Греческая религия.
Слово «религия» происходит от латинского «соединять», то есть осуществлять связь между Богом и человеком. В любой религии человек в той или иной форме пытается соотнести себя с вечностью. Религию от фетишизма, магии, тотемизма и иных первобытных верований отличает комплекс обязательств человека перед Богом, потому что вера обязывает к определенному поведению.
В Греции не было «церкви» в нашем понимании как совокупности клириков и мирян и как общественного института: греки не различали религиозную и политическую сферы жизни, поскольку государственные и личные интересы граждан совпадали. В классическую эпоху еще не возникло представление об индивидуальных отношениях человека с Богом, поскольку религия носила общественный характер. Собрания начинались с жертвоприношений или с обращения к богам, как и любые важные дела, в силу чего религия постепенно приобретала формалистический характер, когда выработался принцип «ты – мне, я – тебе», то есть чтобы достичь в деле успеха, надо обратиться к богам и отправление религиозного культа – залог исполняемой богом просьбы.
Греческая религия была тесно связана с мифотворчеством, но не отождествлялась с ним. Миф – это «в словах данная чудесная личностная история», в которой не происходит самоутверждения личности в вечности, – в этом коренное отличие мифологии от религии.С другой стороны, мифы не сказки для взрослых, а определенное представление о мироздании, древнейших временах, сверхъестественных силах, окружающих человека, в этом смысле они по своей сути ближе к истории и поэзии.
Мифы были антропоморфными, в них на мир богов проецировался земной мир и людские отношения: боги по-человечески пируют, трудятся, вступают в брак, подвержены страстям, в связи с чем у людей не возникало моральных обязательств перед богами, существование которых ни к чему не обязывало, хотя в ряде случаев небожители и выступали в роли верховных судей,мстителей за злые дела и поборников справедливости.
В эпоху же эллинизма период крушения полиса своим следствием имел обращение людей к царям как к высшим заступникам в земной жизни. Так распространялись царские культы – стержень власти правителей.
В греческой религии отсутствовала четко оформленная каноническая традиция и развитая система теологии. Мифология складывалась в течение длительного периода, начиная с середины II тыс. до Р. Х. Мифы не записывались в то время, когда бытовали устные предания. Как и в случае с гомеровским эпосом, потребность в записи мифов возникла в момент их превращения в волшебную сказку, когда исчезло их живое восприятие и понимание. Первые попытки систематизировать и обобщить их предпринимаются не ранее эллинистической эпохи, то есть с III в. до Р. Х.Поэтому греческие сказания сохранились в достаточно поздней интерпретации. Их систематизация была проведена в двух книгах, относящихся ко II в. н. э., – «Мифологической библиотеке» Аполлодора и «Мифах» Гигина (от классического периода их отделяет семь веков).
В классическую эпоху греческая религия носила общественный характер и еще не было представлений об индивидуальных отношениях человека с богом, в эпоху же эллинизма она приобрелаличностный характер и в этом смысле подготовила почву для распространения христианства.
Священные празднества и игры. Знаменитые Олимпийские игры проводились в Олимпии в честь Зевса. По преданию, они были учреждены в 776 г. до Р. Х., сначала носили местный характер и лишь позднее стали общегреческими. На время игр, проводившихся раз в четыре года, и длившихся пять дней, заключался мир между воюющими государствами. В играх, представлявших собой религиозные празднества, участвовали только полноправные граждане, не виновные в пролитии крови, они состязались в беге, борьбе, кулачном бое, пятиборье и беге на колесницах.
Аналогичные игры проводилисьв честь Посейдона – Истмийские игры, и Немейские – в честь Зевса. Их участники могли состязаться не только в физических упражнениях, но и в чтении стихов, игре на музыкальных инструментах. Идея состязательности была внутренне присуща всей греческой цивилизации.
Среди других важных празднеств выделяются посвященные Афине Палладе, Великие Панафинеи, на которых отправлялся культ богини-девы, считавшейся покровительницей Афин. На Панафинеях устраивались также гимнастические состязания, ночной бег юношей-атлетов с факелами и театральные представления.
Элевсинские мистерии. В Греции имелись праздники мистериального характера.Среди них наибольшую известность получили Элевсинские мистерии, посвященные Деметре и ее дочери Коре, почитавшимся богинями земли и плодородия.
С культом земли увязывались именно тайные служения: земля рассматривалась как источник плодородия и жизни, она же была и последним пристанищем всего живого, могилой – для людей, недаром греки сеяли зерна на местах захоронений близких. Посвященные организовывали священную процессию из Афин в Элевсин (примерно 22 км), достигнув которого участвовали в мимических представлениях, иллюстрировавших легенду. Во время мистерий они имели возможность наблюдать за странствием души в загробном мире и внутренне пережить ее состояние в знак обещания счастливой вечной жизни после смерти. Поскольку в классическую эпоху еще не возникло представления о личном спасении человека, мистерии являли собой обобщенный образ вечной жизни, продолжающейся благодаря не отдельным людям, а роду в целом. Греки почитали Элевсинские мистерии и считали себя обязанными хотя бы раз в жизни принять в них участие.
Дионисии и секта орфиков. Дионисии – аттический праздник, получивший распространение во всей Греции и устраивавшийся в честь бога Диониса, в европейской традиции известного под именем Вакха. Возможно, этот культ пришел в Грецию с Востока, где отправлялся в виде пьяных исступленных оргий. В Греции празднества в его честь не доходили до крайностей и были более сдержанными, а сам Дионис почитался как бог виноградарства и виноделия, особенно в сельских областях.
От культа Диониса берет начало секта орфиков, учение которых сложилось к VI в. до Р. Х. Орфиками посвященные назывались в честь первооснователя секты Орфея, спустившегося в преисподнюю за своей неожиданно умершей женой Эвридикой. По представлениям орфиков, душа, пленница тела, после смерти человека должна пережить серьезные изменения, в частности – вновь пройти испытание земной жизнью. Так возникло учение о переселении душ (ранее доведенное до совершенства в Индии). Его придерживался и знаменитый Пифагор, в школе которого и было разработано новое учение.
Оракулы.В Греции были распространены культы, связанные с оракулами. Оракулом называлось либо святилище, либо место, где обитал бог, и где человек мог получить ответ божества на любые вопросы. Наиболее известными были оракулы Зевса в Додоне и Аполлона в Дельфах. Ответы богов, также называвшиеся оракулами, давались чаще всего посредством гадания. В храме Зевса в Додоне жрицы прорицали по шелесту листьев священного дуба.
С архаической эпохи выдвигается оракул, связанный со святилищем в Дельфах.При нем служили женщины – пифии. Оракул мог давать предсказания только девять раз в году. Для этого жрица производила священное омовение, брала масличную ветвь и отправлялась в пещеру, где садилась на треножник и вдыхала испарения, исходившие из глубокой расщелины, впадала в беспамятство и начинала что-то бормотать; изъяснение ее слов воспринималось как оракул. В таких условиях исключительное значение приобретало толкование, производившееся жрецами. Часто пифии становились орудием политической борьбы, когда при их посредничестве вопрошавшим давались ответы, истолковывавшиеся по-разному.
Оракулы играли большую роль, к ним часто обращались и им верили. Ответы богов, данные на запрос целых городов, хранились в специальных архивах на общественном, административном и религиозном центре городов – акрополе.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1157;