Неокантианское учение о праве Р.Штаммлера
Следуя традициям неокантианской политико-юридической мысли, построить собственное учение о политике и праве, опираясь на философию, попытался Рудольф Штаммлер (1856 – 1938). Его основные произведения политико-правового характера – «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории», «Учение о правильном праве», «Теория юриспруденции».
Философская основа представлений Штаммлера о праве – неокантианство в версии Марбургской школы (Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер и др.). С точки зрения представителей этого философского направления, человеческое познание представляет собой не что иное, как конструирование предметов и отношений между ними с помощью понятий. При познании окружающего мира в человеческом сознании через рефлексию рождаются понятия, выражающие («схватывающие») сущность вещи, ее основные свойства и характер ее взаимоотношений с другими вещами. Совокупность таких рожденных силой мышления понятий формирует научные, морально – этические и культурные знания, а рефлексия по поводу взаимоотношений людей формулирует принципы, регулирующие их поведение (т.е. право). Сформулированные посредством рассудка и по законам логики правовые нормы упорядочивают межличностные отношения, создают общество как единое целое и закрепляют его институты.
При этом изначально Штаммлер отрицал классические представления о естественном праве как совокупности норм и принципов – неустановленных, надысторичных, вечных и т.д. – противостоящих несовершенному, изменяемому человеком установленному закону. Штаммлер одним из первых в ХХ веке поставил проблему: почему закон есть право? Почему законодатель способен устанавливать не только произвол, но и “правильное”, или “истинное” право? Что такое “истинное право”? Штаммлер видел “позитивность права” не в том, что оно установлено законодателем, но в том, что оно установлено не произвольно, а в соответствии с тем, что считается “правильным”.
Ответ Штаммлера на поставленные вопросы оказался достаточно прост: существует “некий принцип права”, или идея права, или справедливость. Законодатель, когда он формулирует право, стремится руководствоваться этим “принципом”. Именно поэтому он способен находить “правильные” правовые решения. Этот “принцип права” наиболее полно выражается в естественном праве, составляет его суть – именно поэтому следует сделать особым объектом изучения именно его. Именно поэтому Штаммлер одним из первых поставил вопрос о “возрождении” естественного права.
Таким образом, мыслитель объяснял принцип права как чисто формальный, который дает не содержательный критерий оценки законодательства, а “единый формальный метод суждения о праве”. Смысл этого “метода” раскрывается через понятие свободы: право – это “обязывающее хотение”, а правовое общение – это общение “свободно хотящих людей” (при этом хотение не произвольное, но, в сооответствии с “категорическим императивом” И.Канта, уважающее свободу и интересы других людей).
Поскольку Р.Штаммлер разделял основные представления неокантианцев о природе права, это и предопределило характерные особенности его учения:
1) В основе государства лежат не экономические отношения (экономический базис, как на том настаивает марксизм), а право как совокупность формальных норм, создающих определенный социальный порядок, определяющих устройство и назначение социальных институтов, положение человека в обществе и порядок функционирования всех его сфер (экономики, политики, частной жизни);
2) Без права как совокупности регулирующих норм невозможна любая социальная деятельность человека (поскольку именно право создает общество);
3) Право создается для удовлетворения конкретных потребностей человека и должно иметь императивный (т.е. властный, повелительный) характер, не допускающий отклонения от норм закона;
4) Право не является непосредственным продуктом деятельности государственной власти, а вытекает из потребностей общественной жизни (т.е. инициатор его создания – не государство, а общество);
5) Действующее право подразделяется на справедливое (т.е. соответствующее естественным правам и интересам человека) и несправедливое – при этом не существует правовых положений которые бы являлись только справедливыми или однозначно несправедливыми для всех ситуаций;
6) Главным стимулом к развитию права и совершенствованию правовых систем является стремление человека к социальному идеалу и максимально воплощенной справедливости, которые никогда не будут в полной мере достигнуты.
В принципе Штаммлер оставил без ответа вопрос о критериях разграничения права и произвола в конкретном законодательстве. Для него главное – объяснить исторический прогресс права существованием идеальных дозаконтворческих факторов. Поэтому его доктрина – лишь первый шаг к познанию принципов, определяющих правовой характер законодательства, что не позволяет в полной мере осуществлять правовой анализ текущих правовых актов.
При этом несомненная заслуга Штаммлера состоит в том, что он один из первых в условиях господства легистского позитивизма попытался доказать, что правовое начало, лежащее в основе законодательства, не тождественно произволу законодателя и имеет самое непосредственное отношение к понятию права. При этом задача юридической науки – постоянно совершенствоваться в познании этого начала.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 2922;