Тема 1. Теоретические и организационные основы 5 страница
- духовная сфера жизни общества;
Сфера (подсистема) жизни общества представляет собой разновидность социальной организации и деятельности, обладающая особым содержанием, закономерностями и объединением круга лиц, способами или средствами функционирования, определенными пределами распространенности. Социально-культурным основанием выделения сфер жизни общества служат те цели и задачи, потребности и интересы, планы и программы субъектов, осуществление которых необходимо для успешной жизнедеятельности общества и требует обособления, относительно самостоятельного отграничения и функционирования.
Сфера материально-производственной жизни обществавключает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Эта сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощается в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.
Данная сфера - это необходимая подсистема, содержание которой составляет воспроизводство, хранение и распределение материальных ценностей общества, удовлетворение материальных потребностей людей. Это преимущественно вещная и энергетическая сфера жизни, где действуют экономические законы и сами субъекты в системе экономики (хозяйства), где создаются материальные основы жизни людей, используется НТП, удовлетворяются материально-физические потребности.
В структуре материально-производственной жизни можно выделить:
- финансовую жизнь общества;
- жизнедеятельность субъектов промышленности;
- сельское хозяйство;
- жизнедеятельность людей в сфере транспорта и связи;
- материально-производственная индивидуальная трудовая деятельность;
- жизнедеятельность субъектов в ремесленно-кустарном производстве;
- научно-технический прогресс как направление материально-производственной деятельности;
- функционирование экономического сознания субъектов в данной сфере;
- система норм и принципов материально-производственной жизнедеятельности и управления экономикой страны; торговля; сфера хозяйственного сервиса;
- система экономических отношений.
Основными критериями материально-производственной сферы жизни общества выступают:
- развитость орудий трудовой жизнедеятельности;
- наличие новых, экологически безвредных технологий;
- реализация профессиональной подготовки субъектов в материальном производстве;
- внутренний валовой продукт;
- способы организации воспроизводства материальной культуры в соотношении с формами собственности и принципами хозяйственной деятельности.
Социальная сфера жизни общества– это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения, а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это – обобщающие показания достигнутого уровня благосостояния людей и функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.
Социальная сфера жизни общества – это необходимая подсистема, содержание которой составляет жизнедеятельность индивидов и других субъектов общества и отношений, характеризующая их положение в обществе с позиций социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, достойного уровня и качества жизни.
Структура социальной сферы жизни общества может быть представлена по субъектам:
а) в демографическом аспекте: положение в обществе младшего поколения (детей и молодежи), среднего и старшего поколений; мужчин и женщин;
б) по профессиональной деятельности: положение в обществе различных профессиональных групп и специальностей;
в) по социальному признаку: положение в обществе пенсионеров, инвалидов, бесквартирных, бедных, многосемейных и т. д.
Вместе с тем, структуру социальной сферы можно представить также и по основным слагаемым статуса личности или социальной общности (права, свободы, обязанности и ответственность).
Основными критериями социальной жизни общества выступают:
- статус личности в обществе и его реальное воплощение в жизни;
- положение демографических, этнических, профессиональных, конфессиональных и других общностей в гражданском обществе;
- качество и уровень жизни людей.
Политико-правовая сфера жизни общества -есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, политических партий и движений, общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов. Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочнение существующей политической власти; других – ее устранение. Третьи стремятся разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге все желают в той или иной форме оказать влияние на политические процессы в собственных интересах. Для этого каждый из действующих политических субъектов стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли. Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.
Данная сфера – это необходимая подсистема, содержанием которой является:
· установление имущественных отношений на основе форм собственности и осуществление власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти;
· жизнедеятельность субъектов общества может быть связана с завоеванием власти, использованием властных функций или их утратой;
· основными субъектами политической жизни общества выступают граждане страны и государство как особый аппарат управления страной (обществом), которому граждане делегируют определенные функции, наделяют его полномочиями и поручают решать конкретные задачи;
· политико-правовая жизнь осуществляется в определенных организационных рамках – в политической организации общества как совокупности политических институтов – государства, политических партий, движений, союзов и т. п.;
· важной характеристикой политической жизни является ее системность, в которую входят: политическая организация общества, политические отношения и деятельность субъектов, функционирование политического сознания, режим осуществления власти, политическая культура субъектов общества.
Структуру политико-правовой сферы жизни общества составляют:
- общение, поведение и деятельность субъектов политической сферы (их действительная политическая жизнь);
- система политико-правовых отношений общества;
- совокупность функционирующих политических институтов;
- политическая и правовая культура субъектов;
- осуществление режима власти.
Главными критериями политико-правовой жизни являются:
- согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны;
- наличие политических прав и свобод и их осуществление;
- демократизм;
- верховенство закона в политической деятельности субъектов общества, качество и степень правового регулирования активности общества, граждан и др.
Духовная сфера жизни общества– это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Духовная сфера складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе и научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представление о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.
Данная сфера - это необходимая подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека;
Духовная сфера жизни характеризуется:
- производством идей, духовных ценностей, символов и знаков как идеальных образований;
- развитием сознания и духовного мира различных социальных субъектов;
- развитием нравственных, эстетических отношений, отношений свободы совести и др.
В структуре духовной сферы жизни общества выделяются:
- процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания;
- научная жизнь общества;
- художественно-эстетическая жизнь общества;
- образовательно-воспитательный процесс в обществе;
- функционирование религии, свободомыслия и атеизма;
- информационная жизнь общества;
- нравственная жизнь общества.
Основными критериями духовной сферы жизни общества являются:
· развитость индивидуального сознания, мировоззрения и духовных качеств;
· осознание человеком самого себя, своих отношений с природой и обществом;
· гуманистическая направленность типа общественного мировоззрения;
· состояние духовных ценностей и степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества;
· мера развитости образования, науки, информационной жизни общества, искусства;
·практическая реализация свободы совести граждан.
В связи с усложнением общественной жизни возникают многообразные общественные отношения, связанные с различными, более специфическими видами деятельности людей - управленческой, научной, художественной, технической, спортивной, просветительской в той или иной сфере жизни общества.
Формы взаимодействия основных сфер жизни могут проявляться:
· во взаимозависимости и взаимообогащении содержания сфер жизни через обмен деятельностью и ценностями;
· в активном взаимном влиянии друг на друга (политика и экономика);
· в приоритетности той или сферы жизни на различных исторических этапах функционирования общества;
· в актуализации теоретико-идеологической или обыденно-практической сторон жизни общества;
· в способности к интеграции как способа объединения возможностей основных сфер жизни при решении общесоциальных или общегосударственных задач.
26. Направленность, этапы и субъекты общественного развития.
Направленность общественного развития:
Первая группа мыслителей утверждает, что для исторического процесса характерна цикличная направленность (Платон, Аристотель, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П.Сорокин).
Вторая группа настаивает на том, что доминирующим направлением общественного развития является регрессивное (Гесиод, Сенека, Буажильбер).
Третья группа утверждает, что прогрессивная направленность истории преобладает. Человечество развивается от менее совершенного к более совершенному.(А. Августин, Г. Гегель, К. Маркс).
Вообще прогресс — это движение вперед, от низшего к высшему, от простого к сложному, переход на более высокую ступень развития, изменения к лучшему; развитие нового, передового; это процесс восходящего развития человечества, предполагающий качественное обновление жизни.
Идея о том, что общество в своем прогрессивном развитии проходит некоторые универсальные этапы, была впервые высказана еще А.Сен-Симоном. Однако относительно законченную форму формационный подход получил только в середине 19 в. в социальном учении К.Маркса, объясняющим процесс развития человечества как прогрессивное восхождение от одной формы общества (формации) к другой.
В рамках «советского марксизма» закрепилось мнение, что человечество в своем историческом развитии обязательно проходит пять основных формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и грядущую коммунистическую («реальный социализм» рассматривался как первая фаза коммунистической формации). Именно эта схема, закрепившаяся в 1930-е, получила позже среди критиков название концепции-«пятичленки» (Рис. 3).
Информатизация общества. Информатизация общества это социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов и средств вычислительной техники. Информация нужна человеку: - для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире;. - чтобы принимать правильные решения. Для принятия решений при выполнении серьезной работы человек должен владеть профессиональной информацией. Эту информацию человек получает во время обучения и практической деятельности. - для развития человека. В мировой истории известны случаи, когда маленькие дети случайно попадали в звериные стаи и жили там долгое время. Возвратившись в человеческое общество, они так и не стали полноценными людьми. Причина в том, что для развития им не хватило информационного обмена с другими членами общества. - для регулирования жизни общества. Для этих целей в обществе создано много информационных средств. Первое из них — деньги, которые являются символом затрат труда на производство любой продукции. С помощью денег результаты своего труда мы можем обменять на результаты чужого. Или, например, в городах движение транспорта на перекрестках регулируется светофорами. Человеческое общество обладает еще одной очень важной особенностью. Оно способно накапливать информацию и передавать ее от поколения к поколению. Накопление информации является основой развития общества. Информация организует, регулирует и развивает общество. Часть членов общества работает только с информацией. Их называют работниками умственного труда. Это управляющие, финансисты, ученые, журналисты и т. д. Результатом их труда является новая информация, которая нужна обществу. Учителя и ученики — тоже работники умственного труда. Результатом их совместной работы является взросление и развитие учеников.
Субъектом общественного развития является личность, которая выступает как социальный проявление каждого человека, выраженный в конкретной индивидуальной характеристике.
27. Материалистическое и идеалистическое понимание истории.
Процесс развития общества называется историей, поэтому одной из важнейших частей социальной философии является философия истории (историософия). Термин «философия истории» был введён в середине 18 в. Ф. Вольтером. В отличие от истории историософия занимается не изучением конкретных исторических событий, их причин и следствий, а более масштабными вопросами: есть ли у истории смысл? какова цель истории? Какие существуют движущие силы исторического процесса? Является ли история случайным набором событий или ей присуща определённая закономерность? При философском рассмотрении исторического процесса также достаточно чётко проявляются особенности миропонимания, заложенные в трёх главных направлениях философии: объективном и субъективном идеализме, а также в материализме. Объективные идеалисты полагают, что ход истории определяется нематериальным духовным началом, не зависящим от сознания человека. Объективно-идеалистическая философия истории может существовать как в религиозном, так и в нерелигиозном варианте. Религиозным вариантом объективно-идеалистического понимания истории является провиденциалистская философия истории Аврелия Августина, изложенная им в труде «О граде Божием». Вся история, по Августину, есть осуществление Божественного замысла, направленного на торжество блага и справедливости. Все земные государства возникают в соответствии с волей Бога, содействуют осуществлению Его замыслов, а затем волей Бога уничтожаются. Это же относится и к судьбам выдающихся исторических деятелей. Именно Божественный замысел и делает исторический процесс осмысленным. Августин одним из первых предложил линейное понимание истории, при котором утверждается уникальность и неповторимость каждого исторического события, противопоставив такое понимание истории господствующим в античности циклическим представлениям. Вся история человечества делится Августином на 7 этапов, границей между которыми являются важнейшие события в отношениях между Богом и человечеством (грехопадение, потоп, пришествие Спасителя и пр.). Существование человеческого общества предстаёт, по Августину, как борьба небесного (Божьего) и земного (дьявольского) градов, сообществ. Нерелигиозным вариантом объективно-идеалистических представлений об истории является философия истории Г. Гегеля. В «Лекциях по философии истории» Гегель утверждал, что творцом истории является мировой дух, который переходит от одного народа к другому. И когда мировой дух пребывает у этого народа, данный народ добивается значительных успехов в политике, экономике и культуре, и тем самым, движет общество вперёд. Мировой дух использует народы, страны и исторических деятелей для своего собственного совершенствования. Гегель насчитывает три исторических этапа шествия мирового духа в истории: 1. Древний Восток, 2. Античность, 3. Западная Европа. Основным смыслом истории Гегель считает прогресс в человеческой свободе. На Востоке свободен лишь один (фараон, деспот) – все остальные, даже вельможи, по своей сути являются рабами владыки. В античном мире свободны были немногие, а в Европе нового времени свободны большинство. Гегель выдвигает учение о хитрости мирового духа, который использует в своих целях выдающихся личностей, расставляя перед ними в качестве приманки стремление к обогащению, власти, почёту. Желая достичь этих благ, исторические деятели выполняют незаметно для самих себя предначертанное мировым духом. Так, увидев Наполеона во главе войск, сам Гегель, признавался, что видел шествие мирового духа на белой лошади. Реальные результаты деятельности выдающихся людей далеки от того, к чему они субъективно стремятся. Гегель делил народы на исторические и неисторические; к сожалению, славян Гегель предвзято относил ко второй группе народов. Субъективно-идеалистические представления о ходе истории характеризуются признанием того, что история зависит от сознания людей и определяется им. Одной из форм субъективно-идеалистических воззрений на ход истории является волюнтаризм, объявляющий, что ход истории в целом зависит от воли выдающихся исторических личностей. Задумаемся, произошла бы Отечественная война 1812 г., если бы не было воли Наполеона, а реформ Петра 1 без воли этого исторического деятеля. Может создаться впечатление, что воля и желания исторических персонажей являются главным движущим фактором истории. Самыми яркими представителями волюнтаризма в философии истории могут считаться английский философ и историк Томас Карлейль (1795 – 1881) и русский мыслитель-народник Н. К. Михайловский (1842 – 1904). Так, Т. Карлейль создал культ героев, которых объявил единственными творцами истории. К героям Карлейль причислял тех, кто отличался яркостью индивидуальности, активной духовной деятельностью и способностью влиять на людей. Н. К. Михайловский в конце 19 в. выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой историю творят герои-одиночки, увлекающие за собой толпу личным примером.[4] Однако противники такого волюнтаризма (например, Г. В. Плеханов в работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю») утверждают, что сколь бы ни была значительной роль выдающихся исторических деятелей, они не могут принципиально изменить ход истории, определяемый более глубокими закономерностями, носящими объективный (не зависящий от сознания личностей) характер. Выдающиеся деятели могут лишь ускорить или замедлить ход исторических процессов, но не изменить их. Так, Россия рано или поздно приобщилась бы к европейской цивилизации, даже если бы Пётр 1 и не проводил реформы. Успех сопутствовал Петру не столько из-за его воли и энергии, сколько потому, что он реализовывал те потребности, которые стояли перед Россией на соответствующем этапе её истории. Исторический деятель, идущий против экономических и других социальных законов, обречён на поражение. Здесь можно поставить вопрос о роли случайности в истории. Среди историков уже несколько веков бытует шутка, восходящая к одному из афоризмов Б. Паскаля: «Если бы нос Клеопатры был чуть короче, история пошла бы по-другому». Попытайтесь аргументированно согласиться или оспорить этот тезис. Разумеется, возможно, тогда Антоний не проиграл бы противостояние с Октавианом, и стал бы единовластным правителем империи. Во главе Рима находились бы совершенно другие лица, у них были бы другие советники и пр. Но изменило ли бы это глобальный ход истории? Скорее всего, нет. Ведь кризис рабовладельческих отношений начался бы независимо от лица, восседающего на престоле, и римская империя всё равно начала бы клониться к упадку и стала бы уязвимой для нашествия варваров и дальнейшего разрушения. Случайность в историческом процессе служит лишь выражением необходимости исторической необходимости, вытекающей из законов развития общества. Одним из виднейших противников абсолютизации роли случайности в истории был Л. Н. Толстой, критиковавший в романе «Война и мир», в частности мнение французских историков, что Наполеон проиграл Бородинское сражение из-за случайно подхваченного насморка. Тогда спасителем России следовало бы объявить камердинера, не удосужившегося за несколько дней до сражения подать императору непромокаемые сапоги. Толстой полагал, что ход истории определяется строго детерминированными закономерностями, проявляющимися в народных массах. По настоящему великие исторические деятели (каким Толстой представлял М. И. Кутузова) понимают эти процессы и стараются им не препятствовать. Мнение Наполеона или Александра I, что они управляют ходом истории, – не более чем их собственное заблуждение. Подобные деятели – только блестящая радужная пена на поверхности. Ещё одним (наряду с волюнтаризмом) вариантом субъективно-идеалистических представлений об истории является учение о том, что ход истории определяется распространением истинных знаний, борьбой с заблуждениями и суевериями. Именно так рассуждали представители Просвещения, а чуть позднее многие позитивисты. Просветители выдвинули положение «Мнения правят миром». Люди принимают решения и свершают поступки, руководствуясь своими представлениями о мире. Соответственно, следует сделать мнения людей разумными, просвещёнными и люди (прежде всего правители) будут принимать правильные решения, содействующие благу общества. Сторонники этой точки зрения считают исходной точкой прогресса общества развитие знаний и наук. Но, признавая определённую роль прогресса знаний, следует сказать, что развитие науки во многом само зависит от обстоятельств, объективных по своему характеру, в частности от уровня производительных сил и от способа производства. Материалистическое понимание истории подразумевает, что ход истории зависит от объективных материальных факторов, не зависящих от сознания людей. Материализм признаёт наличие неизменных исторических законов, определяющих развитие общества. Причём, общество очень долго считалось совершенно особой реальностью, кардинально отличающейся от природной. Этим объяснялось, почему многие философы, будучи материалистами при изучении природы, оставались идеалистами при рассмотрении общества. Разновидностями материалистического понимания истории можно считать географический и экономический детерминизм. Географический детерминизм исходит из решающего влияния географических факторов на развитие общества (климат, наличие рек, размер территории). В частности, климат оказывает влияние на род занятий, которые в данном климате возможны. Например, в степях возможно скотоводство, но не земледелие. Соответственно, кочевые общества отличаются нестабильностью и агрессивностью по отношению к соседям, поскольку не привязаны к определённому участку земли. Общества, основанные в долинах рек, где возможно земледелие, более устойчивы, так как земледелец не может оставить без присмотра возделываемый им участок. Элементы географического детерминизма заметны в воззрениях Ш. Монтескье. В 19 в. в числе последователей этого направления могут быть названы английский историк Томас Бокль (1821 – 1862) и русский культуролог Лев Ильич Мечников (1838 – 1888), автор известной работы «Цивилизация и великие исторические реки». Однако стоит заметить, что влияние природных (географических) факторов на развитие человечества было значительным на заре истории, когда зависимость людей от природы была весьма сильной. Ход развития общества на высоком уровне обособленности от природы, достигнутом цивилизаций, уже географическими факторами объяснён быть не может. Другой, более распространённой в современной философии, разновидностью материалистического понимания истории является экономический детерминизм, нашедший наиболее последовательное отражение в марксизме. В основе развития общества, согласно Марксу, лежат объективные законы, не зависящие от сознания людей. К. Маркс полагал, что история человечества в конечном итоге определяется прогрессивным развитием производительных сил и возникающих на их основе производственных отношений. К производительным силам Маркс относил 1. самого человека с его физическими и интеллектуальными способностями, 2. Средства труда – орудия, с помощью которых осуществляется деятельность человека, 3. Предметы труда – то, на что направлена деятельность человека (вспахиваемая земля, добываемая руда и пр.) Средства труда и предметы труда объединялись Марксом в понятие «средства производства». На основе производительных сил возникают производственные отношения – отношения между людьми, возникающие в процессе производства. Главным из производственных отношений марксизм объявляет отношения собственности на средства производства и на продукты, получаемые в результате процесса производства. Развитие общества, таким образом, определяется преимущественно экономическими факторами, являющимися базисом. На основе базиса возникает надстройка, в целом определяемая характером производства. В состав надстройки включались политические, правовые, культурные, религиозные и прочие отношения. Считалось, что в конечном итоге все эти отношения зависят от степени развития производительных сил и соответствующих ей производственных отношений. Признавалось, правда, незначительное обратное влияние надстройки на базис. К. Маркс постулировал, что производительные силы развиваются быстрее соответствующих им производственных отношений, (а базис является более динамичным, чем надстройка). Это в конечном итоге приводит к слому старых производственных отношений и соответствующей им надстройки и замене их на новые, соответствующие новому уровню производительных сил. Тип общества, основывающийся на определённом уровне развития производительных сил и соответствующих производственных отношениях, называется Марксом социально-экономической формацией. Марксистами выделяется 5 следующих друг за другом формаций: 1. Первобытнообщинная, 2. Рабовладельческая, 3. Феодальная, 4. Капиталистическая, 5. Коммунистическая. Как правило, переход от старой формации к новой, считал К. Маркс и его последователи, сопровождается революцией, резким скачкообразным насильственным изменением социально-экономического и политического строя. Марксизм настаивал на общности исторического пути развития всех стран, развивающихся по одним и тем же объективным социальным законам.
28. Роль личности в истории. Диалектика объективного и субъективного в военно-исторической практике.
Развитие общества – многогранный исторический процесс, который развивается в силу предпочтений людей, как вынужденных (напр., насущное обеспечение своей жизни), так и целевых (от собственного обогащения до решения национальных вопросов). Но еще К. Маркс писал, что люди должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой, а затем уже могут заниматься науками и искусством. Иными словами, в качестве фундамента общества выступает материальное производство, которое создает не герой, а нация.
Часто приводятся примеры Александра Македонского, Наполеона и др., оказавших существенное влияние на историю, что несомненно, но при этом упускается из виду экономико-политическая ситуация в их странах, позволившая реализовать амбиции этих людей. Без армии и ее оснащения они ничего бы не сделали, а мощь армии зависит от экономики общества, следовательно, от народа.
Таким образом, материальное производство и его развитие – база исторического процесса, и не герой, а народ, создающий богатство нации (вопрос о его распределении важен, и всегда был основой субъективных решений) определяет историю (а вот термин «творит» не является корректным, как в силу закономерности развития, так и известной пассивности масс).
В силу совместного существования людей их действия принимают обобществленный характер, чем определяется композиция их предпочтений и действий, которые в силу понятности и типизации целей (обогащение, служение обществу…) приобретают целевой характер, выражающийся в развитии производительных сил и смене процессов распределения и потребления национального продукта. Это приводит к унификации форм развития, которое на основе объективности и развития производительных сил обретает определенную закономерность. Историко-производительные законы рассматриваются в политической экономии, историко-общественные законы – в социальной философии («Социальная философия в Новейшей философии»). Развитие общества, таким образом, с некоторых пор оказалось неизбежно определенным в связи с объективностью развития производства и экономики в обществе в целом. Но развитие общества неотделимо и от общественного сознания, в первую очередь, потому что производственное развитие определяется и субъективными целями и мотивами, основными из которых являются распределение и потребление, а также обогащение (т.е. связанные с материальным производством).
Таким образом, история представляет собою единство объективного и субъективного: с одной стороны, она развивается независимо от воли людей, а, с другой стороны, история есть история человечества, людей, как духовных индивидов, имеющих цели.
Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 1485;