ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ - ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДВИЖУЩЕЙСЯ МАТЕРИИ
Те или иные представления о материи, движении, пространстве, времени и их взаимоотношении всегда служили стержнем формирования общих взглядов на природу, формирования целостной картины мира.
"В мире нет ничего, - писал В. И. Ленин, - кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени" *.
___________ * В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 181.
Характерным для современной науки является то, что она шаг за шагом все более глубоко раскрывает диалектику природы. Самые фундаментальные и традиционные мировоззренческие вопросы, к которым, безусловно, относятся проблемы пространства и времени, также решаются диалектически. В одном случае это достигается благодаря использованию теоретическим мышлением достижений материалистической диалектики, в другом - благодаря тому, что адекватное отражение диалектики природы естествознанием в конечном счете также ведет к наполнению понятий богатым диалектическим содержанием.
Весьма отчетливо данный процесс представлен в кардинальном изменении взглядов на пространственно-временную форму существования движущейся материи, начало которому было положено Ф. Энгельсом в его "Анти-Дюринге" и "Диалектике природы", гениально продолжено В. И. Лениным в "Материализме и эмпириокритицизме" и "Философских тетрадях". Это направление по существу было не только подтверждено всем ходом развития науки, но было конкретизировано и развито, особенно благодаря теории относительности.
На такой методологической, философской и естественнонаучной основе и поныне продолжается процесс совершенствования содержания понятий пространства и времени как форм все более глубокого отражения диалектики связи пространства-времени с движением материи.
Поскольку в содержании понятий и в логике их применения в сжатом и преобразованном виде представлена история их становления, постольку целесообразно коротко остановиться на эволюции взглядов на пространство и время.
Отметим, что то или иное понимание пространства и времени, в конечном счете, зависит от определенного понимания характера взаимоотношений материи и движения, движения и покоя. Так, например, атомистическая гипотеза строения материи Демокрита с необходимостью поставила перед ним задачу обосновать возможность движения атомов. Для этого Демокрит вводит представление о реальном существовании пустоты (пустого пространства) как необходимого объективного условия движения атомов в процессе их сочетания и разобщения при образовании многообразных объектов материального мира. Пространство Демокрита и его последователей Эпикура, Лукреция Кара и др. однородно (хотя и не изотропно), бесконечно. Оно - вместилище неограниченного числа миров.
Понятие времени тогда было разработано крайне слабо. Время зачастую отождествлялось с вечностью, которая понималась материалистами древности в качестве объективной основы вечного, всепоглощающего потока движения. Вся природа - от мельчайших частиц до величайших ее тел - представлялась материалистам находящейся в вечном и неустанном самодвижении, пространство и время рассматривались в качестве условий и причины ее движения.
Идеалисты, например Платон, Фома Аквинский и его последователи, определяли вечность как нечто вневременное, божественное, сверхприродное и совершенное. Они противопоставляли ее текущему потоку времени, отягощенному бренной и инертной материей.
Бог, как распорядитель всего и перводвигатель, по Аквинскому например,пребывает в вечности и бесконечности *.
___________ * См.: "Антология мировой философии", т. 1, ч. 2. М., 1969, стр.828 - 831.
Среди материалистов древности глубокое понимание связи времени с движением тел характеризовало взгляды Лукреция Vlapa (I в. до и. э.) . Он писал:
"Также и времени нет самого по себе, но предметы
Сами ведут к ощущенью того, что в веках совершилось,
Что происходит теперь и что воспоследствует позже.
И неизбежно признать, что никем ощущаться не может
Время само по себе, вне движения тел и покоя" *.
___________ * См.: "Антология мировой философии", т. 1, ч. 1, стр. 365.
Здесь Лукреций сразу решает и онтологическую, и гносеологическую проблему, проблему объективности времени и его связи с движением тел.
Противоположное направление в понимании пространства и времени было представлено Аристотелем, который отвергал существование пустого, однородного и бесконечного пространства. Пространство у Аристотеля неоднородно и конечно. Оно представляет собою систему естественных мест, занимаемых материальными телами.
Пространство, по Аристотелю, ограничено сферой неподвижных звезд. Время же выражает число движений и течет равномерно. За сферой неподвижных звезд расположено небо - нечто божественное, неподвижное, вечное, вне времени и пространства пребывающее, но все приводящее в движение.
Пространственная картина мира Демокрита существовала более 20 веков. Подвергаясь некоторым модернизациям, она по существу своему дожила до возникновения теории относительности.
Ньютоново абсолютное пространство в своей основе было демокритовой пустотой, хотя и не такой чувственно наглядной. Оно неподвижное, непрерывное, однородное, изотропное, бесконечное, трехмерное вместилище всех протяженных материальных тел и их движений. Время по Ньютону - чистая, однородная, равномерная п непрерывная длительность, вечная и неизменная. Оно имеет одно направление - течет от прошлого через настоящее к будущему и поэтому одномерно. Время - тоже вместилище всех тел и событий.
Пространство и время, все в себе вмещая, ни от чего не зависят **.
** См.: И. Ньютон, Математические начала натуральной философии, Петроград, 1915, стр, 31.
Наука и практика, по Ньютону, непосредственно всякий раз имеют дело с относительными пространствами и временами, т. е. с конкретной протяженностью тел в пространстве, с расстояниями между ними, с длительностью событий во времени и промежутками между ними.
Представления Аристотеля о пространстве как совокупности мест, занимаемых телами, и о времени как числе движений этих тел в новое время развивались Лейбницем, Декартом, Бошковичем и другими.
По Лейбницу, например, ни пустоты, ни чистой длительности, как самостоятельных начал бытия, нет. Пространство - лишь порядок взаиморасположения тел, а время - порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел. Протяженность объектов и длительность процессов - не первичные свойства, они обусловлены силами отталкивания, внутренними и внешними взаимодействиями, движениями и изменениями. Природа времени, по Лейбницу, отражает причинно-следственную связь в движении и взаимодействиях тел. В конечном счете, пространство и время у него по сути дела зависят от простейших субстанций - монад, которые активны, обладают стремлением к движению и действию, они наделены способностью самодвижения, точнее - божественно одухотворены.
Несмотря на идеалистическую форму, взгляды Лейбница во многом способствовали становлению диалектических представлений о нераздельности субстрата (частиц материи), движения, пространства и времени.
Предпосылки становления диалектического взгляда на пространство и время в науке стали складываться в XIX в. Развитие естествознания в этот период неуклонно вело к преодолению одностороннего, метафизического понимания сущности пространства и времени, к диалектическому представлению об их связи с движущейся материей.
В физике, например, развитие электромагнитной теории, особенно оптики, привело к необходимости отказаться от представлений о пустом пространстве, так как экспериментально было установлена не бесконечная, а постоянная, конечная скорость распространения света. Пришлось "пустое" пространство мысленно заполнить "эфиром" - т. е. материальной средой, в которой электромагнитные процессы могли бы распространяться непрерывно, от точки к точке с конечной скоростью.
Принцип дальнодействия на расстоянии, в пустоте был заменен противоположным ему принципом близкодействия в материальной среде. Тем самым устанавливалась более тесная, хотя все еще не внутренняя, а внешняя зависимость материальной среды, с одной стороны, времени и пространства - с другой, как содержания и формы существования объективной реальности.
"Эфир" продолжал выполнять роль верноподданного представителя пространства, заполненного всюду, но все-таки абсолютного, ни от чего не зависимого, неизменного по своим свойствам.
Время также оставалось абсолютным, ни к чему не относимым и ни от чего не зависимым потоком длительности.
Пересмотр даже некоторых ньютоновских положений, касающихся пространства и времени, заставлял ученых с повышенным интересом обращаться и к философии, и к взглядам представителей противоположного Ньютону направления, к анализу становления содержания понятий пространства и времени. В результате исследователи все чаще стали рассматривать пространство и время не сами по себе, т. е. не в качестве самостоятельных, ни от чего не зависимых элементов физической реальности, а в органической связи с материей и движением.
К гениальным догадкам в этом направлении относится постановка вопроса выдающимся русским математиком, основоположником неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевским. Обосновывая свою геометрию, он писал: "В природе мы познаем собственно только движение, без которого чувственные впечатления невозможны", и далее: "Все прочие понятия, например, геометрические, произведены нашим умом искусственно, будучи взяты в свойствах движения, а поэтому пространство само собой, отдельно, для нас не существует. После чего в нашем уме не может быть никакого противоречия, когда мы допускаем, что некоторые силы в природе следуют одной, другие своей особой геометрии" *.
В тесных рамках идеализма, но глубоко диалектически пытался решать этот вопрос Гегель. Он писал, например, что "лишь в движении пространство и время действительны" **.
Пространство и время у Гегеля не только неразделимы, они определяют друг друга в движении как единство противоположностей. "Это "здесь" есть точно так же и время, есть некое настоящее, которое непосредственно снимает себя, некое "теперь", которое было. "Здесь" есть вместе с тем "теперь", ибо оно есть точки длительности. Это единство "здесь" и "теперь" представляет собою место" ***. Наряду с этим гегелевская философская система исключала всякое развитие, отрицала историю природы во времени. Материя сама по себе, с точки зрения Гегеля, инертна, источник ее движения лежит в мировом духе, вся диалектика пространства, времени, движения в итоге упирается в сверхъестественную, потустороннюю мощь божественного духа, теоретические представления о котором не имеют ничего общего с наукой и ведут к поповщине.
Беркли, Юм, Кант, отчасти Мах и др. рассматривали пространство и время с позиций субъективного идеализма. Кант, например, рассматривал их в качестве априорных, доопытных и врожденных свойств человеческого сознания, как чистые формы созерцания, благодаря которым человек и воспринимает явления внешнего мира во времени и пространстве. По Маху, пространство и время суть "упорядоченные ... системы рядов ощущений" ****.
* Н. И. Лобачевский. Полн. собр. соч., т. 11. М. - Л., 1949, стр. 158 - 159.
** Гегель. Соч., т. 11. М. - Л., 1934, стр. 46.
*** Там же.
**** См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 184.
Представители такой разновидности современного субъективного идеализма, как операционализм, считают объектом анализа в физике не природу, а лишь измерительные операции физиков и "... нахождение отношений между этими деятельностями".
Время, длина, масса, по мнению идеалиста Шлика, - все это символы физической теории, но не понятия, отражающие свойства самой природы.
В отличие от идеалистов, материалисты доказывают, что пространство и время - объективные формы существования природы, которые человек отражает в своем сознании.
Глубокий анализ и последовательное, диалектико-материалистическое истолкование сущности пространства и времени в их взаимосвязи с движением материи дано философией марксизма.
Материя, т. е. объективная реальность, согласно анализу и теоретическим обобщениям науки, в рамках марксистско-ленинской философии, существует не иначе как в движении, которое осуществляется в пространстве и во времени.
Если движение есть неотъемлемый, всеобщий и абсолютный способ бытия объективной реальности, то пространство и время - это всеобщие формы и неотъемлемые атрибуты существования движущейся материи.
Будучи всеобщими формами существования движущейся материи, пространство и время представляют собой универсальную организацию, неотъемлемую структуру всей системы материального движения, совокупного взаимодействия материальных объектов, процессов, событий.
Конспектируя "Науку логики" Гегеля, В. И. Ленин неоднократно выделяет мысль о том, что движение есть сущность времени и пространства.
"Два основных понятия выражают эту сущность: (бесконечная) непрерывность (kontinuitit) и "пунктуальность" ( = отрицание непрерывности, прерывность). Движение есть единство непрерывности (времени и пространства) и прерывности (времени и пространства) ", - продолжает В. И. Ленин, вскрывая одну из глубинных сущностей диалектики природы и необходимость отражения ее в диалектике понятий. К ее конкретному и непосредственному исследованию вплотную подошло современное естествознание, например, в виде разработки идей квантования пространства и времена в физике элементарных частиц.
Современная наука, кроме того, доказывает, что свойства и отношения пространства и времени находятся во взаимной связи не только с движением материи, но и во взаимообусловленности друг с другом.
Их связь, как диалектическое единство, тоже обусловлено движущейся материей. В физике, например, это единство нашло свое математическое выражение в пространственно-временном интервале специальной5 10 теории относительности ds** = c**dt** - (dx** + dy52 0+ dz**) .
В нем объединены пространственные и временные интервалы в единый инвариант, однако временная координата (t) и пространственные (х, у, z) входят в уравнение с разными знаками, что говорит об относительной самостоятельности и относительной противоположности временных и пространственных сторон в движении, о том, что сводить время и пространство друг к другу, отождествлять их нельзя, несмотря на то, что они представляют собою неразрывное пространственно-временное единство движения материи.
Если до теории относительности, при характеристике движения объектов и течения процессов, их локализация в пространстве ("где") могла никак не связываться с указанием времени их пребывания в данном месте ("когда"), то теперь в физико-математическое описание движения объектов и распространения процессов с большими скоростями обязательно входит единство "где-когда" или "здесь-теперь", т. е. "пространство-время" вместе.
Относительный характер приобрела одновременность событий в разных материальных системах движения. Если раньше одновременность носила абсолютный характер, и хотя бы мысленно можно было предположить что-то происходящим во всем мире в одно и то же время, то теперь события, одновременные в одной материальной системе движения ("здесь"), будут проявляться как разновременные в другой системе ("там"). Отношения между "отрезками" пространства и "промежутками" времени, как было установлено, зависят от состояния движения и взаимодействия между материальными системами. Правда, такая зависимость обнаруживается только при скоростях, сравнимых со скоростью света, и при взаимодействии масс, гравитационный радиус которых сравним с их геометрическим радиусом.
Соответственно как относительные стали рассматриваться и размеры движущихся тел, расстояния между ними, "течение" времени, т. е. длительность процессов и ритм изменений. В системе, движущейся со скоростью, сравнимой со скоростью света, размеры тел в отношении "покоящейся" системы как бы сокращаются, а течение времени замедляется. Математически в теории относительности это соответствующим образом выражено. Эксперименты подтверждают такие эффекты. Покончив с принципом дальнодействия, т. е. с признанием бесконечной, мгновенной (без затраты времени) скорости, теория относительности дала дополнительный и очень веский физический аргумент в пользу утверждения всеобщего характера времени. Иначе говоря, в теории относительности исключается всякая возможность материального взаимодействия на расстоянии вне времени, как это допускалось в ньютоновой механике.
В общей теории относительности диалектика связи пространства-времени с движением материи отражается еще более глубоко.
Оказывается, что прямолинейно-равномерное движение тел, инерциальные системы - это предельный случай движения материи.
В действительности же геометрия пространства-времени неевклидова, она обладает как бы ("кривизной", степень которой зависит от мощности полей тяготения и тяготеющих масс. В сильном поле тяготения наикратчайшим расстоянием между двумя точками будет не прямая, а как бы геодезическая кривая, соответствующая "кривизне" гравитационных "силовых линий". В таком пространстве сумма трех углов треугольника будет либо больше, либо меньше двух прямых, в зависимости от положительной или отрицательной кривизны пространственно-временной формы взаимодействия.
Вокруг новых представлений о свойствах пространства-времени Вселенной продолжается до сих пор борьба различных мнений. Некоторые из них, в противоположность объективному диалектико-материалистическому содержанию новых представлений, выражают и метафизическую ограниченность и идеалистические спекуляции на трудностях и даже на достижениях современного естествознания.
Метафизическая ограниченность во взглядах на пространство и время проявляется, например, в виде стремления во что бы то ни стало, либо при помощи отрицания идей теории относительности, либо при помощи специально разрабатываемых математических моделей подогнать экспериментальные данные науки (например, фиксируемый экспериментально эффект предельной и независимой от движения источника скорости света и т. п.) под старую, ньютоновскую схему представлений о пространстве и времени. В принципе возможны и такие абстрактные "геометрии" мира. Однако при этом приходится изменять, искусственно усложнять все физические законы движения, приспосабливая их и каждому специальному случаю.
Идеализм спекулирует, в частности, и на идее о "замыкающей саму себя Вселенной". Гравитационные массы и поля, по теории относительности, искривляя метрику пространства-времени, сферически как бы замыкают возможные направления движения в пределах своего взаимодействия в нашем мире, т. е. в той части мира, в которой действуют известные нам законы физики. Из этого делается неправильный вывод о том, что вся Вселенная якобы оказывается замкнутой, конечной. Иначе говоря, распространяют на бесконечный мир законы, пусть огромного его острова, но все-таки конечного (нашей Метагалактики). Произвольно истолковывая эффект красного смещения в спектрах далеких галактик, идеалисты, кроме того, говорят о начале мира во времени, до которого он был как бы стянутым в точке, а также о постоянном творении мира из ничего, поскольку происходит его постоянное расширение.
На самом же деле, с философской точки зрения, ни та, ни другая позиции не выдерживают подлинно научной критики.
Во-первых, вполне возможно теоретически обосновать, что тот "остров" Вселенной, так сказать, "наш мир", который мы исследуем, действительно относительно замкнут. Это не исключает, а предполагает существование других, бесконечно многих и разнообразных, во многом не похожих на наш, миров. Идеи Демокрита, Джордано Бруно и других прогрессивных мыслителей о множественности миров сохраняют, как мы видим, свое значение до сих пор.
Во-вторых, и это впервые доказал русский ученый А. А. Фридман, все может зависеть от плотности гравитационных масс в Мире и скоростей их "разбегания" *. Математически возможно обосновать еще две гипотезы о пространственно-временных "границах" нашего мира. Мир может либо неограниченно расширяться, либо "пульсировать", то расширяясь, то сжимаясь. И в этом случае структуру "нашего мира", "нашей Вселенной", в которой действуют известные нам законы физики, нельзя экстраполировать (распространять) на Вселенную вообще, где могут быть области с иной пространственно временной структурой и другими физическими законами движения.
* А. А. Ф р и д м а н. Мир как пространство и время. М., 1965.
В последнее время получили некоторое распространение такие идеи, будто пространство и время, как формы существования материи, имеют ограниченное значение, объективно существуя только в макромире. В микромире, на уровне взаимодействия элементарных частиц, якобы нет пространственно-временной структуры и взаимодействий между ними. С другой стороны, есть сторонники взглядов, которые все многообразие движения и взаимодействий макромира сводят к чистой кривизне пространства-времени, а космические и другие тела, обладающие гравитационной массой, - к результатам наших восприятий разной степени кривизны пространства-времени.
В результате мир оказывается совершенно не таким, каким он дан человеку в ощущениях его. Таким же, каким он существует на самом деле, он не может быть в принципе отражен нашими ощущениями и представлениями сколько-нибудь адекватно, т. е. верно, объективно истинно.
При подобном философском подходе и абстрактные модели мира, и понятия пространства и времени полностью отрываются от источника своего формирования - от ощущений, которые являются единственной непосредственной формой связи мышления с материальным миром. Сведение гравитационных масс и космических тел к той или иной степени пространственно-временной кривизны является возрождением кантовского дуализма, разделявшего мир на непознаваемые "вещи в себе" и данные "вещи для нас".
Подобные гипотезы философского плана имеют, конечно, и свои гносеологические корни. Они стали возможны лишь благодаря тому, что современной наукой вскрывается глубоко диалектическая, нераздельная связь и взаимообусловленность между свойствами пространства и времени, с одной стороны, движением и взаимодействием материальных объектов - с другой. В результате появилась возможность выражать эту единую систему взаимозависимости в форме таких математических абстракций, когда состояние одних аспектов бытия выражается через другие. Метрические свойства времени, например, можно выражать через соответствующие пространственные характеристики, пространственно-временную метрику - через гравитационные параметры, и наоборот. Однако совершенно неправомерно на этом основании сводить одно к другому, не искажая многообразия объективной картины мира.
Физика, астрофизика и математика дают ныне богатые возможности для открытия новых, ранее неизвестных свойств пространствавремени на основе исследования микро-, макро- и мегамира. Выявлена, например, и изучается специфика их метрических и топологических свойств.
При изучении характера взаимодействия элементарных частиц ученые столкнулись с проблемами симметрии, конгруентности и неконгруентности, прерывности и непрерывности, изотропности и антиизотропности пространственно-временных структур микромира и т. п. Несмотря на то, что эти свойства являются предметом изучения специальных наук, успехи и трудности в их изучении не могут не сказываться на разработке философских вопросов пространства и времени, на изменении представлений о пространстве и времени и их отношении с движущейся материей. В настоящее время доминирует тенденция устанавливать все более тесную, глубоко диалектическую зависимость материи, движения, пространства и времени.
Понимая, что в современной науке представления об объективных свойствах пространства-времени находятся в процессе становления, в развитии, на достигнутом этапе их исследования можно дать краткое определение этим фундаментальным понятиям, которое, как всякое определение, огрубляет и упрощает реальную ситуацию, в то же время содержит в себе момент устойчивого и абсолютного в познании.
Понятие пространства обозначает универсальную, объективную структуру взаиморасположения и протяженности материальных объектов в их движении, связи и взаимодействии.
Понятие времени обозначает универсальную, объективную систему последовательности событий, длительности процессов в движении, связи и взаимодействии материальных объектов.
Пространство и время (пространство-время) - неотъемлемые атрибуты, всеобщие объективные формы существования движущейся материи, обусловливающие ее единство, целостность и расчлененность, разнообразие.
К самым общим, неотъемлемым свойствам пространства относятся ныне его трехмерность (математически она выражается в единстве трех направлений в системе координат), однородность (равноправие всех точек пространства), безграничность и бесконечность (возможность неограниченного, не имеющего абсолютного конца движения в нем).
К самым общим свойствам времени относятся его одномерность и однонаправленность (от прошлого, через настоящее, к будущему), необратимость (как необратимость изменений) и бесконечность (как вечность бытия изменяющейся природы, ее неуничтожимость и несотворимость).
На основе развития современной науки, физики и математики в первую очередь, три измерения в пространстве и одно измерение во времени объединяются в представление о четырехмерном континууме, в котором находит свое более адекватное выражение единство свойств и отношений пространства и времени, с одной стороны, и движения материи - с другой. По имени разработавшего эту идею исследователя такой континуум часто называют четырехмерным миром Минковского.
Пространство-время представляет собой объективную, закономерно упорядоченную, всеобщую и, вместе с тем, подвижную структуру бытия материального Мира, которая имеет свои относительные и абсолютные стороны.
Относительность проявляется в неоднозначности расстояний и размеров тел в движении, в неоднозначности ритма одних и тех же событий и относительности их одновременности в разных материальных системах, движущихся относительно друг друга, в зависимости структуры пространственно-временных отношений от распределения и движения, энергии взаимодействия гравитационных масс, полей и т. п. Эйнштейн, например, писал по этому поводу: "Согласно общей теории относительности свойства пространства не самостоятельны: они обусловлены материей" *.
Абсолютность пространственно-временной формы существования материи проявляется, в первую очередь, как универсальность этой формы, а также в виде инвариантности (или ковариантности) законов связи пространства-времени с движением материи в пределах того или иного структурного уровня материи и др.
Грани между абсолютным и относительным тоже не чрезмерны, они подвижны. "...Абсолютно всеобщим значением, - по словам Ф. Энгельса, - обладает одно лишь движение"5 20.
Лишь объективная реальность в ее целостности и многообразии всех своих проявлений, т. е. движущаяся материя, безотносительна к чему-либо другому, и в этом смысле она абсолютна, так как нет ничего вне ее и кроме нее, к чему можно было бы отнести движение материи.
Пространство и время вне связи с движением материи, как справедливо утверждал еще Ф. Энгельс, есть пустые абстракции, существующие только в нашей голове ***.
* А. Эйнштейн. Собр. науч. трудов, т. 1. М., 1965, стр.587.
** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 554.
*** См. там же, стр. 550.
Объективная реальность, т. е. материя, представляет собою диалектическое, нераздельное единство пространства-времени и материального движения (вещества, полей, вакуума и других, пока не обнаруженных видов материального субстрата).
Осваивая мир практически и теоретически, человек сначала воспринимает его на чувственно-созерцательном уровне, на котором материя, движение, пространство и время неотделимы друг от друга. Никто и никогда не воспринимал, например, ни чистого пространства, ни чистого времени как существующих самих по себе; материальные тела тоже вне пространства и времени никогда не воспринимаются. Все материальное пространственно и временно.
Лишь с развитием преобразующей природу практики и теоретического мышления в абстракции мир расчленяется человеком на его отдельные стороны, на части, для обозначения которых и вырабатываются соответствующие абстрактные понятия. Так возникли, например, понятия пространства, времени, движения, субстрата, материи и т. д.
На протяжении веков, привыкнув оперировать с каждым из них как с чем-то отдельным и вполне самостоятельным (в теоретической механике, в физике, например), люди стали считать и сами объективные свойства природы, которые обозначаются этими понятиями, тоже чем-то отдельным, независимо существующим. До поры до времени такое расчленение природы даже помогало глубже исследовать ее отдельные элементы, свойства и атрибуты. Однако ныне появилась потребность на новом теоретическом уровне восстановить утраченную связь между содержанием этих понятий.
Доминирующей тенденцией в современной науке является стремление раскрывать все более тесную зависимость между свойствами пространства, времени и состоянием движения материи. По мере раскрытия этой диалектической связи обогащаются и наши представления о содержании соответствующих понятий, иначе говоря, идет процесс восхождения от абстрактного к конкретному, при помощи которого мышление человека усваивает конкретное во всем его богатстве *.
"Человеческие представления о пространстве и времени относительны, - подчеркивал В. И. Ленин, - но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаясь к ней"5 20.
* См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 12, стр. 726 - 728.
** В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 181.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1893;