Глава 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока
Политические и правовые учения в строгом научном смысле появились в ходе длительного существования и развития раннеклассовых обществ и государств. Что вполне объяснимо, поскольку необходимость в них возникла с появлением ггосударственной власти и права, и они требовались власть придержащим для обоснования своего господства и существующего порядка вещей. В процессе их развития они постепенно освобождались от первоначальных мифических представлений, приобретали более рациональную и наукообразную форму (т.е. происходила, говоря словами М.Вебера, разволшебствление мира).
Общие особенности политико – правовых учений Древнего мира, которые мы можем выделить, таковы:
1) Политико – правовая мысль древних народов (египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев) – восходит к мифологии и основывается на мифологических представлениях о месте человека в мире:
а) Космос, в отличие от хаоса, упорядочен присутствием и усилиями богов;
б) Земные порядки (общественные отношения, отношения власти и господства) – часть и одновременно продолжение общемирового космического порядка, а личность правителя – вополощение (эманация) божественной воли;
в) Человек в этих учениях рассматривается не как обособленная, самостоятельная и правоспособная личность, а как составная часть (компонент) космоса, природы и государства, как объект манипуляции со стороны высшей власти;
г) Земные порядки (властные, политические, правовые) рассматриваются как данные свыше неизменные и неподлежащие обсуждению – т.е. миф служит для их оправдания.
д) Правовые нормы (законы) истолковываются как воплощение воли определенного божества или космоса, имеют божетвенный характер и не отделены от моральных норм (т.е. право, правда и справедливость – это одно и то же).
е) Одновременно это божество выступает как покровитель справедливости – например, в Вавилоне в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых выступает бог Шамаш, жестоко карающий все злое, несправедливое и неправое; в зороастризмеих покровителем выступает светлое божество Ормузд (Ахура – Мазда), ведущий постоянную борьбу с богом тьмы Ариманом, - защитник законов и покровитель бедных
Например, в соответствии с мифологическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Маат (мать), а судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Соответствующие по смыслу и обозначающие порядок, закон и справедливость понятия встречаются в других древневосточных религиях: например, в Ригведе - это рита (рта), в древнекитайской мифологии – “дао”, у древних греков – “дике”, и т.д.
Хотя первые своды законов существовали уже в Древнем Египте и Вавилоне (законы Хаммурами), первые более или менее сформулированные политико – правовые теории появляются в Древней Индии и Китае.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 2421;