Учение Р.Иеринга о праве и государстве.
Одной из самых заметных фигур европейской юриспруденции второй половины Х1Х столетия являлся германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818 – 1892). Широкую известность принесли ему такие труды, как «Дух римского права на различных ступенях его развития»(1852 – 1865), «Цель в праве» (1877 – 1883) и «Борьба за право» (1872). При этом творчество Иеринга неоднородно, и в нем различаются два основных периода. Первый – до середины 50 - ых гг. 19 в., когда он, находясь под влиянием исторической школы права и придерживался установок «юриспруденции понятий», которая предполагала выведение конкретных юридических норм из общих понятий (право, справедливость, долг, ответственность, равенство, и т.п.). Второй начинается с середины 50 - ых гг. 19 в., когда Иеринг приступает к разработке «юриспруденции интересов», отказывается от однозначной опоры на формальную логику при создании правовых норм (поскольку «правоведение – это не математика»), и исходит из того, что источником права являются интересы и ценности людей.
Следуя новым веяниям в европейской науке середины века (возникновение социологии благодаря трудам О.Конта, Г.Спенсера и др.), Иеринг теперь стремится рассматривать право не изолированно и абстрактно, а в контексте современной жизни. Научные интересы Иеринга совпали в этот период с настоятельной общественной потребностью. Образование Германской империи в результате объединения страны, осуществленного канцлером Бисмарком, создало условия для бурного развития промышленности, укрепления экономических позиций капитала. Возрастала роль банков, трестов, синдикатов, картелей, ставящих под контроль основные отрасли экономики. Экономический интерес буржуа требовал своего удовлетворения, а также теоретического обоснования и защиты со стороны государства и права. В результате в учении о государстве и праве начинают доминировать идеи силы, борьбы.
Взгляды Иеринга формируются в то время, когда все большие масштабы приобретает государственное вмешательство в сферу частной деятельности. Необходимость юридически обосновать это вмешательство, придать ему легальную форму, и вызвало к жизни его идеи.
Кроме того, само объединение Германии требовали создания единой национальной системы права, а также модернизации ставших архаичным принципов и норм, на которых строилось право немецких государств до объединения. Иерингу удалось внести заметный вклад в объективно наметившиеся процессы благодаря созданию системы взглядов, которую он назвал «реалистической теории права». Создавая свое учение, Иеринг исходил из философии позитивизма. Он полагал, что в природе действует закон причинности, закон механического свойства, в обществе же действует целевой закон, закон психологического свойства, который гласит: «нет стремления, нет деяния без цели».
Закон причинности, действующий в природе, по Иерингу, не имеет никакой власти над волей. По отношению к природе воля свободна, не подчинена ее законам и обозначается как способность к собственной причинности, существующей независимо от явлений внешнего мира. Воля, по Иерингу, «должна быть признана поистине творческой, т.е. из самой себя зиждущей силой в мире – такова она в Боге, такова она по подобию его в человеке».
Цели человеческого существования Иеринг разделяет на две группы: индивидуальные и общественные. При осуществлении первых личность имеет ввиду исключительно себя: по своей природе это эгоистические цели, направленные на поддержание собственной жизни. Социальная деятельность предполагает следование индивида этическим нормам, а также его сознательное самоотречение во имя блага общества. Признавая основным мотивом человеческой деятельности эгоизм, Иеринг считал, что, достигая эгоистических целей, индивид одновременно результатами своей деятельности способствует удовлетворению потребностей других членов общества и тем самым способствует достижению общественных целей.
Для приведения действий эгоистического индивида в соответствие с целями общества Иеринг предлагает два основных средства: вознаграждение и принуждение (наказание). Вознаграждение осуществляется в сфере гражданского оборота (на основании возмездности услуг, в форме мены и товариществ), наказание – в системе государства.
Основные моменты его политико-правового учения таковы:
1) Цель государства и права – обеспечение спокойного существования общества;
2) Непосредственное назначение права – обеспечение жизни и имущества человека;
3) По своей сущности право подобно организму – его отличают многообразие исторических форм, склонность к росту (т.е. эволюционному изменению) и усложнению;
4) Право должно изучаться подобно организму, с помощью анатомического (структурного) и физиологического (функционального) методов: первый исследует составные части права и их отношение друг к другу, второй – его функции;
5) Источником возникновения права является целеполагающая деятельность человека и общества – т.е. их стремление удовлетворить собственные интересы;
6) При этом творцом права может являться не всякое, а лишь государственно-организованное общество – т.е. фактически единственным источником права выступает сама государственная власть;
7) С точки зрения содержания право представляет собой общественный (но не частною – индивидуальный) интерес, гарантированный силой государства (т.е. принуждением) – предполагающий согласование интересов различных существующих в обществе групп, интересов сильнейшего и слабейшего («Основной идеей государства представляется обеспечение общих интересов против угрожающего им частного интереса»);
8) Одновременно с точки зрения формы право представляет собой сумму норм или общеобязательных правил поведения, принятых в данном обществе;
9) Государство порождает право, обеспечивает его действие, управляет им (т.е. применяет правовые нормы в зависимости от потребностей ситуации). Главный признак государства – способность осуществлять принуждение;
10) При этом оно обязано создавать простор для экономической деятельности индивидов, обеспечивать их правовое равенство, уважать закрепленные за ними политические права, не покушаться на независимость суда и принцип несменяемости судей;
11) В обществе существуют антагонистические классы, и поэтому цель права – не выражение интересов господствующего класса, но создание условий для межклассового компромисса («Право имеет целью существование всего общества»);
12) Несмотря на то, что забота о самосохранении побуждает государство ограничить себя правом (т.е. ввести свою деятельность в определенные правовые рамки), государство имеет право переступать через букву закона в случае, если этого требуют соображения политической эффективности и целесообразности;
13) Право не представляет собой нечто застывшее, и в обществе между инндивидами постоянно протекает «борьба за право» – в которой выражается стремление индивидов и групп стремление закрепить свои интересы и позиции с помощью правовых норм (этого, как правило, добиваются сильнейшие).
Учение Иеринга в целом отражало потребности развития германской буржуазии и вполне соответствовало ее стремлениям создать сильное национальное государство, обеспечивающее условия для успешной экономической деятельности. И неслучайно в этой связи, что Иеринг – сторонник сильной государственности, устанавливающей в обществе порядок и единство. Он приветствовал жесткую систему власти, складывавшуюся в Германии, и одобрял территориальную экспансию, видя в ней признак здоровья нации. В то же время он полагал, что государство должно самоограничиваться правом, что принудительные меры должны носить законный характер и не представлять угрозы для субъективных прав, или юридически защищенных интересов.
В теоретическом плане «реалистическая теория права» Иеринга представляет собой существенный шаг вперед. Ее основное достоинство – в выходе за рамки догматической юриспруденции, в обращении к таким явлениям социальной жизни, как цели и интересы. Новая методология Иеринга прокладывает путь к социологической юриспруденции, возникшей и получившей распространение в начале ХХ века.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 3549;