал, что право при социализме невозможно и не нужно. Он выделял 2 типа публичной власти: 1. власть, при которой первичны отношения свободного товарообмена, и власть защищает свободу отношений в товарообмене. 2. в социалистическом государстве правовые формы невозможны, ибо классовая сущность государства обнажается , и государство выступает как защитник одной стороны. Здесь Действует не право, а голая сила, целесообразность. Уголовное право. В сфере уголовного наказания нет необходимости говорить о наказании, им на смену должны прийти меры социальной защиты, которые не эквивалентны совершенному проступку, но целесообразны для общества. Эти меры морального, психологического характера. Предлагал отказаться от особенной части УК т.к. там нет мер педагогического и медицинского характера. Разумовский - «идеологическая теория » право, есть идеологическая форма общественных отношений. Право не нужно при социализме, потому как идеология основа социолизма. П. Стучка. Право - это система или порядок общественных отношений соответствующих интересам господствующего класса и охраняемая организованной силой этого класса. Право - воля господствующего класса возведенная в закон. Выделял 3 взаимосвязанных формы общественных отношений: 1. базисная - конкретная форма - это базисное явление, сами экономические отношения, базис в обществе. 2. надстроичные 2. абстрактная форма - закон в которой, выражает общественные отношения. 3. абстрактная - отношения людей к законам, к базисным отношениям, их оценка. Абстрактные формы придают общественным отношениям сущностную правовую форму. Крыленко. Право - это не система общественных отношений, а лишь абстрактное отражение в писаной или неписаной форме. Право - система норм имеющих задачей сначала охранять с помощью тюрем и войск, а затем оправдать с помощью университетов существующий порядок. Рейснер. Последователь Петражитского. Право - чувство определенного класса и каждый класс имеет свое правосознание и понятие о праве, и в его основе лежит экономический интерес. Пролетарское право зарождается в условиях буржуазного общества, но в зачатом и подавленном состоянии. При социализме пролетарское право становится господствующим. Его идеи нашли свое отражение в декрете №1 о суде, написанные под влиянием Рейснера.
Этап развития права с 38г. По 50 гг. Право- это совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю, применение которых обеспечивается всей принудительной силой социального государства в целях защиты закрепления и развития отношений и порядков, выгодных трудящимся, окончательное уничтожение капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построение социалистического общества. 4. Этап развития теории права с 50 по80 гг. Преодоление права 38 г. Стало можно в идеологических рамках обсуждать определения права. После 20 съезда КПСС имела место ревизия правопонимания. Заговорили об общенародном праве и государстве (в отличии от классового). Дискуссия сторонников широкого и узкого понимания права велось до перестройки.: 1. узкое понимание - право-совокупность правовых норм 2. широкое - право не сводится к совокупности норм, а включает в себя еще и правоотношения (а иные еще и правосознание). Строгович - законность это требование строгого соблюдения закона. Все, что основано на законе соблюдать необходимо. Его сторонники предлагали не ограничится законодательными нормами, а изучать реальные отношения, ибо они могут отличатся.
Развивались и естественно - правовые представления, где право определялось через некие содержательные требования. 1. непосредственно - естественная правовая концепция 2. либертарная.
Этап развития теории права в период перестройки. Период наибольшей востребованности, необходимости формальной законности. Наиболее популярная концепция социалистического правового государства. (в основном идеи Строговича). Конституция 1993 г. закрепила принципиально иной для российской науки и практики тип правопонимания - естественных и неотчуждаемых прав человека. Концепция прав человека имеет два варианта: 1. естественно-правовой, морально-этический, где права человека - требования к праву и государству. 2. предполагающий юридизацию прав человека, т.е. они рассматриваются не как моральные требования, а как нечто тождественное праву. И в Конституции содержится именно 2 концепция - перечисление в конституции прав человека. Ст. 18 - права человека определяют назначение государства, это конкретизация ст. 2 (государство определяется через права человека). Допустима ограничение прав человека лишь для защиты ценностей правопорядка, основанного на защите прав человека. Эта концепции достаточно адекватно отразились в нашей конституции, но для практической реализации необходимо наличие адекватной экономической базы (гражданского общества). Потому не работает, а является лишь ориентиром. Но вот в теории движение идет в обратном направлении напротив, отторжение теории прав человека. Теоретики считают, что государство определяется через права человека, всего лишь лозунг, а не норма (Мартшин). Кудрявцев - писал в 1996 г.: несмотря на положения конституции никакие идеи, мнения не могут рассматриваться как право, пока они не закреплены в нормативном акте. Примат МП - тоже лишь неудачная конструкция, а не норма. Марченко - в современной науке господствует мягкий умеренный позитивизм.
Этап развития теории права начиная с 1993г. (принятие конституции 1993г.) и по сей день.
13. СОВЕТСКОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ.
Периодизация развития советского правопонимания.
До 1917 года философия правопонимания в России развивалась в общемировом русле.
С 1917 года стала отчетливо прослеживаться связь правопонимания и философии права с режимом и идеологией. Тсюда главной характеристикой философии права становится идеологическая направленность. Выделяют следующие этапы развития советского правопонимания:
1 этап - 1917 год - сер.20-х годов. Это период правового нигилизма.
2 этап - сер.20-х годов - июнь 1938 г. Это период активных поисков новых материалов права и попыток наполнить право классовым содержанием. Новые отрасли - советское пролетарское право.
3 этап - июль 1938 года - к.50-х годов. Это этап утверждения общеобязательного понятия советского права без идеологического элемента. Теоретический монизм.
4 этап - к.50-х-к.80-х годов. Это этап преодоления выработанного понятия права.
5 этап - к.80-х - 1993 год. Это этап перестройки.
6 этап - 1993 год по наши дни. Это этап рецепции идеологии естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. Правовой нигилизм. Правовой нигилизм был закономерен и выражал сущность марксистско-ленинского понимания общества. Он явился чистым выражением идеологии марксизма-ленинизма. Декларировался разрыв нового государства с правом буржуазной эпохи.
Новая власть - это диктатура пролетариата, не связанная законами и носящая неограниченный характер. Евгений Пашуканис развивал меновую теорию права. Он являлся марксистом ортодоксального толка и положил марксизм в основу понимания права. Перичное звено права - это правоотношение, то есть экономическое отношение взаимодействия свободных товаровладельцев. Право опосредует сугубо рыночные отношения, оно возникает вместе с ними. Только на рынке лица функционируют как абстрактные равные товаровладельцы. Это порождает противоположность частных интересов и необходимость нахождения средств разрешения конфликтов - то есть по сути права. Право - это система норм и правил, обеспечивающих и защищающих рыночные отношения. Основа права - частная собственность, товарно-денежные отношения, свободный рынок. Там, где всего этого не допускает экономический базис общества, права быть не может. Такой порядок выгоден капиталистам. Революция должна уничтожить частную собственность, конфликты интересов и необходимость в праве. При социализме право объективно невозможно и не нужно. По сути это радикальный вариант представления о постепенном отмирании права и государства. Но Пашуканис признает, что одномоментное отмирание невозможно. Этим он оправдывает НЭП. Государство по Пашуканису имеет две ипостаси: Государство - это непосредственная организация классового господства, сила, устанавливающая порядок, выгодный определенной группе людей. Такое государство не допускает правовых норм, так как базируется на силе и насилии. Государство - это способ обеспечения, поддержания и гарантирования рыночной экономики, персонифицированное выражение права. Эта форма государства призвана камуфлировать его классовую сущность. Пролетарское государство обнажает свою классовую сущность и утрачивает правовой элемент. Особенностями теории Пашуканиса можно считать то, что он из экономической теории Маркса по сути вывел либертарную теорию Нерсесянца, то есть уловил моменты, обеспечивающие содержание права и переложил экономические категории на язык правовых понятий. Во-вторых, он тем самым показал несовместимость социализма и права. Развитие советского правопонимания. Воззрения П.Стучки. При социализме нет необходимости камуфлировать общественные отношения, право становится ненужным. Но позже появляется точка зрения, что социализм все же совместим с правом - пример НЭП. Там, где происходит допущение частнособственнических отношений, появляется право.
Стучка отождествлял право с реально существующими общественными отношениями, которые носили классовый характер. Насилие, которое осуществляется при диктатуре пролетариата, носит объективный характер, но иногда может стать субъективным. Следовательно, необходимы рамки, правила существования такого насилия. В 1919 году появляется первое советское понятие права - это система общественных отношений, соответствующих интересам господствующего класса и охраняемых организованной силой. Позднее он уточнил, что право - это не только система, но и форма общественных отношений, а именно: Конкретная форма проявления общественных отношений - само общественное отношение. Абстрактная форма - форма закона или другого нормативного акта. Форма абстрактного правосознания, правовой идеологии, мнения, которые касаются рава и существуют в сознании людей. Все раннесоветские понятия о праве - это попытка приспособить существующие концепции к классовой теори. Известное значение приобретает концепция Иеринга, у которого право - это защищаемые принудительной силой интересы отдельных индивидуализированных субъектов, что у Стучки трансформируется в понятие классового интереса. Психологические концепции и советское правопонимание. Петражицкий заложил основы психологических направлений в юриспруденции, дав понятие интуитивного права, то есть чувств и переживаний человека, возникающих не в результате государственной деятельности. Михаил Рейснер взял за основу эту теорию и переложил ее на классовую почву, став говорить о правовых перживаниях, присущих классам. В любом обществе существует несколько систем классовых прав, на основе которых складывается некое общее право.
По сути, в результате такого складывания происходит подавление других классовых прав. В любом обществе существует право «чужих» классов, а следовательно - классовое взаимодействие. Общей почвой является общая заинтересованность в социальном компромиссе, иначе складывания не произойдет. Право - это некий порядок, который признается всеми классами. Справедливость и равенство определяются только с точки зрения господствующего класса - преодоление партикуляризма понятия справедливости. Таким образом, по Рейснеру пролетарское право зарождается еще в буржуазном обществе, как притязания класса пролетариата. В ту эпоху общим правом является буржуазное право, которое складывается в результате взаимодействия и компромисса с другими классами. При социализме право пролетариата - земледельцев и трудящихся подавляет право других классов. Пролетариат закрепляет, что справедливость - базируется на равенстве, зависящем от трудового вклада каждого. Правопорядок социализма - распределение равным за равное, распределение по труду. НЭП - вариант компромисса пролетарского права с другими классовыми правами. Рейснер сравнивает право с властью. Основой власти признается целесообразность, основой права - справедливость. Рейснер связывает право со свободой. Позже концепция Рейснера была замечена и оказала значительное влияние на формирование советского понятия о праве. Например, в Декрете о суде было сказано, что суд должен при разрешении дела руководствоваться не столько буржуазным правом, сколько свободным революционным правосознанием. Революционное правосознание - это и есть пролетарское право.
Июль 1938 - к.50-х годов.Вскоре начинает проявляться тенденция к унификации представлений о праве.В июле 1038 г. в институте государства и права состоялось совещание.
Обсуждалось определение права, предложенное Андреем Вышинским, которое было утверждено и стало общеобязательным. Советское право - это совокупность правил поведения, установленных в законном порядке властью трудящихся, выражающее их волю, применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства, которые применяются в целях закрепления и защиты отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, и имеющих целью полное и окончательное уничтожение капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, а также построение коммунистического общества.
Это определение господствовало до середины 50-х годов.
К.50-х - к.80-х годов.
В середине 50-х годов состоялся ХХ съезд партии.
Было провозглашено, что государство и право приобрели общенародный характер, что полностью отвечает интересам всего народа.
В реальной правовой действительности это понятие существует до сих пор.
Реально функционирует правовая система, поддерживаемая в принудительном порядке государством.
Происходит ревизия понятия права, обсуждение происходит в рамках марксизма-ленинизма.
Традиционное понятие подвергается критике, появляются свежие концепции.
Широкие дискуссии развернулись между сторонниками узкого понимания права (1938 года) и сторонниками широкого понимания права.
Строгович был сторонником узкого понимания права и рассматривал право как иерархию норм, присовокупляя к этому требование социалистической законности - требование соблюдения закона всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами.
Закон имеет высшую юридическую силу, все остальное - это подзаконные акты.
Сторонники широкого понятия говорили о недостаточности существующего понятия права, необходимо дополнить определение, сводимое к правовым нормам, правовыми отношениями и правосознанием.
Право - это не только правила, которые содержатся в предписаниях закона и иных нормативных актов, это еще и правопорядок, воплощаемый в правоотношениях и правосознании.
К.80-х - к.1993 года. Наши дни.
Происходит обращение к содержанию права и возрождение естественно-правовых концепций.
Лившиц, Мальцев начинают говорить о том, что право - это некая абстрактная справедливость.
В результате происходит полная рецепция концепции естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека - принятие Конституции РФ 1993 г.
Происходит признание притязаний человека на определенный порядок и на определенные неоктроированные права.
Происходит конституционная конкретизация прав и свобод человека.
Конституция 1993 года исходит из правовой концепции естественных прав и свобод человека, но и не отрицает морально-нравственного подхода к праву.
Указанная идеология воплощается в следующих элементах:
В виде развития либертарной правовой теории.
В учебниках ТГП.
В научной литературе.
Помимо этого проявляется и стремление обосновать несостоятельность концепции естественных и неотчуждаемых прав, так как в виду ст.15 Конституции РФ отсутствует четкая иерархичность источников права.
Таким образом, в последнее время можно наблюдать отторжение типа правопонимания, предложенного Конституцией.
14. Правовая гносеология. Гносеология юридического правопонимания
1. Принято выделять позитивистский и непозитивистский подход к изучению права. Для их надлежащего анализа необходимо определить некоторые общие сущностные характеристики наук.
2. Дескриптивные (описательные) науки изучают объект таким, каков он есть, не задают вопроса о том, каким должен быть объект.
3. Прескриптивные (нормативно-критические) науки, помимо накопления опытных знаний об объекте и изучения сущего, уделяют внимание тому, каким должен быть изучаемый объект. Таким образом, в рамках таких наук формируются некие представления о нормальном и должном состоянии объекта.
4. Как правило, все естественные науки - суть дескриптивные, а общественные науки, как правило, относятся к прескриптивным.
5. Общественные науки часто являются метафизическими, то есть исходят из априорных представлений и подходят к изучению объекта с философских позиций.
6. В XIX веке философский позитивизм попытался перенести методологию естественных наук на почву общественных наук.
7. Переориентация естественных наук на изучение явлений социальной действительности привело к абсолютизации методологии естественных наук и к утверждению о том, что не существует никакого научного знания, полученного неопытным путем.
8. Любое знание, чтобы считаться научным, должно быть подвержено верификации - то есть подтверждению опытной проверкой.
9. В то же время философские науки, как правило, не могут быть проверены опытным путем - противоречие очевидно.
Предметная сфера правовой гносеологии - это теоретические проблемы познания права как специфического социального объекта. Основная задача состоит в изучении предпосылок и условий достоверного познания права, в достижении истинного знания о праве и правовых явлениях.
Основополагающее значение в плане правовой гносеологии имеет проблема соотношения права и закона (позитивного права). И два противоположных типа правопонимания (юридический и легистский) включают в себя и две принципиально различные концепции правовой гносеологии. Исходной позицией и ведущей идеей юридической гносеологии является познавательное отношение к действующему праву, попытка теоретического (философско-правового, научного) осмысления его объективной природы, уяснения его роли и назначения, постижения его истины. Этот путь познания приводит к различению естественного и позитивного права в качестве необходимой предпосылки и исходной схемы в сфере теоретического понимания и изучения права.
Концепция разделения права и закона выражает процесс познавательного перехода от простого мнения о праве (как некой субъективной властной его данности в виде фактического закона) к истинному знанию - к знанию истины о праве, к понятию права, т. е. к теоретическому (понятийному) знанию об объективных (независящих от воли и произвола властей) свойствах, природе, сущности права и формах (адекватных и неадекватных) ее проявления. В рамках юридической гносеологии различение права и закона (позитивного права) предполагает все возможные формы их соотношения - от разрыва и противостояния между ними (в случае антиправового, правонарушающего закона) до их совпадения (в случае правового закона).
В этих общих рамках юридической гносеологии разные концепции различения права и закона имеют свои специфические особенности. Так, в концепциях юснатурализма основные гносеологические усилия направлены на утверждение той или иной версии естественного права в его разрыве и противостоянии (в качестве исходного, безусловного образца) действующему позитивному праву.
При таком подходе вне поля внимания остаются сама идея правового закона и в целом аспекты взаимосвязи естественного и позитивного права, проблемы приведения действующего права в соответствие с положениями и требованиями естественного права и т. д. Представителей юснатурализма интересует не столько действующее право и его совершенствование, сколько само естественное право и его утверждение в качестве исходно данного природой (божественной, космической, физической, человеческой и т. д.) "истинного права", которое, и действует естественно. Отсюда и присущее юснатурализму представление о двух одновременно и параллельно действующих и конкурирующих между собой системах права - подлинного, истинного, естественного права и неподлинного, неистинного, официального (позитивного) права. Этот дуализм систем права в основном преодолевается в тех философско-правовых концепциях, которые в целом остаются в рамках естественно-правовых представлений, но под естественным правом имеют в виду идею, смысл права, сущность права и т. д. Правда, и в этих философских концепциях различения права и закона хотя идея права не выступает в качестве действующего права, но и не доводится до понятия правового закона (правовой концепции и конструкции действующего позитивного права).
Иначе обстоит дело в концепции либертарного правопонимания, где в центре исследовательского внимания стоят проблемы связи права и закона, понимания и трактовки объективных свойств права как сущностных свойств закона и критерия правового качества закона, вопросы разработки понятия правового закона (и законного права, т. е. права, наделенного законной силой) и т. д. С позиций данного юридико-гносеологического подхода искомой истиной о праве и законе является объективное научное знание о природе, свойствах и характеристиках правового закона, о предпосылках и условиях его утверждения в качестве действующего права.
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 646;