Афинская демократия в V в. до Р. X.
Середина V в. – расцвет демократического государственного устройства в Афинах и многих других полисах. В его основе лежали изложенные Аристотелем принципы: цель граждан – создание наилучших условий для материальной и духовной жизни, средство для достижения цели – умение властвовать и подчиняться. В число граждан входила лишь половина населения Афин, в лучшие времена около 30–40 тыс. человек, несвободные люди, женщины, дети, рабы составляли примерно то же количество, поэтому демократия предназначалась только для избранных.
Полноправным гражданином в середине V в. считался человек старше 18 лет, у которого мать и отец являлись афинянами, то есть были внесены в гражданские списки. Он обладал правами на личную свободу, на владение участком земли, службу в ополчении, участие в государственных делах – из этих компонентов складывался образ полноправного афинского гражданина.
Высшим государственным органом в Афинах являлось народное собрание – экклесия. На нем лежали две основные функции: избрание должностных лиц и утверждение законов – участники экклесии решали, кто и по каким законам будет управлять Афинами. На собрании принимались наиболее важные постановления о мире и войне, связанные с продовольственным снабжением города, утверждались бюджет государства и решения об изгнании неугодных. Собиралось оно примерно один раз в девять дней. Каждый гражданин мог выступать на собрании, т.е. любой участник экклесии имел право внести свой законопроект. Порой собирались не все граждане, так как не было понятия кворума: афинское государство охватывало большой регион и люди из отдаленных областей не имели возможности часто ездить в Афины. Кроме того, для работающего на земельном участке и обеспечивающего семью было довольно напряженно выбираться в Афины раз в девять дней. Поэтому позднее, с IV в., за посещение народного собрания для возмещения наносимого убытка была введена плата. При названных условиях государственными делами могли заниматься лишь люди состоятельные, обладавшие свободным временем, поэтому в высших слоях возникает презрительное отношение к физическому труду, какого не было в гомеровскую эпоху.
В Афинах имелся суд присяжных (гелиея),состоявший из невероятного количества людей – примерно шести тысяч, распределенных по десяти палатам из шестисот человек. Такое большое число назначалось во избежание воздействия на суд, который подкупить оказывалось невозможным. Суд разбирал тяжбы между гражданами, но системы защиты и обвинения не существовало, и гражданин обвинял или защищался самостоятельно. Для этого он или кто-то по его заказу заранее составлял речь, которую выучивал наизусть и произносил в суде. В зависимости от убедительности выдвигавшихся аргументов присяжные выносили решение.
Следующий институт афинской демократии – совет пятисот, рабочий орган народного собрания. По жребию в него избиралось пятьсот человек из граждан всех разрядов, введенных еще Солоном, сроком на один год. Совет осуществлял подготовку и организацию работы народных собраний между его созывами:составлял проекты законов, повестки дня и т. д. Члены совета получали жалование.
В структуре государственного управления Афин существовало не демократическое учреждение – ареопаг, названный так по месту своего расположения на холме бога войны Ареса. В его состав входили назначенные пожизненно граждане из аристократических семей (до 70 человек), занимавшиеся уголовными делами и религиозными преступлениями. Члены ареопага наблюдали за воспитанием юношества и сохранением добрых нравов. Свое существенное влияние на ход политических дел ареопаг утратил после реформы Эфиальта(462), лишившего это учреждение права утверждать рекомендованные народным собранием законы и судить за преступления должностных лиц.
В Афинах имелась развитая система магистратур, то есть иерархия должностных лиц. Наиболее влиятельными из них были архонты и стратеги. Архонты занимались делами, связанными с городским благоустройством, религиозными церемониями, судебными и военно-административными делами.
Ни одна из магистратур не была единоличной: во избежание собирания власти в руках одного человека создавались коллегии магистратов – например, девяти архонтов, – поскольку возобновления тирании очень боялись. Архонты к середине V в. утратили былое значение в связи с выдвижением стратегов, организаторов войска, возглавлявших военные экспедиции. Фактически они играли ведущую роль в афинском государстве. Стратеги избирались в коллегию (10 человек) посредством поднятия рук (хиротония) и могли сколь угодно переизбираться, поскольку, в отличие от других должностных лиц, не отчитывались перед народным собранием.
Высшими магистратами в основном становились люди обеспеченные, как правило, из аристократических семейств, обладавшие достаточным количеством свободного времени и способные понести расходы (литургии), связанные с занимаемой должностью: в ряде случаев высшие магистраты из своего кармана оплачивали общественные мероприятия, связанные со строительством, проведением религиозных празднеств и т. д. Согласно законодательству Солона, низшим магистратом не мог стать человек, входивший в разряд фетов, а высшим должностным лицом (архонтом, стратегом) мог быть только «пятисотник». Впрочем, это правило уже ко времени Перикла соблюдалось нечасто.
Впрочем, богатые и знатные люди не играли решающей роли в политической жизни афинского государства, потому что главной фигурой в Афинах периода расцвета демократии являлся гражданин средней руки. Демократия– правление средних слоев, то есть основной массы гражданского населения. Должностных злоупотреблений удавалось избежать за счет того, что часть магистратур, занимаемых не вполне обеспеченными людьми (например, члены гелиеи), оплачивалась.
Демократическая система формировалась долгое время, начиная с эпохи Солона. Важным этапом в ее становлении были реформы Клисфена (509–500). Клисфен ввел территориальное деление Аттики, упразднив родовое, – важный принцип для становления любого государства. Кандидаты на руководящие должности отныне избирались от административных округов. Он создал Совет пятисот и ввел такую меру, как остракизм,когда из государства на десять лет изгонялся человек, способный подорвать устои демократии. Изгнанника не казнили и его имущество не конфисковывалось, потому что остракизм являлся мерой для устранения влияния, его название происходит от слова «острака» – черепок, на котором члены собрания писали имя изгонявшегося, для чего требовалось не менее шести тысяч голосов – единственное введение кворума в практике афинской демократии. Афиняне часто проявляли страх перед властью одного человека, поэтому большинство видных и достойных граждан стало жертвами остракизма. Реально он стал применяться после Марафонского сражения (490) и вскоре стал орудием борьбы для устранения политических противников, что афиняне позднее осознали и в 417 г., во время Пелопоннесской войны, остракизм упразднили.
Окончательное оформление демократическая система получает при Перикле,переизбиравшемся афинским стратегом с 444 по 429 г. При нем происходит небывалый культурный и экономический расцвет Афин. Сам Перикл говорил: «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим».
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1383;