ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ КРИТИКА ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ И МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НА ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ

 

Проблема единичного и общего возникла вместе с возникновением философии. Формирование представлений об окружающей действительности, о мире в целом, истолкование происходящих в нем явлений предполагает объяснение возникновения и соотношения отдельных вещей и их общей сущности. Не случайно поэтому каждый более или менее значительный философ вынужден был заниматься этой проблемой, так или иначе решать ее.

 

В решении данной проблемы в истории философии четко выступают две тенденции: реалистическая и номиналистическая. Сторонники первой тенденции утверждают, что общее существует самостоятельно, независимо от единичного. Причем одни из них считают, что общее по своей природе духовно существует в виде идей, идеальных сущностей, другие объявляют его материальным, существующим вне и независимо от сознания.

 

Идеальную форму существования общему приписывал, например, древнегреческий философ Платон. Общее у него выступало в виде особых самостоятельно существующих вне и независимо от человеческого общества идей, общих понятий. В виде идеи "добра", "разума", "бога" общее существовало у мегарцев (Евклид, Стилпон и др.). В виде пространственных и других отношений общее существует у современного английского философа Г. Е. Мура ***.

 

*** См.: G. E. М о о г е. Some main problems of philosophy. London - N.- Y., 1953, рр. 312 - 372.

 

Идеальной сущностью, совершенно независимой от материальных вещей, является общее у современных буржуазных философов Сантаяны *, Уайтхеда ** и других.

 

* См.: G. S а n t а y а n а. The realm of essence. N.- Y., 1927, рр. 5 - 134.

 

** См.: А. И. W h i t е n h е а d. Science and the modera World. N.- Y., 1935, р. 121.

 

Материальным общее считали элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон). Оно у них выступало в виде "единого" - единой, неизменной, все занимающей тождественной себе массы. В виде класса единичных предметов, подобно войску, народу и т. п. общее существовало у средневекового философа Росцелина.

 

Что касается единичного, то сторонники указанной концепции или объявляли его несуществующим, или считали второстепенным, зависимым от общего, порождаемым последним. Они рассматривали его как временное, преходящее, возникающее под непосредственным воздействием общего и исчезающее при соответствующих условиях. Общее же, по их мнению, было постоянным, неизмененным, вечным. Отрицали реальное существование единичного, например, эгейцы и мегарцы. Единичные вещи, явления они объявляли видимостью, миражем. Миром теней считал единичные вещи Платон. Преходящий характер единичного обосновывает Уайтхед. Единичные вещи, по его мнению, имея пространственновременные характеристики, конечны, изменчивы, возникают и исчезают. Их возникновение обусловливается общим - идеальными сущностями, которые вечны, существуют вне наблюдаемого нами пространственно-временного мира.

 

Представители второй, номиналистической, тенденции утверждают, что реальным существованием обладает не общее, а единичное. Общее представляет собой плод человеческой мыслительной деятельности и существует лишь в сознании людей в виде общих имен названий ряда единичных предметов.

 

Примером номиналистических воззрений на единичное и общее может служить учение средневекового философа Вильяма Оккама, который заявлял, что общее не существует реально в объективной действительности, а является продуктом мышления, существует лишь в виде понятия, выступающего в виде знака многих единичных вещей. Из современных буржуазных философов проблему единичного и общего в номиналистическом плане решают некоторые представители номиналистической философии, в частности, Чейз ***, Уэлпол Хьюг ****, Кейзер ***** и др. Уэлпол Хьюг, например, объявляет общие понятия фикциями, которые ничего не отражают и лишь запутывают людей, вызывают между ними различные недоразумения и конфликты. В действительности, по его мнению, существуют лишь единичные вещи, поэтому полноцеными являются лишь единичные, индивидуальные понятия.

 

*** См.: Stuаrt Сhаse. The Tyranny of Words. N. - Y., 1938, рр. 8 - 276.

 

**** См.: Wоlроlе Нuрh. Semantics. The nature of Words and their meanings. N.- Y., 1941, рр. 100 - 177.

 

***** См.: Саssins Jасkson Кеysеp. The rational and supperrational. N.- У., 1952, рр. 242 - 245.

 

Объявляя реально существующим только единичное, номиналисты по-разному решают вопрос о форме его существования. Одни из них (средневековые философы Росцелин, Вильям Оккам, Ритар Мидлтонский) считают, что единичное существует в виде отдельных материальных предметов, другие (Беркли) утверждают, что оно существует в виде ощущений, третьи (Лейбниц) приписывают единичному существование в форме так называемых "монад" неповторимых духовных атомов.

 

Наряду с реалистической и номиналистической концепциями единичного и общего в истории философии имели место попытки преодоления недостатков и односторонностей, свойственных указанным воззрениям (Аристотель, Дунс Скот, -Бэкон, Локк, Фейербах) . Однако и они не привели к последовательному научному решению проблемы, поскольку исходили из того, что полноценным существованием обладает лишь единичное, общее те существует лишь в виде стороны, момента единичного. Абсолютизация единичного сближала данную точку зрения с номинализмом и мешала уяснить действительное положение вещей.

 

Только марксистская философия окончательно преодолела недостатки, свойственные номиналистам и реалистам, и дала правильное, последовательно научное решение этого вопроса.

 

МАРКСИСТСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕДИНИЧНОГО И ОБЩЕГО

 

Как было показано в предшествующих параграфах, материальные образования, через которые в каждый данный момент существует материя, взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и вносят друг в друга соответствующие изменения. Эти изменения у каждого материального образования свои, так как каждое из них имеет свое особое, отличное от других материальных образований окружение и свой, отличный от других ряд предшествующих качественных состояний, свою особую историю, которая в снятом виде присутствует в нем. Все это обусловливает наличие у каждого материального образования неповторимых, только ему присущих свойств и связей.

 

Свойства и связи, присущие только данному материальному образованию (вещи, предмету, процессу) и отсутствующие у других материальных образований, составляют единичное.

 

Единичным для каждой вещи является, например, то, что она занимает данное конкретное место в пространстве, что ее составляют именно данные молекулы, что она, будучи в раскаленном состоянии, излучает данные фотоны и т. д.

 

Обладая единичными свойствами и связями, каждое материальное образование в то же время составляет часть материи, тот или иной вид ее существования, особую форму ее движения. А если это так, то, наряду с единичным, неповторимым в каждом отдельном материальном образовании, должно быть повторяющееся, присущее не только ему, но и другим материальным образованиям (вещам, предметам, процессам).

 

Повторяющиеся в материальных образованиях (вещах, предметах, процессах) свойства и связи, присущие многим материальным образованиям, составляют общее.

 

Общим в той или иной вещи является, например, то, что она существует объективно, независимо от какого-либо сознания, что она находится в движении, имеет пространственные и временные характеристики. Общим в человеческом существе будет то, что он является живым существом, наживет в обществе, что его сущность определяется соответствующими производственными отношениями, что он обладает сознанием, отражает окружающий мир через систему идеальных образов, имеет семью и т. д.

 

Из сказанного следует, что единичное и общее существуют не самостоятельно, а лишь через отдельные материальные образования (вещи, предметы, процессы), являются моментами, сторонами последних. Каждое материальное образование, каждая вещь представляет собой единство единичного и общего, неповторимого и повторяющегося.

 

Существуя в виде сторон, моментов отдельных материальных образований (вещей, процессов), единичное и общее органически связаны между собой, взаимопроникают друг в друга и могут быть выделены в чистом виде лишь в абстракции. Взаимосвязь единичного и общего в отдельном (материальном образовании, вещи, процессе выступает как взаимосвязь сторон неповторимых, присущих лишь данному материальному образованию и повторяющихся в том или ином круге других материальных образований.

 

Взаимосвязь единичного и общего в отдельном проявляется также в том, что в процессе движения и развития материальных образований единичное превращается в общее, а общее - в единичное.

 

Данная закономерность хорошо прослеживается на изменениях отдельных свойств растений в момент их расселения. Биологи считают, что, встречая при расселении различные условия жизни, различные особи приобретают те или иные приспособительные свойства, при усилении воздействия соответствующих факторов усиливаются и превращаются в общие свойства, характеризующие сначала часть особей вида, а затем и весь вид. В качестве примера можно сослаться на изменение некоторых свойств у дикорастущих видов растений, распространенных на Кавказе. В районе Казбека растения указанных видов имеют преимущественно железистые бобы, растения с голыми бобами встречаются очень редко. Свойство иметь голые бобы здесь является единичным, присущим лишь отдельным растениям западнее, в ущелье реки Чекма, среди растений указанных видов начинают преобладать уже формы е голыми плодами, хотя еще до 25% встречается железистых форм.

 

Еще западнее, в ущелье реки Геаксана, все растения данного вида имеют голые бобы. Растения же с железистыми волосками на плодах здесь встречаются как единичные случаи. Так в ходе изменения условий существования рассматриваемых растений единичное свойство (наличие голых бобов) становится общим, а общее свойство (наличие железистых бобов) - единичным, отклонением от общего правила.

 

Мы здесь касались взаимосвязи единичного и общего. Но наряду "этим следует особо выделить взаимосвязь отдельного и общего.

 

Если единичное - это неповторимое, присущее лишь данному материальному образованию (вещи, предмету, процессу) свойство, то отдельное - это само материальное образование, сама вещь, сам предмет, процесс. Отдельное - не только единичное, но общее.

 

Оно - единство единичного и общего. Взаимосвязь отдельного и общего представляет собой взаимосвязь целого и части, где целым является отдельное, а частью - общее. Будучи частью отдельного, "всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы", а "всякое отдельное неполно входит в общее" *, так как оно, наряду с общим, обладает единичным, наряду с повторяющимися свойствами - неповторимыми, присущими только ему.

 

Далее, поскольку каждое отдельное материальное образование при соответствующих условиях может превратиться в любое другое материальное образование (например, каждый химический элемент - в любой другой химический элемент, каждая "элементарная" частица - в любую другую "элементарную" частицу, вещество - в поле, поле - в вещество), "всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) " и "не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему" **.

 

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 318.

 

** Там же.

 

В самом деле, будучи способным при соответствующих условиях превратиться в любое другое отдельное материальное образование (вещь, предмет, процесс), каждое отдельное в возможности содержит в себе свойства этих других материальных образований (вещей, предметов, процессов) и, таким образом, может рассматриваться как тождественное им, т. е. как общее.

 

Итак, всякое отдельное, рассматриваемое с точки зрения всеобщего процесса движения материи, бесконечного перехода (перелива) ее из одних качественных состояний в другие, выступает как общее, существует лишь в той связи, которая ведет к общему.

 

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

 

Рассматривая исследуемый объект с точки зрения категорий "единичное" и "общее"", мы выявляем неповторимые, присущие только этому объекту свойства и связи, и повторяющиеся, присущие ряду объектов. Но на практике часто приходится иметь дело не с выявлением неповторимого, а с установлением тождества (сходства) и различия сравниваемых объектов. В связи с этим появляется необходимость противопоставлять общее не единичному, а особенному.

 

То, что отличает сравниваемые предметы друг от друга, составляет особенное, то же, что указывает на их сходство - общее.

 

Например, господство частной собственности в капиталистическом обществе и общественной собственности в социалистическом представляет собой особенное для этих обществ, поскольку данное обстоятельство отличает указанные общества друг от друга. Особенным также будет наличие эксплуатации человека человеком в капиталистических странах и отсутствие ее в социалистических.

 

Единичное всегда выступает как особенное, поскольку оно, будучи присущим только данному материальному образованию, отличает его от любых других материальных образований. Например, такое единичное явление, как установление советской власти впервые в России, будет всегда особенным для нашей страны, оно будет отличать нашу страну от любой другой страны.

 

Что же касается общего, то оно ведет себя не одинаково. В одних отношениях оно выступает в своей собственной роли, в других - в роли особенного. В тех случаях, когда оно указывает на сходство сравниваемых материальных образований, оно выступает как общее, в тех же случаях, когда оно отличает одни сравниваемые предметы от других, оно выполняет роль особенного.

 

Например, тот факт, что в Болгарии диктатура пролетариата существует в форме народной демократии, является общим, если мы Болгарию будем сравнивать с Польшей, ГДР, Венгрией, но это же самое обстоятельство будет выступать как особенное, если Болгарию взять в отношении к СССР, ибо наличие в ней строя народной демократии будет отличать ее от нашей страны, где диктатура пролетариата утвердилась в форме Республики Советов.

 

Говоря о том, что общее может выступать в роли особенного, мы должны заметить, что это характерно не для всякого общего: чтобы общее смогло выполнить функцию особенного, оно должно обладать способностью отличать одни материальные образования от других. Но такая способность свойственна не всякому общему.

 

Например, не могут отличать одни материальные образования от других такие свойства и связи, которые присущи всем материальным образованиям (предметам, вещам, процессам) . Так, наличие у каждой вещи соответствующей причины, вызвавшей ее к жизни, определенной формы и содержания, необходимых и случайных свойств и связей, сущности и т. д. не может выступать в роли особенного, поскольку все это характерно для любой вещи, для всех материальных образований. Этот вид общего представляет собой всеобщее. Охватывая все материальные образования, оно в любых отношениях выражает только сходство, тождество и не способно отличить одно из них от другого.

 

Итак, каждое отдельное материальное образование представляет собой единство общего и особенного, тождественного с другими материальными образованиями и отличного от них.

 

На данной закономерности следует соответствующий вывод для практики и познания. Если каждое материальное образование является единством общего и особенного, то чтобы составить себе правильное представление о том или ином объекте, необходимо выявить не только то, что у него является общим с другими материальными образованиями, но и то, что отличает его от других материальных образований. Например, желая уяснить суть государственной власти, существующей в настоящее время в aameii стране, необходимо выяснить как ее сходство, так и различие с государственной властью, существующей в той или иной капиталистической стране, с государственной властью, существующей в СССР в период перехода от капитализма к социализму, с государственной властью, установленной в странах народной демократии.

 

Только в этом случае мы сможем составить себе полное и правильное представление о характере рассматриваемой власти, о ее содержании и форме, о ее сущности и специфике проявления в данных конкретных условиях.

 

Далее, если каждому материальному образованию, каждой области действительности необходимо присуще как общее, так и особенное, то в решении практических задач следует исходить не только из общего, повторяющегося, но и из особенного, присущего только данной области, данному материальному образованию. Это обусловливает многообразие форм и путей решения одной и той же практической задачи. В качестве примера можно сослаться на многообразие форм осуществления социалистической революции в различных странах, обусловленное и разнообразием исторически сложившихся национальных особенностей и традиций *. Например, в нашей стране, где социалистическая революция происходила в условиях, когда во всех других странах у власти находились эксплуататоры, буржуазия не хотела идти на уступки, поэтому революция осуществилась в форме вооруженного восстания. В других странах (Болгария, Румыния, ГДР и др.) социалистическая революция совершилась в других условиях, что позволило установить диктатуру пролетариата мирным путем; различие условий, 'в которых осуществлялась социалистическая революция у нас и в странах народной демократии, наложило отпечаток и на форму диктатуры пролетариата, и на решение целого ряда других социальных проблем. В частности, в нашей стране диктатура пролетариата осуществилась в форме Республики Советов, в указанных же странах - в форме народной демократии. У нас буржуазия была лишена политических прав, в этих странах она указанных прав не лишалась. Далее, в нашей стране была установлена однопартийная система, в ряде стран народной демократии - многопартийная система и т. д.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕГО И OCOBEHHOI'О В СВЕТЕ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ ОТ НИЗШЕГО К ВЫСШЕМУ

 

В ходе движения материи от низших своих форм к высшим появляются новые свойства и связи, обусловливаемые возникновением новых видов взаимодействия, составляющих сущность новой, более высокой формы движения материи.

 

* См.: "Материалы XXII съезда КПСС", стр. 349.

 

Известно, что всякая высшая форма движения материи содержит в себе в преобразованном виде низшую, в связи с чем имеет с ней много общего. Но это общее иное, чем то, которое имеет место между материальными образованиями, представляющими одну и ту же стадию развития. Оно преломляется через специфику высших форм движения и может быть понято лишь как связующее звено низшего с высшим.

 

Возьмем для примера атом какого-либо химического элемента и молекулу вещества, образованную из атомов этого элемента. Молекула содержит в себе атомы, поэтому между указанными образованиями имеется много общего. В частности, они состоят из одних и тех же "элементарных" частиц, взаимодействие которых обусловливает в конечном счете наличие определенных общих свойств у данных образований. Но если в атоме это взаимодействие проявляется непосредственно на поверхности явлений, то в молекуле оно преломляется через взаимодействия атомов, которые хотя и возникли на базе взаимодействия "элементарных" частиц, составляющих атом, но представляют собой нечто новое по сравнению с взаимодействиями последних. Преломившись через это новое взаимодействие, свойства атомов на поверхности проявляются иначе, чем в атоме, существующем в свободном состоянии.

 

Еще более видоизмененным будет выглядеть общее, если мы сопоставим атом с каким-либо живым организмом. Свойства, присущие атому, здесь будут преломляться несколько раз: через взаимодействие атомов, молекул и белковых тел. Поэтому и проявление этих свойств в живом организме будет еще более преобразовано, еще более существенно изменено.

 

Из этого следует, что общее между материальными образованиями, представляющими различные стадии развития материи, бедно и недостаточно, для характеристики этих образований, оно не выражает их сущности. В материальных образованиях, представляющих низшую стадию развития, это общее схватывает лишь те моменты содержания, которые так или иначе сохранились и присутствуют в Материальных образованиях высшей стадии развития и лишь в том виде, в котором они выступают в результате преломления через взаимодействия, составляющие высшую форму движения, т. е. в преобразованном виде.

 

В материальном же образовании высшей формы движения материи данное общее, выражая лишь то, что роднит это образование с другими, представляющими низшие стадии развития, также не может характеризовать его сущность. Это общее упускает как раз то, что приобретено материальным образованием в процессе поступательного развития, то, что отличает его от материальных образований предшествующих стадий развития. Чтобы понять истинное значение такого общего и отношение его к сущности сравниваемых материальных образований, необходимо заполнить имеющийся между этими образованиями разрыв, восстановить этапы развития, отделяющие их друг от друга. В этом отношении примечательно указание Ф. Энгельса, который писал в "Диалектика природы": "Если мы станем сопоставлять в отдельности друг с другом такие две до крайности различные вещи - например какой-нибудь метеорит и какого-нибудь человека, - то тут мы откроем мало общего, в лучшем случае то, что обоим присуща тяжесть и другие общие свойства тел. Но между обеими этими вещами имеется бесконечный ряд других вещей и процессов природы, позволяющих нам заполнить ряд от метеорита до человека и указать каждому члену ряда свое место в системе природы и таким образом познать их" *.

 

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 547.

 

Восстанавливая этапы развития, разделяющие сравниваемые материальные образования, мы прослеживаем переход материи в своем развитии от одних материальных образований к другим, от материальных образований, представляющих одни стадии развития, к материальным образованиям, представляющим другие, от низшего - к высшему. Тем самым выявляется действительное место, действительное значение как общего, так и особенного, а вместе с этим и сущность исследуемых материальных образований.

 

Несколько по-иному выглядит взаимосвязь общего и особенного в материальных образованиях, представляющих одну и ту же стадию развития. Здесь общим является как раз то, что составляет их сущность, то, что они приобрели, вступив в эту стадию развития, те особые и необходимые стороны и связи, которые появились на этой стадии. Например, общее между странами, находящимися на стадии капитализма, фиксирует как раз то, что появилось у них с вступлением в эту стадию развития. Это господство капиталистической частной собственности на средства производства, способ производства, основанный на наемном труде и эксплуатации свободных от средств производства и средств существования рабочих, приход буржуазии к власти, установление ею своей диктатуры и т. д. Но все это в совокупности и составляет как раз сущность капиталистической общественно-экономической формации. Что же касается особенного, свойственного материальным образованиям, относящимся к одной и той же стадии развития, то оно здесь не затрагивает сущности, а является лишь особой формой ее проявления, особым способом ее существования.

 

Из всего этого следует соответствующий вывод для практики и познания. Если общее между материальными образованиями, представляющими различные стадии развития, не характеризует ни сущности материального образования низшей стадии, ни сущности материального образования высшей стадии, то при сопоставлении таких материальных образований необходимо акцентировать внимание не на сходстве их друг с другом, а на различии, не на общем, а на особенном. Например, сравнивая социалистическое государство с капиталистическим и выявляя общее и особенное, характерное для них, мы должны обратить главное внимание на особенное, исходить из того, что отличает их друг от друга.

 

Далее, при исследовании материальных образований, представляющих одну и ту же ступень развития, следует обращать главное внимание на их сходство, тождество, а не на особенное, отличающее их друг от друга. Только в этом случае, мы сможем уяснить их сущность и, переходя от одного к другому, проследить многообразие форм ее проявления.

 








Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1800;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.033 сек.