Коран и хадисы.
Слово «хадис», лексически означает новость, сообщение или рассказ. В этом общем смысле слово употребляется в Коране. В терминологическом смысле, слово хадис (мн. ахадис) означает сообщения (устные или письменные) о сунне пророка Мухаммада. Хадисы о пророке Мухаммаде сообщают следующие его качества:
- Что он сказал (кауль).
- Что он сделал (фи'ль).
- Что он (молча) одобрил (такрир) из поступков других людей.
Также среди них есть сообщения о нем, т.е. о том, как он выглядел внешне, или каким он был внутренне (сыфат).
Большинство мусульманских ученых согласны с тем, что содержание сунны также является откровением от Аллаха. Поэтому они характеризуют ее содержание также как результат какой-то формы вдохновения. Однако содержание сунны выражено собственными словами и поступками пророка, тогда как в случае с Кораном ангел Джабраил передал его точную форму и содержание пророку, который принял его как откровение и затем сообщил его людям, точно таким же способом, каким получил.
Различие между этими двумя формами ас-Суйутый (следуя за Джувайни) показал следующим способом:
Откровенная речь Аллаха делится на два вида: относительно первого вида, Аллах выражается в Коране, обращаясь к Джабраилу: «Скажи пророку, к которому я посылаю тебя, что Аллах говорит ему сделать то-то и то-то», и Он затем приказывал ему это. Таким образом, Джабраил понял то, что его Господь сказал ему. Затем он снизошел с этим к пророку и сообщил ему то, о чем его Господь сообщил ему, но это выражение не такое же, как если бы король сказал тому, кому он доверяет: «Скажи так-то. Король говорит вам: «прилагайте усилия на его службе и соберите вашу армию для битвы…», и когда посланник идет и говорит: «Король говорит вам: не теряйте силу на моей службе, и не позволяйте армии разобщиться, и призывайте к битве, и т.д». Таким образом, он не солжет и не сократит послание.
Что касается второго вида, Аллах говорит Джабраилу: «Прочитай пророку эту (часть) писания, и Джабраил снизошел с этим к пророку, совсем не изменяя его, как если король издает письменные распоряжения и передает его своему надежному слуге и повелевает ему: «Прочитай это так-то». Ас-Суйутый сказал: «Коран относится ко второму виду, а первый вид – это сунна, и из этого получается, что передача сунны не соответствует значению Корана.
Общепринятыми различиями между Кораном и сунной является нижеследующее:
- Слова или действия человека, а не речь Аллаха, которой является Коран.
- Не обязательно сообщаются в своих точных формулировках, как Коран.
- Не обязательно передавались очень большим количеством людей (тауатур), за исключением некоторых случаев.
Хадис «Кудси».
«Кудси» означает священный, или чистый. Есть несколько сообщений от пророка Мухаммада, где он рассказывает людям, что Аллах сказал (говорит) или сделал (делает), но это сведение не является частью Корана. Так же как и сообщение, называемое хадисом «кудси», напр.:
Абу-Хурайра сообщил, что посланник Аллаха сказал:
«Аллах, Могущественный и Величественный, сказал: если Мой раб хочет встретиться со Мной, то и Я хочу с ним встретиться, а если он не хочет встречи со Мной, то и Я не хочу встречи с ним».
Тогда как общим моментом между хадисом «кудси» и Кораном является то, что оба содержат слова Аллаха, которые были открыты Мухаммаду, главным различием между ними является следующее:
Коран передан в точной, буквальной форме от Аллаха, тогда как форма хадиса «кудси» передана пророком Мухаммадом в смысловом варианте.
- Коран неподражаем и уникален, что не относится к хадису «кудси».
- Коран был передан большим количеством рассказчиков, (тауатур), а хадис и хадис кудси зачастую несколькими людьми или даже одним лицом. Хадисы бывают достоверными (сахих), приемлемыми (хасан) или даже слабыми (да'иф), что может вызывать сомнение, тогда как во всех айатах Корана нет никаких сомнений.
Другой особенностью хадисов «кудси» является то, что они не читаются в молитвах, а чтение Корана уже само по себе является обрядом поклонения.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1740;