Тема 1. Теоретические и организационные основы 4 страница
Таким образом, научный факт – это нечто данное, установленное опытом и фиксирующее эмпирическое знание. В науке совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теория. Познание не может ограничиться фиксированием фактов, потому что это не имеет смысла: любой факт должен быть объяснен. А это уже задача теории.
Теоретический уровень научного исследования начинается с выдвижения гипотез. С греческого гипотеза переводится как предположение. В качестве формы теоретического знания гипотезу определяют как предположительное знание, которое удовлетворительно объясняет эмпирические факты и не вступает в противоречие с основополагающими научными теориями. Гипотеза выдвигается для решения конкретной научной проблемы и должна удовлетворять определенным требованиям. К числу таких требований относятся релевантность, проверяемость, совместимость с существующим научным знанием, наличие объяснительных и предсказательных возможностей и простота.
Закон – следующая форма существования научного знания, в которую трансформируются гипотезы в результате всестороннего обоснования и подтверждения. В законах науки отражаются устойчивые, повторяющиеся, существенные связи между явлениями и процессами реального мира. В соответствие с принятой двухступенчатой структурой научного познания выделяют эмпирические и теоретические законы.
На эмпирической стадии развития науки устанавливаются законы, в которых фиксируются связи между чувственно воспринимаемыми свойствами объектов. Такие законы называются феноменологическими
Эмпирические законы можно назвать количественными, а теоретические – качественными законами.
В современном естествознании обычно выделяют эмпирический и теоретический уровни познания.
Эмпирический уровень познания. На эмпирическом (опытном) уровне познания используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, такие, как систематическое наблюдение, сравнение, аналогия и т.д. Здесь накапливается первичный опытный материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения. На данном уровне познание имеет дело с фактами и их описанием. Вся научная информация основана на наблюдениях и подвергается объективной проверке. Непосредственные наблюдения ограничиваются только ощущениями, полученными от пяти органов чувств. Эти данные можно проверить, поскольку наши органы чувств могут обманываться и предоставлять нам неверную информацию.
К сожалению, сами по себе эмпирические факты и обобщения мало что объясняют. Можно сделать наблюдение, что на Земле любой предмет (а не только яблоки) будет падать сверху вниз. Но еще один непреложный факт — то, что звезды и планеты, которые мы можем увидеть у себя над головой, на Землю не падают. Выявить разницу между этими событиями, а также объяснить их причину на уровне эмпирического обобщения невозможно. Чтобы это понять, нужно пойти дальше и перейти с эмпирического на теоретический уровень познания.
Теоретический уровень познания. Только на этом уровне становится возможным формулирование законов, являющееся целью науки. Для этого нужно уметь увидеть за многочисленными, часто совершенно непохожими внешне фактами, именно существенные, а не просто повторяющиеся свойства и характеристики предметов и явлений.
Главная задача теоретического уровня познания заключается в том, чтобы привести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира. Для этого отдельные чувственные данные складываются в одну целостную систему — теорию.
Но при построении теории используются другие, более высокие методы познания — теоретические.
Теоретический уровень познания обычно расчленяется на два типа — фундаментальные теории и теории, которые описывают конкретную область реальности. Так, механика описывает материальные точки и взаимоотношения между ними, а на основе ее принципов строятся различные конкретные научные теории, описывающие те или иные области реального мира.
При всех различиях между эмпирическим и теоретическим уровнями познания нет непреодолимой границы: теоретический уровень опирается на данные эмпирического, а эмпирическое знание не может существовать без теоретических представлений, оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.
21. Развитие философских представлений о происхождении и сущности человека.
Вопрос о происхождении и сущности человека интересовал человечество с давних времён. Одни из самых древних представлений описаны исследователями культуры австралийских аборигенов. Вальтер Рот отмечает большое количество небольших мифов, объясняющих в наивной форме некоторые особенности животных, происхождение солнца, изображающегося в виде женщины, жившей некогда на земле, месяца, олицетворяющегося в виде мужчины. Интересны мифы о культурных героях, которым приписывают введение каких-либо обычаев или культурных благ: добывание огня, установление брачных правил, инициаций и т.д.
Античные философы выдвигали разнообразные предположения о происхождении человеческого рода.
Греческие мыслители пытались понять, в чем главное отличие человека от животных: Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) и Сократ (469-390 гг. до н.э.) считали, что человек обязан своим высоким положением наличию руки. Знаменитый афинский оратор Исократ (436-338 гг. до н.э.) придавал большое значение возникновению у человека речи.
Великий Аристотель (384-322 гг. до н.э.) осуществил синтез натурфилософии и учения о человеке. В своих трудах «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О душе» Аристотель закладывает основы изучения животных и человека. Он рассматривает функциональную роль частей тела, классифицирует их, вводит классификацию живых существ в виде «лестницы», т.е. иерархии сложности их организации. Вершина этой «лестницы», согласно Аристотелю, человек. Аристотель классифицирует всех животных на животных с кровью и без крови. Также он описывает три формы обезьян: обезьяны с хвостом (мартышки, мангобеи), обезьяны без хвоста (макаки) и собакоголовые (павианы). Он первый заговорил о сходстве человека и обезьяны, сопоставляя формы ушей, ноздрей, ресниц, зубов, рук и т.д., хотя считал менее красивой, чем лошадь, но считал ее более похожей на человека. Отличие человека, по мнению Аристотеля, это двуногость, большой мозг, членораздельная речь, уплощенная грудь, неподвижная ушная раковина, строение плеча и бедра, окраска глаз. Конечно, Аристотель был далек от идей эволюционизма и внешнее сходство организмов он видел лишь в вариации одной первоначальной формы.
Философия не является единственным источником древнейших сведений о человеке. Другой важной сферой интересов была медицина. Например, знаменитый врач и ученый – Гиппократ (460-356 гг. до н.э.) пристально изучал внутреннее устройство человека. Ему принадлежит учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех соках организма. Преобладание каждого из них соответствует определенному темпераменту: крови – для сангвиника, желтой желчи – для холерика, черной желчи – для меланхолика, слизи – для флегматика.
Другой знаменитый римский врач и ученый Клавдий Гален (131-201гг.) собрал обширные сведения по анатомии человека, хотя в его времена вскрытие трупов людей было запрещено. В его труде «О назначении частей человеческого тела» Гален фиксирует большое анатомическое сходство обезьян и людей. Описывая человека, он допустил более двухсот ошибок и неточностей, что позволяет предполагать, что он вскрывал не людей, а обезьян.
В ХV-ХVI вв. появились ученые, которые смогли сначала усомниться, а потом и вовсе отказаться от архаичности представлений Галена и Авиценны. Известнейший врач и алхимик Парацельс (1493-1541гг.) начал свою преподавательскую деятельность с того, что сжег книги Галена и Авиценны. На службу медицине он поставил алхимию, которая, по его мнению, призвана изучать способы перехода природных металлов в продукты, полезные для человека. Парацельс отверг учение Галена о четырех жизненных жидкостях и предложил другое, по которому человеческое тело – это химическая система, и в ней основную роль играют сера, ртуть и «соль». Соответственно и здоровье человека зависит от сохранения баланса между ними.
Революционным в области наук о человеке стало открытие Уильямом Гарвеем (1578-1651) кровообращения. Свою теорию он изложил в работе «О движении сердца», опубликованной в 1628 году. Этот труд повлиял не только на взгляды в области медицины и анатомии, но и на философские взгляды Декарта и Гоббса, став одной из опор механицистской парадигмы биологии.
В 1859 году Чарльз Дарвин издает свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора». В нем нет прямого исследования происхождения человека, но, очевидно, что человек подчиняется тем же законам природы, что и все остальные животные. Дарвин исследует особенности 25 видов обезьян, показывает сходство человека и человекообразных обезьян, а также предлагает использовать обезьян в качестве физиологической модели человека.
Под влиянием идей Дарвина в 1863 году выходит книга Т.Гексли «О месте человека в природе». В этой работе Гексли показывает очевидное сходство человекообразных обезьян с человеком, особенно гориллы и шимпанзе. Особое внимание Гексли обращает на конечности обезьян и человека, а также на строение мозга и таза.
Впервые построить родословное дерево человека попытался немецкий биолог Эрнст Геккель в работе «Естественная история мироздания». Биологическую форму, связывающую человека с обезьянами, он назвал питекантроп – обезьяночеловек. Эта форма была еще неизвестна науке, и ее можно было назвать «недостающее звено».
Вторая половина ХIХ века ознаменована ростом интереса к проблемам происхождения человека и становлением специальной науки о человеке - антропологии. В 1863 же году был организован отдел антропологии и этнографии при Московском обществе любителей естествознания в России. Инициатором его создания и руководителем был профессор Московского университета А.П.Богданов (1834-1896гг.). Главную задачу общества его создатель видел в популяризации общественно-научных знаний, просветительской и научной работе.
22. Биосоциальная сущность человека.
В соответствии с характеристикой К. Маркса сущности человека как совокупности общественных отношений, он предстает существом социальным. Вместе с тем речь шла и о том, что человек - часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим. Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изменяться в довольно больших пределах, что само по себе нормально. Методы статистики позволяют выявить наиболее вероятные, широко распространенные значения каждого видового признака. На проявление многих биологических параметров вида могут влиять и социальные процессы.
Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей (исключение составляют однояйцевые близнецы, наследующие идентичный генотип). Эта неповторимость усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом
Включенность человека сразу в два мира - в мир общества и в мир органической природы - порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. Из числа последних рассмотрим две, которые можно считать ключевыми.
Напомним, что Аристотель называл человека «политическим животным», подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Проблема же заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.
Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен, неповторим, в практической жизни мы, однако, группируем людей по различным признакам, из которых одни (скажем, пол, возраст) определяются биологически, другие - социально, а некоторые - взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое же значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?
В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами: концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими, или натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение. Конечно, в законченном виде такие полярные точки зрения высказываются нечасто, однако многие трактовки человека при рассмотрении соотношения в нем биологического и социального тяготеют к одному из этих полюсов.
Как биологический вид человек чрезвычайно пластичен. Всякий другой вид способен выжить лишь в пределах достаточно узкой «экологической ниши», то есть совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Человек в этом смысле несравненно более универсален, его биологическая организация позволяет адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Однако и его возможности далеко но безграничны - существуют такие пороговые значения внешних условий, за пределами которых биологическая организация человеческого существа претерпевает необратимые, разрушающие ее изменения.
23. Индивид, индивидуальность, личность.
«индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон. Индивид - это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей. Индивидуальность - характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства. Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность - это итог взаимодействия человека и общества.
Личность неоднородна, что позволяет говорить о ее структуре: физическая личность или физическое Я - это телесная организация человека, которая требует заботы, защиты, тренировки и самодисциплины; существование физического Я во многом определяется духовной стороной жизни человека. социальная личность - это совокупность социальных ролей человека, которые он играет в различных социальных группах. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, семье, дружбе, любви и т. д. формируют социальную структуру личности.
духовная личность - ценности и идеалы - составляет тот невидимый стержень, ядро личности, на котором она держится, и вокруг которого выстраивается. Именно духовный стержень придает силу человеку и позволяет выжить в самых тяжелых условиях, напротив, утеря его ведет к саморазрушению личности, потере смысла жизни.
Все эти стороны личности образуют единую систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать главенствующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной и интеллектуальной активности. Эта черта, выходящая на первый план, и определяет сущность личности на данном этапе ее развития.
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.
Первый тип - «деятели» - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, руководители и предводители. Для таких личностей главное - активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя.
Второй тип - «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Размышление требует одиночества и определенной дистанцированности от общества и происходящих событий. Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался большим авторитетом. Недаром многие мудрецы и пророки: Будда, Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Они в истории человечества выступают в качестве «маяков», на которые равняются последующие поколения.
Третий тип - люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г.Гейне) проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, их гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом. Судьба их как правило трагична.
Четвертый тип - гуманисты и подвижники, которые видят свое предназначение в любви к людям и всему живому, в активной помощи людям. Они очень тонко чувствуют чужую боль и сделали делом своей жизни милосердие. «Спешите делать добро» - их жизненный принцип. А. Швейцер, Ф.П.Гааз, Мать Тереза, тысячи их последователей и в истории и нашей действительности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение.
24. Проблема личности в философии. Ступени формирования личности.
Под "личностью" в современном социально-философском знании понимают обычно как 1) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности; так и 2) индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности. Понятие личности, употребляемое в этом значении, нужно отличать от понятия индивидуальности, подразумевающего своеобразие, особенности данного лица.
Проблема личности в философии - это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.
Если в античной философии личность выступала преимущественно как отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, "индивидуальная субстанция" рационального характера (Боэции), синоним нематериальной души. В философии Нового времени, начиная с Декарта, распространяется дуалистическое понимание личности (тело и дух), на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе; понятие "личности" практически сливается с понятием "Я", тождество личности усматривается в ее сознании. По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое "Я" нравственному закону (категорическому императиву: "…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился к нему только как к средству").
В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференцировались отдельные проблемы исследования личности, ее биологические и социальные детерминанты, степени свободы личности по отношению к природе, обществу и самой себе. Личность и общество нередко сопоставлялись и противопоставлялись как равные, однопорядковые величины. Отсюда, с одной стороны, свойственное метафизическому материализму принижение личности, рассмотрение её главным образом как продукта социальной или биологической среды, а с другой - волюнтаристское понимание личной свободы как произвола, отрицающего естественную и историческую необходимость. При этом личность оказывается либо абсолютным демиургом (творцом), либо трагически страдающим началом, гибнущим под натиском внечеловеческих безличных сил (романтики).
«Личность рождается дважды», — так точно отразил путь формирования личности известнейший отечественный психолог А.Н. Леонтьев. На пути становления личность преодолевает гораздо больше двух ступенек, названных этапами, но именно две вехи являются ключевыми.
Первая веха: Управление своими побуждениями
Первое пробуждение личности происходит, когда ребенок научается подчинять биологические потребности сознательному управлению. Постепенно у ребенка формируется умение регулировать свои биологические побуждения в соответствии с социальными нормами. Это происходит только при наличии отношений с другими людьми — на первых порах, разумеется, с самым близким кругом. К трем годам завершается этап познания себя как «внешнего объекта» и рождается осознание Я-самости. Психологи говорят об осознании ребенком себя как целостной системы. С этого времени у ребенка начинает формироваться самооценка и для него становится важным соответствовать требованиям взрослых. К завершению дошкольного возраста ребенок сознательно управляет своим поведением, понимает, каким социальным нормам должны соответствовать его поступки, и переживает, если ему не удалось соблюсти требуемое соответствие. Эта стадия символизирует первое рождение личности.
Вторая веха: Самостоятельность и соподчинение мотивов
Для того чтобы взрослеющий человек осознал себя личностью в полном смысле этого слова, он нуждается в самостоятельном управлении собственной жизнью, нуждается в том, чтобы самому решать, что для него важно, какие решения принимать, и что в личной жизни ставить на первое место.
Этап становления зрелой личности
Некоторые психологические подходы называют дошкольный и школьный период развития личности эрой восхождения к социальной зрелости. Эра не завершается с получением школьного аттестата, а процессы формирования осознанной самостоятельности, заложенные в подростковом возрасте, продолжаются совершенствоваться в юношестве и молодости.Так плавно личность переходит к новому этапу, на котором помимо самостоятельности, индивидуализации и ответственности за самого себя появляется необходимость осваивать новые роли профессионала, готового к принятию решений, семейного человека, способного заботиться о других и брать на себя ответственность за воспитание детей.Весь взрослый период жизни человека представляет собой этап формирования зрелости и совершенствования личности. Он может быть завершенным с последующим углубленным развитием личностных качеств.Далеко не все личности достигают зрелости. Некоторые люди так и останавливаются на ограниченных достижениях подросткового возраста, фрагментарно развивая некоторые личностные качества взрослого человека. Заметьте, как многие из них избегают ответственности, и как ожидают, чтобы кто-то за них решил их же проблемы.Природа и общество предоставляют каждому родиться личностью дважды в том возрасте, когда многое зависит от окружения. Последует ли за этим дальнейшее развитие личности, решает сам взрослый человек, т.к. он теперь зависит только от самого себя.
25. Сущность и структура общества. Диалектика основных сфер жизни общества.
Общество -совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Для того, чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к его изучению, необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е. характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также механизмы его функционирования и развития. На пути осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с содержанием концепций наиболее влиятельных течений и школ социальной философии, внесших заметный вклад в понимание проблем развития общества. Все это поможет представить общество как целостную социальную систему.
В современной философско-социологической литературе понятие «социальное» употребляется в узком и широком смыслах.
В узком смысле «социальное» обозначает существование особой области общественных явлений, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества, в которой решается свой круг проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей. Эти проблемы касаются социального положения людей, их места в системе общественного разделения труда, условий их трудовой деятельности, перемещений из одних социальных групп в другие, их жизненного уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т.д.
В широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное», как синоним данного понятия, совпадая с ним по объему и содержанию. В этом случае понятие «социальное» («общественное») обозначает все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе.
Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная система, также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Социальная философия рассматривает также взаимодействие между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития
Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определеннойсоциальной системы («социального организма»). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни. Но как бы там ни было, общество – это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений.
В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно- бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Ведь общество – это, прежде всего, люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества.
Общество относится к числу сложных, саморазвивающихся динамичных систем.
- Признаками общества как системы являются:
- целостность;
- способность сохранять себя под воздействием внутренних и внешних дестабилизирующих факторов;
- субстратность, способность развиваться на своей собственной основе;
- структурность;
- функциональность;
- действие объективных законов;
- наличие подсистем и др.
При изучении данного вопросаважно не упустить из поля зрения следующие аспекты:
· Общество – сложноорганизованная, иерархичная, многоуровневая система, каждый элемент которой может рассматриваться в качестве подсистемы или самостоятельной системы;
· система – это упорядоченное организованное множество элементов, образующих определенную целостность, свойства которой не сводимы к свойствам составляющих её элементов;
· в обществе как сложной социальной системе определяющим является не совокупность элементов ее составляющих, а сущностной характер связей и отношений между ними;
· в зависимости от нацеленности жизни людей на удовлетворение их материально-физических (для «тела») или духовных (для «души») потребностей выделяют два уровня жизни общества:
- материальная жизнь общества как первичный, естественно-необходимый уровень;
- духовная жизнь общества как вторичный, но не менее важный уровень жизни;
В зависимости от существования необходимо-важных сфер жизнедеятельности общества в его структуре выделяются:
- материально-производственная сфера жизни общества;
- социальная сфера жизни общества;
- политико-правовая сфера жизни общества;
Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 774;