Понятие исполнения наказания
Порядок и условия исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, а также средств исправления осужденных регулируются уголовно-исполнительным законодательством. Однако определение исполнение наказания зависит от теоретического осмысления категории «наказание», которая занимает важное место в нравственно-правовых и ценностно-нормативных системах любого общества. Особое значение при этом имеет уяснение содержания наказания и его целей.
«Тюрьма старого времени, — писал С. В. Познышев, — не преследовала, да и не могла преследовать никаких исправительных целей. Она должна была сохранять в своих стенах преступника впредь до востребования его властью, а иногда и всю жизнь; она должна была являться достаточным средством устрашения других, дабы им было «неповадно» подражать преступнику. Вот те несложные цели, достижение которых требовалось от тюрьмы и которые она могла достичь, оставаясь в самом ужасном положении». На воротах старой тюрьмы с полным правом можно было бы написать дантовские слова: «О, вы сюда входящие, оставьте надежды навсегда».1
Подтверждением справедливости этого высказывания служат официальные документы Комиссии по тюремному преобразованию, где о цели лишения свободы говорится следующее: «Правительство имело в виду возмездие за сделанное зло и ограждение общества от новых преступлений».2
Постоянный рост общественной напряженности, превращение тюрем в рассадник преступности, а с увеличением численности политических заключенных — в своеобразную школу политического воспитания, заставили правительство пересмотреть позицию по отношению к целям тюремного заключения.
В XX столетие места заключения вошли с новой концепцией исполнения наказаний. «Явилось убеждение, что наказание не достигает своей цели, если преследует только возмездие и не содержит в способах исполнения элементов исправительных, возбуждающих в преступнике желание достигнуть лучшей участи хорошим поведением и отучающих его от праздности», — к такому выводу пришли члены Комиссии по тюремному преобразованию, определяя основные цели и содержание тюремной реформы.3
Это положение нашло закрепление в Уставе о содержащихся под стражею 1890 г. Перед тюремными комитетами и отделениями в качестве главной была поставлена задача исправления нравственности заключенных. Надзор за исполнением арестантами «священных обязанностей веры», постоянный контроль за их поведением и внушение им надежды, что с их исправлением они будут постепенно получать облегчение в части исполнения наказания — главнейшие, согласно Уставу, средства воздействия на арестантов.
Комитетам и отделениям Общества Попечительного о тюрьмах вменялось содействовать тюремной администрации в том, чтобы «заключение вело к нравственному исправлению, а не служило к ожесточению»; духовенство же обязывалось подготавливать арестантов «к перенесению заслуженного наказания с христианскою покорностию и раскаянием».
Общая тюремная инструкция 1915 г., раскрывая содержание работы по исправлению заключенных, вменяет в обязанность тюремному персоналу «внушать им правильные понятия о религии, об общих гражданских обязанностях, требующих преданности престолу и отечеству и подчинения существующим законам и властям».4
Идея исправления была отчетливо выражена и в первом российском ИТК 1924 г.
Исполнение наказания есть урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения, выражающегося в комплексе ограничений прав и свобод осужденного.
Для обозначения реализации указанных мер наряду с термином «исполнение» применяется и термин «отбывание» (ч. 2 ст. 1 и ч. 2 ст. 2 УИК). В сущности, указанные термины отражают единый процесс принудительного воздействия на осужденных, но обращены они к различным субъектам: «исполнение» – к учреждениям и органам, которые призваны реализовывать комплекс правоограничений, предусмотренный конкретным видом наказания, а «отбывание» – к осужденным, которые должны соблюдать возложенные на них правоограничения.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 2256;