Брахманизм
Одним из таких учений стала созданная усилиями жрецов - брахманов идеология брахманизма, изложенная в “Ведах”. В этой теории были сформулированы многие идеи о происхождении общества и характере составляющих его сословий. Свое развитие брахманизм получил в последующих памятниках древнеиндийской литературы – “Ведах”, “Упанишадах” и “Законах Ману” (примерно 2 в. до н .э.). Выделим основные общие положения этих учений:
1) В начале мира произошло деление мира на четыре сословия (или варны), каждое из которых было создано из определенной части тела высшего божества Пуруши (мирового тела и духа): из уст – брахманы, из рук – кшатрии (воины), из бедер – вайшьи – торговцы, ремесленники и крестьяне, из ног – шудры(свободные низы, неприкасаемые);
2) Члены всех равноиндийских варн в принципе были свободны, но сами варны были неравноправны: брахманы и кшатрии были господствующими, а ваишьи и шудры – подчиненными;
3) Все варны и их члены должны следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) – т.е. закону, долгу,предназначению и правилу поведения; на ее основе с 6 по 3 в. до н.э. были созданы “Дхармасутры” – кодексы поведения для всех варн;
4) Дхарма брахмана изначально делает его высшим существом, которое занимает высшее место на земле и является владыкой всех существ, владеет всеми благами мира;
5) Царь должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знаниям Вед и искусству управления;
6) Искусство правителя состоит прежде всего в умении своевременно применять наказания (данду – букв. палку, жезл), которое необходимо для поддержания и охранения божественного и общественного порядка. В “Законах Ману” прямо сказано, что “Без наказаний произошел бы хаос, сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле, никто не имел бы собственности и произошло бы перемещение высших и низших. Все варны испортились и произошло бы возмущение народа”.
7) При этом формы и масштабы наказания различаются для высших и низших сословий – и особые привелегии получают брахманы.
На основе этих идей были созданы многочисленные т.н. дхармасутры и джармашастры – правовые сборники, которые создавались различными брахманистскими школами для толкования нюансов этого учения.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1785;