Конфуцианство
Конфуцианство. Его основоположником является Конфуций (Кун – Цзы) 551 – 479 гг. до н.э.). Был чиноником среднего уровня в одном из китайских царств, затем в течение ряда лет странствовал по государствам Восточного Китая. Имел много учеников, в конце жизни создал свою школу. Его основные взгляы изложены в книге “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”), составленной его учениками. На протяжении веков этой книгой пользовались китайские правители и рядовые люди при решении частных семейных проблем, по ней сдавали экзамены будущие чиновники. Своими идеями Конфуций определил многовековые основы жизни китайского общества, и поэтому его возвели в культ и поклоняются.
Кредо Конфуция – обращение к древним традициям как к гарантии благополучной и гармоничной жизни (“Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее”; “Учиться и повторять изученное – разве это не радостно?”).
Главные принципы конфуцианского учения – порядок (следование ритуалу) (ли), добродетель (дэ) и человечность (жэнь), преданность правителю (чжун), долг (и).
Основные идеи конфуцианства:
1) Человек живет не для себя, а для семьи, общества, государства, выполняет по отношению к нему определенные обязанности;
2) Необходимо достижение социальной гармонии – сам Конфуций жил в эпоху “войны царств” и искал пути преодоления этого состояния;
3) Самой лучшей является патриархально – патерналистская модель общества и государства – подданыые (простолюдины, низкие, младшие) должны подчиняться, а правители (высшие, лучшие и старшие) – проявлять о них отеческую заботу;
4) Такая модель будет работать при соблюдении каждым членом общества своего предназначения (идея “возвращения имен”): “Государь должен быть государем, подданый - подданым, отец – отцом, а сын – сыном” (т.е. быть ими не по названию, а на деле);
5) Одновременно на руководящие посты в государстве должны быть выдвинуты т.н. “благородных – мужей” (цзюнь – цзы), каждый из которых точен, справедлив и человечен, почитает старших, справедлив с равными себе и покровительствует младшим (идеальный чиновник);
6) Благо народа является конечной целью любой власти и управления;
7) Мудрый правитель должен хорошо знать, что любят люди (богатство и престиж), и что они ненавидят (бедность и призрение);
8) Рещающую роль в управлении обществом должны играть не формальные законы и наказания, а моральное совершенствование людей и соблюдение ритуала, главным образом связанного с музыкой (ибо ритуал – это основа культуры, социального контроля и правосознания: “Если хочешь узнать, благополучно ли обстоит дело с правлением какой – либо страны и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке”);
9) Также желательно уменьшение различия между богатыми и бедными и отказ от войн (предлагал заменить их культурным проникновением).
Конфуций – один из самых почитаемых китайских мыслителей. Он определил модель управления, которая по сей день действует в Китае и приносит ему стабильность. Также сформулировал “моральный кодекс” для китайского чиновника, в соответствии с которым последний - не эффективный бюрократ, а образованный гуманитарий. Именно отсюда пристекают многовековой застой и коррупция, породившие отставание Китая от европейских обществ вплоть до последней четверти ХХ века.
Моизм
Моизм.Основоположник – Мо Ди (479 – 400 гг. до н.э.) – ученик Конфуция, выходец из слоя мелких собственников, впоследствии создавший собственную школу, которая больше напоминала секту фанатиков. Она представляла собой строгую организацию с абсолютной властью главы (“великого учителя”). Основой воспитания в школе был физический труд послушников, которые вели аскетический образ жизни и пропагандировали идеи Мо Ди.
Главные идейные новшества моизма по сравнению с учением Конфуция – выдвижение положения о том, что благо народа требует выдвинуть на государственные посты способных и достойных, которые могли бы поправить правителя в случае его ошибки, и больший акцент на социальное равенство
Основные положения политической доктрины Мо Ди таковы:
1) Основой социальных отношений должна быть всеобщая и братская любовь (цзянь ай), ибо “небо любит справедливость и ненавидит несправедливость”;
2) Установлению справедливого социального порядка мешают пристрастность и обособленность людей (“Если отсутствует взаимная любовь между людьми, то неприменно возникает взаимная ненависть”);
3) Правители должны побудить своих подданых любить других людей, как самого себя (максима моизма гласит: “Индивидуализм должен быть уничтожен – его следует заменить коллективизмом”);
4) Для этого нужно ослабить привязанность людей к семье и роду, отказаться от музыки и дорогостоящих ритуалов (похорон) – ибо все это отвлекает от общественно полезного труда;
5) Государство является продуктом общественного договора. Люди в догосударственном состоянии не могут договориться между собой, и поэтому учреждают государственную власть, принимающую обязательные решения;
6) Идеальное государство представляет собой жесткую административную структуру, в которой народ расчленен, лишен традиционных семейно – общинных связей и полностью подчинен начальствующим (“Если разобраться, почему в уезде такой порядок, то выясняется, что причина лишь в том, что уездный начальник сумел унифицировать взгляды в уезде”);
7) Для построения идеального государства каждый человек должен лишиться своей индивидуальности.
Таким образом, Мо Ди препарирует просвещенно – эгалитарную и патерналистскую доктрину Конфуция в эгалитарно – социалистическое и тоталитарное по духу учение. По духу его учение скорее напоминает идеи Шан Яна и легистов, но если легисты – прагматики, то Мо Ди – идеалист: требует лишить человека свободы ради высших моральных целей. В его идеях можно увидеть предвосхищение учения Ж. – Ж.Руссо об общественном договоре и “объединенном народе”, также имеющего коллективистски – принудительный характер.
Легизм
Легизм. Основные идеи китайского легизма изложены в трактате 4 в. до н.э “Книга правителя области Шан”. Ряд ее глав написан знаменитым Шан Яном (390 – 338 гг.), который был наместником области Шан во времена циньского правителя Сяо – Гуна. Его теория содержит сильную критику и отрицание многих принципов конфуцианства – ибо Конфуций и Мо Ди пытались повернуть вспять процесс имущественной дифференциации, но патриархальная и тоталитарно – эгалитаристская утопия оказались нереализуемы. В качестве альтернативы им Шан Ян предложил программу реальных реформ. Главное в его учении – идея государства как всеохватывающей машины:
1) Государство – мера всех вещей, самоценный и совершенный институт, ради эффективности которого могут использоваться любые средства;
2) Люди по своей природе дурны и постоянно стремятся нарушать порядок – поэтому в управлении нужно опираться не на добродетель и обычаи, а на законы (фа) и суровые наказания;
3) Законы у Шан Яна предназначены не для ограничения власти правителя и обеспечения прав подданых, а лишь для достижения покорности людей и имеют характер приказа;
4) Когда силен народ – государство слабо, когда сильно государство – слаб и покорен народ; поэтому отношения власти и народа должны строиться по принципу: “Народ трава – правитель ветер”;
5) Для усиления государства необходимо установить с помощью законов единообразие в мыслях, закрыть пути наживы (и побочных занятий), устранить корысть и распущенность – т.е. осуществить унификацию: “Государство, в котором осуществлялась унификация год, будет сильным десять лет; если унификация осуществлялась десять лет – будет сильным столетие”;
6) Для поддержания порядка в обществе и лучшего управления людьми используются следующие средства:
а) материальное стимулирование военных и земледельцев – с целью сделать престижными именно эти занятия – так, ранги знатности и чины следует присваивать только за военные заслуги;
б) уравнение имуществ (“Если есть излишки зерна, то побудите их сдать”);
в) разделение больших семей – взрослым сыновьям запрещается жить вместе с отцом;
г) использование метода наград и наказаний;
7) Большую роль в поддержании порядка имеет принцип коллективной ответственности подданых – люди в масштабах т.н. пяти- и десятидворок должны следить и доносить друг на друга.
Доктрина Шан Яна воплотилась через 100 лет после него в империи Цинь Ши – Хуанди, и закономерно привела ее к крушению. Последующие теоретики легизма стремились дополнить принцип о необходимости наказания положением о важности других методов управления, пересматривали содержание основополагающих понятий конфуцианства и даосизма (дао, ли, недеяние) и др.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 4320;