Символический иитеракционизм
я отношусь к символическому интеракционизму не как к философской доктрине, а как к концепции эмпирической социальной науки, как к определению пути получения знания о жизни человеческой группы ио человеческом поведении.
Г. Блумер
Возрастание в социологии интереса к проблематике коммуникации актуализировало, в частности, вопросы понимания друг друга при расхождении позиций, определения собственной точки зрения в отношении противоположной и т. п. Это, естественно, обусловливал о ослабление бихевиористской традиции, для которой характерно нигилистическое отношение к исследованию собственно психологических процессов и сведение всего жизненного проявления человека лишь к внешне наблюдаемому поведению (по аналогии с реакциями животных).
В отличие от бихевиористов и фрейдистов формируется «третья сила»- иитеракциоиистское направление, обратившееся к целостному человеческому «Я» И его личностному самоопределению в микросоциальном окружении. Суть заключал ась в том, что поведение человека рассматривалось ссоциально ориентированной позиции как внешнее проявление его внутреннего мира в практической жизни - повседневном межличностном взаимодействии. Интеракционисты считали, что личность, как и общество - другие, является продуктом коммуникации - ролевого взаимодействия (интеракции) между людьми. Само общество рассматривалось как сумма самодовлеющих межличностных взаимодействий «Я» и «Ты», «Я» и «Другие». При этом исходили из того, что самосознание и ценностная ориентация как бы «зеркально» отражают реакции на нее окружающих людей. Отсюда вытекало, что личность воспринимает себя как таковую не прямо и непосредственно, но лишь косвенно - посредством частных точек зрения других индивидов из той же социальной группы как целого. Это обусловливало формирование личности социально-психологическими факторами.
Таким образом, преодолевалась инстинктивистская и организмическая трактовки человека, в частности даваемая фрейдизмом - человеческое «Я» является фатально приговоренным к бессознательным, в основе антисоциальным, побуждениям и влечениям, играющим главенствующую роль в жизни человека. В целом, по оценке интеракционистов, представления о биологических основах индивидуальности, независимом Эго, а также о макросоциальных факторах развития личности иллюзорны и не имеют под собой почвы. Расширение представлений о личности как продукте социального взаимодействия отделяло образ «Я» от природных связей и зависимостей, представляя его как отражение того, как окружающие воспринимали данного человека. Этот взгляд получил широкую поддержку специалистов, он рассматривался в работах по социальному поведению.
Создание основ символического интеракционизма связано с представителями Чикагской школы. 'У. Джеймс разрабатывал концепцию личностного Я, рассматриваемого в контексте самопознания, и гипотезу о двойственной природе интегрального Я (Self)= Я - сознающее [1] + Я - как объект (Ме).
Ч.Кули предложил теорию «зеркального-Я», которое возникает на основе символического общения индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является: это представление индивида о том, что думают о нем другие.
Однако в первую очередь символический интеракционизм связывают с именем Дж. Мида (1864-1931). Его учение было изложено в книге «Сознание, самость и общество», изданной посмертно Г. Блумером, которое последний определил понятием «символический интеракционизм». Концептуальный подход Мида опирался на три основные посылки:
1. Люди реагируют на окружающую среду в зависимости от значений- символов, которыми они наделяют свое окружение.
2. Эти значения (способ связи явления и символа) выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия - интеракции.
3. Эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия.
Разделяя теорию «зеркального Я», Мид считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления есть социальный процесс, происходящий «внутри» индивида. В его рамках как раз и возникают выделенные Джеймсом Я сознающее и Я - как объект. Однако Мид эти две стороны целостности личностного Я трактует по-своему. Он считал, что 1 -это бессознательная, импульсивно неупорядоченная тенденция психической жизни. Любое поведение начинается в качестве импульсивно-реагирующего 1, но далее развивается и заканчивается как Ме - часть общества, ввиду влияния социокультурных факторов.
Ме - это совокупность интернализированных установок других, т. е. его образуют усвоенные человеком значения (установки и ценности). Ме направляет 1 в определенные рамки, и их совокупность образует собственно личностное, интегральное Я (Self). При этом «скрепами» социального порядка выступают субъективно значимые символы: некие референты, соотносимые с элементами социального опыта. Благодаря наличию значимых символов, индивиды «понимают роль другого» во взаимодействии, т. е. они оказываются способными интерпретировать их значение.
В «символическом окружении» акцент делается на смысл и его интерпретацию (смысловое обозначение), которые коммуницирующие субъекты вкладывают во взаимодействие. Поэтому в процессе «стимул - значение- символ - реакция» главной проблематикой является общение и понимание, так как «реакция» зависит от того, как символ будет проинтерпретирован, исходя из личного опыта индивида.
В подходе Мида можно выделить следующие основные положения:
1. Он считает, что групповая жизнь является сущностным условием возникновения сознания человеческих существ, обладающих личностным я.
2. Мир, в целом, является социальным продуктом, который «конструируется» в совокупности процессов социального взаимодействия как актов коммуникации.
3. Социальный мир есть интерсубъективный феномен: он постоянно возникает и становится в процессе межиндивидуальных взаимодействий как взаимной подгонки своего поведения к поведению других.
Таким образом, для символического интеракционизма характерно процессуальное видение социального мира: он представляет собой непрерывный процесс приспособления участниками своего поведения к поведению других на основе понимания субъективных состояний этих других.
Мид исходил из того, что человек усваивает культуру через систему символов, общих для всех членов общества. При этом, совокупность значений составляет символическое содержание сознания и опыта индивидов (интерсубъективно значимые символы).
В качестве символов выступают жесты и язык.
Порождение социального мира начинается с жеста-символа, который в качестве стимула в процессе взаимодействия выступает в роли начального и незавершенного элемента поведенческого действия. Смысл жеста, когда он понятен, становится значимым и вызывает соответствующую реакцию (инстинктивную) другого участника взаимодействия. Например, когда два шофера, объясняя друг другу маневр, говорят одними жестами-символами да междометиями, а смысл им обоим понятен абсолютно. Но жест не имеет социально закрепленного значения, т. е. он локален.
Язык же, как более зрелая форма общения, обладает значительными преимуществами: в терминах значений формируются общие понятия универсалии, оказывающие одинаковое воздействие на различных индивидов. Поэтому овладение языком - это самое существенное в человеке, что делает его социальным существом, так как создает способность обращаться с символами. Если отношение, людей к природе проявляется через труд, то отношение людей друг к другу - через интеракцию, ядром которой является языковая (лингвистическая) коммуникация в повседневной жизни. Это и обусловливает необходимость анализа обыденного языка для проникновения в смысл межличностного взаимодействия, с помощью которого общество объединяет свои структуры. Таким образом, в символическом интеракционизме происходит редуцирование реальности социальных отношений к их речевому аспекту.
С жестом и языком в любой культуре всегда связано какое-либо их значение, проявляемое в практических последствиях - реакциях, которые вызывают данные символы. Сами реакции Мид рассматривает как равные ответу данного индивида на жесты и речь другого в определенном акте интеракции, т. е. символизация предполагает переживания наличия другого. Благодаря использованию значимых символов, вызывающих одну и туже реакцию в «Я» и «ДPУГOM», обеспечивая общность содержания, человек способен предсказывать как поведение другого, так и то, как этот другой предсказывает наше собственное поведение.
Отсюда вытекает основной принцип интеракционизма: индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, но через то, что она предъявляет для других в социальном жизненном пространстве. Это значит, что человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие; он утрачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих.
В ходе более сложного символического взаимодействия с участием многих индивидов учитывается и обобщается мнение группы относительно общего объекта. В результате происходит кристаллизация всех частных установок в единую установку (точку зрения), которая названа Мидом установкой «обобщенного дpyгoгo» (общество в абстрактном понимании). Последний связывает субъект и объект в единство, снимая различия между ними.
Важным моментом концепции Мида является признание того, что по мере трансляции символов индивид передает своему партнеру также и ряд стимулов, отличных от своих собственных. В результате в сознании человека возникает обобщенная оценка индивида другими людьми - Ме, т. е. то, как выглядит в глазах других «Я-как-объeкт». Это позволяет взглянуть на себя глазами другого - «принять роль другого». Стадия принятия роли других является стадией превращения физиологического организма в рефлексивное социальное «Я». Поэтому невозможно существование «Я- вне-Других» - вне контекста социального взаимодействия как символически опосредованной коммуникации.
В частности, Мид объясняет развитие межличностной перспективы у ребенка игрой: сначала он играет один, непосредственно имитируя других, а затем, когда им усвоены правила групповой игры, проигрывая роли участников воображаемого взаимодействия. Ролевая игра дает ему возможность ознакомиться с типом реакций, вызываемых у других его действиями. Проигрываются роли «значимых других» до тех пор, пока ребенок не научится управлять своим поведением. В результате происходит усвоение правил, деталей социального взаимодействия, которое сопровождается развитием образного мышления, речевой деятельности. У ребенка происходит постепенная интериоризациянорм и моделей поведения, социальных санкций, :которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в личностное «Я». Так, по Миду, происходит передача определенной социально значимой информации и познание индивидом множества значений и ценностей, которыми обладают подобные ему. У индивида развивается способность реагировать на самого себя (самопознание), формируется установка на себя, сообразная с отношением к нему окружающих. В этом плане символическое взаимодействие сводится :к процессу «перенимания ролей» других людей, :копирования действий социального партнера. В нем происходит слияние двух моментов: а) ролевого развития – приобретения благодаря ролевому обучению опыта и б) социоэмоционального развития - приобретения способности к межличностным отношениям.
В целом, согласно концепции «символического интеракционизма» Дж. Мида, поведение человека обусловливается структурой его личности, восприятием установок «обобщенного дpyгoгo» и социальной ролью. Анализ «ролей» человека как раз и дает достаточное основание для суждений о личности, поскольку ее внутренняя импульсивная и нормативная противоречивость выражается в любых поведенческих актах. При этом человек для Мида - не изолированное существо («одинокий остров»), а социальное: именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования интегрального Я (Self).
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1262;