Контрольные задания 9 страница

демократизм, суровость, аскетизм и непреклонность, иногда доходящие до

исступления, которые тем более впечатляют, что исходят не от возвышенных

византийских ликов, а от образов неповторимо индивидуальных,

неуловимыми чертами напоминающих новгородские лица. Интересно также,

что в демократическом Новгороде иерархической символике предпочитали

более наглядную – топографическую: сцену Вознесения в куполе сюжету

«Христос-Пантократор».

Следующий цивилизационный цикл в развитии отечественной культуры

связан с формированием русского национального самосознания в эпоху

Московского царства (XIV – XVII). В становлении культуры рождающегося

централизованного государства большую роль сыграл геополитический

фактор: срединное положение между цивилизациями Востока и Запада,

перемещение центра страны на северо-восток. Монголо-татарское иго

задержало развитие Руси.

Большое развитие получили гончарное ремесло, различные виды

обработки дерева, резьба по кости. Во второй половине XVI в. в Москве была

предпринята попытка организовать производство бумаги. В ceредине XVI в.

в Москве была создана Оружейная палата. Дальнейшее развитие получила

строительная техника. Возродилось утраченное после монголо-татарского

вторжения производство кирпича, центром которого стала Москва. Русские

мастера XV – XVI вв. построили ряд крупнейших крепостных сооружений:

Московский Кремль, многоярусные башни Псковского и Новгородского

кремлей.

В 30-х гг. в Москве был построен Китай-город, в 40 – 50-х гг.

осуществлено строительство каменных кремлей в Серпухове, Коломне и

других городах.

Выдающимся мастером крепостных сооружений конца века был Федор

Конь (Савельев), который построил Смоленский кремль, прозванный за

красоту «ожерельем земли Русской».

Достижением строительной техники явилось возведение в 1532 г.

церкви Вознесения в Коломенском под Москвой высотой 58 м. и храма

Василия Блаженного на Красной площади в Москве высотой 47 м. В связи с

расширением каменного строительства был введен единый размер кирпича,

производившегося на государевых заводах и имевшего государственный

герб. В качестве декоративного материала стали применять терракотовые

изразцы.

Преобладающим, однако, оставалось деревянное строительство.

Крестьянские жилища получили так называемую «трехкаморную связь», т. е.

состояли из избы с клетью (горницей) и соединявшими их холодными сенями

с выходом наружу, покрывались двухскатной крышей. Помимо избы в

крестьянском дворе обычно имелись житница для хранения зерна, хлев для

скота, сенник, баня, иногда также риги, овины, сараи. Длина изб составляла

4 – 5 м.

В XIV в. строительство сосредоточилось в двух основных районах: на

северо-западе – в Новгороде и Пскове, и во Владимирской земле – в Москве

и Твери.

В Новгороде на протяжении XIV в. формировался новый тип церкви.

Несколько вытянутый вверх четверик, одна апсида и завершение фасада в

виде трехлопастной кривой придавали храму вертикальную устремленность

и гармоничную целостность. Кладка из местного камня в сочетании с

валуном и кирпичом делали силуэт постройки неповторимо пластичным.

Лучшие памятники этого типа, богато декорированные, созданы во

второй половине XIV в.: церкви Федора Стратилата на Ручью и Спаса на

Ильине.

Псковские храмы небольших размеров возводили из местного камня и

белили, чтобы известняк не выветривался (церкви Василия на Горке, Георгия

со Взвоза и др.).

Архитектурный облик церквей оживляли асимметричные крыльца,

паперти, звонницы, в целях экономии строившиеся без собственного

фундамента. Во второй половине XIV в. напряженные отношения с Ордой и

Литвой заставили князя Дмитрия Ивановича сосредоточить усилия на

строительстве укреплений. В 1367 г. был построен белокаменный Кремль. В

то же время было заложено и несколько каменных храмов: соборы Чудова и

Симонова монастырей Москве, Успенский в Коломне и др.

В «послекуликовский» период московского зодчества, на рубеже XIV –

XV вв. оформился новый тип одноглавого башнеобразного храма, поднятого

на высоком цоколе; увенчанного рядами килевидных закомар и кокошников,

с высоким барабаном; с системой лестниц, ведущих к перспективным

порталам. Пример тому Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в

Москве.

С превращением Москвы в политическую и религиозную столицу

связано стремление поднять художественный и технический уровень

московского строительства. Искуснейшие русские мастера работали рядом с

лучшими зодчими Европы. В результате московское зодчество теряло

региональную ограниченность. Своеобразным итогом развития крепостного

зодчества в XVI в. стал замечательный Смоленский Кремль (Ф. Конь).

На Соборной площади Кремля на месте обветшавших храмов времен

Ивана Калиты вознеслись новые. При постройке Успенского собора (XV в.)

итальянский зодчий Аристотель Фиораванти творчески соединил наиболее

характерные древнерусские формы с ренессансным пониманием

архитектурного пространства и создал оригинальное произведение,

поразившее современников «величеством, высотою, светлостью, звонкостью

и пространством».

В первой половине XVI в. русские зодчие осуществили задачу

перенесения в каменное строительство наиболее национального в своем

типе – шатрового храма – церковь Вознесения в Коломенском. Нарядные

луковичные главы появились лишь в конце XVI в., а цветистая роспись – в

XVII – XVIII вв. Во второй половине XVI в. в культовом зодчестве появилась

консервативная тенденция. Церковный собор 1551 г. строго регламентировал

культовое строительство, объявив каноническим образцом Успенский

Кремлевский собор. В результате появилось множество тяжеловесных

повторений кремлевского шедевра (Успенский собор Троице-Сергиева

монастыря и др.).

Лишь в самом конце века в архитектуре наметилась тяга к разнообразию

форм, повышенной декоративности. В целом зодчество XVI в. по масштабам,

разнообразию и оригинальности творческих решений принадлежит к

наиболее ярким этапам в истории русской архитектуры.

Московская живопись XIV – XV вв. не знала себе равных. Когда около

1390 г. в Москве появился Феофан Грек, здесь уже сложилась самобытная

традиция. По сохранившимся фрагментам можно судить о живописной

манере мастера. Характерные черты художественного видения художника

невозможно понять вне исихазма. Его святые как бы постоянно ощущают

рядом присутствие божества.

На рубеже XIV – XV вв. Феофан Грек стал главной фигурой в

художественной жизни Москвы. Под его руководством проходили росписи

соборов и теремов Кремля. Наиболее достоверными творениями художника в

Москве считаются иконы деисусного чина Благовещенскою собора начала

XV в.: «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча» и др. Иконостас

Благовещенского собора – древнейший из дошедших до нас так называемых

русских высоких иконостасов, в становлении которых большую роль

сыграли Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи.

Первые семь икон праздничного ряда Благовещенского иконостаса

связывают с именем величайшего художника Руси – Андрея Рублева (ок.

1360 – ок. 1430) («Преображение», «Воскрешение Лазаря» и др.). Сообщение

о его участии совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца в

росписи Благовещенского собора содержится в летописи под 1405 г. Самое

совершенное произведение Рублева – икона «Троица».

Переосмыслив византийскую композицию, художник освободил ее от

жанровых подробностей и сосредоточил внимание на фигурах ангелов. Чаша

на столе – символ искупительной жертвы Христа. Три ангела – это

предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения

человечества. Таким образом выражены две сложные богословские идеи – о

таинстве евхаристии и о триединстве божества.

Крупнейшим мастером рублевского направления на рубеже XVI в. был

Дионисий, работавший вместе с сыновьями. В росписях Рождественского

собора Ферапонтова монастыря проявились лучшие черты стиля

художника – идеальные пропорции, мягкий скругленный силуэт в сочетании

со светлым, но звучным колоритом, предельная слитность живописи с

архитектурой.

Для иконописи XVI в. характерно возвеличивание средствами искусства

политических идей и событий. В XIV – XVI вв. сложилась культура

великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический

процесс.

 

Блок 2. Новое время в культуре Русского государства (17 и 18 век)

17 и 18 века в русской культуре – эпоха переходная от средневековья к

Новому времени. Русское государство перестает быть замкнутым,

подвергается влиянию западной культуры; в частности, процессам

секуляризации (отрыва культуры от церкви), которые происходят в Западной

Европе. В науке это проявилось главным образом в росте интереса к

обобщению практического опыта; в литературе – в формировании

демократического светского направления; в архитектуре – в сближении

облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья»; в

живописи – в постепенном разрушении иконографических канонов и

появлении реалистических тенденций.17 век начинается с тяжелых событий

в истории Московской Руси – Смутного времени. Сложный комплекс

факторов определял условия развития русской культуры «бунташного» XVII

в.: складывание всероссийского рынка, формирование абсолютизма,

завершившего централизацию государства; юридическое закрепощение

крестьян и посадского люда, народные выступления, консолидация сословий

и возрастание государственной регламентации общественной жизни,

церковная реформа и вызванный ею раскол, значительное расширение связей

со странами Западной Европы. Все это меняло образ жизни, традиционное

общественное мировоззрение и вызывало весьма существенные перемены в

историко-культурном процессе.

В 1653 – 1656 г. патриарх Никон провел церковно-обрядовую реформу,

которая привела к расколу и возникновению старообрядческой церкви.

Раскол – сложное социально-религиозное явление, связанное с глубокими

изменениями народного сознания. Под знаком борьбы за «старую веру»

собирались все, кто был недоволен изменениями условий жизни: плебейская

часть духовенства, часть церковных иерархов, представители боярской

аристократии стрельцы, купцы, посадские люди и особенно крестьяне,

связывавшие ухудшение своего положения с отступлением от «древнего

благочестия». Идеология раскола включала сложный спектр идей и

требований от проповеди национальной замкнутости и враждебного

отношения к светскому знанию до отрицания крепостного строя с присущим

ему закабалением личности и посягательством государства на духовный мир

человека и борьбы за демократизацию церкви. Наиболее ярко эти идеи

отражены в таких произведениях, как «Житие протопопа Аввакума, им

самим написанное», «Жезл правления» С. Полоцкого, «Увет духовный»

патриарха Иоакима.

В XVII в. происходило сближение культового и гражданского каменного

зодчества. Как и прежде, наиболее распространенным на Руси оставалось

деревянное зодчество. Замечательной светской постройкой был

несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском.

В 90-е гг. XVII в. в русской архитектуре утвердился новый стиль,

условно именуемый «нарышкинским», или «московским барокко». Главные

его композиционные принципы – ярусность, центричность, симметрия и

равновесие масс: нижний ярус квадратный или прямоугольный, на нем –

восьмерик, выше – второй, большего объема и, наконец, завершающий

барабан с главой. Ярусной композицией достигался эффект вертикального

движения, присущий столпообразным и: шатровым постройкам

предшествующих времен. Декоративное убранство из резного белого камня

выглядело необычайно выразительно на красном фоне кирпичных стен. В

зодчестве XVII в. в борьбе старых традиций и новых тенденций

вырабатывались новые художественные взгляды, генетически связанные с

народным творчеством. В то же время творчески осваивалась стилистика

западноевропейской архитектуры.

В живописи процесс обмирщения шел особенно активно. Первая

половина века ознаменовалась борьбой двух живописных направлений,

унаследованных от предшествующей эпохи. Одно – «годуновская школа» –

тяготело к монументальным традициям прошлого и было попыткой оживить

угасающий дух великого искусства путем ортодоксального следования

древнему канону. Другое направление – «строгановская школа» – явилось

более живой струей в живописи первой половины XVII в. Строгановские

иконы впервые в русском искусстве как бы на равных с религиозно-

символической функцией несли усиленное эстетическое начало.

Традиционные иконописные приемы все менее удовлетворяли

художников-новаторов и постепенно заменялись более реалистическими.

Этот процесс получил яркое отражение в творчестве Симона Ушакова

(1626 – 1686).

Если ранние работы выполнены им в древнерусской иконописной

манере (две иконы Владимирской Богоматери), то в конце 50-х гг. появились

иконы, написанные с учетом знания анатомического строения лица и с

использованием светотени. Черты искусства будущего ярче всего проявились

в парсуне. Этот первый чисто светский жанр зародился еще на рубеже XVI –

XVII вв., дальнейшее развитие получил во второй половине века в портретах

царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра.

В них уже наметились черты русского портрета грядущего столетия –

внимание к внутреннему миру портретируемого, поэтизация образа, тонкий

колорит. Всего за несколько десятилетий новый жанр прошел громадный

путь – от полуиконописных парсун до вполне реалистических изображений.

Начало XVIII в. ознаменовалось реформами Петра I, которые были

подготовлены постепенно накапливавшимися социально-экономическими

изменениями. Реформы затронули практически все сферы общества:

хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием

реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента –

решительный сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех

областей жизни.

Обоснование идеологии абсолютизма нашло отражение в

законодательных актах того времени, а также в трудах сторонников Петра.

Первоначально концепция неограниченной власти самодержца опиралась на

идею о богоданной природе государства, царской власти. Однако по мере

расширения контактов с Западной Европой в Россию проникают

раннепросветительские идеи, которые разрабатывались Т. Гоббсом, Г.

Гроцием, С. Пуфендорфом.

Их идеи о человеческой природе государства порождали представление

о том, что государство есть средство преобразования общества, инструмент,

с помощью которого можно обеспечить общее благо. Эти теории, а также

идеи рационалистов с их верой в безграничные возможности человеческого

разума в начале XVIII в. стали в России элементами общественного сознания.

Крупнейшим идеологом абсолютизма был Феофан Прокопович. Это был

видный деятель Петровской эпохи, ярый сторонник реформ. В его

сочинениях «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей» изложена

официальная политическая доктрина русского абсолютизма. Развивая

концепцию неограниченной власти монарха, Прокопович опирался, с одной

стороны, на традицию московского царства, с другой – на

западноевропейские теории «естественного права», «общественного

договора» и «общего блага». Это был первый в России вариант теории

просвещенного абсолютизма.

Ф. Прокопович являлся также идеологом церковной реформы. В его

«Духовном регламенте» обосновывалась необходимость подчинения церкви

государству, секуляризации церковных и монастырских имений,

доказывалась справедливость отмены патриаршества и учреждения Синода.

Важным для развития отечественной культуры XVIII в. явилось

создание в России периодической печати, которая явилась мощным

средством просвещения народа. Для того, чтобы люди «смотрели и учились»,

Петр приказал печатать существовавшие ранее рукописные «куранты» и

распространять их в народе. Куранты, или, как их потом стали называть,

«Ведомости», были первой официальной газетой России. В 1703 г.

содержались известия о состоянии школ в Москве, о количестве родившихся

в столице детей мужского и женского пола, известия из Казани, Сибири,

Нарвы и пр. Примечательно, что известия для первого номера газеты

выбирал сам Петр, он же производил корректуру. Газета была призвана

разъяснять и пропагандировать проводившиеся в стране реформы, знакомить

русских людей с событиями не только отечественной, но и зарубежной

жизни, способствуя тем самым сближению с образованной Европой.

В 1719 г. открывается первый русский музей Кунсткамера – тем самым

было положено начало сбору естественно-научных и исторических

коллекций, экспонаты которых в дальнейшем вошли в состав Эрмитажа,

Военно-морского музея.

Среди достижений русской научной мысли особенно выделяются

гениальные догадки и открытия М.В. Ломоносова. Опираясь на живую

практику, на опыт, материалистически оценивая все явления окружающего

мира, Ломоносов стремился к глубоким теоретическим обобщениям.

Он развил атомно-молекулярную гипотезу строения вещества и стал

одним из родоначальников химической атомистики и физической химии.

Универсальный закон сохранения материи и движения, открытый

Ломоносовым, имеет огромное значение для всего естествознания, равно как

и для материалистической философии. Труды Ломоносова в области

геологии дали правильное объяснение причин поднятия материков и

горообразования, вековых колебательных движений Земли; ученый заложил

основы сравнительно-исторического метода в геологии. Открытие

Ломоносовым одним из первых атмосферы на Венере привело к созданию

новой науки – астрофизики; изобретенная им «ночезрительная труба»

получила в наши дни применение в мире морских биноклей и прожекторных

труб. М.В. Ломоносов выступил в качестве ученого-новатора также и в

области наук общественных. Он не был профессионалом-историком, но его

исторические труды по праву занимают видное место в русской науке. Он

боролся с теорией Байера и Миллера о нормандском происхождении Руси.

На основе критического изучения исторических источников создал

обобщающий труд «Древняя Российская история», в котором писал, что не с

призвания варягов начинается история нашей Родины, а что русский народ и

язык простираются в «глубокую древность».

Академия наук в 60 – 70-х гг. провела пять экспедиций, обследовавших

огромные территории. Во второй половине XVIII в. закладываются основы

научной биологии в России.

В 1793 г. вышел первый в России медицинский журнал – «Санкт-

петербургские врачебные ведомости».

Развернувшиеся в стране преобразовательные процессы нашли

отражение в художественной культуре XVIII в. – литературе, театре,

изобразительном искусстве, музыке.

Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве

стала российская столица – Санкт-Петербург, задуманная как образец новой

культуры. В Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки

города. Это был первый русский город, который строился по определенным

правилам – прямые улицы, соблюдение требование высоты зданий. По

существу здесь была заложена новая эстетическая концепция – строгая

архитектурная дисциплина, отсутствие русской живописности.

Известным московским архитектором, украсившим облик Москвы, по

праву считается В.И. Баженов. Начальные познания в зодчестве он получил в

архитектурной школе Д.В. Ухтомского и в гимназии Московского

университета. Дипломант Французской академии художеств, профессор

Римской национальной академии искусств, член Флорентийской и Болонской

академий художеств – поистине мировое признание его таланта.

При проектировании дома Пашкова Баженов выступил блестящим

последователем идей французского классицизма. Из усадебных городских

домов в Москве, созданных в последний период жизни Баженовым, следует

отметить дом Юшкова на Мясницкой. Завершением творчества В.И.

Баженова предстает проект строительства Михайловского (Инженерного)

замка в Петербурге, однако закончить его Баженову не удалось, и со

значительными изменениями дворец был достроен архитектором В.Ф.

Бренной.

Еще один выдающийся русский архитектор – М.Ф. Казаков. Свое

образование он получил в архитектурной школе Ц.В. Ухтомского в Москве,

большую роль в развитии природного дарования М.Ф. Казакова сыграла

работа в Твери, а затем семилетнее пребывание в архитектурной команде

В.И. Баженова в период работы над проектом Большого Кремлевского

дворца.

Творческим кредо Казакова был классицизм в его строгом проявлении.

Ярким примером этому служит огромное здание Сената в Московском

Кремле, сооруженное им в 1776 – 1787 гг.

Следующим крупным общественным зданием, возведенным Казаковым

в Москве, было четырехэтажное здание Университета на Моховой улице. Это

здание является прекрасным образцом классицизма, соответствующим

престижу русской науки своим строгим и репрезентативным видом.

 

Блок 3. «Золотой» и «серебряный» века русской культуры

Подъем национального самосознания после окончания войны 1812 г.,

патриотические настроения в обществе и контакт с европейской культурой в

ходе военных действий ускорил процесс размежевания в обществе,

связанный с прежним увлечением Европой. Попытки изменить

существующий исторический и социальный порядок в России привели

сначала к восстанию декабристов, а позже – к последовательному

выражению недовольства и увлечению передовыми социальными идеями

части русской интеллигенции, публиковавшимися в литературных и

философских произведениях. Правительство стремилось противопоставить

новым идеям свои, официальные.

Одним из создателей теории «официальной народности» был граф С.

Уваров. Он предложил теорию, в которой излагал мысль о предопределении

русского народа, о «трех столпах» спокойствия в обществе: православии,

самодержавии, народности. Эта теория была принята как официальная.

П. Чаадаев одним из первых подверг официальную идеологию жесткой

критике, стремился совместить идею свободы, заложенную декабристами, и

идеи, провозглашенные Французской революцией, в связи с чем в духовной

культуре России возник спор о выборе своего пути развития. В одних кругах,

куда входили В. Белинский, А. Герцен, М. Щепкин, П. Анненков, Н. Огарев,

И. Панаев и др., придерживались мнения о преимуществе

западноевропейского образца, за что получили название западников.

Западники были представлены двумя направлениями общественной мысли –

буржуазно-либеральным и революционным.

В других кругах, куда входили литераторы, философы, публицисты (А.

Хомяков, братья Аксаковы, братья Киреевские, Ю. Самарин и др.),

придерживались мысли об особом пути для России, отличном от Западной

Европы, за что получили название славянофилов.

И западники и славянофилы исходили из общих представлений о

самобытности русской истории и культуры, из представлений о ее особом

предопределении. Но западники рассматривали единый путь для всех

народов цивилизованного мира, считая самобытность аномалией, и

придерживались мысли об «исправлении» России по западному образцу.

Помимо этого часть из них придерживалась мысли о социализме на

развалинах самодержавия, а другая часть мечтала о буржуазной революции.

Славянофилы высоко ценили российскую самобытность, стремились к

сохранению традиционного миропонимания, провозглашали особый путь

развития России, не похожий на западный, защищали соборность и соборный

дух.

Расхождение взглядов западников и славянофилов коренилось в

различных историко-философских воззрениях. Спор относительно

исторического и культурного пути России сильно повлиял впоследствии на

ход становления русской философской мысли.

В отличие от западной, русская философия неразрывно связана с

практикой и реальностью, ей свойственны религиозность и соборность,

духовное единение, подвижничество, идеи героизма, стремление отразить

все стороны и особенности цивилизационного развития страны, ей чужды

рационализм и абстрактность. Европейская философия прошла период

становления гораздо раньше российской и вызревала на базе рационализма,

на основе научной мысли.

Русскую философию отличают глубокий гуманизм, высокая духовность,

что объясняется сильным влиянием художественной литературы,

публицистики, передовой общественной мысли и выражается в

космологизме, поисках законов и смысла исторического развития, в попытке

решить проблемы познания и нравственности.

Характерной чертой русской философии является существование

множества течений и направлений, неравнозначно повлиявших на

отечественную культуру. Среди этих направлений – материалистическая

философия революционных демократов, естественнонаучный материализм,

религиозная философия, идеалистическая философия, диалектико-

материалистическая философия Г.В. Плеханова, оказавшая влияние на

становление марксизма, и т. д.

На диалектико-материалистические идеи опиралось революционно-

демократическое движение в России: русские революционные демократы

выстроили новую систему взглядов на мир, в которой диалектика играла

особую роль, отстаивали принципы материализма, диалектичность законов

общественного развития. Им принадлежат большие заслуги в области

социологии, истории, философии. Так, историю они рассматривали как

закономерно развивающийся процесс, в котором господствует

необходимость. Творцом истории признавал народ выдающихся личностей,

находящихся во главе его. Белинский, Чернышевский, Герцен в качестве

центральной проблемы философии видели проблему свободного человека –

участника социального и нравственного прогресса, выступали за

интернационалнстичность культуры и общественной жизни. Несмотря на

утопичность тенденций, философия русских революционных демократов

является частью духовной культуры России.

Некоторый вклад в развитие русской философии внесли воззрения

представителей революционно-народнического движения, позитивизма,

неокантианства, неогегельянства, а весьма заметный след оставила

марксистская философия, связанная с именами Г. Плеханова и В. Ленина.

Самый содержательный и значительный вклад в развитие мировой

философии внесла самобытная российская религиозная философия,

оказавшая огромное влияние на формирование и религиозной культуры, и

русской культуры XIX в. в целом. Корни этого явления следует искать

прежде всего в русской ментальности, так как русская религиозная

философия черпает свою оригинальность в славянофильстве.

История этого направления такова: сначала возникло стремление

философски осмыслить синтез религии, государственности и политики (что

впоследствии и было сделано русскими революционными демократами). В

конце XIX в. Вл. Соловьев создает концепцию «всеединства»: некий синтез

науки, религии, философии, в котором особая роль отводится понятию

истории как процесса «богочеловечества». Вл. Соловьев сделал попытку

соединить рациональное и мистическое, в чем проявился утопический

характер его многогранной теории.

Тем не менее в дальнейшем развитие этого направления было

продолжено именно в силу его многогранности: концепцию








Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 664;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.141 сек.