НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ НОРМЫ
Где же то понятие "нормы", которое должно прийти на смену рассмотренными отвергнутым нами представлениям? Новая концепция нормы пока находится встадии развития, она еще не обрела своей окончательной формы, не подкрепленанеопровержимыми доказательствами. Однако у нас есть все основания полагать,что мы движемся в верном направлении, что именно наша концепция определитвектор дальнейшего развития системы наук о человеке. Я предполагаю, что уже в недалеком будущем мы получим своего родатеорию психологического здоровья, генерализованную, общевидовую теорию,которую можно будет применить ко всем человеческим существам независимо оттого, какая культура их взрастила, в какую эпоху они живут. Зачатки этойтеории мы обнаруживаем в новом мышлении, постепенно развивающемся иподпитываемом новыми фактами и данными последних исследований. В соответствии с теорией Друкера (113), после прихода христианства вумах людей, населяющих Западную Европу, постоянно присутствовала идея онекой квинтэссенции счастья. Друкер выделяет четыре разновидности этойквинтэссенции, которые одна за другой подчиняли себя все чаяния европейскогочеловека. Каждая их них предполагала свой тип идеального человека, и любой,устремившийся к этому идеалу, рассчитывал обрести свое счастье. В средниевека дорога к счастью пролегала через религиозность, в эпоху Возрожденияидеалом стал мыслящий человек. После того, как Европа встала на путькапиталистического развития, и особенно после распространения марксистскойтеории, место мыслителя занял деловой человек, предприниматель. И наконец,не так давно в странах Западной Европы, и особенно в странах с фашистскойдиктатурой, общественное сознание поработил миф о героическом человеке (илио сверхчеловеке, если говорить языком Ницше). Сегодня уже можно сказать, что ни один из этих рецептов не приблизилчеловека к счастью, все они доказали свою несостоятельность и сегодняуступают место новой концепции, которая только-только зарождается в умахпрогрессивных мыслителей и исследователей, но расцвета которой можно ожидатьуже в ближайшие два десятилетия. Это ѕ концепция психологически здоровогочеловека, гражданина Евпсихеи, концепция "естественного" человека. Янадеюсь, что она окажет столь же могучее влияние на развитие общественногосознания, какое оказали те идеи, о которых писал Друкер. А теперь позвольте мне вкратце, а потому, может быть, излишнекатегорично изложить суть этой постепенно складывающейся концепциипсихологически здорового человека. Во-первых, каждый человек имеет своюсобственную сущностную природу, некий скелет психологической структуры,который надлежит изучать и описывать с той же тщательностью иобстоятельностью, с какой мы изучаем и описываем его анатомию и физиологию;потребности, а также возможности и тенденции развития человека в некоторойстепени детерминированы генетически; каждый человек обладает какобщевидовыми характеристиками, характеристиками, свойственными каждомучеловеческому существу и обнаруживающимися у представителей любой культуры,так и уникальными, индивидуальными характеристиками. Представление опорочности человеческой натуры несправедливо и ошибочно; сущность человекалибо где-то на грани порока и добродетели, либо заведомо хороша. Во-вторых,мы можем говорить о нормальном, здоровом развитии человека в том случае,если имеем дело с человеком, который движется к актуализации заложенных вего природе возможностей, к реализации его индивидуальных потенциалов, счеловеком, который движется по направлению к зрелости, ведомый указаниями,намеками и подсказками его собственной природы, развивается самостийно, а непод воздействием внешних влияний. В-третьих, новые данные дают нам всебольше оснований для того, чтобы заявить: психопатология ѕ это не что иное,как результат отрицания, фрустрации или искажения сущностной природычеловека. Что хорошо для человека? Для человека хорошо все, чтоблагоприятствует развитию его внутренней природы, все, что приближает его ксамоактуализации. Что плохо для человека? Для человека плохо все, чтопрепятствует воплощению его сущностной природы, что фрустрирует и искажаетее. Что следует считать ненормальным, нездоровым? Ненормальным и нездоровымследует считать все, что препятствует самоактуализации человека. Что следуетсчитать психотерапией или личностным ростом? Психотерапией или личностнымростом следует считать любое воздействие любого рода, как внешнее, так ивнутреннее, которое приближает человека к самоактуализации, позволяет емуразвиваться в соответствии с указаниями его собственной природы. На первый взгляд может показаться, что изложенная здесь концепцияпредставляет собой не более чем перепевы изречений Аристотеля и Спинозы.Действительно, нужно признать, что в ней есть некоторое сходство с древнимифилософскими учениями. Однако наше сегодняшнее знание о человеческой природекуда как шире и глубже того знания, которым располагал Аристотель илиСпиноза. Во всяком случае, мы знаем достаточно, чтобы не повторить ошибокэтих философов. Нам известно то, чего не знали древние ученые. Теперь в нашемраспоряжении есть факты, обнаруженные различными школами психоанализа, ѕнезнание именно этих фактов предопределило ошибочность древних учений очеловеческой природе. Благодаря развитию динамической психологии мы большезнаем о мотивации поведения, и особенно о бессознательной мотивации;определенный вклад в развитие теории мотивации внесли также и зоопсихологи.Кроме того, мы знаем гораздо больше древних философов относительнопсихопатологии и психопатогенеза И наконец, мы произвели тщательнейшийанализ феномена психотерапии, мы дискурировали о средствах и целяхпсихотерапевтического воздействия, что также способствовало углублениюнашего знания о человеке. Мы согласны с Аристотелем в том, что человек должен жить в согласии ссобственной природой и в соответствии с ней, но мы не можем не отметить, чтоАристотель мало что знал об истинной природе человека. Ему просто неоткудабыло почерпнуть это знание. Единственный метод, который он мог применить дляизучения человеческой природы, был метод наблюдения. Он наблюдал заокружающими его людьми и на основании этих наблюдений делал выводы о природечеловека. Но методами простого наблюдения невозможно постичь динамическуюприроду человеческого поведения, в этом случае создается иллюзия статичностичеловеческой природы. Единственное, что мог сделать и сделал Аристотель, ѕнарисовать портрет хорошего человека, идеального представителя своеговремени и своей культуры. Если помните, в его концепции идеального обществаи хорошей жизни нашлось место даже рабовладению, корни которого, по егомнению, уходят в природу человека. Раб, по мнению Аристотеля, имеет рабскуюсущность, и потому его счастье состоит в том, чтобы быть рабом. Именно этароковая ошибка Аристотеля доказывает нам невозможность построения концепциихорошего (здорового, нормального) человека на основе одних лишь наблюденийза человеческим поведением.Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 630;