Глава 37. Европейская политико-правовая мысль второй половины 19 в. Социологическое направление и позитивизм в юриспруденции
Вторая половина Х1Х в. в Европе (и прежде всего в Западной) отличается от первой его половины целым рядом характерных черт. Получает свое дальнейшее развитие капиталистическая рыночная экономика, усложняется ее инфраструктура, и одновременно в различных странах утверждаются буржуазно – гражданские (или буржуазно – правовые) порядки. Одновременно набирает ход процессы демократизации, и прежде всего движение за расширение политических и социальных прав личности, за установление всеобщего избирательного права, и оно добивается определенных успехов. В качестве социальной силы утверждает себя пролетариат, создающий собственные профсоюзы, партии, прессу и готовящийся к активному отстаиванию собственных интересов.
В связи с произошедшими изменениями главная линия идеологического и политического противостояния начинает проходить не между сторонниками прежнего феодально-монархического режима и буржуазного строя. Теперь линия «водораздела» разделяет сторонников буржуазного строя и капиталистического уклада с одной стороны, и приверженцев радикальных (в том – числе социалистических и коммунистических) преобразований – с другой. При этом среди сторонников буржуазного уклада не существовало полного идеологического единства, выделялись сторонники либерально – демократических, элитистских, авторитарных и т.п. теорий.
Вместе с тем приверженцы различных направлений политической и правовой мысли Х1Х в. разделяли некоторые общие мировоззренческие установки:
1) Приверженность идее прогресса, которая подразумевала неизбежность и закономерность перехода от низших форм цивилизации к более высоким и совершенным ее формам;
2) Идея рационального устройства (или переустройства) мира, предполагающая способность человека усовершенствовать жизнь общества, его политические и правовые институты;
3) Признание многими политическими и правовыми мыслителями в качестве философской базы своих учений позитивизма - т.е. научной доктрины, стремящейся отбросить всякие метафизические и отвлеченные рассуждения, и строить новое научное знание на основе опытного и экспериментального изучения реальных фактов;
4) В качестве модели для социальных (и в том числе политико-правовых) наук начинают выступать не физико-математические науки, а биология – от нее заимствуются идеи эволюционизма (т.е. эволюционного развития социальных и правовых институтов) и организмы (т.е. представление об обществе не о как искусственно сконструированном механизме, а как о живом и естественно развивающемся организме);
5) Попытки возвысить авторитет иррационализма (учения С.Кьеркегора, Ф.Ницше, А.Шопенгауэра и др.), идей исторического пессимизма, проповедь расизма, культа силы и борьбы (социал-дарвинизм – Л.Гумплович, Х.С.Чемберлен, А.Гобино и др.)
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1353;