Контрольные задания 7 страница. божественных – по-земному
божественных – по-земному. Справа в образе Евклида Рафаэль изобразил
своего великого современника архитектора Браманте; далее представлены
знаменитые астрономы и математики; у самого края правой группы
художник написал себя. На ступенях лестницы он изобразил основателя
школы клиников Диогена, в левой группе – Сократа, Пифагора, на переднем
плане, в состоянии глубокой задумчивости, – Гераклита Эфесского. По
предположениям некоторых исследователей, величественный и прекрасный
образ Платона был навеян незаурядным обликом Леонардо, а в Гераклите
Рафаэль запечатлел Микеланджело. Платон с Аристотелем, как и прочие
античные мудрецы, должны были символизировать симпатии пап языческой
античности.
Этот новый идеал человека Рафаэль передавал во всех своих
произведениях: и в философах «Афинской школы», и в портретах, и в
многочисленных изображениях мадонн.
Вершиной его творчества считается «Сикстинская мадонна»,
исполненная Рафаэлем около 1613 г. для монастыря в Пьяченце. В реальном
по художественному исполнению образе мадонны, несущей младенца-сына в
мир на муки, страдания и смерть, для того чтобы этой искупительной
жертвой помочь людям, с величайшей глубиной и серьезностью выражена
трагедия матери.
Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564), будучи на девять лет старше
Рафаэля и на 22 года моложе Леонардо, пережил их обоих более чем на 40
лет. В родном городе Флоренции он получил первые уроки живописи и
скульптуры, но в творчестве его практически не чувствуется влияния
учителей. Творения его настолько мощны и самобытны, что у Микеланджело
не было и последователей. Сам он считал себя скульптором, но ему
пришлось также выполнять грандиозные живописные и архитектурные
работы.
В изображение «прекрасного человеческого тела», как он сам говорил,
он вкладывал все свои мысли и силы. Уже в раннем произведении,
гигантском мраморном «Давиде» (высота 5,3 м), Микеланджело вопреки
библейскому мифу и установившейся традиции изобразил явного победителя
не мальчиком, а юношей, и не после победы, а до битвы.
Росписи потолка Сикстинской капеллы в Риме Микеланджело заполнил
изображениями прекрасных и титанически мощных людей. Сюжеты из
библейских мифов о сотворении мира он освобождает от традиционного
религиозного смысла. Микеланджело воспевает красоту человека в образе
Адама, как бы пробуждающегося к жизни, силу и мощь человека в образе
бога Саваофа, указывающего пути Солнцу и Луне. Во властных жестах
вседержителя, равно как и в выражении его лица, в глазах, как бы мечущих
молнии, выражается огромная, внушающая страх всепокоряющая воля.
Такая же страстность и сила вложена Микеланджело в статую
«Моисея», исполненную им около 1516 г. для надгробия папы Юлия II.
Исполненные Микеланджело для того же надгробия Юлия II фигуры, не
вошедшие в окончательный вариант, «Скованный раб» и «Умирающий
раб» – прекрасные мужественные образы людей, тщетно пытавшихся
разорвать свои путы.
Почти 15 лет (с 1520) работал Микеланджело над усыпальницей Медичи
во Флоренции, украшенной скульптурами «Утра», «Вечера», «Дня» и
«Ночи», в которых сочетаются эмоциональность и величавый покой.
С 1535 по 1541 гг. Микеланджело расписывал алтарную стену
Сикстинской капеллы в Риме фреской «Страшный суд». Эта фреска
подтверждает, что в период наступавшей реакции Микеланджело продолжал
твердо стоять на позициях искусства Возрождения. Он наполнил свою
фреску изображениями мощных обнаженных тел, как бы поднятых
космическим вихрем и сплетенных в клубки.
Особняком в искусстве итальянского Возрождения стоит творчество
сверстника Леонардо да Винчи – Сандро Боттичелли (ок. 1447 – 1510). Нет
живописи более поэтичной, чем живопись Сандро Боттичелли.
Господствующие в настроении образа грусть и меланхолия запечатлены в
одной из самых знаменитых картин Боттичелли «Рождение Венеры».
В атмосфере видимого благополучия и относительной свободы
общественного мнения поразительно быстро сложилась, и заняла
самостоятельное место в искусстве Возрождения венецианская живопись.
Первым крупным мастером ее был Джорджоне (1478 – 1576). В его
творчестве пейзаж начал приобретать самостоятельное значение, и никто так,
как Джорджоне, не умел соединять воедино человека и природу. У него
выступают на первый план основные для венецианской живописи задачи
колорита и света («Юдифь» и знаменитая «Спящая Венера»).
Величайшим венецианским живописцем был Тициан (1477 – 1576).
Многие последующие художники, в том числе испанец Веласкес и
фламандец Рубенс, учились на его произведениях. Тициан воспевал красоту
человека и окружающей действительности. В «Кающейся Магдалине»
Тициан изображает не изможденную постом и молитвами грешницу, а
молодую прекрасную девушку в расцвете сил, здоровья и красоты на фоне
жизнерадостного пейзажа.
В многочисленных картинах на мифологические темы («Даная»,
«Венера» и др.) Тициан прославляет красоту жизни, обнаженного тела, света,
разлитого по всей картине.
В одной из последних своих картин «Св. Себастьян» Тициан с
поразительной для 99-летнего старца энергией изобразил прекрасного
обнаженного юношу, привязанного к дереву и расстреливаемого из луков.
Такие венецианские живописцы, как Веронезе (1528 – 1588), Тинторетто
(1518 – 1594) и др. продолжали разрабатывать дальше традиции
реалистического искусства. Крупным мастером позднего Возрождения был
скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини (1500 – 1578).
АУДИТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 7.
КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Блок 1. Культура Западной Европы 17 века
Экономические потребности, расширение мануфактурной
промышленности, торговли способствовали бурному подъему точных и
естественных наук. В XVII в. завершился переход от поэтически-целостного
восприятия мира к собственно научным методам познания действительности.
Девизом эпохи можно назвать слова Джордано Бруно, сказанные на ее
пороге: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное
исследование». Это было время великих научных. Перечислим некоторых
наиболее выдающихся ученых Нового времени.
Галилео Галилей - итальянский ученый, один из основателей точного
естествознания, основой познания считал опыт. Он опроверг ошибочные
положения Аристотеля и заложил основы современной механики: выдвинул
идею относительности движения, установил законы инерции, свободного
падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений.
Занимался строительной механикой, построил телескоп с 32-х кратным
увеличением, благодаря чему сделал ряд астрономических открытий,
отстаивал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду
инквизиции и конец жизни провел в изгнании.
Иоганн Кеплер - немецкий астроном, один из зачинателей астрономии
нового времени. Открыл законы движения планет, составил планетные
таблицы, заложил основы теории затмений, изобрел новый телескоп с
бинокулярными линзами.
Исаак Ньютон - английский математик, механик, астроном и физик,
создатель классической механики. Открыл дисперсию света, хроматическую
аберрацию, разработал теорию света, сочетавшую корпускулярные и
волновые представления. Открыл закон всемирного тяготения и создал
основы небесной механики.
Готфрид Лейбниц - немецкий математик, физик, философ, языковед.
Один из создателей дифференциального исчисления, предвосхитил
принципы современной математической логики. В духе рационализма развил
учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий
бытия и всеобщих необходимых истин логики и математики.
Христиан Гюйгенс – нидерландский ученый, изобрел маятниковые часы
со спусковым механизмом, установил законы колебания физического
маятника. Создал волновую теорию света. Совместно с Р. Гуком установил
постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп (окуляр
Гюйгенса), открыл кольцо у Сатурна. Автор одного из первых трактатов по
теории вероятности.
Такие ученые, как Гарвей, Мальпиги, Левенгук, внесли вклад во многие
разделы биологии.
Художественную литературу XVII в. отличает широкий охват
действительности и многообразие жанровых форм: высокая трагедия и
роман, бытовая комедия и новелла, эпическая драма и лирический сюжет,
ода и сатира – в каждом из этих жанров были созданы непреходящие
художественные ценности. Начало века связано с именами Шекспира и
Сервантеса. Корифеи литературы следующего поколения – это Мильтон в
Англии, Кальдерон в Испании и великие французские драматурги Корнель,
Расин и Мольер.
В соответствии со сложением национальных государств в Западной
Европе складываются национальные художественные школы. В Англии
пуританское движение не благоприятствовало развитию изобразительного
искусства. В Германии после поражения крестьянских революций
практически на два века наступает застой в художественной жизни. Италия,
несмотря на раздробленность, благодаря сильным художественным
традициям Возрождения продолжает оставаться ведущим, а вернее одним из
ведущих Европейских государств в области художественной культуры.
Высшие достижения западноевропейского искусства XVII в. связаны с
искусством Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Можно
говорить о национальных особенностях искусства каждой из стран, и в то же
время о взаимной общности, позволяющей считать XVII столетие
определенным целостным этапом в история западноевропейского искусства.
В XVII в. сложились две стилевые системы: барокко и классицизм.
Для барокко характерны большая эмоциональная приподнятость и
патетический характер образов, что достигается за счет масштабности
построек, преувеличенной монументализации форм, динамики
пространственного построения, повышенной пластической выразительности
объемов. Отсюда криволинейность планов, изгибы стен, на которых как бы
вырастают карнизы, фронтоны, пилястры; изобилуют малые формы
архитектурного декора: окна украшаются разнообразными наличниками,
ниши – статуями. Общее впечатление бурного движения и богатства
дополняется скульптурой, росписями, лепниной, отделкой цветными
мраморами и бронзой. К этому следует добавить живописные контрасты
светотени, перспективные и иллюзионистические эффекты.
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с
дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством —
всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко
дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска,
корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на
каблуках. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от
англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал
брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему
сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху
барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и
сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of
nature) — это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех
против всех.
Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах
разума. Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не
содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит
оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко
появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в
учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли.
Для барокко характерна идея бездеятельного Бога — деизм. Бог
мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир
подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика
барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии,
абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако,
сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела
Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только
учиться.
Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради
развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо
рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные
игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё
появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место
икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в
приятную игру звука.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и
предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет
математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко —
это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда
возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой
логике — к baroco. В Версале появляется первый европейский парк, где идея
леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно
вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических
фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание
уделяют «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.
Культовые, дворцовые сооружения, скульптура, фонтаны (Рим)
объединяются в целостный художественный образ. То же можно сказать о
дворцово-парковых комплексах остальных областей Италии эпохи барокко,
отличающихся исключительно мастерским использованием сложного
рельефа местности, богатой южной растительности, водных каскадов в
сочетании с малыми формами – павильонами, оградами, фонтанами,
статуями и скульптурными группами.
Барочное искусство Фландрии имело свою специфику. У Рубенса,
Йорданса и других мастеров характерная для барочной концепции антитеза
земного и мистического, реального и иллюзорного выражается скорее
внешне, не переходя в трагический диссонанс. У Рубенса во многих
алтарных композициях, так же как и в картинах на темы античной
мифологии, прославляются человек и реальное бытие.
Во Франции стиль барокко не занимал ведущего положения, но зато
Франция XVII в. – это историческая арена развития классицизма.
Стиль классицизма возникает параллельно со стилем барокко как стиль
одной с ним эпохи, решающий с других позиций и другими
изобразительными средствами задачи своего времени – прославление
могущества абсолютного монарха.
Классицизм занял главенствующие позиции во Франции в эпоху
Людовика XIV, ставшую апогеем абсолютизма.
Вместо драматических эффектов барочного зодчества он выдвигает
принцип соединения величавой торжественности архитектурного образа с
разумной ясностью.
Хотя XVII в. представляет первый этап классицизма, когда особенности
этого стиля не достигли наиболее строгого и чистого выражения,
общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцово-
парковые комплексы проникнуты духом торжественной парадности. Их
пространственное решение отличается ясной логикой, фасада – гармонией
композиционного построения с соразмерностью частей, архитектурные
формы – простотой и строгостью.
Зодчие классицизма широко обращается к античному наследию, изучая
общие принципы античной архитектуры и прежде всего систему ордеров,
перерабатывая отдельные мотивы и формы. Классицизм оставил такие
замечательные памятники художественного синтеза, как скульптура и
декоративно-прикладное искусство в архитектурном ансамбле.
Название классицизм происходит от лат. «образцовый». В основе
классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались
одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное
произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании
строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого
мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное,
неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только
существенные, типологические черты, отбрасывая случайные
индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное
значение общественно-воспитательной функции искусства.
Систематизация и закрепление достижений великих художников
Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником
Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века,
наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В
своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к
вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и
Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.
В начале XVII века для знакомства с наследием античности и
Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место
среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных
произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии,
давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и
продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен,
в своих антивизированных пейзажах окрестностей «вечного города»
упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего
солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.
Блок 2. Культура эпохи Просвещения
Во всех странах Европы развитие культуры в XVIII в. в той или иной
мере проходило под знаком идей Просвещения.
Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755) в своих произведениях
«Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748) выступает против
феодализма и неограниченной монархии.
Монтескье различает три формы государственной власти: деспотию,
основой которой является страх; монархию, имеющую своей опорой
«принцип чести»; республику, где население воодушевлено высшей
гражданской добродетелью – патриотизмом. Политические воззрения
Монтескье, в частности, его учение о разделении законодательной,
исполнительной и судебной властей между независимыми, но
контролирующими друг друга инстанциями, не только были прогрессивны в
XVIII в., но и необычайно актуальны для современней политической
ситуации в России.
Самым выдающимся вождем умеренного крыла французского
Просвещения был Вольтер (1694 – 1778). Его огромный талант нашел
выражение в разнообразных, блестящих по форме литературных,
философских, исторических произведениях, насыщенных ненавистью к
феодальному государству и религиозному фанатизму. Из его философских
произведений наиболее значительны «Философские письма», «Основы
философии Ньютона» и «Философский словарь». Влияние идей Вольтера за
пределами Франции, в том числе и в России, было исключительно велико.
Антиклерикальные произведения Вольтера сыграли значительную роль в
развитии русского свободомыслия в XVIII в.
Новым этапом в развитии французского Просвещения XVIII в. была
деятельность Жана-Жака Руссо (1712 – 1778), идеолога революционной
мелкой буржуазии. Его идеи, выраженные в произведениях «О причинах
неравенства», «Об общественном договоре, или Принципы политического
права» и др., оказали впоследствии, в период Великой Французской
революции 1789 – 1794 гг. значительное влияние на якобинцев,
провозгласивших Руссо своим идейным предшественником. Его
произведения проникнуты ненавистью к угнетателям, страстной критикой
современного ему общественного и государственного строя, социального
неравенства, уродливого воспитания. Он обличает лицемерную, враждебную
интересам народа мораль, фальшивое искусство и официальную науку.
В XVIII в. берет начало процесс решительного изменения в
соотношении видов и жанров искусства, получивший завершение в
следующем столетии. Возрастает удельный вес литературы и музыки,
достигающих той ступени художественной зрелости, которую живопись
обрела уже в XVI – XVII вв. Литература и музыка постепенно начинают
приобретать значение ведущих видов искусства. Дополняя друг друга, они
удовлетворяют потребности времени в эстетическом осознании жизни, ее
движения и становления.
Развивается проза как жанр, который стремится показать судьбу
отдельного человека в ее сложном развитии во времени, в запутанных
отношениях с социальной средой либо рисующий широкую картину быта и
нравов эпохи, решающий коренные вопросы о месте и роли человека в жизни
общества. Таковы, несмотря на различие почерков и стилей, «Хромой бес»
Лесажа, «Манон Леско» Прево, «Кандид» Вольтера, плутовские романы
Филдинга, «Сентиментальное путешествие» Стерна, «Страдания молодого
Вертера» и «Вильгельм Мейстер» Гете. Жанр романа, дающий
универсальную картину мира, развивается особенно плодотворно.
Потребность в поэтическом, эмоционально-целостном выражении
душевного мира человека, раскрытии его непосредственного мироощущения
и мировосприятия в развитии, противоречиях и цельности предопределили
расцвет музыки как самостоятельного вида искусства. Создание в XVIII в.
Бахом, Моцартом, Глюком, Гайдном таких музыкальных форм, как фуга,
симфония, соната, раскрыло способность музыки передавать тончайшие
нюансы и процесс становления переживаний человека.
Значительны в XVIII в. успехи театрального искусства, драматургии,
тесно связанной с литературой. Для нее характерен отход от традиций
классицизма к реалистическим и предромантическим творческим
направлениям. Характерной чертой культуры этого времени является
пристальное исследование основных вопросов эстетики театра, природы
актерского мастерства и освещение общественно-воспитательной роли
театрального искусства.
XVIII в. – век портрета, но уже на новом витке развития культуры.
Мастера XVIII в. создали искусство утонченное, дифференцированное,
анализирующее тончайшие нюансы чувств и настроений. Изящная
интимность, сдержанная лиричность, вежливо-беспощадная аналитическая
наблюдательность – таковы художественные особенности портретов Латура,
Гейнсборо, Гудона.
Умение передать тончайшие оттенки настроения, подметить
характерное отличает галантные празднества и жанровые сценки Ватто,
Фрагонара, скромные бытовые мотивы Шардена, городские пейзажи Гварди.
Эти качества художественного восприятия жизни впервые с такой
последовательностью утверждались в искусстве, но ценой частичной утраты
художественных завоеваний прошлого.
Круг эстетических потребностей XVIII в. наиболее полно раскрывался в
изобразительном искусстве, архитектуре, в литературе и музыке.
Формирование новой культуры происходит весьма неравномерно в
различных странах.
Искусство XVIII в. завершается грандиозной эпопеей – творчеством
великого испанца Франциско Гойи. Оно слито с испанской живописной
традицией, с жизнью нации, но вместе с тем, в творчестве Гойи все обращено
к человечеству и истории, все живет в атмосфере всемирной трагедии и
общечеловеческой радости.
Творчество Франциско Гойи многообразно и охватывает самые разные
жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные,
тревожные, навечно западающие в память "Черные картины", написанные
художником на закате жизни.
Франциско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в
Фуэндетодосе, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал
на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое
сыновей: Франциско был младшим. Один его брат, Камилло, стал
священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям
Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франциско всю
жизнь писал с ошибками.
К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. Около 1759 года (то
есть в возрасте 13 лет) Франциско поступил в ученики к местному
художнику Хосе Лусан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет.
Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему
помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ
Франциско получил именно в эти годы - от местной приходской церкви. Это
была рака для хранения мощей.
В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в
Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой
художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца
Франциско Байеу. В 1766 году Гойя еще раз безуспешно пытался поступить в
Академию. После этого его взоры обратились к Италии. В 1771 году он
принял участие в конкурсе, проводившемся пармской Академией художеств
и получил вторую премию за историческое полотно, главным героем
которого стал легендарный Ганнибал.
Чуть позже художник вернулся в Испанию. В 1772 году он получил
заказ на потолочную фреску для церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар в
Сарагосе. На протяжении следующих десяти лет Гойя продолжал получать
подобные заказы от церквей, расположенных в Сарагосе и ближних к ней
городах.
В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его
утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась
сестрой упомянутому Франциско Байеу, пользовавшемуся немалым
влиянием. Он помог новоявленному родственнику получить несколько
престижных и выгодных заказов. В 1774 году Гойя переехал из Сарагосы в
Мадрид, где приступил к первой серии картонов для Королевской шпалерной
мануфактуры Санта-Барбара. Работа над картонами была основной для Гойи
до 1780 года, но и в следующее десятилетие он время от времени
возвращался к ней.
У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением
Хавьера (1784-1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак
продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году.
В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-
Фернандо. Пропуском туда послужила исполненная в академическом стиле
картина "Распятие". Затем, в 1785 году, Гойя стал вице-директором
живописного отделения академии, а в следующем году его пригласили ко
двору Карла III.
Смерть короля, последовавшая в 1788 году, ознаменовала крутой
поворот в жизни Гойи. Новый король, Карл IV, пожаловал ему почетный
титул придворного художника. Именно тогда художник присоединил к своей
фамилии аристократическую приставку
"де".
Осыпанный королевскими милостями,
Гойя стал наиболее востребованным и
модным среди мадридской аристократии
художником-портретистом. Наряду с этим
он продолжал работать и для церквей. В эти
годы им был написан знаменитый алтарный
образ "Святой Бернадин Сиенский,
проповедующий перед Альфонсом V
Арагонским" (1781-83).
Зимой 1792-93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника
пришел конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна
Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые
исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис
или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и
частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани
между жизнью и смертью.
Чуть поправившись, Гойя вернулся к работе и написал серию небольших
картин. Он делал это с терапевтическими целями, или, как говорил сам, для
того, чтобы "занять свое воображение и отвлечься от мыслей о болезни".
Кроме того, ему доставляло удовольствие работать не на заказ, освободив
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 546;