Собирание откровения на протяжении жизни пророка.

Во время своего последнего паломничества, в проповеди, которую пророк произнес перед большим скоплением мусульман, он сказал: «Я оставил с вами нечто, если вы будете твердо на него полагаться, вы никогда не впадете в ошибку – ясное указание, - книгу Аллаха и сунну Его посланника».

Этот совет пророка мусульманам подразумевает, что откровение уже было доступно в виде записанной книги перед его смертью, иначе он должен был бы упомянуть о нем в каких-то других выражениях.

Из других сообщений также, мы можем заключить, что пророк сам заботился о привидении откровения в порядок, когда оно записывалось.

Зайд сообщает: «Обычно мы составляли Коран из маленьких кусочков в присутствии самого посланника. 'Усман сказал, что в последние дни своей жизни, пророк во время получения откровения звал кого-нибудь из тех, кто обычно писал для него, и говорил: «расположите эти айаты в той суре, в которой упоминается то-то и то-то»».

Это указывает не только на то, что откровение было записано при его жизни, но и на то, что пророк сам руководил процессом упорядочивания материала. Согласно некоторым другим сообщениям, также ясно, что этот правильный порядок айатов был хорошо известен сподвижникам пророка, и они были неспособны вмешиваться в него и изменять на свое усмотрение.

«Повествует ибну-з-Зубайр: «Я сказал 'Усману, что этот айат в суре «аль-Бакара»: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным образом. Аллах ведает о том, что вы совершаете…» был заменен другим айатом. Тогда почему ты записал его в Коране»? 'Усман ответил: О сын моего брата, оставь это там, где оно находится, поскольку я не буду ничего перемещать в нем (т.е. в Коране) из его первоначального местоположения».

Подобным образом довольно большое количество сообщений упоминает различные суры по их названиям или зачину. Два примера могут быть достаточны, дабы подтвердить данную точку зрения:

Рассказывает абу-Хурайра: «Пророк часто читал вслух следующее в молитве фаджр (утренней) по пятницам: «Алиф-Лям-Мим. Танзиль…» (Саджда) (32) и «Халь-ата 'аля-ль-инсани…» (ад-Дахр) (76).

Абу-Хурайра сказал: «Божий посланник в обоих рака'атах молитвы, которую совершал перед рассветом, читал вслух: «Скажи о не уверовавшие…» (99) и «Скажи, Он – Аллах, Един (112)»».

Данный порядок, сур в Коране, конечно, был хорошо известен мусульманам, благодаря ежедневным декламациям Корана в молитвах в мечети Пророка и других местах. В конечном счете, в «Сахих» аль-Бухари есть три хадиса, сообщающие нам о том, что ангел Джабраил обычно читал Коран вместе с пророком один раз в год, а в год его смерти он прочитал его с ним дважды. Пророк привык оставаться в и'тикафе (уединение в последние десять дней рамадана с целью усиленного поклонения Аллаху) на десять дней каждый год, а в год своей смерти, он остался в и'тикафе на двадцать дней.

Следовательно, мы можем выделить следующие меры, которые обеспечили собрание Корана в письменной форме при жизни пророка:

- Запись откровения производилась с самого начала пророческого призыва.

- В Мекке и Медине, при пророке находились несколько людей, которые записывали откровение, как только оно ниспосылалось.

- Пророк сам давал инструкции своим писцам относительно того, где должны располагаться вновь ниспосланные айаты, и таким образом установил их порядок.

- Это расположение было хорошо известно мусульманам и строго соблюдалось ими.

- Ангел Джабраиль ежегодно прочитывал весь Коран вместе с Мухаммадом в месяц Рамадан, а в год своей смерти – два раза.

- Существуют многочисленные сообщения подтверждающие факт записи Корана – в форме книги или отдельных свитков, сделанных еще при жизни пророка.

 

Что пророк оставил после себя?

Способ, с помощью которого пророком незадолго до его смерти был оставлен материал откровения, был наиболее подходящим для сподвижников, так как:

- Все части откровения были доступны, как в письменной форме, так и в устной были заучены ими.

-Все части были доступны в виде разрозненных письменных материалов, что делало легким их упорядочивание в правильной последовательности.

- Данный порядок уже зафиксировал расположение айатов внутри сур в письменной форме, а также в памяти сподвижников.

Какой способ систематизации Корана мог бы быть лучше, чем тот, что позволял все иметь под рукой в письменной форме, а также заученным наизусть самими мусульманами, и иметь уже установленные заранее порядок и последовательность, зафиксированные частично в письменной форме, и полностью в памяти людей?

Для этих причин ученый более позднего времени аль-Харис аль-Мухасиби в своей книге «Китаб фахм ас-сунна» дал обобщение первой фазе собирания письменного коранического материала в следующих словах: «Запись Корана не была нововведением. Поскольку пророк часто распоряжался, чтобы Он был записан, но это делалось отдельными частями на кусочках кожи, перьями на лопатках и пальмовых листьях, и когда абу-Бакр ас-Сыддик приказал, чтобы он был переписан из различных мест в одном общем месте, имевшем бы форму свитков. Эти материалы были обнаружены в доме пророка, в котором он разложил по частям свитки Корана и собрал их все вместе, связал веревкой, чтобы ничего из него не было потеряно.

Очевидно, что история коранического текста не может быть сопоставлена с историей других Священных Писаний. В то время книги Ветхого и Нового Завета, например, записывались, редактировались и сведены в единый текст на протяжении долгих периодов времени, иногда столетий, текст же Корана, как только откровение прекратилось, остался в том же виде, в котором дошел до наших дней.

 

Сухуф и Мусхаф.

Оба слова происходят от одного корня сахафа «писать». Слово сухуф также встречается в Коране (87: 19), означая писание или свитки с записями.

Сухуф (ед. - сахифа) означает несвязанные между собой куски письменного материала, такого как бумага, кожа, папирус и др.

Мусхаф (мн. – масахиф) означает собранные сухуф, сведенные воедино в установленном порядке, например сшитые между двух переплетных страниц в один том.

В истории записанного коранического теста, сухуф символизирует свитки, на которых был собран Коран во времена абу-Бакра. На этих свиткахбыл установлен порядок айатов внутри сур, но сами свитки с сурами, все еще оставались в беспорядочном расположении, т.е. не были переплетены в одну книгу.

Мусхаф в данном контексте означает свитки, на которых был собран Коран во времена 'Усмана. Здесь был установлен порядок аятов внутри каждой суры, а также порядок свитков.

Сегодня мусхафом мы также называем любой экземпляр Корана, который имеет установленный порядок аятов, и сур при 'Усмане.

 

Как появились свитки (сухуф)?

Традиция доводит до нас, что в битве при Ямаме (11/633) во время правления абу-Бакра, было убито большое количество мусульман, которые знали Коран наизусть. Отсюда было опасение, что если не будет подготовлен письменный экземпляр Корана, большая часть откровения может быть утеряна.

Нижеследующее – сообщение в «Сахих» аль-Бухари.

Рассказывает Зайд ибн-Сабит аль-Ансари, - один из переписчиков откровения: «Абу-Бакр послал за мной после потерь среди воинов битвы при Ямаме, где было убито большое количество чтецов Корана. Так же 'Умар пришел ко мне и сказал, что люди понесли большие потери в день битвы при Ямаме, и я боюсь, что также возможно будут некоторые потери среди чтецов Корана и в других местах, из-за чего большая часть Корана может быть утеряна, если только ты не соберешь его. И я придерживаюсь мнения, что именно ты должен собрать Коран. Абу-Бакр добавил: «Я сказал 'Умару, как я могу сделать что-то, чего не сделал сам посланник Аллаха?» 'Умар ответил: «Клянусь Аллахом, поистине это полезное дело». Таким образом, 'Умар продолжил свои настоятельные попытки убедить меня принять его предложение, пока Аллах не раскрыл мое сердце для этого и я не согласился с 'Умаром. Зайд ибн-Сабит добавил: «'Умар сидел с абу-Бакром и ничего не говорил, а абу-Бакр сказал: «ты мудрый молодой человек и мы не подозреваем тебя во лжи или в забывчивости, и ты имеешь опыт записи Божественного откровения при посланнике Аллаха. Поэтому обратись к Корану и собери его в одну рукопись». Если бы абу-Бакр приказал мне передвинуть одну из гор со своего места, это не было бы сложнее для меня, чем то, что он повелел мне относительно собирания Корана. Я сказал им обоим: «Как вы смеете делать то, что пророк не совершал»? Абу-Бакр ответил: «Клянусь Аллахом, это благое дело». Итак, я продолжил спорить с ним об этом, пока Аллах не раскрыл мое сердце для этого, как Он уже раскрыл сердца абу-Бакра и 'Умара. Таким образом, я начал располагать коранический материал и переписывать его с пергаментов, лопаток, листьев финиковой пальмы и собирать его из «памяти» людей, которые знали его наизусть. Вместе с Хузаймой я обнаружил два айата суры «ат-Тауба» - (Покаяние), которые я не нашел ни у одного из людей: «К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет наставить вас [на истинный путь]…»» (Коран: 9: 128).

Рукопись, на которой был собран Коран, оставалась у абу-Бакра, пока Аллах не забрал его к Себе, а затем у 'Умара, пока Аллах не забрал его к Себе, и наконец, она оставалась у Хафсы, дочери 'Умара.

Здесь можно выделить следующие шаги, которые привели к появлению свитков (сухуф):

- Зайду было поручено абу-Бакром, собрать Коран.

- Зайд собрал его на основе различных письменных материалов и «памяти» людей.

- Свитки, приготовленные таким образом, хранились у абу-Бакра, затем у 'Умара, затем у Хафсы.

 

«Масахиф» сподвижников.

В литературе по хадисоведению существует большое количество указаний на то, что несколько сподвижников пророка, составили свои собственные письменные коллекции откровения. Наиболее известные среди них – от ибн-Мас'уда, Убай ибн-Ка'ба и Зайда ибн-Сабита.

Список сподвижников, о которых говорится, что они имели свои собственные письменные собрания откровений (какую-то их часть), включает следующих: ибн-Мас'уд, Убай ибн-Ка'б, 'Али ибн-абу-Талиб, ибн-'Аббас, абу-Муса, Хафса, Анас ибн-Малик, 'Умар, Зайд ибн-Сабит, ибну-з-Зубайр, 'Абдуллах ибн-'Амр, 'Аиша, Салим, умму-Салама, 'Убайд ибн-'Умар.

Также известно, что 'Аиша и Хафса располагали своими собственными текстами, написанными после смерти пророка.

Ниже приводится краткое описание некоторых масахиф, которые приписываются сподвижникам пророка. Вся информация основывается на классических источниках.

 

Мусхаф ибн-Мас'уда (ум. 33/ 653).

Он записал мусхаф, в который не были включены 1-я, 113-я и 114-я суры. Ибн-Надим сообщил, что видел экземпляр Корана от ибн-Мас'уда, который не включал в себя «аль-Фатиху» (1-я сура). Расположение других сур также отличалось от порядка текста 'Усмана. Ниже приводится последовательность сур, приписываемая экземпляру ибн-Мас'уда:

2, 4, 3, 7, 6, 10, 9, 16, 11, 12, 17, 21, 23, 26, 37, 33, 28, 24, 8, 19, 29, 30, 36, 25, 22, 13, 34, 35, 14, 38, 47, 31, 35, 40, 43, 41, 46, 45, 44, 48, 57, 59, 32, 50, 65, 49, 67, 64, 63, 62, 61, 72, 71, 58, 60, 66, 55, 53, 51, 52, 54, 69, 56, 68, 79, 70, 73, 74, 83, 80, 76, 75, 77, 78, 81, 82, 88, 87, 92, 89, 85, 84, 96, 90, 93, 94, 86, 100, 107, 101, 98, 91, 95, 104, 105, 106, 102, 97, 110, 108, 109, 111, 112.

Этот список очевидно неполный. Он включает 106 сур, а не 110, как описал ибн-Надим.

В итоге сура «аль-Бакара», которую можно взять в качестве примера, имеет 101 расхождение с мусхафом 'Усмана. Большинство из них касаются написания отдельных букв внутри слов, некоторые также – подбора слов (синонимов), использования частиц и т.д.

Примеры:

Произношение (2:70) у ибн-Мас'уда «аль-Бакира» вместо «аль-Бакара».

Написание (2:19) у ибн-Мас'уда «…кулля ма…» вместо «…кулляма…», а также (2:68), он пишет «…саль…» (обращаться, просить), вместо «уд'у» (помолись).

Допуская, что все это достоверные сообщения, экземпляр ибн-Мас'уда должен был быть составлен им для своего личного пользования и записан до того, как были ниспосланы все 114 сур.

Ибну-н-Надим, живший в Х в. (IV в. по хиджре) также писал: «Я видел большое количество рукописей, которые переписчики записывали, как рукописи ибн-Мас'уда. Два экземпляра Корана не были согласованы, а большинство из них были записаны на плохо изглаженном пергаменте…».

Эта заметка показывает, что вопрос об аутентичности рукописей ибн-Мас'уда требует осторожности в обращении с ними.

 

Мусхаф Убайа ибн-Ка'ба (ум. 29/ 649).

Он составил свой мусхаф, в котором, по сообщениям, были обнаружены две добавленные суры, а также один добавленный айат в одной из сур. Порядок сур отличается, как от экземпляра 'Усмана, так и от экземпляра ибн-Мас'уда.

Ниже, приводится порядок сур в экземпляре, возводимом к Убайу ибн-Ка'бу: 1, 2, 4, 3, 6, 7, 5, 10, 8, 9, 11, 19, 26, 22, 12, 18, 16, 33, 17, 39, 45, 20, 21, 24, 23, 40, 13, 28, 27, 37, 38, 36, 15, 42, 30, 43, 41, 14, 35, 48, 47, 57, 52, 25, 32, 71, 46, 50, 55, 56, 72, 53, 68, 69, 59, 60, 77, 78, 76, 75, 81, 79, 80, 83, 84, 95, 96, 49, 63, 62, 66, 89, 67, 92, 82, 91, 85, 86, 87, 88, 74?, 98?, 61, 93, 94, 101, 102, 65?, 104, 99, 100, 105, ?, 108, 97, 109, 110, 111, 106, 112, 113, 114.

И опять, как в случае с ибн-Мас'удом, этот вышеупомянутый список неполный и не включает все 114 сур Корана.

В итоге у Убайа, имеется 93 расхождения с мусхафом 'Усмана, только в суре «аль-Бакара». Очень часто, его версии схожи с прочтениями ибн-Мас'уда. Например, он пишет в 70-м айате 2-й суры «аль-Бакара», как «аль-Бакыра», также и у ибн-Мас'уда.

 

Мусхаф ибн-'Аббаса (ум. 68/687).

Ибн-'Аббас также составил мусхаф, который, согласно книге «аль-Иткан», включал в себя две дополнительные суры, как и мусхаф Убайа. И такжерасположение сур у него отличалось от других экземпляров. В суре «аль-Бакара», у него в итоге имеется 21 расхождение с мусхафом 'Усмана, некоторые из них идентичны с вариантами ибн-Мас'уда и Убайа, а также других сподвижников.

 

Мусхафы некоторых других сподвижников.

Согласно «аль-Иткану», мусхаф абу-Мусы аль-Аш'ари (ум. 44/664) содержал те же самые сведения, как и мусхаф Убайа.

Есть только одно отличие, в суре «аль-Бакара», о котором известно с его слов, а именно то, что он читал «Ибрахам» вместо «Ибрахим».

У Хафсы (ум. 45/665) было три отличия в той же суре, а у Анаса ибн-Малика (ум. 91/709) их было пять.

Для более подробного пояснения, можно привести несколько примеров. Они были взяты, насколько это было возможно, из часто читаемых сур. Несмотря на то, что, пожалуй, имеются и другие примеры, чтобы пояснить дискуссионные точки зрения. Они могут быть не так легко поняты читателями, мало знакомыми с Кораном.

 

Различие в огласовках:

Как сообщается, ибн-'Аббас в 4-м айате 111-й суры, читал:

«Хамилятун аль-хатаб» вместо «хаммаалята-ль-хатаб»,

Что не может быть выделено на основе ране написанного текста, который не включал ни оглосовки - «харакат», ни алиф.

Различие в написании:

Ибн-'Аббас, как сообщается, записал в 6-м айате 1-й суры, также как и в других местах, слово «ас-сырат», как «ас-сират» (разница в буквах «син» и «сад»).

Некоторые отличия в вариантах синонимов, приписываемых ибн-Мас'уду:

1. в суре «аль-Фатиха» (Коран: 1: 6) у него: «аршид-на», вместо: «ихди-на», а также: «манн», вместо: «аль-лязина»; «гайра» вместо: «гайри».

2. в суре аль-Бакара (Коран: 2: 2) у него: «танзилю-ль-китаби», вместо: «залика-ль-китабу»; в (Коран: 2: 7) у него: «гишватун» вместо: «гишаватун»;в(Коран: 2: 9) у него: «вахда'на» вместо: «вахади'уна»; в (Коран: 2: 14) у него: «би-шайатынихим» вместо: «иля-шайатынихим».

Даже сегодня эти варианты и синонимы имеют место в канонических видах чтения айатов Корана. Они приписываются сподвижникам и обладают некоторой ценностью для нас в том смысле, что они могут служить в качестве «текстовой» формы тафсира. К примеру, согласно некоторым сообщениям слова: «салят аль-вуста» - (средняя молитва) было истолковано и записано Хафсой, Убайем и ибн-'Аббасом, как «салят аль-'аср» (т.е. послеполуденная молитва).

При условии, что сподвижники составляли свои собственные списки откровений только для личного пользования. И не было ничего неправильного в том, если они не строго придерживались порядка сур, который был в самом Коране. В дальнейшем, когда список 'Усмана стал официальной версией Корана, сподвижники приняли порядок этого списка, включая список ибн-Мас'уда (как тафсир), который имел больше всего расхождений с ним.

Также в этих трех экземплярах существовали, как указано, некоторые варианты разночтений, когда какие-то слова произносились и были написаны в слегка измененном варианте и т.д. Однако следует заметить, что варианты разночтений как правило, сообщаются только одним лицом, и изредка двумя или тремя, в то время как вариант, называющийся текстом 'Усмана – мутаватир, т.е. передан достаточно большим количеством людей, чтобы не сомневаться в его аутентичности.

Мусхаф 'Усмана.

Во времена правления 'Усмана ибн-'Аффана, стали очевидными разночтения Корана, и после совещания в близком кругу сподвижников, 'Усман утвердил стандартный список, приготовленный из «сухуф» абу-Бакра, который в то время хранился у Хафсы.

Ниже приводится сообщение, переданное в «Сахих» аль-Бухари:

Как передал Анас ибн-Малик: Хузайфа ибну-ль-Йаман прибыл к 'Усману в то время, когда жители Шама и 'Ирака вели войну с целью завоевания Армении и Азербайджана. Хузайфа опасался их (жителей Шама и 'Ирака) разногласий относительно декламации Корана на различных арабских диалектах, так что он сказал 'Усману: «О, глава правоверных! Спаси этот народ до того, как они отвернутся от Книги Аллаха (Коран), как до этого поступили иудеи и христиане». Так что 'Усман отправил письмо Хафсе, в котором говорилось: «Пришли нам рукописи Корана, чтобы мы могли скомпилировать коранические материалы в безукоризненной форме, и затем мы вернем тебе рукописи». Хафса отправила их 'Усману, после чего, 'Усман велел Зайду ибн-Сабита, 'Абдуллаху ибну-з-Зубайра, Са'иду ибну-л-'Аса и 'Абду-р-Рахману ибн-Хариса ибн-Хишама переписать рукописи в соответствии с точным списком. 'Усман, также поручил трем курайшитам: в случае их несогласия с Зайдом ибн-Сабита по каким–либо вопросам относительно Корана (так как Зайд был из числа ансаров), записывать откровение на курайшитском диалекте, так как Коран изначально был ниспослан на этом диалекте». Они так и поступили, а когда они составили несколько экземпляров, 'Усман вернул оригинальные рукописи Хафсе. 'Усман отослал в каждую мусульманскую провинцию по одному экземпляру из того, что было ими переписано, и приказал, чтобы все остальные коранические материалы, записанные ранее в виде отрывочных рукописей или в виде полных списков, были унечтожены. Зайд ибн-Сабит добавил: «Айат из суры «аль-Ахзаб» был пропущен мною, когда мы переписывали Коран, а я часто слышал, как посланник Аллаха читал его вслух. Итак, мы искали ему подтверждение, и нашли его у Хузаймы ибн-Сабита аль-Ансари». Этот айат: «Среди правоверных есть люди, которые были правдивы в своем согласии с Аллахом…» (Коран: 33: 23).

Главная причина побудившая 'Усмана приступить к редактированию Корана. - Это споры о правильном способе декламации Корана, возникшие среди мусульман, читавших его на разных арабских диалектах.

 








Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1323;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.