Расцвет греческого театра приходится на период высокой классики и связан с именами трех великих драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида.
В V в. до Р. Х. после трагедий появляется новый драматический жанр – комедия (от греческого «совершать шествие»), также восходящий к дионисийским празднествам, на которых исполнялись шутливые и порой непристойные песни. Крупнейшим комедиографом эпохи высокой классики был Аристофан.
Скульптура. Искусство высокой классики достаточно полно характеризуют слова Солона: «Ничего лишнего». Это и были основные принципы, положенные в основу греческого искусства.
Статуи не были принадлежностью музеев и устанавливались в храмах, на площадях под открытым небом, в многолюдных местах, и прохожие воспринимали их как часть повседневной жизни. Скульптуры обычно раскрашивались яркими красками, соответственно и воспринимались. В эпоху классики портретное искусство не выработалось: в скульптурах внимание уделялось прежде всего пластике тела, а не выражению лица.
Одним из первых крупных скульпторов классической эпохи был Поликлет, написавший особое сочинение – «Канон», в котором попытался выявить основные элементы, из которых состоит человеческое тело, подчинить их определенному числовому соотношению. Поликлет максимально формализовал искусство, ища общезначимые законы пропорций, а статую Дорифора (копьеносца) создал в качестве иллюстрации своего сочинения, обладающей живой пластикой за счет приема, называемого хиазмом,благодаря которому до конца непонятно, движется Дорифор или нет.
Другим известным скульптором V в. был Мирон, художник, в противоположность Поликлету пытавшийся передать напряженное движение (статуя «Дискобола»).
Архитектура.В классическую эпоху разрабатывается принцип ордеров. Ордер в архитектуре – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. В период классики появляется три основных ордера: дорический, ионический и коринфский, которые легли в основу европейской архитектуры XVI–XIX веков. Разница между ними лучше всего иллюстрируется на примере колонн этих ордеров.
Дорическая колонна простая и строгая, покрыта продольными желобками – каннелюрами, ее капитель (венчающая часть) сделана в виде каменной подушки без украшений. Это суровый стиль, в архитектуре его отождествляют с мужским характером и в дорических храмах колонны могли заменяться статуями атлантов. К дорическим относится храм Посейдона в Пестуме (ок. 460 г. до Р. Х.).
В ионическом ордере, возникшем, вероятно, под восточным влиянием, колонны прямые, практически без энтазиса (небольшого утолщения посередине, обязательного для дорических колонн); пропорции сооружений облегчены, им свойственны и легкость, и изящная утонченность. Капители сделаны в форме двух тугих завитков, волют. Ионический ордер в противоположность дорическому соотносили с женским началом –колонны иногда заменялись статуями девушек, кариатид. В таком духе был оформлен один из портиков Эрехтейона, храма, воздвигнутого на месте легендарного спора Афины и Посейдона на афинском акрополе.
В коринфском ордере колонны венчались стилизованными листьями аканфа.
Вершиной зодчества классического периода стал архитектурный комплекс афинского Акрополя, являвшегося одновременно святилищем, укреплением, общественным центром, местом хранения государственной казны, картинной галереи и библиотеки. В архитектуре Акрополя соединены два ордера: ионический и дорический.
Период поздней классики (IV в. до Р.Х.)
История Греции в IV в. до Р.Х. – это история кризиса античного полиса, завершившаяся потерей политической самостоятельности. Из Пелопоннесской войны многие полисы Греции вышли обескровленными, с разоренным сельским хозяйством и ремеслом, нарушенными торговыми связями.
Политический кризис углублялся ликвидацией союзов греческих государств и попытками Спарты уничтожить демократический строй. Непрерывные войны между полисами разорили страну и увеличили число рабов. Представители наиболее реакционных слоев греческих рабовладельцев готовы были пожертвовать демократией и политической свободой во имя защиты своих интересов. После битвы при Херонее в 338 г. до Р.Х. Греция покорилась македонскому царю Филиппу II.
Кризис полиса, междоусобные войны, упадок демократии и, наконец, потеря политической самостоятельности не могли не отразиться на развитии греческой культуры, обнаруживающей в этот период первые признаки упадка. Но в греческом обществе еще живы были могучие силы, способные породить и философию Платона и Аристотеля, скульптурное творчество Лисиппа, и военный гений Александра Македонского.
Наряду с продолжением и развитием традиционных классических форм искусству IV в. до Р.Х., в частности зодчеству, приходилось решать и совершенно новые задачи. Искусство впервые начало служить эстетическим потребностям и интересам частного человека, а не полиса в целом; появились и произведения, утверждавшие монархические принципы. На протяжении всего IV в. до Р.Х. постоянно усиливался процесс отхода ряда представителей греческого искусства от идеалов народности и героики V в. до Р.Х..
Большое влияние на развитие культуры оказал завершавшийся в IV в. до Р.Х. кризис наивно-фантастической системы мифологических представлений, далекие предвестия которого уже можно увидеть в V в. до Р.Х. Но в V в. до Р.Х. народная художественная фантазия все еще черпала материал для своих возвышенных этических и эстетических представлений в искони знакомых и близких народу мифологических сказаниях и верованиях (Эсхил, Софокл, Фидий и др.). В IV в.же веке художника все более интересовали такие стороны бытия человека, которые не укладывались в мифологические образы и представления прошлого. Художники стремились выразить в своих произведениях и внутренние противоречивые переживания, и порывы страсти, и утонченность и проникновенность душевной жизни человека.
В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры – драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.
В целом культура данного периода, на которую существенно повлияли изменения произошедшие в обществе, расценивается исследователями как время принципиальных сдвигов, интенсивных поисков, зарождения тенденций, получивших свое завершение в эпоху эллинизма.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1119;