Греция в крито-микенскую эпоху. «Темные века».
Хронология крито-микенского периода. Историю критской и микенской цивилизаций сложно объединить в одно целое. Материковая Греция во II тыс. до Р. Х. испытывала сильное влияние со стороны более развитой в духовном и интеллектуальном отношениях критской цивилизации, после гибели которой многое восприняла из ее наследия.
История Крита делится на минойские периоды по имени легендарного царя Миноса, правившего на этом острове, а история микенского общества – на элладские по имени мифического родоначальника греков Эллина.
1) Раннеминойский (XXX–XXIII вв. до Р. Х.) = раннеэлладский (XXX–XXI).
2) Среднеминойский (XXII–XVIII) = среднеэлладский (XX–XVII).
3) Позднеминойский (XVII–XII) = позднеэлладский (XVI–XII).
1) Раннеминойский период (XXX–XXIII). Изначальное население Крита принято именовать минойцами, которые создали очень развитую археологическую минойскую культуру. В начале III тысячелетия на Крите, как и во многих частях земного шара, осваивается производство меди, а позднее и бронзы. Со второй половины III тысячелетия на Крите появляются города, а также частная собственность. На Крите начинают править первые цари (басилеи), жившие в городах Кносс, Маллия и Фест.
Раннеэлладский период (XXX–XXI). На территории материковой Греции обитало население, именовавшееся пеласгами. Скорее всего, по этническому составу оно было не индоевропейским, а догреческим.
В конце этого периода в некоторых прибрежных областях возникают укрепленные поселения.
На рубеже III–II тысячелетий в Грецию заселяют пришельцы (примерно с XXI–XX вв. до Р. Х.). С севера, из Придунайских низменностей или из Фессалии, приходят племена, впоследствии названныеахейскими. Пришедшие племена, частью уничтожившие пеласгов, а частью их ассимилировавшие, определенно были греками и непосредственными предшественниками греческого этноса I тысячелетия. Не исключено, что ассимиляция шла постепенно, без резкой экспансии, когда ахейцы постепенно проникали в Грецию.
2) Среднеминойский период (XXII–XVIII). На Крите уже сеют пшеницу. Развиваются садоводство и виноградарство; разводят мелкий рогатый скот, в основном овец и коз.
В ремесле широко применяется гончарный круг, развивается бронзолитейное дело, высокого уровня достигает ювелирное производство. Совершенствуется строительное дело: в Кноссе, Маллии и Фесте строятся крупные сооружения, по которым среднеминойский период обозначается как «период старых дворцов». «Дворцы» являлись центрами, вокруг которых, как и вокруг храмов на Востоке, сосредоточивалась хозяйственная жизнь населения острова. Особенность Крита данного времени состоит в полном отсутствии следов боевых действий. Поселения, несмотря на свою массивность, не были специально укреплены.
Внешние связи Крит в основном осуществлял с Малой Азией и Египтом. В Малой Азии критяне торговали с населением знаменитой Трои и хеттами, а в Восточном Средиземноморье – с Кипром и сирийскими царствами. С Египтом торговые отношения были весьма развитыми: из Крита в Египет, где правила 12 династия (XIX–XVIII вв. до Р. Х.), ввозились лес, расписная посуда и другие вещи. Фараоны присылали на Крит послов и имели на острове свое постоянное представительство.
Среднеэлладский период (XX–XVII). В XVII–XVI вв. до Р. Х. был открыт особый сплав серебра и золота, называемый электром. Обнаружены вещи, изготовленные с помощью токарного станка, который, правда, не был обнаружен археологами.
Наиболее крупными земледельческими поселками становятся Микены и Тиринф, расположенные на Пелопоннесском полуострове в Арголиде. Географические условия – разделенность на мелкие долины – способствовали долгому сохранению независимости различных областей, где существовали отдельные роды, которые не объединялись в отличие от Крита в единое государство.
3) Позднеминойский период (XVII–XII). Около 1700 г. археологически зафиксированы пожаром и разрушение крупных вышеназванных дворцов в Кноссе, Фесте и Маллии. Пожар был связан с землетрясением или внутренними междоусобицами, которые могли совпасть. В прежнем виде «дворцы» перестают существовать. Они отстраиваются заново, поэтому начало позднеминойского времени (XVII–XV вв. до Р. Х.) еще называется периодом «новых дворцов»,когда критские государства переживают максимальный расцвет.
Активно развивается судостроительство – начинается период владычества Крита на море, талассократия. Строятся грузовые и военные корабли (у военных на носу устанавливались тараны). Греческие законодатели последующего времени ссылались на Миноса как на творца самых древних законов Греции. Царь сочетал в себе функции жреца и светского правителя, поэтому критское общество можно назвать теократическим. Имя Миноса носили все представители царской династии.
На Крите строится сеть дорог – один из первых показателей роста производства. Продолжается развитие связей с Египтом и Восточным Средиземноморьем: в Угарите (Сирия) существовало целое поселение критских торговцев.
Крито-микенская письменность. Уже в III тысячелетии до Р. Х. на Крите было зафиксировано рисуночное письмо – пиктография, – позднее эволюционировавшее в идеографическое. С XVIII в. до Р. Х. на основе этой традиции появляется настоящая критская письменность, называемая линейным письмом А. Оно представляло собой слоговую письменность, в которой знак означал слог. Письмо А до сих пор не расшифровано. С XV века появляется другой вид письменности – линейное письмо Б. Письмо Б протогреческое, хотя и содержащее определенное количество доиндоевропейских слов. Один знак, как и в письме А (связь с которым очевидна), означал слог; в конце каждой строки могли стоять идеограммы – схематические рисунки, объяснявшие написанное.
Крито-микенское письмо называют линейным потому, что оно состояло из линий, нанесенных на глиняные таблички.
Гибель критской цивилизации. В середине XV в. на Крите происходит катастрофа. Ее объясняют землетрясением, вызванным мощнейшим извержением вулкана Санторин, находившегося в 110 километрах к северу от Кносса, на острове Фера. Возможно, хотя и сомнительно, этим было вызвано землетрясение на Крите. С другой стороны, извержение могло создать большую волну – цунами, смывшую дворцы. А после бедствия на Крит для грабежа могли прийти ахейцы. К этому происшествию восходит загадка Атлантиды.
После катастрофы Крит уже не оправился. В отличие от предыдущего катаклизма, когда дворцы были отстроены заново, Крит перестает существовать как независимое крупное государство: его эпоха завершается. После разрушения дворцов северо-восточная часть Крита заселяется ахейским населением, перебравшимся с материковой Греции – критская цивилизация, хотя и продолжает свое существование до XII века, тем не менее уже не самостоятельна.
Позднеэлладский период (XVI–XII). К этому периоду формально относятся события знаменитой Троянской войны (1240–1230) и приключения хитроумного царя Итаки Одиссея, описанные в поэмах «Илиада» и «Одиссея» слепого греческого поэта Гомера. Однако в целом гомеровский эпос отражает более позднюю эпоху «темных веков».
В Балканской Греции окончательно оформляется ряд независимых и враждебных по отношению друг к другу государств. Тиринф, Микены, Аргос, в отличие от критских дворцов, были сильно укреплены из расчета на долгую военную осаду, поскольку они постоянно вели междоусобные войны.
В этот период разворачивается активная территориальная экспансия ахейцев, предварившая будущую великую колонизацию. Близость к морю обеспечивала активные внешние связи: идет заселение опустевшего Крита, ряда Кикладских островов.
Гибель микенской цивилизации. В конце XII–XI вв. в Грецию, возможно, происходит военное вторжение с севера (из Южной Иллирии) дорийских племен. С их приходом связано падение ахейских царств и разрушение новых дворцов.
С другой стороны, причиной гибели микенского общества могли стать гражданские войны между городами-цитаделями и их духовное истощение, потому что Ахейская Греция исчерпала свой внутренний потенциал. Греция погрузилась в эпоху «темных веков».
«Темные века» (XI–IX вв. до Р. Х.)
Троянская война. Основными историческими источниками, по которым известен период «Темных веков», являются поэмы греческого писателя Гомера «Илиада» и «Одиссея». С этими произведениями связаны весьма распространенные в античности мифологические сюжеты, в частности, история Троянской войны.
Греческие племена и их диалекты. На границе II–I тысячелетий до Р. Х. происходит переселение дорийцев. Дальнейшее расселение греков можно определить по размещению основных греческих племен со своими языковыми диалектами: дорийцев, ионийцев, ахейцев и эолийцев.
Дорийцы – северо-западные племена – расселялись в основном на территории Пелопоннеса: придя с севера, они осели на юге полуострова, – это основатели будущей Спарты, покорившие местное население и большую часть Крита.
Ионийцы по преданию первыми переселились в Балканскую Грецию, но после вторжения дорийцев часть из них освоила другие земли – центр Эгейского архипелага и острова к западу от Малой Азии
Местные жители Средней Греции, Аттики – ахейцы. Они были оттеснены сюда пришедшими дорийцами.
Последний, четвертый диалект – эолийский. Его носители жили в северо-западной части Малой Азии и на острове Лесбос (Эолиде).
Греческий народ, самоопределившийся к началу I тысячелетия до Р. Х., оформлялся в течение длительного времени из смешения множества племен.
Общая характеристика периода. Эллада в XI–IX вв. до Р. Х. представляла собой достаточно отсталый регион. Несмотря на резкий откат в развитии гомеровского общества, очевидных следов завоевания местного населения пришельцами не обнаружено, и бедствия, постигшие жителей Греции, могли быть следствием внутренних гражданских войн.
Начало I тысячелетия до Р. Х. – эпоха повсеместного распространения железа, с этого времени начинается железный век. Для совершенствования военного дела железо имело революционное значение, поскольку было более прочным материалом, чем бронза.
Заморская торговля затухает, пресекаются крупные связи с дальними областями. Торговля ведется лишь с близлежащими районами. Ограниченность внешнеполитической жизни была еще обусловлена широким распространением пиратства.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1555;