ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМЫ
Прежде чем приступить к исследованию проблемы нормы, считаю нужнымпроанализировать все многообразие специфических, узкопрофессиональныхпопыток описания и определения понятия "норма", попыток, оказавшихсябесплодными. 1. Статистические исследования человеческого поведения отражают реальносуществующее положение дел, но только отражают и не предполагают оценки. Ксчастью, большинство людей, включая статистиков, поддаются искушениювыразить свое отношение к факту. Как правило, все среднестатистическое, всепривычное и знакомое, то, что наиболее распространено в культуре, вызывает унас одобрение. Данные, содержащиеся в "Отчетах Кинзи", посвященныхсексуальному поведению мужчин и женщин, имеют огромную ценность Но докторКинзи, как и большинство прочих исследователей, не смог удержаться отоценок. На основании этих данных он предпринял попытку определить, какиеформы сексуального поведения следует считать нормальными, то естьжелательными, полезными для человека, а какие ѕ патологичными.Среднестатистический представитель западного общества ведет нездоровуюсексуальную жизнь (с психиатрической точки зрения), что в свою очередьнеможет не отразиться на общем уровне его здоровья. Следовательно, сексуальнаяжизнь среднестатистического представителя нашего общества ненормальна.Отсюда следует вывод ѕ понятие средней величины или среднего значения ни вкоем случае не является синонимом понятия "норма". Примером подмены понятия "среднее значение" понятием "норма" являетсясоставленная Гезеллом "Таблица нормального физического развития младенца".Спору нет, эта таблица представляет интерес для ученых и педиатров. Нонельзя забывать, что в ней приведены именно среднестатистические показателидетского развития. Результатом подмены понятий становится тревога тысячматерей, обеспокоенных тем, что их дети начинают пить из чашки или делаютпервые шаги позже, чем положено в соответствии с таблицей. Очевидно, что,установив среднюю величину, мы должны затем задаться вопросом: "Следует лирассматривать среднее как полезное, желательное для человека?" 2. Слишком часто, говоря о "норме", мы имеем в виду следованиетрадициям и конвенциональное поведение. Мы употребляем слово "нормально" длятого, чтобы высказать одобрение привычному ходу вещей. Помню, сколькоразговоров, сколько шума вызывал в свое время вопрос о женском курении.Преподавательница колледжа, в котором я учился в те давние годы, как-то развоскликнула: "Курящая девушка ѕ это ненормально!" (Вы можете мне не верить,но тогда "нормальная" девушка не могла позволить себе прийти на занятия вбрюках или прогуляться по коридору в обнимку с парнем.) На самом деле ученойдаме следовало бы сказать: "Курящая девушка ѕ это необычно", что было быабсолютно справедливо. Но в том-то и дело, что все необычное, нетрадиционноеассоциировалось в ее сознании с понятием патологии, ненормальности. Прошлоне очень много времени, и традиции стали иными. Сегодня восклицание той дамыне может вызвать ничего, кроме улыбки ѕ теперь само ее возмущение можносчесть "ненормальным". 3. Мы знаем, что религия испокон века признавала некоторые традициисвященными, наполняла их высшим, божественным смыслом. Это не что иное, какодна из разновидностей вышеописанной подмены понятия нормы. Многие людисклонны видеть в священных писаниях прямое указание на предписанноеповедение, этакий свод этических норм. Другое дело ученый ѕ при определениипонятия нормы он не обязан принимать в расчет даже этот кладезь традиций, неговоря уже о других, не освященных древностью обычаях и установлениях. 4. То же самое можно сказать и о культуральных стереотипах. Ученый неможет рассматривать их в качестве основания для определения понятия нормы.Культурные стереотипы слишком независимы от того, что мы называем пользой,благом и здоровьем. Огромная заслуга антропологов заключается в том, что онизаставили нас осознать наш этноцентризм. Мы, представители европейскойкультуры, взращены на ее обычаях и условностях, в соответствии с которымимы, например, едим говядину и отказываемся от собачьего мяса, еще донедавних пор видели в этих обычаях и условностях некие абсолютные,общечеловеческие критерии нормы. Но, по мере накопления знания о бытовых икультурных особенностях разных народов, мы избавились от большей частисвойственных нам заблуждений, мы поняли всю опасность этноцентризма. Чтобыговорить обо всем человечестве, нужно иметь некоторые представления офилософской антропологии и познать особенности хотя бы десятка разныхнародов; такой разговор в любом случае требует определенной долиотчужденности от собственной культуры. Только став выше взрастившей наскультуры, мы сможем судить о человеке как о человеке, а не рассматривать еготолько как представителя чуждой нам цивилизации. 5. Широко распространено мнение о том, что человек должен уметьприспосабливаться к окружающим его людям, но и в этом мне видится проявлениеэтноцентризма. Читателю-непрофессионалу может показаться странным тонегодование, которое вызывает у психологов эта, на первый взгляд, здраваямысль. Ведь каждый из нас хочет, чтобы его ребенок умел ладить с людьми,чтобы друзья любили его, восхищались им, чтобы он не был изгоем в своейгруппе. Но мы забываем задать себе вопрос: "Что это за группа?" А если этогруппа нацистов, преступников или наркоманов? Если человек долженприспосабливаться, то к чему и к кому? Чью любовь и чье восхищение нужностремиться завоевать? Именно об этом написал Герберт Уэллс в своем чудесномкоротеньком рассказе "Долина слепцов", он показал, как трудно зрячемуприспособиться к миру слепых. Приспособление означает слепое подчинение стереотипам и требованиямобщества, среды. Но если это больное общество, если это нездоровая среда?Только сейчас мы начинаем понимать, что малолетние правонарушители необязательно дурны, порочны или нездоровы с точки зрения психиатрии.Подростковая преступность и делинквентность зачастую является реакцией наэксплуатацию и социальную несправедливость; ребенок, совершаяправонарушение, тем самым утверждает свое законное биологическое право насправедливость. Приспособление ѕ это пассивный процесс, в процессе приспособлениячеловеку не нужны его индивидуальность, его желания, его воля, порой онипросто мешают приспособлению. В этом смысле идеальную приспособляемость мыобнаружим у барана в стаде или у раба, то есть у тех существ, которые неведают, что такое свобода воли. Идеально приспособившимся человеком можноназвать даже лунатика или умалишенного. Инвайронментализм в его крайних формах подразумевает безграничнуюподатливость человеческой натуры и абсолютную неизменность среды.Инвайронментализм ѕ это философия фатализма, философия status quo, котораяне отражает истинного положения дел. Человеческая природа изменчива, но небезгранично, среда же, напротив, бесконечно изменчива. 6. Совершенно иная традиция определения нормы сложилась в медицине, гдепонятие "нормальный" употребляется как синоним физического здоровья, каксиноним отсутствия органических поражений и дисфункций. Если пациентжалуется, например, на боль в желудке, но в ходе назначенного обследования унего не обнаруживают никаких признаков соматического заболевания, то девятьиз десяти молодых врачей скажут пациенту, что с ним "все нормально", дажеесли того продолжает мучить боль. На самом деле они должны были бы сказать:"Методы, которыми я располагаю, не позволяют мне определить, чем вызваныболезненные ощущения". Только очень опытный врач или врач, имеющий некоторую психологическуюподготовку, способен предположить, что за физической болью скрываетсяпсихологический недуг; от него не так уж часто услышишь пресловутое "всенормально". Действительно, многие психоаналитики заявляют, что нет людейабсолютно нормальных или абсолютно здоровых. В сущности, их заявление чем-тонапоминает поговорку: "Кто не без греха", с которым трудно спорить, но и,согласившись с которым, мы ни на миллиметр не приблизимся к искомомунравственному идеалу.Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 611;