Проблема общения
Кризис общения - так можно назвать ту реальную общественную атмосферу, которая сложилась перед и в ходе первой мировой войны. Данная драматическая социальная ситуация лежала в основе экзистенциалистской концепции человеческих отношений: «Другие_ это ад!». Она запечатлевалась и в модернистском искусстве (импрессионизм, кубизм, сюрреализм), рисующем распад человеческих связей «расчеловечивание» людей. Все это актуализировало извечные «проклятые» вопросы: на чем держится общество? что не дает ему распадаться? В какой атмосфере человек может обрести свое истинное бытие?
Практическое здравомыслие подсказывало, что человеческое бытие- это всегда «бытие с другими», с приоритетом таких факторов, как взаимная поддержка, солидарность, общительность и т. п. Данная жажда духовной связи человека с человеком, способы их соединения, вносящие взаимное понимание, становятся центральной проблемой социального познания: общение (коммуникация) как связь с другими и лежащее в его основе взаимопонимание. При этом общение рассматривается как универсальный способ связи и носитель социального содержания (а не как социальное действие М. Вебера), так как оно всегда предполагает наличие более одного субъекта - по меньшей мере сообщающего и принимающего сообщение. Человек не может быть самим собой, не вступая в общение «<бытие человека с человеком»), которое рассматривается как изначальный феномен человеческого бытия. Активное взаимодействие «Я и Ты», «Я и Другие» является определяющим по отношению связей субъекта с физическим объектом. Данное человеческое общение и образует социальную реальность, доминирующую по отношению к отдельному «Я». Отсюда следует" что принцип социального атомизма - человек как «изолированный» (робинзонада) индивид, есть бессмыслица.
Общество - это результат общения совместно действующих индивидов, «понятых» И «услышанных» другими. Данное взаимопонимание является жизненной необходимостью, а закон «взаимной помощи» следует рассматривать как более важный для прогрессивной эволюции, чем «закон взаимной борьбы». Таким образом, социальный мир это всегда мир непрекращающейся коммуникации, где диалог и дискуссии решают все социальные проблемы. Тем самым в общении видится теоретическое и практическое решение проблематики человека и человеческих отношений, социального партнерства как альтернативы революционным преобразованиям.
Парадигмальный поворот от психологического к коммуникативному редукционизму вел и к соответствующей концептуальной переориентации. В психологическом направлении считается, что личностные, социальные качества предполагают исход общения. В коммуникативном подходе все идет в обратном порядке: общение как взаимодействие, единственный способ связи субъектов определяет наш внутренний мир - мотивационный профиль и личностные качества. Данный поворот обусловливается тем, что развитие США как сильнейшей индустриальной страны сопровождается большой социальной мобильностью под знаком демократизации. В общественной жизни разные социальные и профессиональные группы, национальности вступали в интенсивный и тесный контакт в социальном жизненном пространстве - миграция, урбанизация, стандартизация, стереотипизация и т. п. При этом эмпирически обнаруживалось, что данные процессы создавали большие возможности для объединения, взаимопонимания, свободного потока информации: они становились приоритетными для социального развития, способными ломать различные барьеры между людьми - расовые, классовые, национальные, профессиональные и т. п. Внедрение в социальную жизнь технических средств (телефон, телеграф, радио, кино, печать) выступает фактором, усиливающим общение, создающим
условия для сотрудничества и солидарности людей.
В эмпирической социологии обращение к вопросам прикладной коммуникации имело целевую направленность - совершенствование практики социально-организованной деятельности: институты изучения общественного мнения, массовой пропаганды, пабликрилейшнз, рекламные агентства, вы борные кампании, средства массовой коммуникации. Данной проблематике были посвящены работы М. Бубера «Я и Ты»; У. Липмана «Общественное мнение»; Г. Лассуэлла «Теория политической пропаганды»; Дж. Мида «Разум, Я и общество» и др.
Концепция коммуникативного редукционизма принципиально изменяла объект изучения и эксперимента: теперь акцент переносился на исследование способов влияния, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения в рамках малой группы как среды, где развивается природа человека. Исследования в лабораторно-экспериментальных условиях влияний на реакции индивида воздействия других людей осуществлялись в рамках концепции «человека социального», действия которого протекают с ориентацией на других: а) ролевого поведения Дж. Мида; б) «человеческих отношений» Э. Мэйо; в) психодрамотерапии Дж. Морено.
В последующем их конкретные техники и приемы получили широкое использование в научных исследованиях, а также практике бизнеса и управления, образования и воспитания, игрового решения социальных проблем и конфликтов.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 861;