Религии Восточной и Юго-Восточной Азии: зороастризм, буддизм и конфуцианство.
Зороастризм – религия древних иранцев – сложился в стороне от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно отличался от религиозных систем Месопотамии и Египта. Генетически – зороастризм восходит к древнейшим верованиям индоевропейских народов – тех самых, расселение которых с их гипотетической прародины (районы Причерноморья и Прикаспия) на запад, юг и восток на рубеже III-II и в первой половине II тысячелетия до н. э. дало толчок возникновению ряда древних цивилизаций (древнегреческой, иранской, индийской) и оказало немалое воздействие на развитие других очагов мировой культуры, вплоть до Китая.
На протяжении долгих веков после расселения в каждом из новых регионов, освоенных индоевропейцами, развитие религий шло хотя и на основе единых древнейших представлений, но своим путем. Одним из вариантов этого развития (сравнительно поздним и поэтому уже весьма развитым) и был зороастризм, основы которого зафиксированы в древнейшей священной книге зороастрийцев Авесте.
Зороастризм Авесты – это учение пророка Заратуштры (Зороастра). Зороастр жил и проповедовал сравнительно поздно, в VII-VI вв. до н.э., т. е. был практически современником Лао-цзы, Будды и Конфуция. Несомненно, что зороастризм принадлежит к числу уже достаточно развитых религиозных систем. Центральное место в системе занимает этика, а основанные на ней принципы являются основными критериями.
Суть учения сводится к тому, что все сущее делится на два полярно противоположных лагеря – мир добра и мир зла, силы света и царство тьмы (изначально существуют). Между светлым и темным началами идет непрерывная борьба. В конце жизни борьба завершится. Земля сгорит в огне.
Дуалистическая идея о непримиримости и постоянной борьбе света и тьмы, добра и зла, оказавшаяся в зороастризме в центре внимания, имела огромную социально-этическую направленность. Зороастр как бы обращался к человеку с призывом стать лучше, чище, отдавать все свои усилия и помыслы борьбе с силами тьмы и зла. Люди призывались быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе со всеми, помогать ближнему. Восхвалялись честность и верность, осуждались воровство, злословие, преступления. При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что зло и страдания зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами своего счастья. А для борьбы со злом человеку необходимо прежде всего очиститься, причем не столько даже духом и помыслами, сколько телом.
Физической чистоте зороастризм придавал ритуальное значение. Необходимо было остерегаться всякой нечистоты, в первую очередь трупов. Нечистыми считались также больные, только что родившие женщины и женщины в определенные периоды их жизненного цикла. Всем, им необходимо было пройти специальный обряд очищения.
В процессе очищения важную роль играл огонь, которому зороастризм придавал первостепенное значение, выделяя его из среды остальных стихий. Ритуалы в честь Агура-Мазды совершались не в храмах, а на открытых местах, с пением, вином и обязательно с огнем (огнепоклонники). Почитались не только огонь и другие стихии, но также и некоторые животные – бык, лошадь, собака.
Обрядность напоминает фарисейское стремление совершать все по букве закона. Все представители персидской империи были зороастристами.
Буддизм возник в VI в. до Р.Х. в Северной Индии. Его основателем был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до Р.Х.) сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). Уйдя из дома он начинает строгую аскетическую жизнь и, наконец, достигает пробуждения (бодхи), т.е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда (буквально: Пробужденный), (в других источниках его называют Просветленным).
Центром учения являются четыре истины. Согласно им существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого – это все ведет к страданию (1 истина). Причиной страдания является жажда (стремление к бытию),ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь (2 истина). Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды (3 истина). Путь, ведущий к устранению страданий, и достижению нирваны – восьмеричный путь – заключается в следующем: праведная вера, праведное решение, праведное слово, праведное дело, праведная жизнь, праведное стремление, праведное воспоминание, праведное самоуглубление (4 истина).
Целью буддизма является нирвана, что означает в переводе «угасание», т.е. прекращение бытия, но самоубийство строго запрещено. Дать определение этому понятию почти невозможно по той простой причине, что сам Будда не сформулировал его ясно и, по всей вероятности, сам не знал определения этому состоянию. Наивысшим благом является избавление от кармы и перевоплощений. Сюда включается уничтожение индивидуальности. Нирвана, по-видимому, подразумевает уничтожение души. Особый акцент поставлен на практическую медитацию, поэтому у Будды не было молитвы, а была лишь усиленная тренировка своего нервно-психического, физиологического экстаза.
Будда никогда ничего не говорит о Боге. Его учение носит атеистический характер.
Конфуцианство – это китайское верование (назвать религией нельзя, так как в нем нет ничего от Бога) название по его основателю-Конфуцию (VI-V вв. до н.э.). Конфуций родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии внутреннего кризиса. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека, цзюнь-цзы.
Конфуций задался целью изучить все религиозные священные книги, которые были в то время в Китае. На основании этого он и развил свое учение. Он не писал, а передавал свое учение устно. В его учении важны два направления.
1. В мире существуют два начала – небо и земля. Небо – высшее начало, земля – низшее. Соединение этих двух начал в результате дало все то, что мы видим, в том числе и человека. Но ни слова не говорится о Боге, и вообще учение о Боге у него отсутствует. На вопрос, что будет после смерти: Конфуций отвечал, что он не знает о том, что такое жизнь, то откуда знать, что будет после смерти.
2. Почитание предков, душ усопших имеет в конфуцианстве огромное значение в религиозном плане. Но ничего не говорится о душе, о ее состоянии после смерти. Значит об этом ничего не говорилось в древних китайских книгах, которые были известны в Китае в то время. Культ почитания имел смысл более социально-политический, чем религиозный. Конфуций видел, что благодаря этому можно сохранить единство нации, сохранить силу государства.
Самой сутью конфуцианства, самой сердцевиной является сохранение обычаев. Это основной догмат конфуцианства. Выражается этот догмат в трех принципах:
ЖЕНЬ – гуманность, человечность т.е. принцип отношений между людьми. И кратко он выражается так: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». Напротив, делай только приятное. Однако для настоящего совершенного человека (цзюнь-цзы) одной гуманности было недостаточно. Он должен обладать еще одним важным качеством – чувством долга (И). Чувство долга обусловлено, как правило, знанием и высшими принципами, но не расчетом.
ЛИ – этикет. Это целый церемониал. Это самая драгоценность конфуцианства. Конфуций был уверен, что благодаря этому принципу можно воспитать уважение друг к другу, искоренить злобу. Но несмотря на это он прямо учит о смертной (кровной) мести.
СЯО – это освященное почитание старых и предков(мертвых и живых). Без этого не может быть семейного единства, единства национального, не может быть передачи традиций и т.д.
Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, который в сборнике изречений Конфуция Лунь Юй определяется как человек честный и искренний, прямодушный и бесстрашный, всевидящий и понимающий, внимательный в речах, осторожный в делах. В сомнении он должен справляться, в гневе – обдумывать поступки, в выгодном предприятии заботиться о честности; в юности он должен избегать вожделений, в зрелости – ссор, в старости – скряжничества. Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины.
В нравственном плане не было и слова о любви к врагам. Конфуцианство – это срединность во всем, никаких крайностей, ни в чем, во всем золотая середина.
Конфуцианство нельзя назвать религией. Его цель чисто материалистическая. Оно ничего кроме земного не знает и знать не хочет.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1932;