Распределение вентиляции и перфузии
У спонтанно дышащего пациента в сознании, который находится в латеральном положении, зависимое легкое перфузируется лучше верхнего благодаря эффектам гравитации. Диафрагма на стороне зависимого легкого во время выдоха поднимается выше из-за веса содержимого брюшной полости. В результате она сокращается более эффективно, а потому и вентиляция зависимого легкого также лучше, чем у верхнего легкого. Таким образом, вентиляция и перфузия в обоих легких хорошо соотносятся между собой. Однако у анестезированного пациента функциональная остаточная емкость легких уменьшается, верхнее легкое получает большую вентиляцию, в то время как перфузия остается лучшей в нижнем легком. Аналогично этому, при контролируемой вентиляции верхнее легкое вентилируется в большей степени, так как растяжимость зависимого легкого снижается из-за веса содержимого брюшной полости и средостения. Пер4)узия верхнего легкого может быть больше, чем при спонтанной вентиляции в положении пациента на боку, так как более высокое внутриальвеолярное давление в зависимом легком обусловливает отток крови к верхнему легкому. Тем не менее отмечается увеличение разницы вентиляции/перфузии независимо от того, контролируется вентиляция или нет.
Для улучшения хирургического доступа верхнее легкое может коллабироваться и действовать при этом как источник истинного шунта, поскольку оно получает часть МОС правого желудочка, но не вентилируется. Подлежащее легкое получает основную часть легочного кровотока и полную минутную вентиляцию. Соотношение вентиляции и перфузии вряд ли будет нормальным во всем подлежащем легком, поэтому при коллабировании верхнего легкого общий вычисленный объем внутрилегочного шунта варьирует от 25 до 40%. Парадоксально, но более высокие значения чаще всего определяются у пациентов с нормальными легкими, так как больное легкое (даже в случае его локального повреждения) имеет тенденцию к пониженному кровоснабжению. Во время операции на легких более пораженное легкое находится наверху и подлежащее легкое получает повышенную пропорцию общего легочного кровотока. Напротив, пациент, подвергающийся операции на пищеводе, может иметь здоровые легкие, поэтому внутрилегочный шунт при однолегочной анестезии может быть очень высоким.
Увеличение внутрилегочного шунтирования вызывает снижение напряжения кислорода в артериальной крови. Хотя любая степень гипоксемии не может рассматриваться как безопасная, артериальное парциальное давление кислорода (РаО2) приблизительно в 9 кПа обычно считается вполне приемлемым; это приводиг к кислородному насыщению примерно в 90% случаев. Для достижения такого или более высокого значения РаО2 при однолегочной вентиляции применяется ряд методов. Как правило, рекомендуется первоначальное обеспечение 40% вдыхаемой концентрации кислорода при переходе к однолегочной анестезии. Более высокие концентрации могут потребоваться при наличии клинических или лабораторных (на основании анализа газов крови) признаков гипоксемии. Однако концентрация кислорода выше 60% вряд ли приведет к существенному росту РаО2 и может (неожиданно) увеличить внутрилегочный шунт при снижении нормальной гипоксической вазоконстрикции в плохо вентилируемых областях подлежащего легкого. Хотя кровоток в невентилируемом легком снижается вследствие повышения сосудистого сопротивления, это не наблюдается (в значительной степени) в первые несколько часов после коллапса легкого и большой внутрилегочный шунт сохраняется на протяжении всего периода однолегочной анестезии.
Кровоток через коллабированное легкое может снижаться при ограничении внутриальвеолярного давления, способствуя тем самым кровотоку через подлежащее легкое. Таким образом, положительное давление в конце выдоха, которое, казалось бы, должно улучшать артериальную оксигенацию при повышении ФОЕ в подлежащем легком, может увеличить шунт путем перенаправления крови к невентилируемому легкому. У некоторых пациентов может быть необходимой подача кислорода под небольшим положительным давлением (0,3-0,5 кПа;
3- 5 см вод. ст.) к невентилируемому легкому. Это обеспечивает диффузионную оксигенацию крови, перфузирующей это легкое, и уменьшает артериальную гипоксемию.
Таблица 18.2. Схема однолегочной вентиляции
Поддержание двусторонней вентиляции до вскрытия плевры
Нижнее (зависимое) легкое
FiО2 = 1,0
ДО = 10 мл/кг
ЧД = по Расо2 =~5 кПа (37 мм рт.ст.)
ПДКВ = 0-5 мм рт.ст.
При тяжелой гипоксемии
Проверка положения двухпросветной трубки волоконно-оптическим бронхоскопом
Проверка гемодинамики
Применение постоянного положительного давления для верхнего (независимого) легкого
Применение ПДКВ для нижнего (зависимого) легкого
Прерывистая двусторонняя вентиляция легких
Зажим на легочную артерию как можно быстрее (при пневмонэктомии)
FiО2- фракционная концентрация кислорода;
ДО-дыхательный объем; ЧД- частота дыханий; ПДКВ- положительное давление в конце выдоха.
Ввиду повышения концентрации вдыхаемого кислорода, которое требуется для предупреждения артериальной гипоксемии, следует использовать только 40-60% закись азота. Для обеспечения адекватной анестезии необходимо добавлять летучий агент или в/в анестетик (например, пропофол), а также опиоид. Опиоиды могут вводиться через экстрадуральный катетер для обеспечения интраоперационной аналгезии, хотя для предотвращения осведомленности следует использовать ингаляционный или в/в анестетик в сочетании с закисью азота.
Хотя отношение мертвого пространства к дыхательному объему может уменьшаться в начале однолегочной вентиляции, повышение внутрилегочного шунта приводит к нарушению выведения СО2. В итоге выведение СО2 остается практически без изменений, если дыхательный объем и минутная вентиляция сохраняются на постоянном уровне при переходе к однолегочной вентиляции.
Схема однолегочной вентиляции показана в табл. 18.2.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1138;