Буддизм
Определенным ответом на вызов брахманизма стало возникновение буддистской религии, основоположник которой принц Сиддхарта Гаутама (6 в.) поставил под сомнение многие положения Вед и объявил политику низким искусством, в основе которого – эгоизм кшатриев и их стремление к власти. С его точки зрения:
1) Деление на сословия – варны бессмысленно, поскольку каждый человек по своей природе есть брахман (т.е. имеет в себе частицу высшего божества), которая стремится к слиянию с богом – Атманом;
2) Дхамма или дхарма – это не столько строгий закон, сколько определенный порядок вещей в мире. Главное – не поддержание иерархического порядка в обществе, а достижение каждым просветления и освобождения от страданий – Нирваны.
3) Поэтому гораздо большее значение имеет не наказание, а самоограничение и самосовершенствование каждого человека;
4) Люди равны, и имеют равные шансы на освобождение от страданий – сугубо религиозная, но не социальная идея.
Во времена царя Ашоки (268 – 232 гг. до н.э.) буддизм был признан государственной религией Индии.
Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских и рационалистических представлений наблюдается в трактате “Артхашастра”(4 – 3 в. н.э – период расцвета династии Маурьев), автором которой считается Каутилья (или Чанакья), влиятельный советник, министр царя Чандрагупты 1.
В “Артхашастре”подчеркивается значение и божественная природа дхармы, но при этом при этом в самом государственном управлении рекомендуется руководствоваться принципами пользы и эффективности. Именно они, по мнению Каутильи, должны стать основой сильной карающей власти, способствовать сохранению порядка и системы варн (т.е. предвосхищаются прагматизм и имморализм в духе Н.Макиавелли).
В политико – правовой мысли Древнего Китая особую роль играют религиозно – философские учения даосизма, конфунцианства и легизма. При этом политико – правовым учением в собственном смысле этого слова является только легизм, а даосизм и конфуциантство представляют собой т.н. нетеистические религии (религии без Бога), в которых содержатся не только представления наилучшем порядке общественного устройства, но и о космосе, природе и предназначении человека. Общей особеностью этих учений и всей древнекитайской политико – правовой мысли явлются концентрация внимания на проблемах общества, государства и этики – и одновременно равнодушие к религиозно – мистическим исканиям (в отличие от Индии).
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1582;