Аристотель
Дальнейшее развитие и углубение античной политико – правовой мысли связано с творчеством ученика Платона Аристотеля (384 – 322 гг.). Он родился в небольшом эллинском городе Стагире (за что его часто называют Стагиритом), в 17 лет прибыл в г. Афины, где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии. Покинув Афины, в течение ряда лет жил в различных греческих городах – государствах, а затем по приглашению македонского царя Филиппа 2 занимался воспитанием его сына Александра Македонского (340 – 342 гг.). С 355 г. снова в Афинах, где основывает философскую школу Ликей, которой руководит до конца жизни. Многие рабты Аристотеля утеряны, а из оставшихся политико – правовая проблематика развивается в сочинениях «Политика», «Афинская полития», «Этика» и «Риторика».
В своем творчестве Аристотель предпринял попытку создать целостное учение о политике, которая у него тесно была связана с учением о добродетели (этикой) («хороший человек» в «Этике» постепенно трансформировался в «хорошего человека» в «Политике»). При этом под политикой он понимал любые человеческие взаимоотношения в рамках полиса, а под правом – регулирующие их установления. Право подразделяется на условное (законы и всеобщие соглашения) и позитивное (т.е. обычаи и обычное право). Основные моменты политико - правового учения Аристотеля таковы:
1) Человек представляет собой «политическое животное», т.е. коллективным существом, которое реализует свою природу в общении с другими, в рамках полиса и подчиняясь праву (право – «норма политического общения людей»);
2) Политика как искусство управления государством должна быть основана на принципах этики, а ее целью должно являться воплощение в жизнь справедливости и добродетели;
3) Справедливость бывает двух видов: уравнительная и рспределяющая: уравнительная означает определенную долю ответственности каждого в сфере гражданско – правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и др., а распределяющая означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу или взносу того или иного члена общества;
4) Политическая и правовая справедливость возможна только между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному обществу, и она не касается не достигших необходимго духовного и умственного уровня развития рабов и варваров (государство и право – творение исключительно эллинов). Все варвары – неэллины поэтому неспособны к государственной, политической и правовой жизни («Варвар и раб по природе суть понятия тождественные»; у варваров «наблюдается только одна форма общения – общение раба и рабыни»);
5) Поэтому главным участником политики и субъектом правовых отношений может быть только свободный гражданин, т.е. собственник – рабовладелец;
6) Этот субъект политики не подчиняется государству, а является полноправным гражданином, вступающим в отношения с другими гражданами для реализации своих интересов в рамках государства (государство Платона, по Аристотелю, излишне закрепощает человека, является «чрезмерно единым»). Главный признак гражданина – способность участвовать в законосовещательной и судебной власти своего государства;
7) Законодательство – неотъемлимая часть политики. Поэтому искусство законодателя состоит в умении адекватно отражать в законах своеобразие государственного и социального строя, способствовать утверждению справедливости в отношениях между людьми.
Другой важный момент творчества Аристотеля – создание им классификации различных форм правления. Наилучшее государство, согласно философу – легко обозримо (все его граждане должны знать друг друга), с одинаково открытой морю и материку территорией, с достаточно большим количеством рабов.
Метод изучения политики, по Аристотелю, состоит в расчленении государства на составные элементы (группы людей), и требует разбирать отличительные свойства каждого из таких элементов, выявляя их место и роль в государстве. По Аристотелю, богатые, бедные и люди среднего достатка – есть существенные элементы государства, и «в зависимости от перевеса того или иного из этих элементов устанавливается соответствующая форма государственного строя».
При этом, стремясь определить наилучшую форму правления, он исходил не из мифов, как Платон, а изучил реальное устройство 158 греческих городов – государств (основоположник сравнительной политологии). В зависимости от того, правят ли в государстве один человек, небольшая группа людей или все граждане, он выделил три правильных формы правления и три отклонения от них:
1) При правлении одного человека правильная форма правления – монархия (т.е. правление в соответствии со справедливостью и истиной), а искаженная – тирания (т.е. правление по своему произволу);
2) При правлении немногих правильная форма – аристократия (власть в руках наиболее достойных членов общества), а неправильная – олигархия(власть кучки богатых людей);
3) При правлении большинства искаженная форма – демократия (в политике и в обществе преобладает чернь и беднота во главе с демагогами), а правильная – полития (преобладание в обществе среднего класса, члены которого обладают умеренным нравом, и собственностью - умеренной, но достаточной). Эта форма правления является наиболее устойчивой и стабильной, а поэтому – наилучшей.
Значение творчества Аристотеля для истории политической мысли огромно. Его вклад – разработка комплексного учения о государстве, политике и гражданине, о назначении политики и права, создание реалистической теории форм правления (что позволяет считать его с известными оговорками основоположником сравнительной политологии), учения о связи социальной структуры общества и формы правления (что вводит его в ряд классиков политической социологии). И поэтому неслучайно, что взгляды Аристотеля пользовались признанием у средневековых арабских и европейских мыслителей, оказали значительное влияние на политическую мысль Нового времени.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1619;